ВЕЛИКИЙ СЫН БЕССМЕРТНОГО АЛАША

0
404

(К 350-летию Бухара жырау)

Кабдулсамих АЙТХОЖИН,
доктор юридических наук, профессор

В одном предании Бухар как бий племени аргын получает кун за своего сородича Ак-Мурзу, а в другом повествуется о том, как во главе кочевки своего рода окруженный старшинами и батырами едет Бухар [6, с. 35].

Сам Абылай хан ценил в жырау, выступления которого обладали огромной силой убедительности, не только ораторское красноречие и блистательное знание казахского обычного права, но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему казахского народа. Бухар жырау, знавший в совершенстве персидский, арабский, ойратский (джунгарский) и китайский языки, помогая внешнеполитической миссии хана Абылая, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. «Исторические исследования указывают на тонкость политики Абылая, – подчеркивал Х. Джу­малиев. – Если это так, то своей гибкой дипломатией хан, вероятно, во многом обязан был Бухару» [18, с.127].
И, конечно же, его поэзия, имеющая сама по себе глубочайшую познавательную ценность, явилась весомым вкладом в развитие казахской философии. Бухар жырау, в совершенстве владевший художественными приемами традиционного устного народного творчества, выступал убежденным сторонником справедливости, проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также ее прекрасных явлений, обращаясь к своим соплеменникам: «Берегите красоту родной земли», «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной – творением всесильной природы».
В целом творчество Бухара жырау, по сути, носителя духовной красоты казахского народа, олицетворяющее собой глубинные корни и истоки гуманистической культуры Алаша, само по себе является убедительным примером того, насколько каждому из нас необходима твердыня духа, яркая, индивидуальная неповторимость, внутренняя красота личности. Взятые вместе произведения поэта образуют своего рода летопись жизнедеятельности казахского народа, без изучения которой не обойдется ни один серьезный историк. Бухар жырау, посвятивший жизнь обретению истины и следованию непреложным духовно-нравственным ценностям, также призывает задуматься и над тем, что не одной материей живет человек, взывая к своему соплеменнику:

«Не ввергай себя в бесконечные тяжбы
за скот, за землю,
скот может погибнуть,
земля останется и после тебя».

Есть также версия, что при торжественных выездах хана Абылая конные домбристы играли гимн-марш «Терісқақпай», который был создан Бухаром жырау [24].
Учитывая, что многие потомки поэта были известными целителями и хорошо знали не только казахскую народную медицину, но и тайны тибетского врачевания, можно уверенно предположить, что и сам Бухар, будучи долгожителем, занимался изучением свойств целебных трав, знал многие секреты восточной медицины сохранения здоровья и продления жизни.
Бухар жырау прожил долгую, полную взлетов и лишений жизнь – 113 лет. В 1781 году, в родовом поместье Алтынторы-Калкаман, у подножья го­ры Далба в Баянауле завершилась его земная биография, чтобы дать начало вечной жизни его стихов, рожденных самой жизнью. Как и писал сам поэт:

Что же не гибнет? Чей вечен век?
Доброе имя человека
И слово поэта не умрут.

Произведения Бухара жырау, полные ярких образов, сочных художественных красок, жизненной силы, огня и экспрессии, продолжают служить на благо Алаша, оставаясь актуальными во все времена.
Конечно же, творения Бухара жырау всецело принадлежат, в первую очередь, казахскому народу, верным сыном которого он был до конца своих дней. Ведь их содержание значительно шире, объемнее, т. к. соотносится не только со временем, в котором жил и творил поэт, но и находит непосредственный живой отклик и в эпоху глобализации. Изумительное творчество жырау соединяет века истории бессмертного Алаша, как мост два берега бурной реки Вечности, и мы видим, чувствуем, вбираем в себя мысли и идеи Творца.
Преодолевая столетия, и в наше время голос поэта взносит чувства и мысли слушателей в сферы духовного познания, активизируя беспокойную работу ума и души. Слово, непревзойденная поэзия Бухара жырау всегда «служили только на благо казахского народа. Великий жырау поднял казахскую поэзию на качественно новую ступень, сумел передать гордый дух своей эпохи, далеких дней и остался в истории как символ мудрости, художественного миропонимания родного народа» [15, с.190].
Еще при жизни поэта его многочисленные произведения передавались из поколения в поколение, но до наших времен дошли, к сожалению, примерно 1200 поэтических строк Бухара жырау. Многие же строки его произведений, бесчисленные крылатые выражения поэта получили широкое распространение в народе и превратились в пословицы и поговорки. В этой связи Машхур Жусуп Копеев отмечал, что до нас дошли только корни поэтического творчества Бухара жырау: «Тому, кто захотел бы полностью записать стихи этого человека, необходимо было долголетие Ноя, выдержка Аюба, мудрость Платона».
Сбором бесценного поэтического наследия Бухара жырау, как известно, занимались Чокан Валиханов (1835–1865), Григорий Потанин (1835–1920), другие видные исследователи. Произведения поэта, в которых он касался животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции 1917 года в России. Так, Чоканом Валихановым, родственником поэта по материнской линии, вероятно в 1855–1856 годы была написана статья «Исторические предания о батырах XVIII века», в которой ученый дал некоторые сведения о Бухаре жырау [12, с. 216–222]. Чоканом Валихановым сделан также подстрочный перевод на русский язык нескольких произведений жырау [25, с. 255–272].
В 1880 году Г. Н. Потаниным, видным российским географом и этнографом, исследователем Центральной Азии, при посредничестве Имантая Сатпаева (отца академика Каныша Сатпаева) потомка Бухара жырау были записаны «хвалебная песнь Бухара о ханском коне, прославление богатств Аблай-хана, песня о разорении калмыков, наставление Бухара Аблаю, песня о стоянке Баганалы и др.» [26, с.7]. При этом исследователем отмечалось: «При Аблае был Бухар певец (джир), который был выше, чем Худури, а Худури считался выше умом Джанака» [27, с. 15].
В 1878 году Ибрай Алтынсарин (1841–1889) в своей книге «Киргизская хрестоматия» поместил один толгау Бухара жырау «Ай, Абылай! Когда я видел тебя», но текст поэта был опубликован под другим именем [28, с. 2–3]. Несколько текстов Бухара жырау опубликованы также в книге выдающего тюркского исследователя Халида (Халидова) Курбангали (1843–1913) «Тауарих-и хамса-йи шарки», вышедшей в Казани в 1910 году [29].
Планомерное изучение жизни и творчества поэта, систематизация его рукописей начались лишь после образования Казахской ССР. Сохранению толгау, крылатых слов Бухара жырау, как бесценного достояния Алаша, способствовали выдающиеся представители казахской интеллигенции – Сакен Сейфуллин (1894–1939), Мухтар Ауэзов (1897–1961), Сабит Муканов (1900–1973), а также академик Каныш Сатпаев (1899–1964), гордившийся кровным родством с великим поэтом. Мухтаром Ауэзовым еще в 1922 году в номерах № 2 и № 3 журнала «Шолпан» были опубликованы стихотворения Бухара жырау. Впоследствии М. О. Ауэзов включает материалы о поэте в книгу «Әдебиет тарихи», вышедшую в 1927 году. Сакеном Сейфуллиным некоторые произведения Бухара жырау были включены в сборник «Қазақтың ескі әдебиет нұсқалары» (1931; 1932). Поэтические труды Бухара жырау также публиковались в журнале «Таң» (№№ 1, 2, 4) в 1925 году и были включены С. Мукановым и К. Бек­хожиным в хрестоматию «Қазақ әдебиеті», вышедшую в свет в 1934 году (в дальнейшем хрестоматия была переиздана в 1950 году).
Впоследствии произведения Бухара жырау неоднократно издавались в различных сборниках, антологиях и хрестоматиях. Стихи поэта можно найти в учебниках и хрестоматиях по казахской литературе, в антологиях – «Үш ғасыр жырлайды» (1965), «Бес ғасыр жырлайды» (1984, 1989, 1993), сборниках «Поэты Казахстана» (издательство «Советский писатель», Ленинград, 1978) и «Поэзия жырау» (издательство «Жалын», 1987) и некоторых других источниках. Наиболее полно творчество поэта представлено в антологии «Алдаспан», изданной в 1970 году. В 2002 году в Павлодаре вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где также представлено значительное количество произведений Бухара жырау.
Впервые отдельным изданием в Казахстане произведения Бухара жырау были изданы в 1992 году – «Бұқар жырау. Шығармалары» (Құраст. М. Жар­­мұхамедұлы. Алматы, 1992). В 1990 году китайским ученым-тюркологом Мухтарханом Оразбайулы в архивах Пекина были обнаружены 36 произведений Бухара жырау, в целом включавших в себя 1051 строку [30]. По словам известного казахского этнографа, искусствоведа, литератора А. Сейдимбека, пекинский вариант песен Бухара жырау ценен не только тем, что запись произведений осуществлена в конце ХІХ века, но и тем, что в китайской летописи недвусмысленно отмечено, что Бухар жырау свои песни писал сам на бумаге [31]. Поэтому краевед С. И. Джаксыбаев справедливо задается вопросом: «Не с Бухара жырау ли начинается казахская письменная литература?» [1, с. 21]. В 1993 году в связи с пекинской находкой стихов Бухара жырау отдельным изданием было опубликовано собрание произведений поэта: «Ай, Абылай, Абылай! Толғаулар» (Алматы: «Жалын», 1993, 96 б.).
Свет увидели и фундаментальные энциклопедии, посвященные памяти великого поэта, – «Бұқар жырау: энциклопедия» (шығ. алқасы: Дулатбеков Н., Алпысбес М., Хамзин М. Қарағанды: Болашақ-Баспа, 2013, 600 б.) и «Бұқар жырау: энциклопедия» (ред. алқа: Қ. Асанов, Ж. Ә­с­­кербекқызы, С. Бексейітов. Астана: Фолиант, 2013, 632 б.).
Отдавая дань памяти выдающемуся государственному деятелю и поэту, в 1993 году, в честь 325-летия Бухара жырау, в Караганде и в селе Баянаул Павлодарской области поэту были установлены гранитные памятники. В 2008 году в центре Караганды, а в 2014 году в поселке Ботакара Бухар-Жырауского района Карагандинской области ему возведены бронзовые памятники.
В настоящее время имя великого по­эта носят главный проспект в Караганде, бульвар в Алматы, одна из центральных улиц Экибастуза. В честь Бухара жырау назван район в Карагандинской области.
В 1993 году для увековечивания имени поэта была выпущена почтовая марка Казахстана. К 350-летнему юбилею поэта в 2018 году свет увидела новая марка. Первый в Казахстане специализированный музей литературы и искусства, открытый в Павлодаре, носит имя Бухара жырау. В Алматы, на берегу реки Есентай, построен красивый жилой комплекс под названием «Бухар жырау Тауэрс».
Великие заветы Бухара жырау, особенно необходимые нам сегодня, живут в наших сердцах. Яркая жизнь и блистательный творческий путь поэта являются образцом безграничной преданности Алашу, огромного трудолюбия и жизненной стойкости. Воздавая должное Бухару жырау, как и другим выдающимся деятелям казахского народа, являющихся подлинными образцами для подражания, мы извлекаем уроки для настоящего и будущего, т. к. глубокое осмысление прошлого помогает понять характер современных социальных процессов, заставляет задумываться о нашей духовности и нравственности, о нашем будущем.
Говорят, что поэты – это часовые Вечности, несущие ее эстафету. Великие творения Бухара жырау бессмертны в душе его народа, и в этом бессмертии – и бессмертие поэта, достойно пронесшего свою часть эстафеты, которой никогда не будет конца.

Литература

1. Джаксыбаев С. И. Записки краеведа. Научно-популярное издание. Павлодар: ЭКО, 2008, 240 с.
2. Казахстан. Национальная энциклопедия. Гл. ред. Б. Аяган. Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2004, 560 с.
3. Бұқар жырау. Қазақ совет энциклопедиясы. Бас редактор М. Қ. Қаратаев. 2 том. Алма-Ата, 1973, б. 532–533.
4. Бұқар жырау. Қазақтар. Көпшілікке арналған тоғыз томдық анықтамалық. II том. Тарихи тұлгалар. Алматы: Қазақстан даму институты, 1998, б. 80–81.
5. Поэты Казахстана. Вступительная статья, составление, биографические справки и примечания М. М. Магауина. Ленинград: Издательство «Советский писатель», 1978, 608 с.
6. История казахской литературы. В 3-х томах (Ред. колл.: … И. Т. Дюсембаев (отв. ред. и др.). Том 2. Дореволюционная казахская литература. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1979, 339 с.
7. Артықбаев Ж. Жыраудың ғұмыр белестері. «Орталық Қазақстан», 6 қантар 2017 ж.
8. Артықбаев Ж. О. Бұқар жырау. Он екі тарих. Қарағанды, 1994, 85 б.
9. Зиманов С. З. Казахский суд биев – уникальная судебная система. Алматы: Атамұра, 2008, 224 с.
10. Магауин М. Кобыз и копье. Повествование о казахских акынах и жырау XV–XVIII веков. Пер. с каз. П. Косенко. Алма-Ата: «Жазушы», 1970, 160 с.
11. Валиханов Ч. Ч. Исторические предания о батырах XVIII в. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984, с. 216–222.
12. Көпеев М. Ж. Бұхар жырау. Екі томдық. 2 том. Алматы: Ғылым, 1992, б. 114–116.
13. Исмаилов Е. Акыны. Монография о творчестве Джамбула и других народных акынов. Алма-Ата: Казахское государственное издательство художественной литературы, 1957, 340 с.
14. Магауин М. Азбука казахской истории: Докум. повествование. Алматы: Қазақстан, 1997, 224 с.
15. Таукелев А. Н. Политические идеалы Бухара Жырау. Казахский государственный университет. Ученые труды. Том 8. Серия юрид. Вып. 8. Алма-Ата, 1967, с. 103–113.
16. Поэзия Бухар жырау. Сост.: Н. Т. Танашев. Алматы, 1993, 36 с.
17. Куанғанов Ш. Т. Бұхар жырау және оның заманы. Алматы: Республикалық «Мұрагер» қоғамы, «Ғылым» баспасы, 1992, 48 б.
18. Джумалиев К. Очерки по истории казахской дореволюционной литературы. Алма-Ата: Издательство «Мектеп», 1968, 224 с.
19. Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Президент Республики Казахстан. Официальный сайт: akorda.kz
20. Бурханов К., Булекбаев С. Казахстанский путь в дилемме: Восток или Запад. Астана: Елорда, 2010, 336 с.
21. Кодар А. Отражение манихейства в поэзии жырау. «Мысль», № 3, 2018, с. 64–74.
22. Абу Насыр аль-Фараби. Трактат о канонах искусства поэзии. Абу Насыр аль-Фараби. Книга о музыке: философские трактаты. Алматы: Международный клуб Абая, 2014, с. 183–189.
23. Абу Насыр аль-Фараби. Об искусстве поэзии. Абу Насыр аль-Фараби. Книга о музыке: философские трактаты. Алматы: Международный клуб Абая, 2014, с. 190–197.
24. Нуршин Э. Гимн Аблайхана. «Доживем до понедельника», 26 октября – 1 ноября, 2000.
25. Валиханов Ч. Ч. Образец [причитаний]. Песня об Аблае. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984, с. 255–272.
26. Казахский фольклор в собрании Г. Н. Потанина (Архивные материалы и публикации). Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1972, 382 с.
27. Казахские акыны и жырау. Алма-Ата, 1966, 320 с.
28. Алтынсарин И. Киргизская хрестоматия. Кн.1. Оренбург, 1878, с. 2–3.
29. Халидов К. Тауарих-и хамса-йи шарки. Казань: Орнек, 1910, 798 с.
30. Оразбай М. Бұқар жырау Пекинде: ғылыми кітаптар 2. Істанбұл: Фолиант, 1997, 83 б.
31. Сейдімбеков А. Алыстан келген асыл мұра. «Ана тілі», 12, 19 шілде, 1990 ж.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ