К О Д Ы, Г О Д Ы, Ж И З Н Ь (эссе)

0
87

Татьяна ПЛАТОВА,

ветеран казахстанского телевидения

Жизнь может быть экспериментом познающего.
Ф. Ницше

Мы равнодушно смотрим на штрих-код при покупке нового товара. Но с каким трепетом и волнением будем вглядываться в свой личный «штрих-код» и удивляться, что за «странные сближения» были в нашей родословной. Сколько ужасного и прекрасного вместилось и переплелось в нашем геноме.

Исследование генома откроет нам такие тайны и возможности, к восприятию которых мы еще не готовы. Какой адвокат ждет нас с нашим глубинным наследством? Мелкие различия, накап­ливающиеся за миллион лет эволюции, позволяют понять, что ДНК не только материальный носитель наследственности, но и духовно высокоэнергетический. На чем держится этот постулат? Духовность обладает более высокой реальностью, чем видимый мир.
Мировоззрение нельзя основывать только на научных данных. Они не исчерпывают всей реальности.
Быть духовным человеком не означает отвергать причинность, лежащую в основе научного мира. Не отвергать, а проверять и не только числом, но и качеством.
Все великие мыслители выходили за рамки теоретической науки в силу масштаба их мыслительного потенциала. У организма есть внутренний потенциал, который наука разбудить не может.
В природном порядке ничто не выделяет нас над другими живыми организмами, но опыт жизни на Земле снабдил людей такой информацией, благодаря которой мы оказались более устойчивыми к переменам и суровым условиям жизни.
Человек, как биологический вид, является продуктом борьбы не только за экологическую нишу, но и духовно-эстетическую. Мы порой не задумываемся, как произошел колоссальный разрыв между хрупкостью тела и крепостью духа.
Реванш реальности – раскрытие сущности человека по новым критериям. Человек приблизился к разгадке своего духа.
История духа – точная наука. Просто эксперименты здесь выглядят иначе, чем в физике и химии.
Человек – саморазвивающаяся, самоорганизующаяся, самовоспроизводящаяся, саморазрушающаяся, самообманывающаяся, самокритичная, сомнева­ющаяся система. Человек сомневается и этого изменить не может, пока не обретет абсолютную уверенность.
Самоактуализация – вершина реализации биологического потенциала. Потенциал реализуется полностью с учетом самодвижения. Без самодвижения нет продвижения. Вера в себя – лекарство, которое нам прописала сама Природа.
Два года жизни сулили врачи двадцатилетнему парню из Оксбриджа – Стивену Хокингу. Он был прикован к инвалидному креслу и должен был умереть еще пятьдесят лет назад, а стал гениальным физиком, дважды женился и стал отцом трех детей.
Стивен Хокинг – человек, благодаря которому, а не вопреки. Он всегда верил в свою удачу, и ему удалось прожить единственную жизнь на Земле. Он все успел! Жажда жизни, сила духа и великое научное озарение – все это сошлось в этом человеке. Свою «краткую историю времени» набирал одним пальцем с помощью «мышки», пока этот палец еще двигался, а впереди еще теория «большого взрыва» и «черных дыр», устройство Вселенной. Он продолжал работать.
Инструменты, изобретенные наукой, не могут проникнуть в глубины неисповедимого движения души. Нужны другие «инструменты».
Ученые были не способны ни подтвердить, ни опровергнуть наличие громадного опыта в духовной мощи человека. Они не научились измерять многомерный порядок духовности, не могли дать почувствовать резервы своей души, ощутить себя в другом измерении – высокоэнергетическом.
Древнее библейское провозвестие говорит о том, что мы можем совершать внутренний переворот. Этот переворот не является абсолютным, а знаменует переход к другому способу мышления на другом уровне познания мира и себя с учетом собственного опыта и опыта всего человечества. Без собственного опыта нельзя сделать переворот – не с чем сравнивать.
Почему спустя две с половиной тысячи лет Сократ и Аристотель востребованы нами? Востребован их мощный мыслительный потенциал. Сократ исходил из своей установки «начала». Он считал, что все знания у человека уже имеются, нужно только познать себя. Суть метода Сократа – исходное начало – парадокс, ирония: «Я знаю, что ничего не знаю».
Аристотель исходил из другой установки – антиподов начала: светлый – темный, теплый – холодный, большой – маленький, сильный – слабый. И хотя сейчас рассматриваются другие начала: материя – антиматерия, гравитация – антигравитация, метод антиподов востребован нами.
Начало – это не просто определенное утверждение, а конкретная содержательная форма, конкретный феноменальный случай, который приобретает значение всеобщего обоснования философской теории.
Духовное начало – именно в нем берут свои истоки культура и философия.
Фалес из Милета, родоначальник европейской науки и философии, выдвинул идею единства мироздания – естественное начало «всего». Но его идея не стала идеологией философии.
Требуется дальнейшее развитие естественного «начала».
Противоречие – единство любого равновесного состояния. Глубоко различные начала оказываются тесно связанными во взаимодействии.
Естественный путь развития человека – это путь эволюции Духа.
Эволюционную энергетику с точки зрения физических законов объяснить затруднительно, хотя с точки зрения развития духовности противоречий нет.
Как правило, мы лучше познаем себя в критические моменты жизни. Критическое состояние – это уникальное время, в поисках выхода из которого часто происходит поворот в понимании реального, что позволяет менять порядок установившейся иерархии ценностей. Самая великая ценность – сама жизнь!
Вера в свое право на жизнь, свою и чужую – вершина человеческого бытия.
Насколько доступно это право для всех и каждого человека?
Какой бы совершенной не была жизнь в цивилизационном обществе, но что-то должно было произойти в человеке, который с пониманием, а то и восторгом воспринимает обряд публичной казни. Где находится этот «спусковой крючок», где начало расчеловечиванию? Возникла парадоксальная ситуация. Кажется, торжествует одно, а итог получается другой. Создается такое апокалиптическое ощущение, что мир сознательно движется к критическому состоянию – на проверку духовностью.
Наука не сумела доказать, что быть духовно-нравственным человеком необходимо. Но чем дальше, тем труднее становится жизнь бездуховных людей. Ученые стремятся подстроить человека под время, но человеческую природу изменить пока не удается, а времени остается все меньше. Надо ли винить человека за ошибки, которые он не мог не совершить? Жизнь – ошибка, если обрублена связь с духовно-нравственными корнями. Но у умов есть связи, о которых наука еще и не подозревает.
Для науки то, что называется душой, – не более чем сумма хранящейся в памяти информации. Но важна не сумма знаний, а способность восстанавливать полноту знаний.
Наш мозг и рассудок как центральный телеграф обрабатывает входящий сигнал, но он не может восстановить утерянный. Утерянный сигнал – утерянное время. Как восстановить утерянное время?
Диалектический метод познания действительности в развитии метода самодвижения. Еще Сократ отмечал: «Каждый человек сам создает свою действительность».
Вопрос о сущности движения всегда занимал умы ученых и философов.
Требуется целостный взгляд на мир и место человека в нем. Мир еще не выстроен в качественном аспекте. Без разгадки человеческого духа целостное учение о человеке создать невозможно.
Человечество оказалось в разработке новой стратегии общемирового развития идеологии философии – от абстрактного общества к конкретному человеку. Новая концепция философии – человек имеет то, чего заслуживает – у Гегеля в «Феноменологии духа». В энциклопедии философских наук встречаются мысли о том, что свобода – это познанная необходимость. Но Гегель вкладывал в понятие свободы несколько иной смысл, чем это делают современные философы. Он считал, что субстанция духа – свобода, а субстанция материи – тяжесть. Но в понятие материи не может не войти любое ее свойство, если оно действительно существует.
Понятие о свободе в истории развития философии постоянно обсуждается. Проблема свободы и несвободы и сегодня приобрела необычайную остроту. Почему сегодня свобода стала бегством к себе, а не бегством от себя? ХХ век подвел людей к переосмыслению свободы. Свободой грешить никто не обладает.
В наше время, может быть, впервые в истории человечества вседозволенность получила законодательное оправдание со ссылкой на свободу.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на понятие необходимости – это внешняя свобода. Эпидемия болезни внешней свободы – это хаос. Свобода – зло, если она снимает оковы нравственности. Наивысшее достижение человечества – свобода мысли. Спиноза утверждал, что свободу слова запретить возможно, а вот свободу мысли – никогда.
Но человек – не просто мысль, он – волящая мысль. Нельзя волю оставлять бездейственной, невостребованной. Исчезает взаимосвязь души и тела.
Мысли и чувства, принадлежащие к разряду ума, хотя и обусловлены телом, имеют разную природу развития.
Мысль в большей степени определяется усилиями разума, чувства – опытом, ощущениями. Сделайте усилие воли и на все посмотрите глазами любви, и вы все увидите глазами сердца. Сердце – усилитель чувств.
Система жизни, воспринимаемая как единство, данное от разума, не может длительное время удовлетворять человека, потому что у нее отсутствуют глубинные корки.
Мы постепенно прощаемся с прописями – очень умными, очень тонкими, но не совсем адекватными реальной жизни.
Технический и научный прогресс поражает, но ход истории развития духовности как будто приостановился. Учение о сверхчувствительных, недоступных измерению общих принципов об умопостигаемых началах не раскрывает саму сущность иррационального начала. Ум не способен объяснить чувства.
Дорога философии от схоластики через умопостигаемые прообразы бытия привела к умодостигаемости большого бытия. Что постигли, а чего достигли? Дорога нужна для путешествия, а путь – для судьбы. Зачем этот путь от простого через чрезмерные сложности и снова к простому? Время для всех неравноценно.
Философское понимание пространства-времени – важный атрибут изучения бытия, но само пространство-время требует другой онтологии учения бытия применительно к человеку.
Теория относительности А. Эйнштейна нашла широкое прикладное применение, но она не приблизила человека к пониманию иррационального понимания времени. Время может быть отрицательным. Как это соотносится с человеком? Эйнштейн утверждает – время нельзя рассматривать отдельно от пространства. Таким пространством для человека является духовное пространство.
Человек – единственный носитель творческой энергии – вида энергии, еще не познанной наукой, но это не значит, что ее нет.
Побуждение к творчеству – спасение для человека. В трагическую минуту испытаний, напряжения, безысходности последним прибежищем человека является творчество. Творческий дух первичен, а все, что он создает – вторично.
Творчество – дар и болезнь одновременно. Дар творчества не передается по наследству. Передается только болезнь творчеством. Можно заболеть, а можно выздороветь. Каждая творческая способность есть потенциальная энергия к преобразованию себя. Творческая энергия не переходит самостоятельно от менее творческого человека к более творческому. Душа должна трудиться.
Процесс накопления внутреннего потенциала нами еще полностью не осмыслен. У нас нет уважения к самому себе, к своему внутреннему потенциалу, потому что мы не знаем, чем его измерить.
Красота творческого результата, единственного в своей неповторимости, дает возможность взаимодействовать с другими. Красота на одного невыносима.
Ныне время колоссального духовного напряжения, и это – спасение. Мы еще не осознали ритма времени, в котором нам выпало счастье жить.
Ритм времени – высота существования духа в данных обстоятельствах. Не все сумеют ощутить себя в новом измерении – высокоэнергетическом.
Философия, как наука, не может остановить общественные катаклизмы, но она может объяснить причину следствия.
Философ Николай Бердяев дает глубокую философскую характеристику Ленину в его практичности ума. Ленин соединил социальную революционность с духовной реакционностью. Это выглядит парадоксально. Человек, восхищавшийся Бетховеном, собственноручно писал записки о расстреле и повешении. Свершенность многих его деяний облегчает ответы на вопросы, но не на все. Где заложен критерий выбора?
Мы привыкли, если научно доказано, значит – правильно. Будут открывать и открывать новое и неизведанное, но без глубинного познания человека не будет открыта тайна бытия, тайна «всего».
Умный ученый видит, что большинство задач в изучении человека неразрешимы только на уровне научных доказательств. Нужны и другие доказательства.
В момент считывания глубинной информации со всех органов, а не только мозга, организм получает информацию отклонения от нормы, которая пробуждает в генетическом аппарате резервные механизмы, о которых нам еще только предстоит узнать. Что является нормой?
Меняются века и тысячелетия, но что-то остается вечным, неизменным.
Божий мир работает с вечностью через любовь. Нельзя не соответствовать вечному. Мы потеряли любовь, а теперь ищем утерянный рай. Люди, разрушившие любовь, разрушились и сами.
Любовь – это не удовольствие, а тяжкий труд к взаимопониманию. Вечная любовь рождает только любовь. У ненависти другие корни.
Любовь нельзя уничтожить, но ее можно разрушить равнодушием. Равные души – это уже диагноз времени.
Как проявляется геноответственность?
Любить всех. Человек рождается для любви. Любовь является врожденным голосом крови. Она находится в постоянном рождении. Отдавая любовь, человек получает огромную духовную энергию.
«Во Вселенной не было бы особенного смысла, если бы она не была домом для любящих людей» – сказал Стивен Хокинг однажды и навсегда. Берегите любовь. В этом и состоит смысл философии жизни.
Почему происходят постоянные метания в философии от теоретической науки непосредственно к человеку? Предмет философии меняется по мере накопления знаний о человеке не только через мысль, опыт, но и чувства. Философия – это самостоятельная научная деятельность с учетом духовной практики всего человечества.
Наверное, правы те философы и ученые, которые считают, что истина никогда не бывает в единственном экземпляре. Истина общечеловечна, но добиваются ее личности.
Стать личностью – задача человека.
Философ и ученый Рено Декарт верил во всемогущество математики и считал, что с помощью ее ключей можно открыть любые тайны Природы. Для всеобщей математики, писал Декарт, главное – сама мера и совершенно несущественно, в чем эта мера отыскивается – в звуках, в фигурах…
Количество в таких случаях становится высшей реальностью. Такой путь развития и науки в целом.
Ученый, философ, писатель Блез Паскаль, современник Декарта, искал другой ключик к решению. Он считал, что количественный подход, позволяющий наиболее абстрактным образом решать все частные проблемы, не может быть основой для изучения Природы. Важно качество.
Философы, политики, ученые, социологи, все те, кто задумывается над судьбами общества и человека, приходят к выводу, что перемены неизбежны и начинать их нужно не с абстрактного общества, а конкретно с человека.
Почему сегодня снова востребован философ Фридрих Ницше? Если П. Флоренский оставлял за человеком возможность свободного выбора в использовании полученной информации, то Ницше учит, что человек должен перестать быть объектом манипуляции. Человек должен сам руководить своим существованием. В этом и состоит его идея сверхчеловека – вырваться из общего потока, став личностью, отвечая за себя и свой выбор.
Почему так легко человека запрограммировать на войны, на безумие? Стать нечеловеком легко и просто. Трудно стать человеком!
Война всегда кому-то выгодна. На ней делают деньги.
Пропорции материального и духовного, житейского и житийного у людей разные. В старости так милы сердцу становятся мелочи жизни под угрозой расставания с ними. В такой ослепляющей красоте предстоит каждый неповторимый рисунок на камне, каждый распускающийся новый цветок. В каждом кусочке земли чувствуется дыхание аромата жизни. Пристальное внимание к какой-то ранее незамеченной детали вызывает ощущение счастья. Хочется удержать мгновение, сохранить островок жизни, на котором трудились родители – «лучистые люди земли». Появляется уверенность – жизнь сама себя защитит!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ