АСКАР ЗАКАРИН: УЧЕНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

0
98

Детство и юность Аскара Закарина пришлись на экстремально тяжелый период в судьбе нашего народа. Рушились устои старого, веками формировавшегося мира. Казахская степь была вовлечена в круговорот кровавых революционных событий.  Тогда же, несмотря на все невзгоды смутного времени, в разных регионах начали пробиваться ростки нового, ростки будущего. М. О. Ауэзов, основоположник современной национальной литературы, К. И. Сатпаев, основатель Академии наук, и целая плеяда деятелей культуры, образования и искусства Казахстана начали свой жизненный путь в эти страшные годы. 

В это время в далекой тургайской степи мальчик-сирота с завидным упорством начал пробивать свою дорогу к знаниям. Начало пути Аскара складывалось тяжело. В 10 лет у него умер отец, через три года ушла из жизни мать. Его первым учителем и наставником был двоюродный брат Альмагамбет Касымов. Он был по тем временам образованным человеком – учителем математики в начальной школе. Именно Альмагамбет заметил способности мальчика и убедил аксакалов аула отправить его учиться. Так началась дорога Аскара Закарина к вершинам науки: курсант уездной совпартшколы (г. Тургай, 1924–1925 гг.), воспитанник Казахской школы подростков (г. Оренбург, 1925–1926 гг.), студент Оренбургского рабфака (г. Оренбург, 1926–1930 гг.) – студент МГУ им. М. Ломоносова (1930–1937 гг.).
Особую роль в его жизни сыграл педагогический рабфак. Оренбург в те времена был столицей нашей республики и, конечно, центром притяжения честолюбивых и энергичных молодых степняков. В разное время этот рабфак окончили классики нашей литературы Сабит Муканов и Габит Мусрепов, рано ушедший писатель Елжас Бекенов, известный ученый-невропатолог Мухаметжан Фаризов и многие другие деятели науки и культуры республики. Они были патриотами и единомышленниками, вместе, не жалея сил, поднимали родной Казахстан.
Учеба в МГУ (особенно первые два года) была тяжелым испытанием для молодого Закарина. Переход от элементарной к высшей математике всегда с трудом преодолевается студентами. Для Аскара это усугублялось пробелами среднего образования, языковым барьером и тяжелым материальным положением. На студенческий паек прожить было невозможно, поэтому он по ночам разгружал вагоны, работал в мастерских, в общем, подрабатывал как мог. Но все эти трудности отступали на задний план по сравнению со счастьем учиться у таких корифеев науки, как Н. Н. Лузин, И. И. Привалов, П. С. Александров и др.
Аскар Закарьевич с уважением, любовью и огромной признательностью вспоминал наставников, которые своим примером, своей самоотверженной работой и воодушевлением вовлекали студентов в сложнейший и увлекательный мир математики. Особенно близкие отношения сложились у него с профессором Сергеем Дмитриевичем Россинским (1890–1964). Взаимоотношения учителя и ученика постепенно переросли в настоящую дружбу на многие годы.
Московский государственный университет всегда был не только учебным, научным, но и крупнейшим культурным центром страны. Здесь перед студентами и преподавателями выступали известные писатели, поэты, артисты, устраивались художественные выставки и выездные спектакли многих театров столицы. Молодой Закарин жадно как губка впитывал в себя ценности мировой культуры. Он пронес эту любовь к искусству через всю свою жизнь, собрал большую библиотеку, фонотеку, коллекцию альбомов крупнейших художников мира. Будучи разносторонне талантливым человеком, он и в студенческие годы написал несколько рассказов. Вот так, причудливо наслаиваясь друг на друга, математика и искусство формировали будущего государственного деятеля.
Механико-математический факультет МГУ был крупным научным центром. Здесь получили путевку в жизнь многие знаменитые ученые, конструкторы и даже полководцы. Семинары и лекции собирали студентов, преподавателей, научных сотрудников со всей Москвы. Именно на таких открытых лекциях и семинарах Аскару Закарину довелось познакомиться со многими в будущем выдающимися людьми. О встречах с ними он рассказывал с неподражаемым воодушевлением и по возможности старался пригласить их домой, понимая, как это важно приобщить детей к истории страны и неординарных личностей.
Описание студенческой жизни Аскара Закарина будет не полным, если не отметить очень дружную группу студентов-казахов, обучавшихся в те годы на различных факультетах МГУ. Это биологи Темир Дарканбаев, Сахиб Ибрашева и Зоя Каипова, историк Амир Канапин, химик Ахметжан Шарифканов, математики Отельбай Джумабаев, Карим Игенов, Мендыбай Сатбаев, Сагнай Аяпбергенов и др. В этом кругу друзей Аскар Закарин и Сахиб Ибрашева в мае 1934 года сыграли свадьбу.
С большим багажом знаний и огромным желанием поделиться ими с молодежью А. З. Закарин в 1937 году возвращается в Казахстан и приступает к преподавательской работе в Алма-Атинском государственном педагогическом и учительском институте им. Абая (ныне КазНПУ им. Абая). Там он влился в небольшой, но дружный коллектив физико-математического факультета.
Это было противоречивое время – время подъема и репрессий, время энтузиазма и страха, но одно было несомненно – стремление к учебе, к знаниям стало массовым. И молодой отряд образованных казахов, ярким представителем которого был выпускник МГУ, оказался полностью востребованным.
Аскар Закарин с головой окунулся в работу – читал лекции, вел занятия, а по вечерам в библиотеке или дома занимался научными исследованиями в области высшей геометрии, как ему рекомендовал профессор С. Д. Россинский. Радостные события происходили в жизни ученого: в мае 1938 года родилась дочь, а через полтора года сын. Была интересная работа, счастливая семья, рядом друзья – выпускники МГУ. И все это внезапно прервала война.
Судьба страны стала судьбой человека. А. З. Закарин с первых дней войны был мобилизован, прошел переподготовку в Среднеазиатском военном округе. В звании лейтенанта в сентябре 1941 года прибыл в действующую армию. О войне А. З. Закарин говорил редко и неохотно: «Война – это грязь, кровь и бесконечные дороги».
Военная биография А. З. Закарина впечатляет. Младший лейтенант штаба 100-й стрелковой бригады в составе Калининского фронта Московского военного округа участвовал в боях под Ржевом в операции «Марс», освобождал город Великие Луки. Награжден орденом Красной Звезды за участие в Невельской операции и освобождении города Невель. Чуть позже капитан, военный корреспондент фронтовых газет «Жауға қарсы аттан!» («Вперед на врага!») 1-го Прибалтийского фронта, «Суворовский натиск» Забайкальско-Амурского фронта. По роду службы побывал во многих частях, освобождавших Манчжурию от японских оккупантов.
По словам его сына, доктора технических наук, профессора Эдыге Закарина, важную роль в судьбе его отца сыграла служба корреспондентом газет. Здесь он получил возможность проявить свои литературные способности, а также обрел навыки дружеского общения с солдатами и офицерами различного уровня образования, различными воинскими и гражданскими специальностями. Это Георгий Марков – в будущем известный писатель, председатель правления Союза писателей СССР, это Герой Советского Союза Малик Габдуллин – позже государственный деятель, Сактаган Баишев – в будущем известный ученый-экономист и многие другие. А. Закарин писал о воинах из Казахстана, об их жизни, подвигах. Среди них была и Маншук Маметова. Аскар Закарьевич всю жизнь гордился, что благодаря его статье в газете о подвиге Маншук узнал весь Советский Союз.
Демобилизовали из армии А. Закарина в апреле 1946 года по просьбе правительства Казахстана, которая была инициирована Маликом Габдуллиным.
В предвоенные годы как одно из последствий гонений на интеллигенцию произошла «утечка мозгов» из центральных научных центров. Многие ученые по своей воле или насильственно рассредоточены по периферии. Во время войны из Москвы, Ленинграда, Харькова и других научных центров в Алма-Ату были эвакуированы известные ученые. Многие из них остались работать в Казахстане на долгие годы. Это такие ученые, как математики К. П. Персидский, Е. И. Ким, физики Г. А. Тихов, Л. А. Вулис, В. В. Чердынцев, химики Д. В. Сокольский, М. И. Усанович, биологи Б. А. Домбровский, А. П. Полосухин и др. Таким образом возник удивительно эффективный сплав маститых ученых и честолюбивых, жадных до знаний молодых специалистов – выпускников местных и центральных вузов.
Однако началом всех начал было образование. Здесь, несмотря на трудности военных и послевоенных лет, работа шла с высокой интенсивностью и результативностью. Отметим большую заслугу министра просвещения КазССР тех лет, члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР А. И. Сембаева, с которым у Аскара Закарьевича установились и сохранялись тесные дружеские отношения до конца жизни.
А. И. Сембаев понимал, что болевой точкой всей системы образования является дефицит учителей, особенно в селах. Думая о решении этой проблемы, он не мог ни обратить внимание на способности, квалификацию, энергию молодого ученого, и, вероятно, по его инициативе А. З. Закарин назначается директором КазПИ им. Абая, ведущего вуза республики по подготовке педагогических кадров. На этом посту и раскрылись его организаторские способности.
С самого начала работы во главе института А. З. Закарин установил высокую планку. Он считал, что педагог – это не только специалист, умеющий донести до аудитории знания в конкретной области. Педагог – это Учитель в самом высоком смысле этого слова. Такой учитель своей эрудицией, манерой поведения, умением говорить, одеваться, слушать, сопереживать … должен быть кумиром для учеников. Должно быть, при этом он вспоминал своего первого учителя дядю Альмагамбета, своих наставников в рабфаке и МГУ. И сам подавал пример во всем. У него была военная выправка, умел со вкусом одеваться, держать расстояние и при этом по-дружески общаться со студентами. Он организовал отбор способных учеников из казахских школ, проводил учительские конференции, которые впоследствии вылились в курсы повышения квалификации учителей, привлек к чтению лекций почти всех ведущих ученых Алма-Аты, приглашал профессоров из центральных вузов.
Активная и плодотворная работа А. З. Закарина привлекла внимание руководства республики. В 1953 году он назначается ректором Казахского Государственного университета имени С. М. Кирова (КазГУ).
Высокая ответственность за порученное дело, глубокие знания и неуемная энергия, характерные А. З. Закарину, выдвинули его в первые ряды государственных деятелей.
В 1955 году становится министром просвещения. Резко изменилось и расширилось поле его деятельности. Он днюет и ночует на работе, ездит по всему Казахстану, открывает новые школы, контролирует ремонт старых, обеспечивает выпуск и доставку учебников и т. д. Метели, бездорожье, огромные расстояния не останавливают его. Здесь, конечно, сказалась боевая выучка А. З. Закарина. Как он сам говорил, война – это прежде всего дороги. Результаты не замедлили сказаться: значительно расширилась сеть школ – их к 1960 году стало 7400, среди них казахских – 3125, в 97 школах-интернатах воспитывались 24 000 детей из казахских, узбекских и уйгурских семей.
В 1958 году происходит новый поворот в судьбе А. З. Закарина – его назначают заместителем председателя Совета министров Казахской ССР и по совместительству министром иностранных дел. Это назначение было, конечно, далеко не случайным. Решать весь комплекс проблем, связанных с образованием, наукой, культурой, здравоохранением, доверили хорошо подготовленному человеку. Аскар Закарьевич досконально изучил все этапы подготовки и использования высококвалифицированных специалистов, проявил большие организаторские способности, продемонстрировал упорство и умение в достижении поставленных целей.
На новой должности его талант засверкал новыми гранями – умением понимать и прислушиваться к мнению крупнейших деятелей науки и культуры Казахстана – М. О. Ауэзова, К. И. Сатпаева, А. К. Жубанова, Д. В. Сокольского, Е. Б. Брусиловского и других. На этой работе он проявил себя не как высокопоставленный чиновник, навязывающий свою волю подчиненным ему организациям и институтам, а как деятель, формирующий в совместной работе стратегические цели развития, улавливающий современные тенденции науки, культуры и просвещения.
Работу государственного деятеля трудно описывать. За множеством каждодневных дел часто не проглядывается стратегическое направление, не поддается оценке личный вклад человека в те или иные достижения. И это неудивительно, многое достигается коллективным трудом. Главное, что должен высокопоставленный чиновник, – не глушить, а, наоборот, поддерживать инициативы, которые выдвигают наиболее талантливые и преданные своему народу люди. По свидетельству современников, А. З. Закарин проявил себя именно таким организатором.
Восторженные отзывы о романе-эпопее М. Ауэзова «Абай», об «Антологии казахской поэзии», о певцах Бибигуль Тулегеновой, Розе Баглановой, Ермеке Серкебаеве, об опере Тулебаева «Биржан и Сара» заполнили центральные газеты. Аскар Закарьевич всегда гордился, что в этом важном для всего Казахстана событии есть частица и его труда.
Высоко ценил организаторские способности А. З. Закарина, его художественный вкус М. О. Ауэзов. Между ними установились исключительно дружеские отношения. Аскар Закарьевич всю жизнь хранил как драгоценную реликвию книгу М. Ауэзова «Караш-Караш» с дарственной надписью, в которой этот гениальный писатель выражал чувства глубочайшего уважения и дружеской привязанности.
Впечатляет тот интеллектуальный взрыв, который произошел в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия. В эти годы значительно расширилась сеть вузов и техникумов, и для управления этим большим хозяйством было создано Министерство высшего и среднего специального образования Казахстана (1959 г.). При Академии наук открыт целый ряд научно-исследовательских институтов: ядерной физики, микробиологии и вирусологии, языкознания и др. В 1967 году начал действовать первый в республике ядерный реактор. Большим культурным событием явилось создание национального телецентра. В конце 50-х годов уже функционировало 45 вузов, более 30 научно-исследовательских институтов, свыше 200 средних специальных учебных заведений, около 9000 начальных, семилетних и средних школ. И все это на население в 15 млн человек.
На посту министра иностранных дел А. З. Закарин также развил кипучую деятельность. Везде он достойно представлял нашу республику. В его архиве много фотографий того периода: взять, к примеру, встречу с легендарным героем вьетнамского народа Хо Ши Мином.
В 1961 году профессор А. З. Закарин вновь назначается ректором КазГУ им. С. М. Кирова. На этом посту он пробудет вплоть до 1970 года. Таким образом, в общей сложности он работал на этой должности 11 лет.
Нет ничего удивительного в том, что на посту ректора КазГУ А. З. Закарин претворял идеи, заложенные в организации учебного процесса в МГУ. Там истоки его убеждений. «Вдумайтесь в само слово «университет», – говорил он. – Учебное заведение, которое носит такое название, должно давать студентам универсальное образование, независимо от факультета, на котором они обучаются. Универсализм покоится на трех китах – знание, творчество и культура».
Попробуем восстановить, какими рычагами пользовался А. З. Закарин для достижения поставленной цели. При организации учебного процесса он в первую очередь воспользовался исключительно благоприятными возможностями обмена опытом, знаниями, методиками с университетами страны. Под его влиянием на всех факультетах налаживались связи с университетами Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Новосибирска. Это выражалось в приглашении ведущих профессоров для чтения лекций и спецкурсов, в регулярных поездках преподавателей на курсы повышения квалификации, в стажировках студентов при выполнении дипломных и курсовых работ. Нередко на лекции ведущих профессоров страны приходил и вместе со студентами слушал сам ректор. Конечно, это в основном относилось к лекциям по математике таких признанных ученых, как академики Г. И. Марчук, А. Д. Александров и др. Особо отметим важность посещения КазГУ знаменитым математиком, академиком АН СССР, основателем Сибирского отделения АН СССР М. А. Лаврентьевым, во время которого была достигнута договоренность о стажировке и обучении в аспирантуре большой группы студентов мехмата. Это положило начало к созданию мощной математической школы в Казахстане.
Другой важный элемент учебного процесса – отбор наиболее способных школьников для приема в университет. Дни открытых дверей, олимпиады, подготовительные курсы – все эти инструменты были использованы для привлечения подающих надежды школьников. И результаты не замедлили сказаться: вступительные экзамены превратились в серьезные соревнования школьников, которых было от 6 до 10 претендентов на место. Аскар Закарьевич лично контролировал ход вступительных экзаменов, обращал внимание на наиболее талантливых абитуриентов, следил за их успехами в учебе. Все его современники обязательно отмечают его стремление непосредственно общаться со студентами, быть в курсе основных событий студенческой жизни.
«Не прозевать бы Курчатовых» – с такой статьей в «Правде» выступил А. З. Закарин в 1969 году. В этой статье, занявшей целый «подвал» ведущей газеты страны, он подвел итоги селекционной работы и указал на необходимость привлечения наиболее способных студентов к серьезной научной работе. В это же время, несмотря на чрезвычайную занятость, он написал адресованную студентам книгу на казахском языке о великих ученых «Абель, Галуа, Лобачевский, Эйнштейн» (Алматы: Изд. «Казахстан», 1968 г.).
Здесь мы подходим к третьему важнейшему компоненту университетского образования – развитие способности к творчеству, научной работе. Научно-исследовательские проблемные лаборатории, вычислительный центр, ботанический сад, библиотека – вот структуры, в которых ковались будущие ученые. Эти же структуры обеспечивали постуниверситетское образование: стажировку, аспирантуру и докторантуру. В качестве примера приведем проблемную лабораторию горения и теплообмена, созданную при физическом факультете университета. Ее возглавил ученый с мировым именем – доктор технических наук, профессор Л. А. Вулис. Не будем останавливаться на научных успехах этого выдающегося ученого. Заслуги Льва Абрамовича перед Казахстаном в том, что он основал мощную школу казахстанских ученых в области газодинамики, теплофизики и физики горения.
Задача-максимум, которую поставил А. З. Закарин, – это воспитание гармоничной личности, приобщенной к ценностям мировой культуры. Здесь сыграл огромную роль его личный опыт, который он получил, будучи студентом МГУ. «Здесь не должно быть обязаловки, – говорил он. – Главное, чтобы всегда была возможность встретиться с известными артистами, писателями, художниками, посетить выставки, спектакли, концерты и, наконец, раскрыть свои таланты в самодеятельных постановках, капустниках, концертах». Следуя этому принципу, ректор не упускал ни одной возможности пригласить известных деятелей культуры на встречу со студентами. Конечно, он сам горел желанием присутствовать на этих встречах, и вслед за ним зажигались преподаватели и студенты. В нашей памяти сохранились воспоминания о встречах с Мухтаром Ауэзовым, Муслимом Магомаевым, Михаилом Шолоховым, Робертом Рождественским и др.
Такая активность ректора была подхвачена преподавателями и студентами, появились праздники «День физика», «День химика», «День биолога» и т. д. с костюмированными постановками, веселыми капустниками и студенческими концертами. Изобретательная молодежь устраивала КВН, всевозможные балы, коллективные экскурсии в музеи и т. п. Была открыта любительская киностудия.
Конечно, все новации в учебно-воспитательной и научной деятельности университета невозможно реализовать без соответствующей материально-технической базы. И в этом направлении результаты деятельности А. З. Закарина и его соратников внушительны. В эти годы университету было передано здание Дома правительства, построены корпуса механико-математического и химического факультетов, спортивный комплекс.
Кульминацией его деятельности был проект КазГУграда. По свидетельству очевидцев, Аскар Закарьевич буквально загорался, описывая планы строительства такого городка: «Все должно быть компактно расположено на одной территории, как в лучших университетах мира: и учебные корпуса, и научные лаборатории, и общежития, и студенческий театр, и спортивные площадки, и жилые дома преподавателей». И он многого достиг. Получил все необходимые ходатайства от республиканских органов, включая ЦК Компартии Казахстана. Преодолел серьезное сопротивление и добился включения в планы Госстроя и Госплана СССР строительство университетского городка. Получил отвод территории под строительство в живописном месте на берегу речки Весновка. Привлек архитекторов для проектирования городка. Особенно сложно было в Москве. Там необходимо было включить КазГУград в реестр строительства новых крупных объектов. Ныне для многих покажется странным, что все решалось в Москве, но так было. Многие, кто общался с ним в те годы, помнят его возвращение из Москвы, где состоялось заседание Госстроя СССР. Помнят его яркий рассказ, как он защищал проект, как отметал такие возражения, как опасность землетрясения, схода селевых потоков и близость к китайской границе (тогда были напряженные отношения с КНР).
Нет ничего удивительного, что А. З. Закарин в своей работе на посту ректора университета особое внимание уделял развитию математического образования. Он же был математик, но не это главное. Коллеги неоднократно слышали от Аскара Закарьевича, и он повторял это во многих студенческих аудиториях, что «математика – это царица всех наук», и, как бы предвидя появление информатики, говорил, что математика проникнет во все сферы деятельности человека. Он и декан физико-математического (позднее механико-математического) факультета профессор Х. И. Ибрашев со всей присущей им энергией строили математическую школу нашей республики.
Они составляли удивительно эффективный тандем. В первую очередь сосредоточили усилия на подготовке кадров высшей квалификации. Каждый год единомышленники отбирали наиболее способных студентов и выпускников и направляли в крупнейшие научные центры. Аскар Закарьевич лично и многократно связывался со своими коллегами ректорами МГУ, ЛГУ, НГУ и других вузов страны с просьбами принять студентов в аспирантуру или на стажировку по наиболее актуальным специальностям. Каждый визит таких знаменитых ученых, как М. А. Лаврентьев, Г. И. Марчук, С. К. Годунов и других, заканчивался договоренностью о постуниверситетском образовании наиболее подготовленных казахстанских студентов. Так сумели раскрыть свои таланты
и стать известными математиками У. М. Султангазин, М. Г. Перетятькин, Т. Кальменов, Ш. Смагулов и др. Так появилась и развилась мощная национальная школа математиков. Особо отметим академика Умирзака Махмутовича Султангазина, который подхватил эстафету у своих учителей А. З. Закарина и Х. И. Ибрашева и внес огромный вклад в развитие науки в Казахстане.
Второе – это строительство нового корпуса мехмата. Все – от проектирования и расселения жителей сносимых домов до строительства и благоустройства прилегающей территории – требовало массу усилий от этого тандема. Аскар Закарьевич в высоких инстанциях, Хасан Ибрашевич в городских и строительных организациях добивались и добились-таки своей цели: построили корпус для механико-математического факультета.
И третье, важнейшее дело – создание на факультете первого в республике вычислительного центра. Здесь проявился удивительный дар предвидения этих руководителей. На ЭВМ «Урал-2», «Урал-11», БЭСМ-4 и других машинах выросло поколение будущих программистов, системных инженеров и аналитиков. Мощный импульс получила вычислительная математика и связанные с ней прикладные направления науки. Ныне можно с уверенностью сказать, что информатика, включая численное моделирование, началась и получила развитие в Казахстане с этого вычислительного центра.
Административную карьеру Аскар Закарьевич завершил в 1971 году и затем долгие годы работал на математическом факультете заведующим кафедрой высшей геометрии. Здесь в полной мере проявился его педагогический дар. Сотрудники кафедры вспоминают, как увлекательно, с каким непередаваемым артистизмом профессор А. З. Закарин читал лекции по сложнейшим разделам математики. Заведующим кафедрой профессор проработал 14 лет, продолжая все эти годы нести знания все новым и новым поколениям студентов. Кроме общих лекций по аналитической и дифференциальной геометрии им были разработаны спецкурсы: «Теория прямолинейных конгруэнций», «Метод внешних форм и его приложений в дифференциальной геометрии», «Дифференциальная геометрия в ортонормированном репере» и другие.
За особый вклад в развитие системы высшего образования Казахстана А. Закарин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «Отличник просвещения КазССР», удостоен звания заслуженного работника высшей школы КазССР.
Из воспоминаний его сына доктора технических наук, профессора Эдыге Закарина: «Мои родители, Сахиб Ибрашева и Аскар Закарин, прошли вместе трудную дорогу через войну, лишения, болезни, взлеты и неудачи, во всем поддерживая друг друга. Они создали счастливую семью и стали центром притяжения для многих родственников и друзей. Мама была не только верной подругой и соратницей отца – она внесла достойный вклад в развитие республики. Сразу после окончания МГУ в 1938 году она поступила на работу в КазГУ на биологический факультет и проработала там более 45 лет, вплоть до выхода на пенсию. Она была первой казашкой – кандидатом наук, причем выполнила диссертационную работу и защитила ее в тяжелые военные годы. Ее заслуги особо отмечал ученый с мировым именем, профессор В. А. Догель. Можно с уверенностью утверждать, что она сеяла «разумное, доброе, вечное», и плоды ее трудов дали богатый урожай на ниве просвещения нашей республики».
Закончить хотелось бы этот очерк словами академика НАН РК У. М. Султангазина, которые он произнес в 1998 году на торжествах в честь 90-летия профессора А. З. Закарина: «…Как-то академик Н. Н. Яненко из Новосибирска после встречи с Аскаром Закарьевичем спросил, что означает имя Аскар, не является ли оно производным от имени Оскар. Узнав, что Аскар по-казахски означает «величественный», он сказал, что Аскар Закарьевич действительно производит впечатление величественного человека и своей эрудицией, своими достижениями оправдывает свое имя».
«На мой взгляд, – добавил Умирзак Махмутович, – к Аскару Закарину в полной мере относятся слова Альберта Эйнштейна: «Моральные качества выдающихся людей имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».

Р. S. Выдающийся государственный и политический деятель, талантливый организатор средней и высшей школы, известный ученый-математик Аскар Закарин оставил после себя глубокий след в развитии Казахстана. Но, к сожалению, его именем даже не названа ни одна аудитория или ученый совет КазНУ имени аль-Фараби, которому он посвятил 11 лет своей жизни. И даже вузов нет его имени. Как такое могло произойти?

Дина ИГСАТОВА,
директор ОФ «Исследовательский центр «Ерлiк жолымен»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ