ДУША И ТЕЛО (эссе)

0
48

Душа человеческая суть вместилище всех добродетелей и грехов человеческих. Она ломается, страдает, спасается. Она моя душа.
Ф. Достоевский.

От кого или чего старался спасти свою душу Достоевский?
Главный смысл и дух писателя Достоевского – показать роковую слабость его героев, которые так и не сумели стать сильнее своих страданий. Но не всем требуется сострадание и утешение. Сострадание чего-то им недодает. Достоевский догадывался о существовании в душе человека тайников, таких ценностей, о которых человек и сам порой не догадывается, но разрешение которых для него превыше всего.
«Пушкин унес с собой некую тайну», – говорил о нем Достоевский. Он преклонялся перед простотой Пушкина. Он чувствовал, что именно такая простота вывела Пушкина на общечеловеческий уровень.
Человек все больше становится тайной для самого себя. Без этой тайны, самой непонятной из всех, мы не понятны самим себе. Жизнь на земле всегда идет от простого через чрезмерные сложности и снова к простому, но это уже такая простота, которая для многих кажется тайной.
Николай Васильевич Гоголь спрашивал себя: «Живой я или мертвый?». Гоголь искал душу. Он попал в ловушку. Как он сам сказал: «Гордость ума оказалась сильнее сердца». Недовольство собой – внутренний стимул, который позволяет реализовать себя. Н. В. Гоголь писал: «Надо разбить этот заколдованный круг, очерченный Пушкиным, и выйти непосредственно к читателю с пьедестала». А пьедестал-то у каждого свой, и изменить его никто другой не может. Человек познает себя через другого, ищет свой путь к истине. Вот тут и выходит на первое место сам путь. Только в движении можно попасть в одну из ловушек. Можно обойти, свернуть со своего пути, отлежаться в стороне. Но во время движения попадаешь в нее. Возможно, это будет не первый и не второй капкан, но третий обязательно захлопнется. Спусковой крючок сработает.
Зачем природа ждет гениев? Гений старается своей жизнью, своим творчеством обезвредить путь других от «ловушек», сам отыскивая их на своем пути. Для кого-то это кажется безумием. Для науки – сбой работы мозга. Но кто-то же должен пройти путь первым!
Нельзя никому навязывать путь. Открыть свой ум истине – избрать свой путь. Без этого нет опыта, нет поступка. Человек движется в своем развитии не только инстинктами, но и побуждениями высшего порядка. Взаимосвязь души и тела помогут нам расширить мыслительные горизонты, понять, что происходит за горизонтом событий.
Зачем человеку нужна напряженная реализация мечты? Пытливый ум пытается найти новые внутренние ресурсы для реализации своей мечты. Чем выше уровень духовности, тем больше внутреннее напряжение для ее реализации.
Самое трудное для человека – создание продукта интеллектуального труда. Сущностное назначение человека – это творчество. Творю себя.
Творчество – внутренняя энергия для создания образа будущего себя. И когда этот образ становится некой ценностью, то в этом случае творчество, его творческий дух первичен, а все, что он создает материальное – вторично.
«Мы не можем постичь, что такое тело, еще меньше понимаем, что такое дух, а их соединение представляет для нас верх трудностей и непроницаемую тайну, между тем в этом соединении и состоит весь человек», – писал Б. Паскаль.
У человека, который старается не изменять своему душевному миру, переводить себя из одного душевного состояния в другое, происходит преображение самого себя. Духовное измерение составляет вертикаль человеческой жизни, и если человек в состоянии саморганизоваться и постоять за все лучшее в себе, за свое внутреннее достояние, за свое человеческое достоинство, так он вырастает в личность!
Прежде чем такое осмысление созреет, идет напряженная, сложнейшая работа ума и сердца, духа и воли, сопряженная с глубинными прозрениями между знанием, опытом и чувством, идущими в душе каждого человека.
Как изменить свой внутренний мир, чтобы преобразить себя? Надо стать лучше себя, осуществить прорыв в принципиально новое состояние души. Это трудно, но возможно. Призывая беречь в себе человека, А. П. Чехов сравнивал человеческую душу с роялем. «Душа моя как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян», – говорит одна из чеховских героинь. Как найти ключ?
«Я всю жизнь выдавливал из себя по капле раба». Кто же был рабом, тяготившем Чехова? Кого он опасался? Кто в состоянии увидеть своего подлинного властелина или раба? Как осознать, что властелина или раба нужно искать не где-нибудь, а в самом себе?
Мир рассекают бездны, но и возвышаются вершины, и человек обладает способностью падать в бездну и подниматься ввысь. Он всегда будет карабкаться к вершинам духовности. Человек запрограммирован на духовное возрождение, на бессознательное стремление к высшему началу.
Духовное преображение – основа человеческой жизни. Потребность в духовном возрождении часто вытягивает людей из бездны.
Духовное возрождение – это не рождение заново, это возрождение духа свободы. Почему кто-то может быть свободным, а кто-то нет? Исцеление человеческой души – атака не только на болезнь, но и отступление назад без потерь главного – всечеловеческого. Нельзя отождествлять болезнь тела с болезнью души.
Достоевский стоит особняком среди других великих писателей мира. Достоевский-писатель – это история болезни его собственной души. Свои повествования он всегда начинает с конца, раскручивая их постепенно к началу. У него с самого начала была «смерть», а потом «жизнь».
Последние его слова жене перед смертью были: «Не удерживай!». Физическая жизнь закончилась, началась другая – духовная. Каждый человек сам создает свою действительность, но не каждый может отразить эту действительность в своем творчестве.
О чем разговаривали два гения – Федор Достоевский и Чокан Валиханов, сидя рядышком на одной скамеечке в Семипалатинске? Наверное, о том, о чем болит душа.
А теперь у нас болит душа, почему судьба так тяжело обошлась с гениями, отпустив им такой короткий срок на физическую жизнь?
Тело умерло, а душа продолжает жить и любить!

Татьяна ПЛАТОВА,
инженер

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ