УРАГАН ПО ИМЕНИ «ГРЕТА»

0
347

Одним из наиболее запоминающихся событий минувшего года является неожиданный взрыв активности защитников окружающей среды, захлестнувший значительную часть планеты и инициированный шведской школьницей, имени которой еще недавно никто не знал. Теперь же она – мировая звезда первой величины. Возможно ли, чтобы девочка-подросток смогла бы самостоятельно поднять такую мощную эковолну? В этом есть большие сомнения.

16-летняя шведская школьница и экологический активист Грета Тунберг уже претендует на Нобелевскую премию мира и фигурирует в списке «самых влиятельных женщин мира». Свой путь в Большую Политику она начала еще в 12 лет, отказавшись есть мясное и выиграв приз шведской газеты Svenska Dagbladet, опубликовав резкое эссе об изменении климата. В 15 лет она встала возле шведского риксдага (парламента) с плакатом «Школьная забастовка за климат», призывая к незамедлительным действиям по борьбе с изменением климата в соответствии с Парижским соглашением. Свой пост возле риксдага она занимала каждую пятницу, вместо того, чтобы в этот день посещать школу. Эта история стала так популярна в шведских СМИ, что в итоге к Грете и ее пятничным забастовкам стали присоединяться сотни учеников по всей стране, они устраивали пикеты, требуя положить конец изменению климата, снизить выбросы парниковых газов, закрыть угольные и атомные электростанции. Свое движение школьники окрестили «Пятницы во имя будущего». Постепенно школьные стачки становятся популярными по всей Европе, затем по всему миру, а в начале 2019-го 224 ученых подписали письмо в поддержку движения Греты. Она совсем забрасывает учебу, ездит с одного экологического митинга на другой, встречается с экс-президентом США Бараком Обамой, знаменитым киноактером и бывшим губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером, Папой Римским и многими другими известными всему миру личностями.
В мае минувшего года Грета встретилась с генсеком ООН Антониу Гутерришем. В июле в присутствии ветеранов высадки в Нормандии во время Второй мировой войны Грета получила французскую «Премию Свободы». В сентябре она пришла к пику своей карьеры на данный момент – выступила с речью на Генеральной Ассамблее ООН. Атлантический океан Грета пересекала за 14 дней на экологически безвредной
парусной яхте «Мalizia II», предоставленной князем Монако, а весь мир чуть ли не в прямом эфире следил, как к Нью-Йорку приближается настоящий ураган в лице шведской школьницы.
В Нью-Йорк Грета Тунберг отправилась на яхте, потому что в знак протеста против загрязнения окружающей среды вообще отказалась пользоваться самолетами, а парусная яхта – экологически безвредное транспортное средство. Правда, судно стоит 4 миллиона евро, на один трансатлантический переход требуется 40 тысяч евро, а корпус яхты сделан из карбона (разновидности нефти – притом, что Грета выступает против добычи черного золота: неэкологично!). Сопровождал Грету владелец «Мalizia II» – 32-летний миллионер Пьер Казираги, внук князя Монако Ренье III и супруг голливудской актрисы Грейс Келли. Позади следовал (не под парусами – на экологически вредном дизеле) корабль с журналистами. А моряки, перегонявшие судно через Атлантику, затем вернулись домой на опять-таки экологически вредном самолете.
Выступив на Генассамблее ООН, Грета бросила в лицо мировым политикам: «Вы украли мое детство. Люди страдают. Люди умирают. Экосистема Земли коллапсирует. Мы на пороге массового вымирания». Зал разразился аплодисментами. Сегодня в движении Fridays For Future («Пятницы во имя будущего»), которое выросло из пятничных забастовок Греты Тунберг, активно участвует более двух миллионов человек.
Одна из первых крупных акций Греты за пределами Швеции состоялась в Брюсселе 27 января прошлого года – протестовать «за климат» вышли 75 тысяч школьников, обрадовавшихся возможности пропустить занятия под благородным предлогом. Министр экологии Бельгии Жоке Шовигле попробовала им робко возразить: «Эти школьники – просто прогульщики. У меня есть данные спецслужб, что это больше, чем просто спонтанные акции». Разразился скандал, представители бельгийских спецслужб заявили, что никаких таких сведений у них нет, и 5 февраля министр… была вынуждена уйти в отставку.
Европейские СМИ совсем не случайно объявляют Грету «самым влиятельным человеком современности» – сегодня ни один политик не рискнет бросить камень в адрес Греты Тунберг и ее экодвижения; расписываться в приверженности к экодвижению ныне – признак хорошего тона. Любой западный политический деятель, который сегодня рискнет не то что выступить против, но просто не поддержать экодвижение может считать себя политическим трупом. Это настоящий экотеррор. Перед шведской школьницей с ее экоповесткой капитулируют самые серьезные политические структуры. Так, в Германии в мае прошлого года на выборах в Европарламент Партия зеленых показала сенсационный результат: 20,5% голосов, вдвое больше, чем на прошлых выборах. Так уж совпало, что об «эко-Грете» вещали из каждого утюга, а зеленые выступали ровно с той же повесткой. Прежде самой быстрорастущей партией ФРГ была «Альтернатива для Германии», выступающая против нелегальной миграции и за отмену антироссийских санкций. А тут очень удачно этот правый популизм перебивается другим популизмом – зеленым. Миграцию зеленые поддерживают, а нефтедобычу или строительство АЭС – нет. В результате всех этих пертурбаций правительство Германии решило потратить на борьбу с глобальным потеплением 54 млрд евро при доходной части казны в 354 миллиарда.
Разумеется, не остались в стороне и родители Греты – опытные шоумены. Отец Сванте Тунберг – профессиональный актер. Мать Малена Эрнман – оперная певица. На книге-бестселлере «Эпизоды из сердца» с мемуарами Греты родители заработали сотни тысяч евро. Эту книгу девочка писала не сама (хотя ее имя и стоит на обложке). Теперь Сванте и Малена добавили к старому тексту еще 80 страниц и готовят переиздание.
Конечно, борьба с загрязнением окружающей среды – дело важное и благородное. Но вот что настораживает. Разнообразных промышленных отходов, загрязняющих окружающую среду, очень много. Однако движение Fridays For Future, инициированное Гретой Тунберг, протестует почему-то только против одного из них – против выбросов углекислого газа в атмосферу, оставляя все другие виды загрязнений без внимания, хотя именно они наносят окружающей среде несравнимо больший ущерб. Логика тут проста. Углекислый газ накапливается в атмосфере и тем самым усиливает так называемый парниковый эффект. А усиление парникового эффекта ведет к глобальному потеплению, что сейчас ощущается во всем мире. С глобальным потеплением надо бороться, климат планеты надо спасать. А это значит, следует резко сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. То есть позакрывать угольные электростанции, сократить использование двигателей внутреннего сгорания, закрыть промышленные производства, активно выбрасывающие углекислый газ и т. д.
Ситуация напоминает ту, какая была не так давно, когда был поднят всемирный шум по поводу «озоновых дыр». Напомним.
В свое время Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) сообщила, что озоновый слой над Арктикой уменьшился на рекордные 40% и виновато в этом неразумное человечество. В докладе ВМО отмечалось, что озоновый слой над Арктическим регионом уменьшается почти каждую зиму, но в предыдущие годы слой становился тоньше не более чем на 30%, а за зимний период 2010/2011 года снижение составило рекордные 40%. Авторы доклада обвиняли в этом, во-первых, используемые в быту химические соединения и, во-вторых, необычайно низкие зимние температуры в стратосфере. В результате над Антарктидой образовалась так называемая «озоновая дыра», то есть область с пониженной концентрацией озона. А через эту «дыру» на Землю обрушиваются убийственные потоки ультрафиолетового излучения, которые грозят уничтожить все живое. С «дырой» надо бороться.
Вскоре нашли и «виновника» разрушения озонового слоя, защищающего Землю от ультрафиолета. Большинство образующихся в результате человеческой деятельности веществ не в состоянии «добраться» до стратосферы и разлагаются еще в нижних слоях атмосферы. И только чрезвычайно инертные соединения углерода с хлором и фтором – фреоны достигают озонового слоя и подвергаются воздействию этого высокоактивного окислителя. Озон в результате таких реакций превращается в обычный кислород, не задерживающий вредный ультрафиолет. Фреоны представляют собой действительно очень инертные соединения, поэтому являются идеальными наполнителями для аэрозольных баллончиков и хладагентами в холодильных устройствах. Изучение этих соединений проводилось еще с начала 70-х годов прошлого века, а после сообщений об «озоновой дыре» химики довольно быстро разобрались в особенностях реакции фреонов с озоном, названным циклом Молина. За эту работу в 1995 году трое ученых получили Нобелевскую премию – несомненно, под влиянием озонной истерии, поскольку сама работа ничего выдающегося с научной точки зрения не представляет. Еще до признания заслуг этих ученых в 1989 году почти 200 стран-членов ООН подписали Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, и взяли на себя обязательство сначала сократить, а потом и вовсе отказаться от употребления фреонов, обвиненных в общемировом геноциде. И со временем производство этих веществ во многих странах было действительно свернуто, а в холодильниках используют фторуглероды.
На самом деле оказалось, что виноваты не сами фреоны, а содержащийся в них хлор. Соединения углерода только с фтором (фторуглероды) безвредны. Но когда это выяснилось, сразу же возник вопрос: а являются ли пресловутые фреоны единственным источником хлора? Ответ был известен давным-давно: при извержении лишь одного среднего вулкана (а они происходят каждый год) выделяется во много раз больше хлора, чем можно набрызгать из баллончиков всего мира. Что же касается «дыры», которой тогда стращали человечество, то она постоянно то образуется, то пропадает, так было всегда, и никому навредить не может. Поэтому опасность от озоновых дыр – это чистый блеф. Но как был использован этот блеф людьми, раздувавшими его?
Вице-президент США при Билле Клинтоне Альберт Гор баллотировался на пост президента страны в 2001 году. Финансировал его кампанию, вплоть до его поражения на выборах от Буша-младшего, Эдгар Бронфман, с 80-х годов контролирующий компанию Du Pont. Этот человек извлек из искусственно созданной озоновой проблемы 10 миллиардов долларов. До запрета фреонов хладагенты для холодильной промышленности стоили 1 доллар за килограмм. После Монреальского протокола эта корпорация разработала озонобезопасные хладагенты по цене 5 долларов за килограмм, которые теперь производят лишь 3 химических гиганта. Остальные конкуренты оказались за бортом. Вот и вся озоновая проблема.
Но и сам Альберт Гор оказался парень не промах. В 2003 году он основал в Чикаго, так называемую карбоновую биржу – торговал квотами на выброс парниковых газов. Официально, под крышей правительства США и ООН. Правовая база – принятый 5-ю годами ранее Киотский протокол, где прописан порядок торговли квотами. Схема проста. У тебя есть предприятие, которое работает не в полную силу, а значит, выбрасывает меньше углекислого газа, чем могло бы. Можно продать излишнюю квоту другим дельцам, которые хотят расширить производство. Где продать? На «карбоновой бирже» Гора, ведь его поддерживает ООН… К 2010 году бизнес бывшего вице-президента по-тихому прикрыли. Зато личное состояние Гора за 7 лет работы биржи возросло с $ 2 млн до
$ 100 млн. А сейчас есть даже совместная фотография Греты Тунберг с этим автором одной из главных климатических афер прошлого десятилетия.
Что касается самой Греты, накануне ее исторического выступления на Генассамблее ООН 700 видных ученых из Евросоюза, Австралии, США и других стран мира вручили секретариату ООН Декларацию об отсутствии климатических угроз. Профессора Гус Берхоут из Голландии, Ричард Линдзен из США, Рейнальд дю Бергер из Канады, Ингмар Нордин из Швеции, Фриц Варенхольт из Германии и сотни других ученых из крупнейших научных центров просили мировое сообщество не поддаваться на провокации климатических аферистов и предоставить им слово для обоснования нескольких приведенных в Декларации тезисов.
В декларации, в частности, говорилось, что изменения климата на Земле происходили всегда, причем даже на исторической памяти человечества. Например, теплее, чем сегодня, был климат в минойский, римский и средневековый теплые периоды. Были и периоды похолоданий, последний из которых – малый ледниковый период – закончился в конце XIX века без всякого участия человечества. Современный период потепления на 0,8 градусов Цельсия за 150 лет не является катастрофическим для цивилизации и окружающей нас природы и никак не соответствует прогнозам экоактивистов вроде бывшего директора Института космических исследований НАСА Джима Хансена и бывшего вице-президента США Альберта Гора. Оно в 4 раза меньше, чем предсказывали их модели, и в 3 раза меньше, чем предполагали ооновские международные эксперты по изменению климата (МГЭИК).
В декларации ученые напомнили, что у них нет доказательств, подтверждающих высокую роль выбросов углекислого газа, связанных с деятельностью человека, в глобальном потеплении. Напротив, «последние данные подтверждают, что большее количество углекислого газа оказывает лишь умеренное влияние на климат, но оно чрезвычайно полезно для сельского хозяйства, лесного хозяйства и для фотосинтеза, который является основой жизни на Земле». Нет также научных доказательств влияния выбросов углекислого газа на увеличение стихийных бедствий.
А раз так, пишут ученые, у человечества нет необходимости придерживаться «вредной и нереалистичной политики с нейтральным уровнем выбросов к 2050 году». Необоснованный отказ от ископаемого топлива (нефть, газ и уголь) и ускоренный переход на возобновляемые источники энергии не должны мешать человечеству развиваться и получать необходимую для этого энергию. Позиция подписавших петицию ученых широко распространена в научном мире. Аналогичные суждения высказывали нобелевские лауреаты Айвар Джайвер, Кэри Муллис и другие научные авторитеты. Однако на Климатическом саммите ООН ученым слова не дали.
Что же может стоять за феноменом Греты Тунберг? Попробуем предположить.
Сейчас во всем мире развернулась активная кампания за развитие электромобильного автотранспорта. Например, Норвегии, доля электромобилей и их гибридов в общих автопродажах уже превысила 50%. Прогнозируется, что в 2025 году в мире будет произведено 10-15 млн электромобилей. Потом из-за вступления в силу на трех из четырех основных авторынках мира (Китай, ЕС, Япония) новых требований к экономичности и экологичности двигателя будет резкий скачок роста. Значительное число стран уже запретило продажу на своей территории автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035–2040 годов.
В Китае уже сейчас можно за $ 45 000 купить электромобиль-кроссовер с пробегом в 650 км, его же версия с пробегом на одной заправке в 400 км обойдется покупателю на $ 10 000 дешевле. Производитель BYD продает свою модель Yuan EV S2 с автономным пробегом в 410 км за $ 25 000. Электрический седан EU-Series от BAIC, способный на одной заправке проехать 416 км, продается за $ 32 500. Базовая версия «Теслы-3» с пробегом в 350 км продается за $ 35 000. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что в ближайшие 10 лет Германия выстроит сеть из 1 млн электрозаправок.
Американская «Дженерал Моторс» в конце минувшего года выдала сразу три новости: во-первых, о строительстве совместного с LG завода по производству аккумуляторов для электромобилей, в которое партнеры вкладывают $ 2,3 млрд, во-вторых, анонсировав создание собственной лаборатории по разработке электромобилей, и, в-третьих, объявив о том, что в 2021 году выйдет в свет первый электропикап от GM. Южнокорейский Hyundai заявил о том, что в следующие 5 лет инвестирует $ 52 млрд в новые технологии, в первую очередь в разработку и выпуск электромобилей. Китай официально повысил цель по доле электромобилей в новых автопродажах на 2025 год – с 20% до 25%. Такие примеры можно множить.
Кстати, крупнейший в мире производитель электромобилей китайский автоконцерн BYD заявил о том, что в первом квартале 2020 года запускает массовое производство батарей для электромобилей, стоимость которых на 30% ниже, чем у кого бы то ни было прежде. В 2018 году средняя стоимость батареи составляла $ 180 за кВт/ч, после вычета заявленных китайцами 30% получаем $ 126 за кВт/ч. Тут не лишне вспомнить, что до недавнего времени постулировалось, что стоимость электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) станет равной, когда стоимость батареи электромобиля достигнет уровня в $ 125 за кВт/ч.
С другой стороны, например, Австрия первой из стран «старой Европы» ввела углеродный налог на выбросы углекислого газа автомобилями по ставке от 1% до 2% стоимости автомобилей – в зависимости от размера выброса. Вполне вероятно, что пример Австрии будет подхвачен и другими европейскими странами, в последние месяцы активно – на уровне национальных правительств – обсуждающими введение углеродного налога на импорт.
Не так-то просто убедить производителей отказаться от производства автомобилей с ДВС и вложить деньги в перестройку производственных мощностей на производство электромобилей. Но если с одной стороны надавить на них налогами, а с другой – напугать до полусмерти Гретой Тунберг с ее наводящим ужас экодвижением, то их можно заставить. Так ведь?

Курман АХМЕТОВ,
экономист

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяДВА НАШЕСТВИЯ
Следующая статьяСУДЬБА СОЛДАТА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ