ПЬЕСА ДЛИНОЮ В ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

0
46
Гюльнар МУКАНОВА

Гюльнар МУКАНОВА,
кандидат исторических наук,
и. о. профессора КазНУ им. аль-Фараби

В далекие 1920-е годы два молодых человека, два друга, Мухтар и Магжан, выехали из Ташкента, где оба преподавали в Среднеазиатском госуниверситете, и направились в родные края Мухтара Ауэзова (то был будущий писатель-академик), чтобы собрать исторические факты и этнографические сведения в местах, связанных с жизнью и творчеством великого Абая. Эта поездка окончательно сдружила их, и в творческом плане утвердила обоюдное решение заняться научно-педагогической деятельностью, для этого продолжив образование в Петрограде либо в Москве… 

Оба, и Мухтар Ауэзов, и Магжан Жумабаев, впоследствии стали известны как авторы театральных постановок, по их произведениям ныне отсняты художественные фильмы (в том числе «Батыр Баян», «Серый Лютый» и др.).
В век глобальных технологических новаций театральная среда испытывает определенные вызовы: зрителя привлекают глубокие темы – остальное достаточно представлено на «прилавках» Yotube и социальных сетей…
История Семипалатинского ядерного «очага» и разрушительных последствий его эксплуатации для мирных жителей в советское время в год 30-летия с момента его официального закрытия по Указу Первого Президента РК Н. А. Назарбаева вновь прозвучала 10 апреля 2019 года в премьерной постановке пьесы под емким названием «Жан дауысы» («Крик души») на сцене театра «Абай», что в городе Семей (ВКО). Этот край, по праву считающийся малой Родиной выдающихся лидеров Алаш, пережил на последнем веку многое, и полигон – одна из незаживающих ран, трагедия планетарного охвата.
Автор пьесы «Жан дауысы» – уроженец этой многострадальной земли, выпускник факультета журналистики КазГУ, ученик академика З. Кабдолова, ныне – сам уже доктор филологических наук, профессор кафедры издательского дела и дизайна КазНУ им. аль-Фараби, заместитель председателя Союза писателей РК, известный поэт и публицист Бауыржан Жакып. Из застенчивого студента, каким помнят его сокурсники, он вырос в известного наставника, которого обожают студенты и молодые ученые, несмотря на занятость, он много времени уделяет общественной работе.
После премьеры Б. Жакып вылетел обратно в Алматы, где мы встретились, ведь работаем на одной кафедре, и пожелали автору новых творческих удач, расспросили, как родилось произведение. С его слов, замысел пьесы (изначально – поэмы) зародился тридцать лет назад, именно в 1989 году, когда был произведен последний ядерный взрыв в Семее, настолько сильно было потрясение от открывшихся тогда ранее секретных сведений о полигоне. И с тех пор поэма эта, признается Бауыржан Омиржанович, все еще пишется и дополняется.
Вывести на большую сцену пьесу – для автора всегда потрясение. И хотя при беседе на следующий день после возвращения из Семея Б. Жакып тщательно камуфлирует эмоции, даже по голосу чувствуешь радостный трепет: шутка ли, зал замирает, слышно их, зрителей, дыхание, то – ровное, то – учащенное, и ты, словно врач, ощущаешь пульс аудитории, и это ведь его самого (!) – премьера, как драматурга, тоже. Первая постановка первой пьесы, кто еще этим может похвастаться в наше стремительное время?! Пусть она будет не последней – желаю автору, и он молчаливо соглашается. Может, уже в нем рождается замысел следу­ющей постановки?! Вдохновение, и как дуновение весеннего ветерка, раз! И вот оно «находит» и не отпускает, пока не сядешь за письменный стол и не поставишь точку в эпилоге.
За спиной у Бауыржана Жакыпа опыт работы редактором главной редакции литературно-драматических программ Казахского телевидения, далее он редактор издательства «Жалын» (1985). Состоялся он и как работник высшей школы: заместитель декана по учебной работе, руководитель пресс-центра КазНУ им. аль-Фараби (1992), заместитель декана по научной работе (1992), заведующий кафедрой журналистского мастерства и литературного редактирования (1995), заведующий кафедрой издательского дела и редактирования, заведующий кафедрой периодической печати (1995–2001), декан факультета журналистики (2001–2008). 20 января 2009 года был назначен на пост генерального директора «Қазақ энциклопедиясы», а это весьма ответственное кресло: сколько людей и их судеб изучает глава большой корпорации, формирующей мировоззрение и национальную идентичность посредством фолиантов главной энциклопедии страны… Вернулся в alma mater, на его столе всегда кипа свежей прессы… Неизменно внимателен, расспросит, как дела, какие планы, поделится итогами поездок.
Большая эрудиция, спокойный характер Бауыржана, воспитанность и такт, уважение народных традиций и несомненный артистизм, сдобренный легким юмором, с которым он идет по жизни, – как магнитом притягивают к нему таких же трудоголиков от литературного процесса.
Недавно профессор побывал в столице Азербайджана, выступил перед литераторами и издателями. Налаживает культурные контакты и прерванные из-за распада СССР переводческие традиции. В общем, человек на своем месте, не свернет с выбранного пути, и премьера пьесы – грань его личностного роста, и радостно за автора, и за зрителя, которому есть над чем размышлять и переживать.
Премьерный показ драмы осуществила труппа Северо-Казахстанского музыкально-драматического театра им. С. Муканова, который был открыт с участием Елбасы в торжественной обстановке в 2000 году в Петропавловске. За без малого два десятилетия театр достиг хорошего уровня: отсюда стартовала отечественная звезда – лауреат Каннского кинофестиваля роль Самал Еслямова (ставшая в одночасье знаменитой исполнительница главной роли в фильме «Айка») и многие другие дарования.
Руководитель театра Биржан Жалгасбаев, не первый раз вывезший труппу на гастроли, отмечает очень теплую реакцию зала в Семее, и причина понятна: ведь жителям края пьеса о родной земле, вышедшая из-под пера земляка, была дорога вдвойне.
В таких случаях и артистам желают вдохновения и громких, душевных аплодисментов. Репертуарная афиша для жителей и гостей Семея весьма продумана, на наш взгляд: в исполнении северян их вниманию представлены были еще две пьесы – Магжана Жумабаева «Шолпан күнәсі» (Грех Шолпан) и Мухтара Ауэзова «Қаракөз» (Карагоз).
Так переплелись судьбы лучших сыновей Алаша, ведь знаменитый рассказ-шедевр психологической драмы о женщине-степнячке «Шолпанның күнәсі» был опубликован Магжаном в 1923 году в 4-8 номерах журнала «Шолпан», в период работы в Ташкенте. Там же М. Жумабаев написал труды об Акан-серэ, Базар-жырау, о современнике-исследователе Абубакире Диваеве. В тот период вместе с М. Ауэзовым, Х. Досмухамедовым, А. Диваевым Магжан участвовал в работе культурно-просветительского общества «Талап», прочел для слушателей лекцию «О стихотворениях Абая»…
Глубина публицистики А. Кунанбаева, его гражданская лирика привлекли Магжана, тогда же он посетил вместе с Мухтаром Ауэзовым впервые земли тобыктинцев. Почти столетие назад.
Вот такие удивительные метаморфозы, красивые параллели. Достойный репертуар. Жизнь – театр, как выразился классик. Порадовал Димаш, вот и долгожданное обновление оте­чественной Мельпомены, глядишь, не за горами.
С премьерой, профессор! Бра-во, актеры!!! Культурных находок и новых открытий, қарт Семей!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ