ВОЗРОЖДЕННЫЙ ТУРКЕСТАН

0
328

Дархан МЫНБАЙ,
депутат Мажилиса Республики Казахстан

В статье «Семь граней Великой степи» Н. А. Назарбаев особо отмечает: «…в рамках продвижения Туркестана в качестве областного центра необходимо системное усиление его позиционирования на международной арене. Древняя столица Казахстана является не только духовным центром нашего народа, но и сакральным местом для всего тюркского мира». 

Долгие годы о славном прошлом Туркестана в основном говорили в прошедшем времени. Известно, что в разные периоды истории вместе с территорией менялась роль города в общественно-политической жизни обширного края. Поскольку в свое время материалы, сведения о нем формировались с европоцентристской точки зрения, то ныне отечественная наука должна пересмотреть их на системной основе через призму становления независимого государства. Хотя о заметном месте древнего города во всемирной истории ясно свидетельствует немало источников, не будем забывать и о том, что долгие годы полноценному изучению Туркестана в контексте с социально-политическим, культурно-духовным развитием Средней Азии часто создавали завуалированные, нередко и открытые препятствия.
Царская Россия, к примеру, смотрела на духовные процессы в этом центре тюркского мира совершенно отстраненно, лишь формально-казенно привязывая их к названию мавзолея, и то в упоминаниях как о «павшей крепости» от шаровых снарядов черняевских пушек.
Как ни старалась советская идеологическая система запретительными и иными мерами вытравить дух и благородство, характерных просторам Казахского ханства из сознания тюрков, особенно казахского народа, но из этого по большому счету ничего не вышло.
Лучшие представители казахстанской интеллигенции, извлекая из истоков истории полуистлевшие изделия, бережно сохраняя, трепетно собирая артефакты в мавзолее-комплексе Хазрет Султана, других старинных зданиях, караван-сараях, и к найденным вещам, материалам, наследию проявляли максимальное внимание. Те добрые намерения и начинания на заре Независимости придали нашей мечте на создание национальной государственности зримые контуры, а также заметный импульс.
Ныне усиление региональной солидарности, исходящей из Туркестанской идеи, это и есть наш ответ мировым конфликтам и кризисам. Чтобы упредить всевозможные и нежелательные явления, нужно регулярно советоваться, находить верное решение общих проблем. Руководители стран Центрально-Азиатского региона, объединенные общей судьбой, общими языковыми и духовными корнями, за годы независимости накопили солидный опыт. Опыт, достаточный, чтобы уловить недоброе намерение и оценить угрозу внешних сил.
В начале ХХ века находящиеся на разных политических платформах Турар Рыскулов и Мустафа Шокай, ради будущего своего народа пожертвовавшие собой, на одном дыхании ратовали за «единый Туркестан». И сегодня становится ясным, что идея «объединенного Туркестана» – оптимальная модель социально-экономической и общественно-политической гармонии. У каждого века и периода есть своя правда и мотивы ключевых событий. Единство в ХХІ веке – это не единство в возведении крепостей от колониальных притязаний, а реальная сила для дальнейшего развития народов, прошедших через горнило неимоверных преград в своих многотрудных исторических судьбах.
Ныне в эпоху усиления экономических связей веками нетронутые ресурсы Центральной Азии необходимо использовать по рыночным законам, в частности, повысить роль туризма. При этом, не акцентируя внимание на известные миру исторические архитектурные комплексы Самарканда, Бухары, Хивы и Хорезма, важно пропагандировать гармонию городской культуры на фоне больших и малых городов Великой степи. История о жителях ставших легендой «сорока городов», что покоятся на дне Аральского моря, а также других шахаров, больших и малых населенных пунктов и кентов, раскинутых по берегам Сырдарьи; Отырар и Сауран, Сыганак и Жанкент, Тараз и Баласагун; городища на склонах Каратау и Алатау, Улытау и Шынгыстау, в долинах Алтая и Устюрта, в прибрежных рощах Волги и Есиля – все это и есть соединившие века яркие страницы материальной культуры нашего народа.
Как не вспомнить в этой связи о том, что Туркестан, по Магжану, являясь, «воротами двух цивилизаций», как сакральный центр в свое время дал понять своенравному Ирану – столпу Туранской культуры – преимущества жизни без больших конфликтов и войн. Вся история Туркестана, и даже отдельные ее фрагменты из-за политических конъюнктуры оставшихся не освещенными, свидетельствуют о миролюбивом характере края.
Сакральный Туркестан – феномен духовной и материальной культуры, вобравший в себя все лучшее от истин древней Ясы до высоких хикметов Ясави. Это город, помнящий свод гармонии мудрости Создателя, прозрение всеохватной философской мысли, ценящий чистоту помыслов. Туркестан – колыбель тюркского миропонимания. Туркестан катарсис совести нации. И когда перед тобой такой феномен высокой духовности и культуры, воплощенный в уникальном архитектурном ансамбле, неподвластный бурям времени и угрозам человеческих противостояний, то поражаешься гармонии мироздания.
Ныне, когда шар земной стал одной глобальной деревенькой, известный миру древний и вечно молодой Туркестан с пантеоном, где покоятся ханы, батыры, выдающиеся сыновья Великой степи, должен расширить возможности сакрального туризма Центральной Азии, раскрыть и ознакомить с еще неизвестными страницами ее духовно-материального богатства.
В советское время, когда лишь единицы выезжали за рубеж, рассказы наших туристов напоминали странный симбиоз легенд и истин. Запомнилось недоумение одного хорошего знакомого: «За границей спрашивали нас, откуда мы. При этом, не говоря уж о городах и областях, оказывается, они даже не слышали о Казахстане, Алматы. Однако стоило нам упомянуть о Туркестане, как у них загорались глаза, тут же проявляли к нам искреннее уважение и радушие». Рядовые иностранцы, в нашем случае индусы, не зная ничего о Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане, в целом о Центральной Азии, не побывав в Туркестане, были наслышаны о славном прошлом этого города. Случайность ли это?
Правда, о таких случаях тогда говорили в основном шепотом. На самом деле опасность погребения извилистой истории Туркестана под пылью забвения по упомянутым и неупомянутым причинам была весьма реальной. Всевышний миловал, благодарные деяния людей с Аллахом в сердце отвели такую угрозу. Эти настоящие патриоты, жившие думами о народе, их глубокая вера в наше будущее стала оберегом Туркестана.
Мудрые старцы во все времена предупреждали: «Неиспользованная земля зовет врагов», «Дьявол пустующую землю облюбует». Когда со всех сторон, из разных политических систем появились ищущие и требующие, то в поле зрения этого вороватого люда оказались древние изделия, редкие исторические ценности. Приезжие, ссылаясь на надуманные причины, увозили в свои города и страны бесценные экспонаты из Туркестана.
Они к находящимся на виду у народа духовно-материальным ценностям без зазрения совести приделывали ноги, по-варварски крушили многочисленные курганы и могильники. На сакральной земле стали твориться странные для местных действия: политизированные кампании, примитивные пропагандистские мероприятия, что усилило всеобщий скепсис к общественным проблемам у коренных туркестанцев.
Правительство Казахской ССР, ограниченное в самостоятельности в насильно нахлобученном на него всесоюзном хомуте, было бессильно сохранить духовно-материальные ценностей древнего города. Увезенный в 1935 году на одну из выставок Эрмитажа Тайказан – красноречивое подтверждение сказанному. Ведь вернули его только через полвека. Возвращение всемирно известного экспоната стало результатом многотрудной целенаправленной работы. И здесь нельзя не вспомнить добрым словом основоположника отечественного музейного дела, государственного и общественного деятеля Узбекали Жанибекова за его инициативы и смелые действия. И не только его, об этом так написал туркестанский поэт, музеевед Нурмахан Назаров: «Москва. Кремль. Съезд народных депутатов. Депутатам Казахской ССР Н. Назарбаеву, О. Сулейменову, М. Шаханову. Трудящиеся города Туркестана в годы застоя и перестройки неоднократно обращались в Верховный Совет СССР с просьбой вернуть Тайказан из Эрмитажа своему настоящему хозяину. Такая телеграмма была направлена товарищу А. Лукьянову. В тот же день от ответственного работника секретариата Верховного совета СССР Воропаева приходит ответ о получении телеграммы. Через 28 дней вышел приказ министра культуры СССР В. Захарова о возвращении Тайказана его хозяину. Так, через 54 года самый ценный памятник Казахстана, главный экспонат мавзолея-комплекса Хазрет Султана вернулся к своему очагу. Таким образом, Тайказан как бы стал предвестником нашей грядущей Независимости. Должен особо отметить самое деятельное участие в выполнении столь важного нашего наказа будущего Президента страны Нурсултана Назарбаева».
В конце 90-х годов, когда по предложению Елбасы началась подготовительная работа по проведению 1500-летия Туркестана, мы сочли необходимым посоветоваться с глубоко изучившим памятники и исторические места на территории республики известным этнографом, экс-министром культуры Узбекали Жанибековым.
Он, несмотря на то, что был прикован к больничной койке, с характерным для него тактом поведал: «Если прежде мир знал о Туркестане лишь по книгам, то теперь необходимо создать возможность людям увидеть его воочию. Для этого в первую очередь нужно вовлечь в это важное дело ученых, в том числе специалистов из Европы. Мы могли бы показать много нового, еще неизученного из нашей истории, зодчества, народного прикладного искусства. Самое главное мы отошли от неверной установки – «мавзолей-комплекс должны сохранить для туристов». Он нужен всем, поскольку имеет цивилизационную ценность. Теперь важно глубоко, комплексно изучить и пропагандировать это неповторимое произведение средневекового зодчества, сохранить его в первозданном виде. В этом деле есть богатый мировой опыт. С этого должна начаться подготовка к возрождению истории Туркестана…»
Во время встречи он настоятельно поручил нам позаботиться о молодых ученых. После обретения Независимости полутора тысячелетний юбилей Туркестана прошел на высоком международном уровне. Это историческое событие стало одним из первых опытов проведения юбилея такого масштаба в рамках национальной традиции и преемственности. Хотя было немало трудностей в его организации и координации, но в процессе этой крупной международной акции было очень много полезного и поучительного. Важность проведения этого общенационального торжества хорошо понимали как представители государственных органов, так и рядовые казахстанцы. К примеру, специально созданный фонд «Парыз» не ограничился лишь сбором средств. Как предлагал Елбасы, представители национальной интеллигенции, деятели искусства, государственные служащие сумели доступным языком, на конкретных примерах разъяснить гостям, широкой общественности значение этого сакрального духовного центра для всего человечества. В этом направлении была проведена огромная работа. Ныне во всех регионах Казахстана, если брать шире, то и Евразии изменилось представление людей о Туркестане. Успешно прошедший юбилей оказал влияние на формирование цивилизационного сознания у миллионов людей об этом крае.
Находясь под сводом духовного центра тюркского мира, возрождать и развивать традиции Великой степи и пополнять новым содержанием ее духовно-нравственные ценности – это, на наш взгляд, надежный путь к тюркскому единству. Мероприятия и акции, проведенные по инициативе общественных объединений, представлявших все слои населения, а также отдельных активных граждан, приблизили к сердцу каждого понятие «Святой Туркестан», способствовали гармонизации межэтнических отношений в стране. Ведь в известной степени миссия этого торжественного события заключалась и в этом.
Елбасы за все годы Независимости не забывал о миссии Туркестана. Будь это на высоких международных форумах, на важных региональных совещаниях, словом, где бы ни было, он убедительно позиционировал эту духовную святыню Центральной Азии как действенную диалоговую площадку созидания, миролюбия и содружества. Это могут подтвердить повсеместно, начиная с коллектива Международного казахско-турецкого университета им. Ходжи Ахмеда Ясави и продолжая любым созданным за последние четверть века креативным институтом тюркского единства. Во всех процессах, связанных с возрождением Туркестана, Глава государства, опираясь на свой международный авторитет, добивался их гармонизации. Его мудрое решение о придании статуса областного центра древнему городу свидетельствует об установлении исторической справедливости.
Когда Шымкент, достигнув демографического миллионного рубежа, как мегаполис получил особый статус, то Туркестан как новый центр реги­она открыл второе дыхание обширного края. Но не все так просто. Отныне сакральный город, почитаемый каждым казахстанцем, стал административным центром. Это большая ответственность не только для жителей Туркестанской области, но и всего Казахстана. Наша главная задача – бережно, внимательно изучив историю Великой степи, приумножить достижения страны. Для того чтобы каждый прочувствовал свою причастность к динамичному развитию нашей государственности как наследник высокой духовности, как активный носитель морально-нравственных ценностей, как хранитель святилища, каковым является древний Туркестан, мы должны быть конкурентоспособными.
Развитие человеческого капитала зависит от многогранного знания, силы духа и веры в будущее. Возвести с нуля или заново возродить город – дело не из легких. Для этого нужно сформировать общенациональную мечту-идею на подсознательном уровне масс, как это конкретно сделал Елбасы на примере Астаны. Даже воспитание праведных качеств невозможно примитивными методами пропаганды. Уважать родителей, старших, оказывать помощь сиротам, инвалидам, беречь честь и достоинство, быть честным перед своей совестью и другие естественные и благородные качества должны быть присущи каждому из нас.
Только общество, строго придерживающееся этих принципов, стремящееся к дальнейшему развитию, сможет создать добродетельный и устойчивый город, о котором мечтали Аль-Фараби и другие наши духовные поводыри. Если рассматривать Туркестан в этом созидательном ключе, то его новый статус сулит много хорошего. Вполне возможно, что со временем древний город будем символично называть городом духовного возрождения.
Как известно из истории, великие дела, крупномасштабные события всегда объединяли людей. После обретения суверенитета все погасшее в нашем духовном пространстве начинает сверкать, утерянное восстанавливаться. И это эволюционный процесс. Динамичному развитию независимого Казахстана способствовали возведение новой столицы, строительство международных аэропортов и прокладка стальных магистралей, обновление обликов областных центров, проведенные форумы и саммиты мирового уровня, а также другие серьезные акции.
Чтобы открыть новое дыхание Туркестана, на наш взгляд, необходимо сообща, объединив силы, взяться за ряд важных дел:
– Исторически у Туркестана было четыре, у его цитадели – двое ворот. Самый главный объект, приковывающий внимание гостей города – это комплекс Ходжи Ахмеда Ясави, поэтому важно восстановить на научно-градостроительной основе ворота, а также крепость, сохранив единый стиль.
– Для возврата увезенных ценных экспонатов (временно можно сделать их копии) цивилизованным путем уместно использовать ресурсы общественного мнения, а также возможности и влияние ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ и других авторитетных международных организаций.
– Около историко-культурного музея Хазрет Султан под землей находятся останки храма «қылует» из 44 молельных комнат и восточной бани. Необходимо их перенести в подходящее место и восстановить в более крупном масштабе. При этом есть реальная возможность привнести в жизнь, скажем, также бренд «Туркестанская баня».
– Работая в тесной связке с международными организациями, подводить итоги предложенного Елбасы культурно-просветительского проекта «100 новых имен тюркского мира» в торжественной обстановке в Туркестане. И это сделать традицией.
– Организация и проведение общего для тюркоязычных народов телевизионного фестиваля песенного творчества «Таланты Туркестана» (по примеру «Евровидения», «Новой волны», «Славянского базара») – веление времени.
– В Туркестане традиционно проводить научно-теоретические конференции, форумы, посвященные Коркыту, Аль-Фараби, Ходже Ахмеду Ясави, Баласагуни, а также другим тюркским титанам научной мысли и духовности.
– Для озеленения Туркестана (по примеру «Астана орманы») взяться за посадку адаптируемых к местной почве кустарников, деревьев, в том числе фруктовых, а также неприхотливых засухоустойчивых растений. Почему бы не культивировать у нас жаростойкую иранскую декоративную ель, как это имеет место в Ашгабаде?
– Координацию по благоустройству каждого квартала и каждой улицы поручить шефам – коллективам различных структур, учреждений.
– Предложить, опираясь на рыночную систему и преимущества конкуренции, новый формат стимулирования в проведении привычных субботников. Вовлечение в это дело современно мыслящих, креативных студентов – общемировая тенденция.
– Необходимо возродить добрые традиции древнего Туркестана. К примеру, решением Елбасы отмечаемые как выходные дни Курбан айт можно провести в познавательно-воспитательном плане в соответствии требованием времени. Это будет способствовать цивилизованному взаимодействию светской религиозности и национальной традиции.
– После утверждения генерального плана застройки Туркестана каждому микрорайону дать название наших исторических городов (Отырар, Сауран, Сыганак, Бозок, Ботай и т. д.). По возможности возводить новые жилые массивы в архитектурном стиле древних городов. Это напоминало бы всем о нашем прошлом.
– Важно, на наш взгляд, установить строгую технологическую дисциплину в строительстве жилых и производственных зданий. Ввести в действие наиболее совершенные формы приобретения и эксплуатации жилья. Навести порядок в вопросах открытости и последовательности в оказании услуг жилищно-коммунальной системой.
– Можно было бы в Туркестане внедрить прогрессивную налоговую систему и предложить проект правовой культуры. В рамках реализации последнего нужно объяснить заинтересованным сторонам необходимость сноса беспорядочных построек и других не всегда популярных, но важных мер.
– Настало время формировать в Казахстане культуру использования воды через опыт нового Туркестана. В Израиле, где почва и водные ресурсы гораздо беднее, чем у нас на юге, классифицируют воду на пять видов, рационально ею пользуются. Почему бы нам также не реализовать проект под названием «Источники Туркестана», комплексно решать вопросы, связанные с рачительным использованием не только питьевой воды, но и подземных вод, а также с мелиорацией и ирригацией. Конечно, это добавит забот областной администрации, но это важно для всех жителей региона.
…Мировые стандарты, передовые технологии не внедришь в один присест. Для этого надо вдумчиво и целенаправленно работать всем. Туркестан будет соответствовать своему названию и статусу в первую очередь благодаря высокому сознанию, единству и личной ответственности горожан, и только после этого за счет финансовых средств и инвестиций.
В нашей стране, устремленной к духовному возрождению, есть и желание, и возможности воплотить в жизнь все сказанное выше. В обществе сильна глубокая вера в возрождение древнего Туркестана, как духовного центра нового Казахстана в новом мире. О чем, кстати, свидетельствует высокий общественный резонанс на статью Президента Н. А. Назарбаева «Семь граней Великой степи».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ