ФЕНОМЕН АБЫЛХАНА КАСТЕЕВА

0
346

Гульмира ШАЛАБАЕВА,
директор Государственного музея искусств им. А. Кастеева

В статье Президента РК Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» четко обозначены ключевые вехи истории нашего государства. Публикация направлена на переосмысление важнейших событий, обращение к собственным национальным истокам, продвижение Казахстана в международное сообщество через важнейшие достижения истории и культуры. «У народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны», – убежден автор. Он также подчеркивает, что исторический процесс в массовом сознании носит преимущественно персонифицированный характер. «Многие народы заслуженно гордятся именами великих предков, ставших своеобразными послами своих стран. …Великая степь также породила целую плеяду выдающихся деятелей».

В истории казахской государственности с древних времен до наших дней можно выделить множество талантливых, умных, отважных людей, каждый из которых внес бесценный вклад в развитие страны. К их числу относится и необычайно скромный, но одаренный человек, чье имя связано с начальным этапом становления профессиональной школы живописи в Казахстане, – Абылхан Кастеев. Художник, стоявший у истоков нового изобразительного языка, автор, оставивший богатое творческое наследие, мастер, чьим именем назван главный художественный музей страны. В 2019 году отмечается 115-летие Кастеева, и это особенный повод осмыслить его роль как в искусстве Казахстана, так и в мировой художественной культуре.
Для понимания феномена Кастеева необходимо понимать время, в которое он родился: общую историческую среду, кризис мировосприятия в период смены общественного строя и самого уклада жизни. Кастеев стал первым казахом, осмелившимся в противовес мусульманским канонам запрета изображения живых существ, писать людей и животных. За что был неоднократно бит в юности, по его воспоминаниям. По тем временам это был по-революционному смелый поступок. Он стал первым представителем среды, который в эпоху слома коренных традиций, болезненного отказа от кочевья, глубинной трансформации цивилизационной парадигмы, начал процесс приобщения к новой, европейской форме искусства. Самоучка, ставший первооткрывателем, а затем и профессионалом, соединил в своем творчестве основы степного мировоззрения и мироощущения, опирающегося, с одной стороны, на устные мифопоэтические традиции народа и декоративно-прикладное искусство, с другой стороны, на степную философию и тенгрианское поклонение природе. Кастеев – певец природы родного края, но вместе с тем он прямой очевидец происходящих кардинальных перемен в жизни народа. Цепким глазом художника он видит и запечатлевает на своих полотнах все, что приходит в степь с новым строем. Абылхан Кастеев – само олицетворение того, что пришло со сменой исторической эпохи; как первый национальный художник он соединил в своей жизни и творческой судьбе общественно-политические, социокультурные и художественные константы разных исторических эпох.
Соприкосновение с живописью перевернуло сознание юноши-чабана, полюбившего искусство и избравшего его в качестве главного дела своей жизни. Получив базовые навыки в работе масляными красками и акварелью в школе-студии
Н. Г. Хлудова в Алматы, а после развивая их во время обучения в Москве (1934–1936), он всю жизнь оставался верен реалистическому методу, основанному на жизнеподобии и точном следовании натуре.
Одинаково восторженно пишет он степь и горы, лица современников и сцены старого быта, повседневную жизнь кочевников и технические достижения нового времени. Будучи свидетелем исторических преобразований, он правдиво отражает перемены нового времени: строительство ГЭС, первый поезд в степи, упорно и трудолюбиво фиксируя их в своих произведениях.
Широкий сюжетно-тематический охват позволяет выделить несколько тематических линий его творчества – это образы выдающихся исторических деятелей Казахстана, сцены труда, тема старого и нового быта и, конечно, пейзажный жанр.
Энергия созидания, восторг перед преобразованиями, восхваление человека труда становятся лейтмотивом живописи Кастеева и превращаются в оду труду. Таковы полотна «Сбор хлопка», «Сенокос», «Колхозный той», «Колхозная молочная ферма» и многие другие. Отдельная большая тема – индустриальный пейзаж.
Большой пласт творчества – образы великих сынов Казахстана. Кастеев изображает деятелей культуры, искусства, известных военачальников, биографии которых вызывали в нем желание сохранить их образы для истории. Так были созданы серии портретов Джамбула Джабаева, Шокана Валиханова и других исторических личностей. В раннем портрете Кенесары Касымова автору удается показать отважного и харизматичного воина, одного из борцов за независимость казахских земель второй половины XIX века. В изображении Абая Кунанбаева Кастеев стал первым художником, кто не стал опираться на единственную прижизненную фотографию великого поэта и мыслителя, изобразив его юношей, творческому дарованию которого еще только предстоит раскрыться. И, наконец, образ Амангельды Иманова, к которому художник обращался на протяжении двадцати лет творческой деятельности, сумев создать целую галерею портретов выдающегося лидера национально-освободительного движения.
Другой обширный пласт его творчества – это изображение живой природы. При этом природа – не просто фон, на котором разворачиваются сюжеты. Она становится тем макрокосмом, в котором гармонично обитает человек, тем самым детерминируя тенгрианский принцип мироощущения кочевника. Зачастую пейзажные композиции выглядят как «портрет» конкретного места. Во многом причиной тому любовь к пленэру, натурным зарисовкам, ставшим характерной особенностью кастеевского метода. Эпичность и масштаб в его произведениях органично соединяются с тщательной проработкой незначительных деталей, отсюда – правдивость и достоверность отображенного сюжета или события.
Тонко чувствуя цвет, интуитивно постигая секреты мастерства и раскрывая живописные, выразительные возможности, художник постоянно совершенствует профессиональные навыки. Так, он блестяще овладевает акварельной техникой – самой сложной в профессии художника, поскольку она, в отличие от масла, не подлежит правке. В работе с акварелью он с легкостью передает и световоздушную среду неба, неоднородную подвижную поверхность водной глади, крайне сложный для передачи снежный покров. Развивая свой колористический дар, именно за серию акварельных произведений Абылхан Кастеев был удостоен престижной Государственной премии им. Ч. Валиханова (1967). Ранее он в числе первых получил звание Народного художника КазССР (1944).
Стоя у истоков национальной живописной школы, он стал летописцем эпохи, отразившим в своем творчестве мир современной ему казахской культуры – традиционный кочевой быт, образы современников, исторические перемены, пришедшие в степь.
Абылхан Кастеев оставил богатое творческое наследие, включающее сотни живописных полотен и тысячи рисунков и акварельных работ. Лучшие его творения бережно хранятся в Государственном музее искусств РК, которому с 1984 года присвоено имя первого Народного художника Казахстана.
Жизнь, судьба и творчество первого казахстанского художника Абылхана Кастеева позволяет отнести его к числу великих личностей Великой степи, о которых Президент сказал, что они не должны затеряться в истории.
«Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны», – отмечает в своей программной статье Н. А. Назарбаев.
Абылхан Кастеев – гордость нации. Его творческое наследие является предметом для изучения, научных дискуссий, популяризаторской работы, которую активно проводит Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева совместно с Домом-музеем А. Кастеева, стремясь сохранить и представить казахстанскому и зарубежному ценителю изобразительного искусства живописную летопись первого казахского художника.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ