• Культура
  • 20 Апреля, 2024

ДИНАСТИЯ ХУДОЖНИКОВ КАЛМАХАНОВЫХ

Снежана ЧЕРКАЕВА, 
руководитель экскурсионно-массового отдела Карагандинского областного музея 
изобразительного искусства

 

В том случае, когда художник выходец из семьи художников – это династия! И практически невозможно рассказывать только об одном из них. Вместе они как звенья одной цепи и повествование возможно лишь одновременно о каждом. 
Художники Калмахановы – это семья родом из тихого, большого и полного творческих замыслов дома-мастерской, автор которого – глава семейства Сейтмахан Калмаханович, вместе со своей супругой Сауле Мухамедсадыковной. Эта хрупкая девушка оказалась на равных в создании его главного шедевра – семьи. 
 

 

Семьи, где все трое сыновей стали художниками, разными и объединенными в своем творчестве лишь некой дисциплиной, сдержанностью и скрупулезностью. Нужно быть невероятно сильной и мудрой в мужской компании, где каждый художник – со своим творческим эго. Ее хватило на каждого – внимание, тепло и забота разделены поровну. Помимо творческой семьи она несла службу в Карагандинском областном музее изобразительного искусства в качестве научного сотрудника. Жена художника, это отдельный жанр в изобразительном искусстве.
Сейтмахан Калмаханович Калмаханов окончил художественное училище имени Н. В. Гоголя (1961–1966), высшее художественно-промышленное училище имени С. Строганова в Москве (1967–1972). Член СХ СССР, член правления СХ СССР (1982–1987), главный художник Карагандинских художественно-производственных мастерских (1974–1978), председатель Союза художников города Караганды (1978–1987).
После учебы практически сразу начал совмещать преподавательскую деятельность с творчеством. Строгий педагог, перед которым студенты трепетали и очень много работали. Честность и дисциплина – это те черты характера, которых в этом человеке порой в избытке.
В Карагандинском областном музее изобразительного искусства восемь работ Сейтмахана Калмаханова, это – воссозданные лица исторических легенд, рассуждения о тяготах войны, а также портреты выдающихся личностей. Созданные им образы неоспоримы и ложатся в сознание зрителя, как нечто правдоподобное и достоверное. Портрет «Аппак Байжанов» – это собирательный образ мальчика-юноши-мужчины, он «плывет» мимо ночного мифического неба. Ведь так и есть, чудо свершилось! Черный камень горит!
Сложное освещение в картине, где единственный источник света – жар от каменного угля, что полыхает у ног Аппака. Огонь не нарушает полную прохладную мглу, а согревает лишь лицо и руки героя. 
Работа «Шахтерки Караганды» пронизана тяжелой трагедией, которую несут плечом к плечу женщины-шахтерки. В Караганде не было войны, был глубокий тыл, но шахта – второй фронт, где в непомерно тяжелых условиях трудились женщины и дети, приближая из последних сил день Победы. Нет времени вдоволь оплакать их беды, нельзя ни на секунду отложить орудия труда. Они все на одно лицо, с отрешенным, усталым взглядом пустых глазниц. Конверт-треугольник в руке, как ускользнувшая надежда. Сумрачное небо издает стон: «Зачем?»
Картина «Поэт», солнечные потоки сквозят в череде прожекторных лучей. Такой сложный живописный язык выбрал автор для портрета Олжаса Сулейменова.
Динамичный фон языков пламени запускает механизм ассоциаций, таких как: поэт, свобода, знание-сила. Эта пламенная гамма в плоскостном угловатом решении рассказывает о столпе казахской и советской литературы дерзновенно – точно передавая нрав поэта. Здесь местная народная самобытность легла рядом с «СССРовским» периодом и классикой русской литературы, что и было эпистолярной особенностью Сулейменова.
Его задумчивый взгляд не сталкивается со зрителем. Этот композиционный прием отсекает лишнее и сосредотачивает внимание только на Олжасе Сулейменове, человеке-мыслителе планетарного масштаба.
 Айдархан Сейтмаханович Калмаханов, председатель Союза художников города Караганды, преподаватель. Окончил Алма-Атинское художественное училище имени Н. В. Гоголя, профессионально-художественный факультет Карагандинского госуниверситета.
На этапе студенчества выбрал скульптуру, в которой спел разными голосами. Начиная с фальцета, создавая трепетные романтичные произведения, украшающие город Караганду – «Кошка» и Астану – фонтан «Цирк» (совместно с группой карагандинских скульпторов). Трансформация его детищ проходит плавно и одновременно быстро, сегодня это тенор, звучащий очень доходчиво и убедительно. Триптих «Управляемый хаос» – это эклектика в технике исполнения: грубая конструкция металла и мягкое обтекаемое дерево. Мы видим, как из создания Всевышнего прорастает хаотичное «творчество» рук человеческих. Попытка систематизировать разрушение, придать форму бесформенному, сделать хорошую «мину» при плохой игре. Грубые тяжеловесные части металлических конструкций, происхождение и назначение которых неопределимо, олицетворяя ненужность и пустоту человеческих дел, становятся портретом заката эпохи. Последняя попытка придать форму, создать систему.
Заключение хаотичного в упорядоченные геометрические фигуры – демонстрируют бессмысленность человеческого труда. Символично, что базой для них стало дерево, теплое и красивое, которое входит в композицию как символ другого мира – гармоничного и живого, как памятник матери Природе, из которой возник ХАОС будущего металла. 
Декоративная скульптура «Путь угля», в которой художественная форма достигла максимальной лаконичности. Здесь найден новый выход для старой истории, здесь скроен новый фасон, для, казалось бы, уже «отыгравшей свое» модели. Основание – черный круг – это те залежи, которые хранятся в глубинах земли. Хаотичные пруты есть шахтные тоннели, прорытые в глубинах земли людьми. За этой схематичной и веселой, на первый взгляд, конструкцией, сокрыта черная драма. Тяжелый труд во тьме, сопряженный со смертельной опасностью. Наверху угольный камень, напоминающий череп обезьяны, символизирует сложный первобытный труд и тонкий посыл использовать другие источники энергии, более современные, экологичные и безопасные. Патетичным гротеском он ставит точку в шахтной теме.
Сегодняшний этап творчества Айдархана Сейтмахановича стал неким подытоживанием непростых последних лет – это очень «зрелые» произведения, поднимающие сложные темы человечества. 
Мадихан Сейтмаханович Калмаханов окончил Республиканский художественный колледж, Казахскую государственную художественную академию. Член Союза художников РК, член-корреспондент Академии художеств РК, старший преподаватель КарГУ им. Е. А. Букетова, магистр педагогических наук и отличник культуры и искусства РК. Как живописец – сдержан, спокоен, умиротворен. Без противоречий и претензий к окружающему миру, он в нем счастлив и мудр, не имеет вопросов, а тем более недовольств. 
Кисть в его руке превращается в фантом, который оставляет за собой лишь отражение. Дайте ему большой холст, и он вернет Земле ее нетронутую первозданность. Как у Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Настолько девственно чисто его живописное красноречие. 
Женская тема раскрыта с любовью и глубоким пониманием всех ее ипостасей. В картине «У водопада» он касается самого таинства «жүкті әйел», при этом, не вскрывая тайну за семью печатями. Она чиста в своем положении. Источник рядом – течение жизни, со дня на день случатся перемены, биение сердца в глубинах ее естества отражается на лице покоем и счастьем. Материнские чувства уже переполняют ее дни. Взгляд художника, по-отечески участливый и деликатный, прослеживается в каждом произведении с женскими образами.
Тайхан Сейтмаханович Калмаханов окончил Алма-Атинское художественное училище имени Н. В. Гоголя, Казахскую национальную академию искусств имени Т. К. Жургенова. 
Серия работ «Легенды о тюрках» – это большие листы графики, выполненные в монохромной гамме, их повествование есть сочетание домыслов, легенд и реалистичной яви. Исповедь ушедшей истории – несправедливо «скомканной» и позабытой.
«Кок-пар» – игра стихий, земли, человека и животных, в которой все превращается в энергичную круговерть. Они красивы в своем бесстрашии, между ними нет барьера. Акварель Тайхана гибкая и пластичная. Силуэты выполнены необузданной дикой линией, словно рука автолитографа, при этом линии нет, это просто виртуозная акварель. Богатые оттенки камелопардового наполняют ее древними и таинственными отголосками. Приемы автора меняются в зависимости от темы его картин. «Девятый вал» и «Рыбаки» не имеют той эмоциональной наполненности, для них иной арсенал художественных средств: умиротворение, бархатистость и живописное богатство.
Тяга к прекрасному закладывается в детстве, и подтверждение тому множество известных казахстанских династий.
Каждый из представителей семьи Калмахановых прокладывает свой путь в мире изобразительного искусства, обучая новых художников и создавая свои произведения, обогащая творческий потенциал Казахстана.
 

1297 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми