Судебная защита конституционных прав граждан

0
1063

Beknazarov_B2Бектас БЕКНАЗАРОВ,
председатель Верховного Суда РК

Институт судебной защиты является значимым элементом современной системы конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение основных прав и свобод личности, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. Государство берет на себя задачу не только формального провозглашения прав каждого гражданина на обращение в суд за защитой своих законных интересов, но и выступает действительным гарантом юридического о6ecпечения данной категории прав, что очевидно следует из текста статьи 1 Основного Закона – Конституции РК: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

 

Конституция определяет направления судебной защиты, основные права и свободы, подлежащие судебной защите, виды соответствующей судебной деятельности, условия надлежащей организации судебной деятельности и гарантии реализации судебной защиты. 
В Казахстане с момента обретения независимости идет постоянное развитие и совершенствование судебной системы.
Так, согласно поручениям Президента Н. А. Назарбаева осуществляется комплекс взаимосвязанных мер, нацеленных на повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. В частности, решаются следующие задачи:
– обеспечивается открытость и прозрачность правосудия;
– укрепляется доверие к правосудию со стороны граждан, а том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
– создаются необходимые условия для осуществления правосудия, делая его более доступным;
– обеспечивается независимость судей.
Анализ судебной статистики свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан и юридических лиц в суд за защитой своих прав и законных интересов. Так, в 2012 году судами было рассмотрено около 1 000 0001 дел . Приведенные данные свидетельствуют о том, что суды реально становятся органами правосудия, так как все большее число граждан и юридических лиц рассматривают суд как средство, орган для восстановления своих нарушенных прав.
Кроме этого, результаты опроса общественного мнения, проведенного Центром исследования правовой политики совместно с Программой развития Организации объединенных наций в 2012 году, свидетельствуют о довольно высоком уровне доверия граждан к судам – 82,4% опрошенных выразили доверие судьям.
В Послании «Стратегия «Казахстан–2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства отметил: «Важнейшим вопросом правовой политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией. Для этого необходимо упростить процесс отправления правосудия, избавить его от излишних бюрократических процедур. При активном внедрении новых информационных технологий сделать это несложно. В то же время в целях разгрузки судов следует продолжить развитие институтов внесудебного урегулирования споров. Нужно предусмотреть такой механизм, при котором разрешение споров по незначительным вопросам будет проводиться во внесудебном порядке».
На основании вышеизложенного можно судить о комплексе важнейших задач на современном этапе, решение которых должно привести к более эффективному функционированию механизма судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, – это и восстановление пробелов в законодательстве, совершенствование организационных и процессуальных методов реализации судебной защиты, укрепление гарантий законности института судебной защиты, а также повышение авторитета судебной власти в обществе.
Обеспечение защиты нарушенного права независимым судом составляет центральную задачу правосудия. Эффективность выполнения этой задачи во многом обусловлена наличием взаимосвязи институтов судоустройства и судопроизводства. В первую очередь имеется в виду инстанционность. В этом смысле можно утверждать: в Республике Казахстан выстроена прозрачная, логичная и понятная каждому гражданину система судоустройства, при которой участвующему в деле лицу предоставлено право подать жалобу или ходатайство с целью проверки судебного акта, затрагивающего его права, вышестоящей судебной инстанцией.
При этом если задача суда первой инстанции заключается в разрешении дела по существу, то суды второй и третьей инстанций осуществляют проверку решения суда первой инстанции, будучи наделенными разным объемом полномочий. После проверки судебного акта в апелляционном порядке, решение суда вступает в законную силу, что, несомненно, способствует ускорению его исполнения. Суд кассационной инстанции осуществляет проверку уже вступившего в законную силу судебного акта.
Право на обжалование судебного решения является одним из важнейших прав, которыми обладают участники судебного процесса. Возможность проверки решения или иного судебного акта вышестоящей инстанцией является гарантией его законности. В то же время следует отметить, что подавляющее большинство судебных решений (90,9% за 6 месяцев текущего года), как показывает статистика, не обжалуются и не опротестовываются вследствие удовлетворенности сторон решением суда.
Мировой опыт, практика и наших судов показывают, что судебные ошибки в деятельности той или иной судебной инстанции в принципе неизбежны. Их исправлению и служат наделенные определенными полномочиями вышестоящие судебные инстанции – это апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Они обладают некоторыми общими чертами, но имеют и присущие исключительно им свойственные качества.
Верховным Судом проводится активная работа по дальнейшему упрощению отправления правосудия и снижению бюрократических процедур. Соответствующий законопроект Верховным Судом уже разработан.
Законопроектом предусматривается детальная регламентация процедуры заключения мирового соглашения, расширение сферы применения приказного производства, внедрение механизма дистанционного исследования доказательств, заслушивания объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи, внедрение обязательного предварительного досудебного порядка разрешения споров по некоторым категориям дел, возврат уплаченных госпошлин в случае окончания дела мировым соглашением сторон и другое.
Продолжается работа по реализации трехлетнего проекта ВС совместно с Программой развития ООН по проекту «Внедрение института медиации в Казахстане», соглашение о котором было подписано 26 марта 2012 года.
За первое полугодие 2013 года с участием медиаторов в судах республики рассмотрено 955 уголовных и 475 гражданских дел.
Быстрыми темпами развивается электронное правосудие. С начала текущего года зарегистрировано поступление порядка 6500 электронных исковых заявлений, заявлений о выдаче судебного протокола в электронном виде, замечаний на протокол.
Дополнительной гарантией соблюдения процессуальных прав и свобод граждан, предусмотренных в Конституции и законодательных актах республики, станет предусмотренный в проекте нового Уголовно-процессуального кодекса институт следственного судьи.
В Послании «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент отметил: «Государство и дальше будет модернизировать и укреплять судебную систему, которая должна стать главным механизмом защиты прав граждан. Будет делаться все для роста авторитета судебной власти, доверия к ней со стороны общества».
Статус суда, его авторитет и независимость являются точными показателями состояния законности в государстве, позволяют судить о гарантированности прав личности. Без действительно независимого авторитетного суда невозможно демократическое развитие страны, создание современного правового государства, становление полноценного гражданского общества, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Ведь в самом широком смысле слова суд является гарантом прав гражданина, главной инстанцией, обеспечивающей защиту личности. Но для того, чтобы выносить обоснованные и справедливые решения, судьи сами должны быть гарантированы от вмешательства в свою деятельность, надежно защищены от давления извне.
Однако лишь этим проблема повышения качества работы судов и авторитета судебной системы не решается. Не меньшее значение имеет повышение внимания к совершенствованию системы отбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации судейских кадров, усиление требовательности к нравственным качествам судей, адвокатов и других представителей юридической профессии. 
Необходимость укрепления доверия к судебной власти по-новому ставит вопрос и о развитии правовой культуры за счет формирования демократических идеалов правовой морали и массового правосознания, преодоления правового нигилизма, воспитания уважения к закону, что явится основой укрепления условий для роста реальной и прогрессирующей роли права в жизни общества, признания подлинной ценности закона и прав личности.

1 По данным КПС и СУ в 2012 году, всего в районные и приравненные к ним суды республики поступило 986 457 заявлений и дел, из них 600 379 гражданских, 342 858 административных и 43 220 уголовных, что на 68 146 или 7,4% больше, чем в 2011 году (918 311 заявлений и дел, из них 582 486 гражданских, 286 639 административных и 49 186 уголовных).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ