ДУХ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

0
57

Для казахов, которые по традициям должны знать семь колен предков и для которых родственники составляют важную часть образа жизни, вопросы – «Кто мы? Откуда? Кто наши братья по разуму?» – имеют непревзойденное значение. 

Мы с большой симпатией относимся к нашим тюркским братьям, с одними из которых мы были в одном государстве Золотая Орда (казанские татары) и Ногайское ханство (крымские татары), с другими – у нас были общие деды Коркыт ата (туркмены, азербайджанцы) или Культегин (тувинцы), другие ушли с нашей территории всего тысячу лет назад и образовали могучую Османскую империю. Несмотря на активное проникновение арабских и иранских слов, разговорные тюркские языки очень похожи, и мы неплохо понимаем друг друга.
Наша столица Астана позиционирует себя как одна из культурных столиц тюркского мира, а переименование Шымкентской области в Туркестанскую имело целью подчеркнуть, что Казахстан – один из важных центров этого мира. Наша страна является также одним из активных членов международной организации ТЮРКСОЙ. Культурный обмен между тюркскими государствами вызывает у всех сторон неподдельный интерес, поэтому выставка «Дух Великой Степи», которая откроется 14 ноября 2018 года в Анкаре в рамках государственной программы «Рухани жанғыру» в Музее современного искусства имени Мустафы Айяза по линии ТЮРКСОЙ, станет ярким культурным событием как для Турции, так и для всего тюркоязычного мира.
Выставка «Дух Великой Степи» объединяет разных по стилю казахстанских художников конца ХХ – начала ХХІ веков, в работах которых можно найти как этнические представления, знаковые коды древнего казахского традиционного искусства, так и современные искания символизма и концептуализма. Она является ярким примером изобразительного искусства современной тюркоязычной страны с ее большим интересом к прошлому, к древним цивилизациям, существовавшим на ее территории, так и к современным общечеловеческим проблемам и духовным поискам.
32 живописных полотна познакомят турецких любителей изобразительного искусства и гостей турецкой столицы с творчеством казахстанских мэтров Евгения Сидоркина, Абдрашита Сыдыханова, Дулата Алиева, Гани Баянова, Бахыта Бапишева, а также с такими интересными современными художниками, как Марат Бекеев, Шамиль Гулиев, Нелли Бубэ, Аскар Есдаулет, Алмагуль Менлибаева, Андрей Нода, Гульжамал Тагенова, Алпысбай Казгулов и Вяче­слав Люй-Ко. Язык их живописи как реалистический, так и абстрактный.
Четыре графические работы классика казахской живописи Евгения Сидоркина «Колыбельная» из серии «Читая Сакена Сейфуллина» и «Кыз куу», «Байга» и «Кокпар» из серии «Казахские национальные игры» отличаются великолепными композиционными решениями. В серии «Национальные игры казахов», по словам профессора Гульмиры Шалабаевой, проявляется бурлящая номадическая субстанция. Художник мастерски передает молниеносную динамику, соревновательный азарт и накал борьбы – вихрем несутся всадники, их позы и жесты обусловлены бешеной скачкой – кто-то привстал в седле, кто-то откинулся назад, кто-то пригнулся к гриве коня. В «Колыбельной», наоборот, тончайший лиризм матери, склонившейся над своим малышом и нежно его обнимающей.
Наш мэтр Абдрашит Сыдыханов представлен картиной «Знак «Чабан» (1989). 1980-е годы стали одним из наиболее значимых этапов в творчестве А. Сыдыханова, когда он выдвинул кардинально новую концепцию художественного выражения, взяв за основу символической живописи древний родовой знак казахов – танба. Изучая казахские родовые знаки танба, он пришел к выводу, что даже самый простой на первый взгляд знак несет очень важную историческую и культурологическую информацию. Казахские знаки танба стали основой его перехода к знаковой живописи. Родовые знаки использовались у многих тюркских народов, и это роднит нас с ними.
Один из ведущих казахских современных символистов – Бахыт Бапишев представлен работой «Дух горы». Он принадлежит поколению художников, появившемуся на изломе эпох. Ведущим знаком его образной системы стала живописная разработка горных склонов, холмов и обыкновенных булыжников, переходивших из одной работы в другую, являясь визуальным воплощением мысли Микеланджело о времени, когда «отрадней камнем быть».
Все работы Нелли Бубэ «Номады», «Гостеприимство», «Женщины Казахстана», «Лунный караван» и «Скифы» передают неповторимые колоритные этнические образы номадов – кочевку на верблюдах, торговые караваны, женскую национальную одежду и теп­лоту гостеприимной казахской души. Художник ярко заявила о себе в конце 90-х прошлого века, когда она стала экспериментировать и разработала уникальную смешанную технику, технику рельефной живописи. Смешивая масляные краски с различными материалами, Нелли создает не иллюзию, а саму форму. В работах художницы доминируют золотистый, солнечный, име­ющий большое символическое значение для казахов цвет и классические прямо­угольные формы: квадрат, прямоугольник, восьмиугольник.
В совсем иной технике поставангарда и импрессионизма работает другая известная художница Гульжамал Тагенова. Ее выставочные работы – «Весна», «Наскальные рисунки» и «Дыхание гор. Каскелен», воспевают красоту родной земли, буйство весенних красок и очарование юных девушек-казашек. Гульжамал любит запечатлевать моменты женского бытия – казахских невест в саукеле. На протяжении всего творчества Гульжамал создает романтичные образы девушек в национальных костюмах. Начиная работать над холстом, она, по ее собственному признанию, в первую очередь работает над цветом – цветовым пятном. Прежде всего, ее интересуют множественные сочетания цветов, а образ появляется позднее.
Для Вячеслава Люй-Ко же цвет не очень важен – или часто не важен сов­сем. Его работы «Город у моря. Сумерки», «Переход. История о дудочке», «Я жил когда-то здесь», «Суббота. Сбежавшая невеста» полны глубокого философского смысла, ассоциаций, рассуждений. Главное для художника – сюжет, притча, история. Его полотна повествуют нам о чем-то важном.
Выставка наглядно демонстрирует широкое стилистическое разнообразие современного искусства Казахстана, ярко подчеркивая его национальный колорит, самобытность и уникальность.

Клара ИСАБАЕВА,
руководитель пресс-службы
Музея им. А. Кастеева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ