ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

0
345

Сарсенгали АБДЫМАНАПОВ,
д. п. н., профессор,
ректор Казахского университета экономики,
финансов и международной торговли

Процесс интернационализации высшего образования в короткие сроки превратился в одну из доминирующих тенденций развития высшей школы. Международная академическая мобильность, с ее ценностными ориентирами на качественные и востребованные знания, сегодня фактически формирует новую модель глобальной образовательной системы. Казахстанской высшей школе необходимо сконцентрировать все ресурсы и усилия на скорейшее вхождение в мировое образовательное пространство.

Одной из главных задач, стоящих перед университетами в XXI веке, является достижение устойчивого развития системы образования. Чрезвычайная динамичность внешней среды, изменения качества и характера конкуренции, структуры спроса на образовательные услуги дали высшей школе принципиально новые возможности для определения путей развития и реализации новых стратегических целей, отвечающих вызовам и потребностям посткризисного мира.
Позиция мирового сообщества по этому вопросу нашла свое отражение в Коммюнике, принятом в июле 2009 года в Париже на Всемирной конференции по высшему образованию под эгидой ЮНЕСКО. Важное место в нем уделено интернационализации, регионализации и глобализации высшего образования.
Несмотря на экономический кризис, курс на динамичное развитие международного сотрудничества в сфере высшего образования, основанного на солидарности и взаимоуважении, поддержке гуманистических ценностей и межкультурного диалога, остается неизменным в миссии университетов. В этом контексте одним из важнейших показателей качества и эффективности образовательной деятельности вуза, определяющих его престиж на международном уровне, является процесс интернационализации образования, направленный на реализацию следующих целей:
– расширение сферы деятельности университетов за пределы своей национальной образовательной системы;
– диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на обучение;
– широкая и сбалансированная мобильность студентов, преподавателей и исследователей, расширение форм включенного обучения своих студентов в зарубежных вузах-партнерах;
– повышение качества образования за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями;
– партнерство в сфере научных исследований, организация совместных научных и исследовательских проектов.
Процесс интернационализации университетского образовательного пространства затрагивает:
– набор иностранных студентов, организацию обменных программ, а также организацию индивидуальной студенческой мобильности;
– обмен преподавателями, создание и проведение совместных учебных и научно-исследовательских программ и стажировок, организацию интенсивных языковых курсов и летних школ;
– разработку новых программ и курсов, учитывающих элементы межкультурной коммуникации; обучение иностранным языкам; использование новых технологий, включая дистанционное обучение;
– вопросы сертификации, признания и оценки качества образовательного процесса: внедрение системы международных стандартов в образовании, признание документов об образовании.
Международная академическая мобильность, то есть обучение иностранных студентов как на постоянной, так и временной основе, – один из показателей интегрального рейтинга университетов. Среди различных ее форм на сегодня наиболее распространена международная кредитная мобильность. Она предполагает мобильность студента по обмену, который находится в принимающем вузе определенный период, в течение которого получает академические кредиты, засчитываемые направляющим вузом.
Полномасштабная интернационализация отечественного высшего образования возможна лишь при планомерном использовании всех форм международной академической мобильности.
Процессы интернационализации и глобализации экономики, создание единого экономического пространства, формирование общего рынка, технологическая революция вызывают постоянный рост академической мобильности студентов. За последние пятьдесят лет количество студентов, обучающихся за рубежом, выросло в 15 раз [1].
В современной науке, рассматривая принципы академической мобильности, используют концепции «исходящей» и «входящей» интернационализации [2]. Каждая из приведенных концепций отображает направления потоков преподавателей и учащихся и имеет своих сторонников и противников. Рассматривая различные аспекты интернационализации высшей школы, как доминирующей тенденции развития современного образовательного процесса, многие эксперты пришли к выводу, что она своим развитием обязана разнящемуся качеству обучения в университетах различных стран и желаниям индивидов получить качественное высшее образование. Плюс к этому – стремление государств к ускоренной модернизации отечественной высшей школы.
«Исходящая» интернационализация опирается на высокий уровень развития университетов принимающих стран. Развитыми государствами считаются те, чьи системы высшего образования характеризуются уровнем мирового класса и воспринимаются как ведущий образцовый пример людьми, которые там работают (персонал и студенты) [3]. Это своеобразная система образовательного бренда, реализуемая далеко за пределами места дислокации.
Глобальная конкуренция за высококвалифицированную рабочую силу набирает обороты. Европейскими и другими лидирующими странами разрабатываются новые стратегии в сфере международной мобильности студентов.
Казахстан, как полноценный член Европейского образовательного пространства и активный участник Болонского процесса, реализует национальную политику в сфере мобильности на основании национальных и международных обязательств. В республике создано правовое поле для развития кредитной мобильности. В настоящее время продвижение казахстанских вузов на мировой рынок образовательных услуг осуществляется в условиях жесткой международной конкуренции среди ведущих университетов. Борьба за потенциальных студентов со стороны представителей вузов США, Канады, Великобритании, Австралии, Южной Кореи и других государств приводит к необходимости совершенствовать сис­тему экспорта образовательных услуг для казахстанских вузов. После распада Советского Союза Правительство Республики Казахстан, Министерство образования и науки, крупнейшие вузы страны приложили немало усилий, чтобы поддержать международный прес­тиж республики, создать условия для самостоятельного выхода национальной системы образования на мировой рынок образовательных услуг.
В системе «входящей» интернационализации выделяются два основных направления. В нем участвуют студенты из других государств и иностранные преподаватели. «Входящие» иностранные студенты представляют собой часть многомиллионного миграционного потока молодых людей, стремящихся к наилучшему образованию и международному опыту. Их обучение в вузах страны прямой показатель уровня и качества отечественного высшего образования. Ключевым моментом является то, что у иностранных студентов есть конкретные ожидания, реализация которых требует значительных реформ и развития в местных (принимающих) университетах [3].
Стремление к соответствию предъявляемым ожиданиям ускорило модернизационные процессы в казахстанских вузах, которые при реализации программ академической мобильности руководствуются нормами и правилами, установленными правовыми документами. За последнее десятилетие в этом направлении был осуществлен качественный рывок в содержании учебного материала, методического и технического сопровождения образовательного процесса. На деле осуществлен переход на стандарты Болонской системы. Отмечено увеличение экспорта образовательных услуг, оказываемых нашими вузами, что сопровождается существенным ростом числа иностранных учащихся в нашей стране.
Другое, не менее важное направление «входящей» интернационализации, – приглашение зарубежных ученых и преподавателей. «Входящие» или приезжающие зарубежные лекторы более экономически эффективны в рамках реализации программы интернационализации. Их экономическая эффективность вытекает из численности обучаемых, получающих передовые знания. Иностранные ученые обладают не только международными современными знаниями, полученными в университетах с высоким качеством обучения, но они также делятся с бесценным опытом, который способствует повышению качества исследовательской работы и потенциала в отечественных вузах [3] .
Очевидно и то, что интернационализация в высшем образовании развивается благодаря языку международных обменов – английскому языку. Чтобы привлечь иностранных студентов, необходимо предоставить образовательные программы на том языке, который они понимают. Поэтому важным фактором интеграции в мировую образовательную систему является подготовка полиязычных кадров.
Процесс «входящей» интернационализации не только экономически эффективен, но и весьма выгоден для государственных и частных высших учебных заведений [3]. Зарубежные учащиеся и ученые оказывают также свое влияние и на академическую среду отечественных вузов. Конкурентоспособность, стремление соответствовать высоким стандартам, показать себя с наилучшей стороны наиболее активно проявляются у учащихся и преподавателей при иностранных участниках образовательного процесса.
Все это самым положительным образом сказывается на оценках качества высшего образования в республике. Для обеспечения эффективности системы оценки качества высшего образования внедрена национальная модель аккредитации вузов. Аккредитация передана в конкурентную среду. В Национальный реестр аккредитационных органов входят 10 аккредитационных агентств, в том числе 2 из Казахстана и 8 зарубежных (3 – из Германии, 1 – из Австрии, 3 – из США, 1 – из Великобритании).
Охват населения разного возраста и разной квалификации с использованием непрерывной многоуровневой образовательной системы взаимосвязанных программ (последнее вызвано старением населения развитых стран, что приводит к расширению возрастного состава обучающихся). Привлечение иностранных студентов, магистрантов и докторантов дает возможность совершенствовать систему подготовки специалистов с учетом требований международного рынка труда. Следует отметить, что разнообразные программы Европейского Союза (например, Erasmus+, Socrates,Tempus и др.) [4], а также проекты, инициированные национальными организациями стран-членов ОЭСР, направленные на развитие мобильности, в известной мере способствовали и способствуют развитию процесса интернационализации.
К основным направлениям интернационализации образования в Казахстане относятся: обмен студентами на основе межгосударственных и межвузовских соглашений; обмен преподавателями; реализация совместных образовательных программ; программы двудипломного образования; проведение совместных научных исследований, выполнение научных проектов; развитие сотрудничества в области оценки качества образования; создание международных университетов совместно (МКТУ им. Ясави, Казахстанский филиал МГУ им. Ломоносова, Казахстанско-Британский Технический Университет, Казахстанско-Немецкий Университет и др.).
Следует отметить, что в современном мире интернационализация образования становится объектом целенаправленной политики со стороны государств для решения национальных, политических, социальных и экономических проблем. Интернационализация высшего образования характеризуется новыми тенденциями, суть которых сводится к следующим моментам: усиление конкуренции на международном рынке образовательных услуг; развитие международной системы аккредитации как инструмента обеспечения качества образования и укрепления международной трудовой мобильности; усиление автономии и независимости вузов от государственного регулирования, сокращение государственного финансирования вузов; развитие обучения в течение всей жизни и создание возможностей для непрерывного обучения (LifelongLearning); новые задачи системы образования в связи с изменением социального профиля и возраста студентов; более гибкие сроки и методики обучения. Мировая практика свидетельствует о безусловных преимуществах интернационализации высшего образования, к которым относятся: 1) уве­личение доступности высшего образования; 2) универсализация знаний; 3) появление международных стандартов качества высшего образования; 4) повышение инновационности высшего образования; 5) расширение международного сотрудничества; б) активизация академической мобильности студентов и преподавателей [5]. В этой связи в нашей стране создаются условия для активного развития процесса интернационализации высшего образования. Образовательная политика Казахстана нацелена на развитие образования в соответствии с мировыми стандартами, улучшение его качества и интеграцию в международное научно-образовательное пространство.
Важную роль в изучении международного опыта и развитии взаимовыгодных партнерских связей с учреждениями зарубежных стран для КазУЭФМТ играет участие в проекте WЕLСОМЕ «Открываясь навстречу новым международным университетским сообществам» программы Эразмус+, целью которого является повышение международного уровня казахстанских и китайских высших учебных заведений путем определения и реализации стратегических и маркетинговых методологий для облегчения доступа и роста числа поступающих иностранных студентов, преподавателей и ученых. В проекте принимают участие 12 вузов Испании, Франции, Швеции, Китая и Казахстана [6] . Участие в проекте WЕLСОМЕ позволяет, с одной стороны, проанализировать международный опыт в интернационализации образования, а с другой – способствует разработке эффективных инструментов реализации собственной стратегии интернационализации в контексте Стратегии академической мобильности в Рес­публике Казахстан на 2012–2020 годы.
Кроме проекта WELСОМЕ, наш университет с осени 2017 года ведет реализацию еще трех проектов по первому направлению программы: Повышению потенциала высшего образования: «Проект EDUQAS Внедрение системы обеспечения качества посредством сотрудничества университет-бизнес-государство в вузах» 2017–2020 гг. координатор проекта Крайовский университет (Румыния), в котором также принимают участие вузы Швеции, Польши, Румынии, Бельгии, Украины, Франции и Казахстана [6]. Цель проекта – разработать новую программу взаимодействия, руководящие принципы и процедуры обеспечения качества для улучшения внутреннего контроля качества в соответствии с СМК и национальными ожиданиями. Внутренняя система контроля качества будет основываться на анализе потребностей и возможностей в вузах Казахстана и Украины, передовом опыте из успешной линии действий ЕС в рамках Болонского процесса.
По направлению «Международная кредитная мобильность» нашим университетом также реализуются два проекта. Первый проект с Университетом Гранада (Испания), срок реализации 2016–2018 гг. выделено одно место по мобильности для ППС. В проекте участвуют 20 стран. Второй проект – со старейшим в Испании Вальядолидским университетом. Срок его реализации 2018–2021 гг. В проекте участвуют 33 страны. Его координатором является вышеназванный испанский университет [6]. Цель проектов – создание возможностей личного роста, поддержива­ющих международное сотрудничество между людьми и вузами, улучшающих качество высшего образования и научных исследований, а также придающих материальную сущность европейскому измерению. Мобильность важна и полезна, конечно же, и для студентов, и для профессорско-преподавательского состава, и для административного персонала вузов. Она оказывает положительное влияние на качество высшего образования через формирование и развитие инструментов признания.
Реализация международных образовательных проектов в рамках программы Эразмус+ ведется в русле работы университета по формированию и внед­рению системы менеджмента качества образования и должна повысить эффективность международного сотрудничества университета в образовательных программах и, как следствие, качество образовательного процесса; расширить возможности для академической мобильности студентов и преподавателей; ускорить процесс международной сертификации СМК университета.
Таким образом, решающими факторами развития конкурентоспособного университета, повышения качества подготовки специалистов являются: развитие интернационализации образования и внедрение системы менедж­мента качества образования, соответствующей международным стандартам. Интернационализация высшего образования создает новые возможности, способствует получению доступных знаний, внедрению инновационных методов работы в системах высшего образования, улучшает взаимопонимание между различными народами и культурами, способствует воспитанию нового поколения, подготовленного к жизни и работе в международном информационном сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Филиппов В. М., Кирабаев Н. С. Российская высшая школа и новая динамика развития высшего образования и науки в мире: соотношение глобального и локального уровней. О научных исследованиях и научных школах. Евразийское пространство. М., 2010.
2. Harwood, J. 2010 «Understanding Academic Drift: On the Institutional Dynamics of Higher technical and Professional Education», in Minerva, December, Volume 48, Issue 4, рр. 413–427.
3. Душински М. Интернационализация – экономическая эффективность и высокий уровень. Высшая школа Казахстана. № 4 (20). 2017. Астана, с. 20–25.
4. Kehm В. М., Teichler U. Research on Internationalization in Higher Education. Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. No. 3/4. рр. 260–273.
5. Стратегический план МОН РК на 2017–2021 годы. http://edu.gov.kz/ru/document/prikazi.
6. Материалы официального сайта National Erasmus+ office in Kazakhstan.www.neo.erazmus+.kz.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ