Ш А Г К М Е Ч Т Е

0
323

Арайлым САУЫТБЕКОВА

Пару лет назад я выиграла международную образовательную стипендию Президента Республики Казахстан «Болашак», а в начале 2019 года получила диплом магистра искусствоведческих наук по специальности «Медиа и связь с общественностью» в University of Leicester. Хочется поделиться личным опытом, полученным за время обучения в одном из университетов Великобритании, и рассказать о социальной стороне жизни в этой стране. Наверняка людям, прожившим десятки лет за рубежом, может показаться смешным, что человек, находившийся в Англии всего полтора года, берется давать какие-то советы. Нет, я не претендую на звание знатока Англии. Это моя исповедь и мое искреннее желание. Главная моя цель – успокоить и проинформировать тех, кто так же, как и я когда-то, сейчас находится на распутье, задаваясь вопросом: «Стоит ли ехать учиться за рубеж или нет?» 

НЕМНОГО О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Бытует мнение, что южная часть Англии более открыта и толерантна к иностранцам и иностранным студентам, чем северная. В особенности город моего обучения – Лестер, с большим числом иностранных студентов из Китая и стран исламского мира, славится своим дружелюбным отношением к приезжим.
Однако, несмотря на крайне уважительное отношение к иностранным студентам, завести крепкую дружбу с местными жителями удалось мало кому из моих знакомых. К примеру, в моем департаменте – Media and Public Relations обучалась лишь одна англичанка, которая, при всех ее положительных качествах, держалась от иностранных одногруппников особняком. Впрочем, ее нежелание наладить дружбу с иностранными студентами вполне можно понять и списать на природную закрытость и стеснительность британцев, местом и временем для выплескивания эмоций которых являются пабы по вечерам пятницы и субботы.
Более того, вполне возможно, что местные люди попросту устали от бесконечного потока туристов, а также от иностранных студентов. Да и просто людей, которые тысячами приезжают в Англию и привозят с собой багаж своих традиций, устои, акценты и в принципе не интересуются культурой, историей, политикой и социальной стороной жизни англичан. Между тем, консервативные англичане все же радеют за сохранность своей культуры. Иногда плотину их выдержки тоже прорывает под напором таких факторов, как безразличие, неуважение и наглости некоторых иностранных студентов к нормам и этикету, привычных в этом обществе.
Так, однажды наш преподаватель осудил за пассивность и низкий интерес к новостям в Англии студентов из Китая, которые, вместо того чтобы слушать лекцию, занимались покупкой одежды через интернет, раскрыв свои дорогие электронные девайсы, и переговаривались между собой, не умолкая ни на минуту.
Между тем, таких студентов на нашем факультете немало. Только что получившие степень бакалавра дети богатых родителей попросту протирают дизайнерские штаны в лекционном зале, упорно уставившись в свои дорогие игрушки или не переставая трещать на китайском. Глядя на них, понимаешь, что учиться в магистратуре было не столько их желанием, сколько мечтой их родителей, для которых учеба в Англии давала их чадам возможность в будущем устроиться на более престижную работу. Впрочем, ничто не ново под луной, и в нашей стране таких примеров немало.

РАСШИРЯЯ ГРАНИЦЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Путешествия и новый опыт разбивают в людях ложные представления и стереотипы не только о других людях, но и о своих возможностях. Существующий трепет и страх перед системой обучения Англии, а также сложности зарубежной жизни являются одними из многих стереотипов. Тем временем эти стереотипы пугают незнающих, оставляя их в неведении в герметическом отсеке одного государства. Поверьте, если студент посещает занятия, выполняет необходимые задания и вовремя сдает экзамены, для него обучение не составит титанического труда. И не нужно при этом быть семи пядей во лбу, обладать какими-то исключительными интеллектуальными знаниями или иметь влиятельных друзей и родственников.
Тому пример студенты программы «Болашак», большинство которых выпускаются из топовых мировых университетов и находятся в числе первых студентов в своих группах. Также стоит отметить тот факт, что, несмотря на численное меньшинство в группах или языковой барьер, наши ребята всегда лидируют в обучении, отличаются индивидуальностью и смелостью в групповых дискуссиях. Местные студенты неизменно отдают должное бесстрашию казахстанских студентов. Так, моя одногруппница Элизабэт призналась, если бы решилась получить зарубежное образование, то ее выбор пал бы на англоговорящую страну, и она не рискнула бы поехать в страну с другим языком общения и культурными ценностями.
Первое, что удивило меня в Англии, это количество казахстанцев, обучающихся здесь за свой счет в элитных школах и университетах. В самолете рейсом Алматы – Лондон, в котором летела на обучение в начале сентября, мне довелось побеседовать с группой молодых людей. Ребята, обучающиеся в закрытых элитных школах Англии, не разделяли моего восторга по поводу предстоящей учебы. Прожив несколько лет в Великобритании, они жаловались на жесткие требования и правила английской школы, капризную погоду. Узнав о том, что я являюсь стипендиатом программы «Болашак», ребята выразили недоверие, что данную стипендию можно получить безвозмездно и без взяток. И только после того, как я привела в пример себя – простого журналиста, они отказались от своих предубеждений относительно данной стипендии.

СТРАХ ПЕРЕД БУДУЩЕЙ ЖИЗНЬЮ В НОВОЙ СТРАНЕ

Наверное, каждый из приезжающих на обучение в другую страну испытывает это изнуряющее чувство страха перед новой жизнью в незнакомом социуме, чувствует сомнения относительно своих интеллектуальных способностей, лихорадочно штудирует словари и ищет людей, имеющих опыт жизни и обучения в зарубежном вузе, для того чтобы найти ответы на свои вопросы.
Хочу отметить, что для студентов программы «Болашак» решение обу­чаться в другой стране – это еще и огромная ответственность перед Родиной, которая вкладывает огромные финансовые средства в их обучение. В качестве гаранта, что успешно отучившись, студент вернется в Казахстан и отработает грант, может быть его недвижимость, или в большинстве случаев, недвижимость его родителей или родственников, а также гарантия поручившихся за него близких людей.
Никогда не забуду то, как я стояла в приемной ЦМП «Болашак» с большой папкой документов на родительский дом. Душу мою раздирали на части огромное желание получить заветный грант и в то же время невероятный страх перед возможным фиаско и потерей недвижимости моих родителей. И таких, как я, пришедших за руку со своими родителями, бабушками и дедушками, приехавшими поддержать своих детей из самых дальних аулов, было очень много. Сколько надежды и страха я видела в их глазах! Но, зная, что данный грант является огромным шансом для будущего их детей, родители, сжимая их руки, то и дело говорили: «Кто-кто, но наш ребенок не подведет нас». Так же и мой отец сказал: «Я даю свою голову на отсечение, что моя Арай успешно отучится и с честью вернется на Родину». После таких слов наши студенты, как и я, готовы были работать день и ночь, лишь бы оправдать доверие своих родных и близких.
Сегодня, оглядываясь назад, я не жалею о полученном опыте, ведь человек развивается, выходя за грани своей зоны комфорта, и самые невероятные и приятные приключения происходят, когда он разрушает свои внутренние барьеры.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ВО МНЕ ЗА ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЗА РУБЕЖОМ?

Самой главной победой по завершению обучения я считаю, нет, не диплом, а повышение уровня знаний английского языка. Сколько преград рухнуло передо мной, после того как я научилась свободно читать, говорить, писать и слушать нужные мне материалы на английском языке! Сколько знаний и открытий были скрыты в сокровищницах англоязычных источников, которые я за шорами своего языкового барьера не видела! Теперь я с упоением внимаю этим знаниям, расширяя границы своего мировоззрения.
Вторым открытием для меня стало то, что наука и исследования – крайне увлекательные занятия, и заниматься научной работой при желании и после наработки определенных навыков может каждый. Проштудировав книги по принципам проведения социологических исследований, овладев методами работы специальных компьютерных программ, узнав об огромном накопленном мировом опыте в области социальных наук, я прониклась искренней симпатией к исследованиям и горела желанием в будущем продолжить свое образование в области социальных наук.
Третьим открытием явился недостаток качественных казахстанских научных статей по социальным наукам и медиа в базе моего университета и биб­лиотек Англии. В большинстве своем статьи носят оппозиционный характер, наверное, в силу того, что в каждой исследуемой теме должен быть конфликт, ответ на который исследователь должен предложить в ходе своей работы. В свою очередь, исследователи в качестве проблемы выбирают тему оппозиции, которая всегда интересна в любой стране.
Изучив научные статьи в ходе обучения, я пришла к выводу, что значительная часть знаний в сфере PR и журналистики, хорошо изученная европейскими, американскими исследователями, остается мало освещенной нашими учеными. В связи с этим, я с большим оптимизмом смотрю на обмен опытом между преподавательским составом из Казахстана и европейскими коллегами, зарубежные стажировки и участие в международных конференциях сыграют в этом большую роль.
Огонь страсти к знаниям и любви к науке был зажжен в груди стипендиатов программы «Болашак» за время обучения за рубежом. Я с радостью вижу, как мои знакомые, по завершении обучения посвящают свою деятельность преподаванию в университетах, ведомые желанием поделиться сокровенными знаниями с нашей молодежью. Впереди у нынешнего поколения болашаковцев большие свершения! Необходимые навыки имеются, у них огромное поле деятельности и открытий, и я верю, что заложенное нашим государством зерно в виде гранта «Болашак» вскоре даст свои богатые всходы и урожаи.
Немаловажным изменением в моей жизни в Англии стало то, что я перестала воспринимать себя и других людей через призму прожитых лет. Среди моих одногруппников были люди разных возрастов, но это не создавало барьеров для общения. Неизменным оставалось огромное уважение друг к другу, несмотря на такие факторы, как гендер, социальный и финансовый статус, возраст и занимаемое социальное положение в обществе. «Я чувствую себя в Англии как свободная птичка», – любила повторять одна из моих подруг, 40-летняя докторант PhD из Ирака, с чем я не могу не согласиться. В Англии, если к 30-ти годам ты только начинаешь профессиональную деятельность в новой сфере, или задумался о получении нового образования, ты не чувствуешь того груза ответственности, предрассудков и ожиданий от социума как в Казахстане. В нашей стране требования и ожидания к работнику выше и жестче.
Крайне импонирует мне чувство собственного достоинства жителей Великобритании, будь то простой официант, сантехник или важный профессор университета. Каждый уверен в том, что в общественных местах получит должное обслуживание, не будет подвергаться высокомерному или пренебрежительному отношению со стороны людей с более высоким финансовым статусом. Англичане уверены, что находятся под защитой государства. Они знают, что смогут снарядить своих детей в школу, и как минимум раз в год свозить свою семью на отдых за рубеж. Наверное, эта уверенность в завтрашнем дне, возможность вести полноценный социальный образ жизни и приводит к тому, что практически каждый работник в Англии делает свою работу с любовью и удовольствием. Между тем счастливые люди и составляют счастливую нацию. Наверное, поэтому со всего мира стремятся эмигрировать в эту страну в поисках лучшей жизни.

ЖУРНАЛИСТИКА  И PUBLIC RELATIONS

Курс обучения департамента Media and Public Relations в University Leicester включал предметы по общей журналистики и дисциплины по связям с общественностью. Понятные мне, журналисту печатных СМИ, предметы по журналистике преподавал профессор Тор Кларк.
Тор Кларк – специалист с богатым стажем в газетной индустрии, интервьюировал британских премьер-министров. Он до мозга костей журналист, у которого в кармане пиджака всегда лежит блокнот с ручкой, а в портфеле – печатные версии ведущих британских изданий. Профессор Кларк, посвятивший свою жизнь журналистике, с болью отзывающийся о медленной «смерти» эпохи печатных СМИ, знающий каждого студента поименно и, несмотря на свой статус, всегда первый здоровающийся на улице с нами, стал любимым преподавателем на курсе. Своей теплой и искренней улыбкой, желанием прийти на помощь и покровительствовать, он напоминал мне ту плеяду звездных газетных редакторов Казахстана, таких как Сейдахмет Бердыкулов, Жумабек Кенжалин, Сейдахмет Куттыкадам, Кали Сарсенбай, Сапарбай Парманкул, Нурторе Жусип, Татьяна Абраменко, которые в свою очередь не просто занимались выпуском газет, но еще и воспитали несколько поколений журналистов. Так же, как и казахские редакторы, профессор Кларк является мастодонтом уходящей эры печатных СМИ – мудрый, честный, элегантный и галантный.
В противовес Тору Кларку выступал директор моего департамента – доктор Скот Дэвидсон. Непонятный для меня, так же, как и весь Public Relations на тот момент, он проповедует другие принципы – долой газеты, вперед компьютерные технологии, манипуляции общественным мнением, достижение политических амбиций или целей компаний через СМИ, эра компьютерных ботов – вот что является его реалиями современного мира. Доктор Дэвидсон с иронией отзывается о роли газеты сегодня, тогда как профессор Кларк все еще романтизирует профессию газетчика. Лекции Скота Дэвидсона, приведенные им примеры кейсов, список рекомендованной литературы о порабощении PR-индустрии, медиа-индустрии, манипуляции общественным сознанием специалистами связей с общественностью, о важности наличия PR-специалиста в компании, словно тревожный колокольчик, пытаются пробудить сознание студентов, взывая: «Проснитесь, в мире, где каждый рядовой человек является журналистом, вы уже не нужны, нужно скорее переобуваться и учиться новым навыкам!»
Помимо этих двух преподавателей было еще много специалистов, которые читали нам лекции, но почему-то взгляд на будущее журналистики этих двух преподавателей оставил в моем сознании наиболее глубокий след. Душой я всегда радела за идеологическую позицию профессора Кларка, но в жизни я понимаю, что принципы доктора Дэвидсона и его позиция о росте влияния PR-индустрии в современном мире являются более реалистичными и полезными.

УЧЕБА И ЗАБОТА О РЕБЕНКЕ: МИФЫ, СТРАХИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Во многих случаях камнем преткновения перед решением обучаться в другой стране, помимо внутренних страхов и финансовых возможностей, является наличие различных семейных обстоятельств – ответственность перед пожилыми родителями, которых нельзя оставить без внимания и заботы, а также дети. В силу вышеперечисленных обстоятельств многие люди не решаются уезжать из Казахстана, и мечта о заграничном дипломе так и остается нереализованной.
Однако есть и другие примеры, когда болашаковцы с двумя, тремя и четырьмя детьми решаются сделать радикальный и смелый шаг к своей мечте. Более того, среди моих знакомых есть те, кто, обучаясь за рубежом, получил дипломы с отличием, наряду с обучением, воспитанием детей, интеграцией в новую культуру еще и решился на рождение ребенка, будучи в другой стране.
Были случаи, когда казахстанские студенты не брали с собой детей, и на момент обучения доверяли их бабушкам и дедушкам, либо один из супругов оставался на Родине с ними. Между тем родитель-студент сосредотачивался полностью на учебе, каждые пару месяцев наведываясь в Казахстан на пару недель. Стипендия при этом строго экономилась, лишняя копейка откладывалась на авиаперелеты и подарки для родственников.
Среди моих знакомых были случаи, когда студента сопровождал только супруг, а дети оставались в Казахстане. Делается это для того, чтобы за время обучения супруг (супруга) устроился на работу и неплохо заработал. Ввиду огромного преимущества в заработной плате даже чернорабочего в Великобритании перед специалистом среднего звена в Казахстане, игра стоит свеч. При условии экономного расходования средств супруги по возвращении на родину могут накопить приличную сумму для покупки собственного жилья либо автомашины. Однако огромным недостатком в данном случае является жизнь вдали от детей.
Весь период обучения сопровождался разговорами моих знакомых о детях, о тяжести расставания. Приобретая новое, человек должен отдавать что-то взамен, утверждают философы. В данном случае студенты жертвовали драгоценными месяцами детства собственных детей.
В силу жизненных обстоятельств, мне довелось совмещать учебу в Англии вместе с самостоятельным воспитанием дочери. Супруг, ввиду плотного рабочего графика и ответственности перед пожилыми родителями, остался в Казахстане, при этом наведываясь в Англию каждые три месяца. В моем городе обучения мой случай был уникальным, и поначалу многие знакомые не верили в возможность такого совмещения.
На деле все оказалось не так страшно, как это кажется. Спасительной соломинкой оказалась школа, в которую мой ребенок был принят. Благо в Великобритании в школы (reception, pre school) принимают с 4-летнего возраста. Занятия в школах Лестера шли 5 раз в неделю с 9.00 до 15.00. В помощь родителям в школах работают послеобеденные спортивные секции с трех часов дня до половины пятого вечера. Для занятых родителей, которым не с кем оставить чадо в утренние часы, есть утренние клубы, где ребенка можно оставлять с восьми утра, при этом за номинальную плату дети завтракают и играют до начала занятий. В течение дня они имеют возможность получить бесплатный обед и дополнительный перекус после получасовой прогулки. Также на дом им выдаются бесплатно пол-литровые бутылочки с молоком, овощи и фрукты, которые так необходимы для развития детского организма.
Неспроста бытует мнение, что изучение нового языка детям дается легче и быстрее. В нашем случае моя дочь, которая знала лишь базовые слова на английском, через две недели в школе уже могла выразить свою мысль, соединяя пару слов, тогда как через два месяца весело лопотала с друзьями на английском с заметным британским акцентом. И все это благодаря неустанному и благородному труду учителей, которые, вне зависимости от национальности, финансового статуса и возможностей самого ребенка, выкладывались по максимуму, работая с детьми. Доказательство тому то, что в конце года моя 5-летняя дочь и ее одноклассники свободно читали целые предложения, решали примеры, имели представления о значимости бережного отношения к окружающей среде, уважении к людям других национальностей и религий.

КАК СОВМЕСТИТЬ УЧЕБУ И ЗАБОТУ О РЕБЕНКЕ

Школа и возможность оставлять в ней ребенка с утра до вечера стали моей палочкой-выручалочкой во время обу­ения. Практически все мои лекции и семинары мне удалось выбрать на время нахождения ребенка в школе. Стоит отметить, что в Великобритании существуют обязательные предметы (compulsory) и предметы, которые студент может выбрать по своему усмотрению (optional). В выборе предметов я ориентировалась исключительно на график школы дочери, тогда как другие студенты подходили к этому из таких соображений, как и кто будет преподавать данный предмет, критерии оценки экзаменов, сложность предмета и др. Очевидно, что мой плотный график ограничивал выбор, однако, мне удалось выбрать наиболее интересные и новые предметы, разработанные факультетом и связанные с созданием веб-сайтов и культурой селебрити.
Несмотря на мои расчеты, некоторые лекции и семинары выпадали на то время, когда дочь не находилась в школе. В таких случаях я просто просила разрешения преподавателей брать с собой ее на занятия, запасаясь большим количеством раскрасок и фломастеров. Преподаватели никогда не отказывали в моей просьбе, поощряя стремление не пропускать занятия. Более того, один из них сказал мне: «Этот милый ребенок никому здесь не мешает. В огромной аудитории галдящих студентов, половина из которых смотрит в свои телефоны, твоя малышка наиболее примерный студент».
Труднее всего приходилось во время каникул, когда школа отдыхала две недели, а мне нужно было посещать занятия, ходить в библиотеку. В таких случаях выходом для меня становился чемодан, который я нагружала книгами в библиотеке и занималась дома или в парке, при этом не отвлекаясь от забот о дочери. Водить дочь на все мои лекции и семинары было бы жестоко по отношению к ребенку, которому наверняка пришлось бы тяжело. Решением в данном случае стала помощь друзей и знакомых. При этом злоупотребляла их помощью я редко, и при необходимости производила почасовую оплату за присмотр за ребенком.
Совмещать учебу и быть при этом одной с ребенком в Англии вполне реально. Нужно правильно расставлять приоритеты. Плюсом в данном случае является то, что ребенок находится вместе с родителем, что морально облегчает жизнь взрослого. Во-вторых, ребенок получает возможность бесплатно обучаться в иностранной школе, учить язык, тогда как в Казахстане стоимость обучения в подобной школе могут позволить себе лишь единицы. В-третьих, ребенок и сам родитель получают бесценный опыт жизни в другой стране, узнают те стороны жизни в социуме, которые остальные студенты (у которых нет детей) вряд ли узнают, например, посещение мероприятий организаций, занимающихся обучением и развлечением детей, участие в различных родительских комитетах, кроме того, выстраиваются отношения с персоналом школы и с другими родителями.
Стоит иметь в виду, что, создавая условия детям, родители-студенты почти не имеют свободного времени: у них нет возможности посещать вечерние или воскресные speaking clubs, проводя досуг вместе с местными жителями, они не могут работать в свободное от учебы время, также у них сокращается время для занятий в библиотеке. Помимо этого, стипендия, которую свободные от семейных обязательств студенты имеют возможность тратить на путешествия и шопинг, экономится и делится между родителем-студентом и его источником силы и вдохновения – ребенком.

БИБЛИОТЕКИ И МУЗЕИ – ДРУЗЬЯ ДЕТЕЙ

Одним из излюбленных и часто посещаемых мест детей в Англии являются музеи и библиотеки. Практически все музеи в стране ориентированы на семейный отдых со специальными игровыми и тематическими зонами для ребятишек. В некоторых из них на постоянной основе работают аниматоры, которые развлекают детей в игровой форме, рассказывая об истории музея, его экспонатах либо им читают книги.
Разнообразию экспонатов, креативности и в то же время доступности музеев в Великобритании диву даешься. Каждый уголок оформлен так, чтобы заинтересовать не только человека близкого к искусству, но и простого посетителя и ребенка. Находясь в музеях Англии, не приходится натыкаться на строгие лица его работников, все время одергивать детей, прося не бегать, не говорить громко и не трогать экспонаты. Детская активность и вовлеченность, напротив, здесь поощряется, ведь если ребенку хорошо в музее, родители приведут его и в следующий раз. В свою очередь увеличение числа посетителей скажется на популяризации музея, на финансирование и заработной плате его работников. Такова основа западной улыбки и добродушия.
Несколько раз в неделю в музеях и библиотеках проходят различные занятия в детских кружках, организовываются спектакли, конкурсы. Для того чтобы заинтересовать и привлечь большее количество юных читателей, работники библиотеки частенько устраивают ярмарки, принимают участие в городских мероприятиях, разъезжают на автобусах-библиотеках по городу, останавливаясь в общественных местах, чтобы раздать брошюры, показать новинки книг, поиграть с детьми. Их методы работы, дружелюбие и огромное желание приобщить ребенка к чтению вызывают уважение. Так, в разговоре с детьми и родителями библиотекари призывают приходить и записываться, брать сколько угодно книг, и даже при потере их либо при нанесении урона книге не бояться и продолжать ходить в библиотеку. Книги – это, конечно, кладезь знаний, но для чего они нужны, если будут новенькими пылиться на полках, говорят библиотекари.

ДЕТИ И СОБАКИ – КЛЮЧИКИ К СЕРДЦУ РЯДОВЫХ БРИТАНЦЕВ

Однажды, будучи в Ноттингеме вместе с семьей, нам довелось познакомиться с местным жителем – пожилым мужчиной. Знакомство наше произошло благодаря проявленному интересу моей дочери к его белоснежному пушистому псу. Моя дочь искренне восхищалась повадками и внешним видом песика, поглаживая его с разрешения хозяина от макушки до хвоста.
Между тем человеку было приятно видеть любовь и внимание, проявленные нами к его питомцу. Слово за слово, мы не заметили, как разговор плавно перешел от четвероногого симпатяги к жизненным перипетиям его хозяина.
Так, мы узнали о нелегкой судьбе и одиночестве хозяина и его собаки, которое прервалось, когда мужчина забрал ее из питомника для брошенных животных. После этого жизнь мужчины, по его словам, кардинально изменилась. Теперь его ежедневное расписание состоит из прогулок с псом Фродо и бесед с туристами и прохожими, которые останавливаются, чтобы погладить кучерявого песика, и так же, как и мы, завязывают беседу со стареющим, но уже не таким одиноким англичанином. «Дети и собаки, вот две причины, благодаря которым прохожие в Англии завязывают беседы в парках, отвлекаясь от своего одиночества», – сказал тогда наш собеседник. С любовью взъерошив шерстку на макушке своего смешного песика, он дернул за поводок, сказав: «Пошли, Фродо, нас ждут новые знакомства».
Мужчина ушел, а мысли о нем и одиночестве пожилого поколения в Англии не оставляли меня долго. В тот момент я поняла, насколько счастливы большинство наших бабушек и дедушек, наши родители, которые в заботах о внуках не сталкиваются с проблемой одиночества. Возможно, некоторые читатели скажут, что и в нашей стране нередки случаи, когда старшее поколение вынуждено коротать свою старость в домах престарелых. Но, заметьте, в Казахстане такие факты порицаются, тогда как в Англии – это закономерность, что являются огромной разницей.
Между тем любовь британцев к детям можно заметить везде. Прохожие, увидев их, всегда искренне улыбаются, дарят комплименты, задают вопросы и всячески выказывают свое положительное отношение к ним. В общественных местах никто не позволяет себе одергивать, повышать голос на своих и тем более на чужих детей. В магазинах и ресторанах детям зачастую дарят подарки от заведения, в обязательном порядке приносят карандаши для рисования и раскраски, чтобы ребенку здесь было интересно, и родители могли спокойно насладиться трапезой.
С нами произошел случай, когда, переходя центральную улицу, моя дочь выронила свой флажок. Увидев его лежащим посередине дороги, мой ребенок расплакался и попросил немедленно его вернуть. Но я не смогла выполнить ее просьбу, так как для пешеходов уже загорелся красный свет. Увидев, как моя дочь сильно расстроилась, автомобили и автобусы просигналили мне, дав понять, что не двинутся, пока ребенок не получит свой заветный флажок. Между тем, пешеходы по другую сторону улицы уже спешили к нам на помощь, неся в руках бумажный флажок. И таких случаев любви и заботы о детях как у меня, так и у моих знакомых немало.
В завершение хочу призвать всех тех, кто мечтает о заграничном образовании, не откладывать свои мечты в долгий ящик. Самое сложное в этом деле – сделать первый шаг. Хочу выразить огромную благодарность Центру международных программ «Болашак», моим кураторам и самое главное – моей Родине за возможность обучаться в Великобритании.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ