КАЗАХСТАН И РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ДВАДЦАТИЛЕТИЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

0
477

Дмитрий Мен,

доктор политических наук

К концу XX-го в начале XXI века глобализация наряду с информационно-технологической революцией превратились в важнейший фактор мирового развития. Процессы глобализации характеризуются сегодня высокими темпами накопления знаний, то есть развития науки, техники, промышленных и управленческих технологий, новыми механизмами извлечения прибыли за счет использования собственности на знания, наконец, укреплением транснациональных организаций, участвующих в глобальной конкуренции.

Республики Казахстан и Корея вошли в эпоху глобализации, находясь в разных политико-экономических ситуациях и сталкиваясь с разными проблемами. Вместе с тем, общим было и остается обоюдное стремление обеих стран к модернизации (правда, с разных экономических уровней) и динамизму развития за счет форсирования собственных прорывов в научно-техническом прогрессе и заимствования достижений ушедших вперед экономически развитых стран.

Для Казахстана этот период ознаменовался, как известно, трудным и болезненным переходом к рынку, капиталистическому хозяйствованию, связанному с развалом СССР. В стране продолжается сложный процесс реформ как в политике, так и в экономике.

Казахстан сохраняет ведущие позиции в мире по добыче углеводородного сырья и некоторых других видов полезных ископаемых. За ним сохраняется статус формирующегося быстрорастущего государства с достаточно высоким индексом человеческого развития, уровнем энергопотребления и сравнительно высоким уровнем дохода на душу населения. По версии Международного валютного фонда в 2011 г.  номинальный душевой доход в Республике Корея равен 20150 долларов США, а в Казахстане – 9000 долларов.

В настоящее время Казахстан сохраняет определенное преимущество по сбору зерна и экспорту муки в зарубежные страны, а также по экспорту природных ресурсов. Но при этом  стране необходимы благоприятные инвестиционный климат и правовые условия для развития бизнеса, имеются большие трудности в достижении серьезных инновационных прорывов. Страна пока отстает в разработке и использовании управленческих технологий, в оформлении и защите прав интеллектуальной собственности, в создании механизмов практического использования новейших технологических решений. По этому поводу Президент РК Н. А. Назарбаев говорил в  Послании народу Казахстана: «ХХI век предъявляет высокие требования к управлению современным государством, которое все больше усложняется. Наша важнейшая задача – подготовить квалифицированный политический класс управленцев».1 Перед страной поставлены приоритетные задачи: совершенствовать долгосрочную стратегию развития, добиваться подъема науки, создания целостной системы управления интеллектуальным  потенциалом. Главные препятствия на этом пути – бюрократизм и коррумпированность государственного аппарата, довольно низкий уровень доверия населения к своему государству.

Провозгласив критерием эффективности экономический рост Казахстан признал товарный характер экономики, а план и рынок – средствами экономического регулирования, а не экономическими антиподами. При этом в руках государства сохранились ведущие отрасли экономики.

На протяжении последних лет Н. А. Назарбаев сумел сформировать модель эффективной политической системы и восстановить традиционный принцип регулирования казахстанской общественной жизни не через авторитет силы, а через силу авторитета.

Казахстан одним из первых среди стран СНГ осознал важность активного приобщения к глобализации. Стоит отметить, что за последние 10–15 лет экономика Казахстана показала относительно низкую чувствительность  к спаду и кризисам в мировой экономике и торговле.

Современный Казахстан за двадцать лет стал динамично перестраивающейся страной, опирающейся на свой собственный и мировой опыт. Он стремится стать государством новых возможностей, открытым для партнерства с каждым, кто готов к совместной работе. Открытым для торговли, инвестиций, контактов по линии гражданского общества и проектов в любой сфере общественной жизни.

Сегодня центральной задачей является проведение комплексной модернизации страны и перевод экономики на инновационную, высокотехнологичную модель развития. Для достижения этой цели мобилизованы политическая воля и собственные ресурсы, готовность к тесному сотрудничеству с нашими партнерами.

Есть все условия для того, чтобы модернизация республики стала крупным ресурсом преодоления последствий глобального кризиса. В этом смысле партнерство с Сеулом  играет большое значение. Сейчас вопрос развития отношений с Республикой Корея вышел на один из первых планов для центральноазиатских государств.

Итоги заключенных казахстанско-корейских договоров подтвердили, что в целом складывается понимание неизбежности коллективной работы и перевода азиатской политики в конструктивное русло, выстраивания современного партнерства на основе приверженности принципу  безопасности и укрепления взаимного доверия между двумя странами. В этом существо предложений Президентов двух стран – Н. А. Назарбаева и Ли Мен Бака.

Если говорить о культурных и гуманитарных контактах Астаны и Сеула, то они стали еще более насыщенными. В партнерстве обеих государств принципиальное значение имеют последние два года, которые подразделяются на Год Казахстана в Корее и, в свою очередь, на Год Кореи в Казахстане. За этот период, ставший наиболее динамичным в развитии наших отношений, состоялись обмены визитами на высшем уровне и многочисленные встречи деловых кругов.2  Подписана программа культурных обменов между Казахстаном и Республикой Корея. Активно действуют корейские культурные центры в Казахстане. Растут масштабы туристических обменов между странами.

Казахстанская внешнеполитическая линия основывается на понимании неразрывной взаимосвязи между нашей страной и  развитыми азиатскими государствами, куда в последние годы уверенно смещается центр гравитации глобального развития. В то же время повышенное внимание к Центральной Азии стало императивом со стороны Сеула.

При этом принципиально важно, что обе стороны предложили позитивную, объединительную повестку дня. Казахстан и Республика Корея не искали односторонних преимуществ, не стремились играть на имеющейся  разнице в экономическом развитии. В этом залог повышения профиля партнеров в качестве фактора стратегической стабильности и устойчивого экономического развития.

Одно из главных достижений за двадцать лет сотрудничества состоит в том, что заметно укрепилось стратегическое взаимодействие по вопросам экономики и безопасности. Казахстан всегда искренне желал предотвратить перерастание опасного военно-политического кризиса в отношениях между Сеулом и Пхеньяном в полномасштабный военный конфликт и ратовал за подготовку условий для возобновления переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.

Открывшееся новое «окно возможностей» позволяет раз и навсегда устранить наследие непонимания и начать работать по созданию Единой Азии. И Сеул, и Астана могут и должны содействовать этому. Не видим никаких оснований, чтобы наши отношения не могли не стать более тесными, по-партнерски доверительными и стратегически стабильными. Нас не разделяет «железный занавес», да и в целом между нами больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Вместе с корейскими партнерами Казахстан определил следующие ключевые направления в диверсификации деловых связей: финансовые услуги, высокие технологии, энергетика и энергоэффективность, поддержка малого и среднего бизнеса, сотрудничество по дальнейшему развитию и использованию инфраструктуры и ряд других мероприятий.

Что касается двусторонних отношений, то тут определены новые перспективные направления сотрудничества, расширяющие уже имеющиеся возможности. Обе стороны обсудили пути увеличения товарооборота, расширения туристических обменов между странами и привлечения корейских инвестиций в казахстанскую экономику. В рамках многосторонних форумов видны значительные совпадения в политике стран. Они проводят прагматичную внешнюю политику, ориентированную как на защиту своих интересов, так и в поддержку общечеловеческих ценностей. Президенты Н. А. Назарбаев и Ли Мен Бак затрагивали эти вопросы в ходе переговоров в Астане и Сеуле, а также обсуждали возможности продолжения политических консультаций по вопросам взаимодействия в рамках многосторонних встреч.

За двадцать лет сотрудничества обе страны убедились в том, что существует гораздо больше факторов, объединяющих нас, чем разделяющих, несмотря на различия в  национальном характере. Казахстан и Корея испытывают взаимовлияние культур, но в то же время  идут своей дорогой. В результате они сегодня представляют собой не государства, населенные людьми одной национальности или этнической группой, а скорее народами, имеющими общий дом и единую историю. Это формирует представление о себе и в других странах мира. Можно охарактеризовать Казахстан и Корею, как нации исследователей и строителей.

В заключение можно отметить, что сегодня между нашими странами есть реальная возможность открыть новую страницу истории. Уже присутствует общее понимание того, что укреплению ориентированным в будущее двусторонним отношениям нет разумной альтернативы. В целом за двадцать лет дипломатических отношений внешняя политика между Казахстаном и Республикой Корея оставила позитивный след. Усилия по экономическим, политическим и духовным направлениям начали приносить практические результаты. Не вызывает сомнения, что эта целенаправленная системная работа будет продолжена в активном режиме с участием всех общественных структур.

 

Литература

 

  1. Назарбаев Н. А. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. Послание Президента – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. «Казахстанская правда», 28 января 2012 г.
  2. Тараков А. Корея: чудо продолжается. Восприимчивая, но самобытная. «Казахстанская правда»,  20 января 2012 г.     

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ