АСТАНА – МЕЧТА, ВОПЛОЩЕННАЯ В ЖИЗНЬ

0
293

Кенжеболат Жолдыбай,
политолог

Мы не всегда можем замечать происходящие перемены – они нам привычны. Но если взглянуть на них через десятилетия глазами наших потомков… Это как подняться на Эльбрус, с вершины которого увидишь гораздо больше, чем у подножия. Шестого июля наша страна отметила знаменательную дату в новейшей истории Казахстана – День столицы. В этом году он совпал с 20-летием Астаны. И то, что мы на исходе ХХ века впервые в своей истории приняли решение о том, где будет находиться столица независимого Казахстана, исходя из национальных интересов, имело и имеет огромный политический и нравственный смысл. Это стало отражением воли народа суверенной страны, ставшей свободной и независимой.

Новейшая история главного города страны золотыми буквами вписана в летопись отечественной и мировой хронологии, она неразрывно связана с многогранной деятельностью Президента Нурсултана Назарбаева. Подробно основание и становление нашей молодой столицы описаны в книгах Лидера нации «В сердце Евразии» и «Казахстанский путь». В частности, «В сердце Евразии» Глава государства пишет: «Практически ни одно крупное или среднее государство в мире не избежало необходимости переноса столиц. И наш Казахстан здесь не исключение…
Удивительно, но, изучая исторические материалы, я не мог не заметить, что в разное время, в разные периоды истории Великой степи главными ставками-столицами всех тюркских племен были города, расположенные именно на территории современного Казахстана. Это касается таких древних городов, как Суяб, Кулан, Тараз, Баласагун, Сыгнак и Туркестан.
Самое интересное, что это были не просто малоизвестные городские поселения, а именно древние города Казахстана, период наивысшего расцвета которых пришелся на Средневековье и более ранние исторические времена, и которые были известны не только в азиатской части Евразии, но и получили не меньшую известность в Европе.
До сих пор эти города известны в Европе как важнейшие транспортные узлы, через которые происходил обмен товарами между Европой и Азией».
Очевидно, уместно здесь привести выдержку из речи Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II, которую он произнес, будучи с официальным и дружественным визитом в Казахстане в 2001 году. Мне тогда по долгу службы приходилось заниматься информационным освещением этого визита и быть свидетелем выступления понтифика, подтвердившего историческую память о давних торговых отношениях Запада и Востока: «Я с восхищением взираю на такие города, как Баласагун, Мерке, Кулан, Тараз, Отрар, Туркестан и другие некогда важные центры культуры и торговли. В них проживали выдающиеся деятели науки, искусства и истории начиная с Абу Насыра аль-Фараби, который вновь открыл для Европы Аристотеля».
На новом этапе развития страны новая столица должна была стать не только главным городом страны. Она должна была обеспечить бурную экономическую активность, и в перспективе, стать одним из экономических мегаполисов Евразии, что очень важно с учетом того, что ныне 600 крупных городов мира обеспечивают 80 процентов ВВП всей мировой экономики. Исходя из этих факторов, и надо было определить местонахождение столицы в центре транспортных артерий. Недалеко должны были располагаться мощные промышленные центры с соответствующими высококвалифицированными кадрами. Всеми параметрами, необходимыми для столицы, обладала Акмола. Было также принято во внимание то обстоятельство, что еще в середине первого тысячелетия до нашей эры через эти просторы пролегал так называемый Степной путь, упоминаемый древнегреческим историком Геродотом.
Примечателен и такой факт. В 1998 году археологами было обнаружено средневековое городское поселение Бозок в 5-ти километрах от Астаны. Именно через территорию нынешней Астаны проходил в XVI веке караванный путь Сибирь – Средняя Азия. Бозок был столицей Кипчакского ханства.
Вторая эпоха подъема в истории Акмолы связана с советским периодом. Благодаря ее выгодному географическому положению по ее территории были проложены железнодорожные магистрали, стальные пути, способствовавшие ее подключению к железнодорожной магистрали всего Советского Союза. Это, в свою очередь, привело к динамичному развитию различных сфер промышленности и превратило Акмолу в крупнейший транспортный узел. Во время Великой Отечественной войны город в степи стал не только экономическим, но и военно-транспортным узлом Союза. Новый импульс развитию экономики города дала «целинная эпопея». За эти годы здесь начали работать предприятия легкой и пищевой промышленности, сельского машиностроения, промышленности строительных материалов, энергетики, всех видов транспорта, связи и телекоммуникаций. Открылись сельскохозяйственный, педагогический, медицинский, инженерно-строительный институты, ряд техникумов и училищ.
В 1961 году Акмолинск был пере­именован в Целиноград и стал центром целинного края, в который входило несколько крупных областей республики. Уже в то время руководство Союза всерьез обсуждало возможность переноса столицы Казахстана в Целиноград.
После распада Союза республики обрели свою государственность и право делать свою историю. Перенос столицы из Алматы в город Целиноград, ставший сегодня Астаной, стал своего рода рубежом новой эры развития государственности Казахстана.
Став Астаной, город открыл третью эпоху в своей истории. А началась эпоха непросто. Немало было споров вокруг идеи Президента Назарбаева о переносе столицы. Многие в то время говорили о безвозвратности вложений в новую столицу, порой открыто называя их пустой тратой государственных средств. Приводились и опросы общественного мнения в Алматы, где 62 процента жителей и слышать тогда не хотели ни о каком переезде в Акмолу. Идея эта не вызывала энтузиазма и у государственных чиновников. Также без особой радости восприняли весть о переносе столицы и парламентарии. Дебаты были бурные: если одни депутаты предлагали безоговорочно поддержать эту идею Президента, то другие встали в глухую оборону, заявляя о том, что на фоне все более ухудшающегося социально-экономического положения тратить громадные суммы на перенос столицы просто нелепо. Президенту не единожды приходилось выступать перед парламентариями и конкретными выкладками доказывать жизнеспособность своего решения о переносе столицы. Допустим, говорил он, если мы затратим на перенос столицы условно 10 миллиардов тенге, то 8 из них возвратятся государству за счет налогов с промышленных предприятий и строительных организаций, выполняющих соответствующие заказы. За счет этого предполагалось открытие новых производств, где многие люди смогли бы получить работу. Президент напомнил также о том, что каждое построенное здание – достояние и богатство государства.
После таких горячих обсуждений все-таки идея Назарбаева взяла верх, и 15 сентября 1995 года вышел Указ Президента РК «О столице Республики Казахстан», имеющий силу закона. Надо сказать, сей документ вызвал живой отклик у международных экспертов и СМИ. Вот что писала в те дни одна из респектабельных английских газет «Financial Times»: «Господин Нурсултан Назарбаев издал указ о переносе столицы Казахстана из Алматы в Акмолу, промышленный город в Центральном Казахстане. Долгожданный закон огорчил западных дипломатов, находящихся в Средней Азии, привел в ярость российских националистов. Наблюдатели считают, что одна из причин плана господина Назарбаева перенести столицу в мрачный провинциальный город – это попытка перехитрить притязания некоторых русских националистов на северную часть Казахстана».
Да, тогда ситуация была непрос­тая. В этой связи заслуживают внимания воспоминания ныне покойного академика Салыка Зиманова. Известный ученый-юрист говорит о том, что в первые годы независимости из-за внутренних противоречий и под влиянием внешних сил страна оказалась перед опасностью быть расколотой надвое. Так, СМИ сообщали, что группа депутатов из Казахстана собиралась в Москве, где выступила с инициативой создания теневого правительства и общественного движения с целью раздробления территории республики на отдельные части. Прозвучали требования об отставке Президента страны, о рос­­пуске Правительства республики, о внедрении местного самоуправления с полномочиями передачи северных областей Казахстана в состав Российской Федерации. В это же время ряд российских СМИ опубликовал нашумевшую статью Александра Солженицына «Как обустроить Россию», где он называл пять областей Казахстана, подлежащие, по его мнению, к передаче России. Подобной позиции придерживался первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. Не без участия российского писателя Эдуарда Лимонова подогревались страсти среди казачества в ряде областей Казахстана. Именно для укрепления Казахстана в геополитическом плане и понадобился перенос столицы в центр страны. Ныне город одинаково открыт Югу, Востоку, Северу и Западу.
Перемещение столицы было продиктовано и острой необходимостью оздоровления экономики Казахстана. И оно обеспечило мультипликативный эффект для экономики страны. Стали развиваться областные центры, встали на ноги такие отрасли экономики, как энергетика, производство строительных материалов, дорожного покрытия и машиностроение. Невиданными темпами развивается жилищное строительство. В возведении Астаны принимали участие 71 город страны, 452 строительные компании, 135 заводов снабжали ее строительными материалами. Наряду с местными фирмами столицу возводили турецкие, итальянские, французские, швейцарские и другие компании. Здесь ежегодно вступали в строй от 60 до 100 средних и крупных объектов. Если сравнивать столицу Казахстана с другими городами, то заметно, что новые жилые массивы и дома, а также административные здания отличаются друг от друга по внешнему виду. Они имеют свой оригинальный неповторимый внешний облик, что делает архитектурный стиль Астаны по-настоящему уникальным.
Среди красивейших архитектурных ансамблей столицы можно выделить комплекс административных правительственных зданий с резиденцией Главы государства «Ақорда», здание Парламента и Дом министерств, а также мечети «Нур Астана», «Хазрет Султан» и мечеть Рыскельды кажы, созданная в стиле постмодернизма, Свято-Успенский кафедральный собор, Театр оперы и балета «Astana Opera», Центральный концертный зал «Казахстан», Сфера «Нур Алем» EXPO-2017, торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», крытый футбольный стадион «Астана Арена», ультрасовременный информационный медиацентр, Национальный музей Республики Казахстан, Дворец мира и согласия, Дворец Независимости, «Байтерек». Настоящими жемчужинами стали красивейшие комплексы «Триумф Астаны», «Изум­рудный квартал», Водно-зеленый бульвар, «Северное сияние», «Городской романс», финансовые центры «Астана Тауэр», «Москва Парк», «Санкт-Петербург» и многие другие. Это также придает неповторимый евразийский колорит Астане, делает ее интересной и яркой для гостей в любое время года. Как оценку итогов работы можно считать присуждение в 1999 году премии ЮНЕСКО «Город мира» Астане, а в 2003 году столица отмечена ведущим мировым рейтинговым агентством «Moodys Investors Service». Тем самым, молодая столица стала важной частью «казахстанского бренда».
Время подтвердило мудрость решения Президента. Мир признал историческую правоту и логику Главы государства Нурсултана Назарбаева о переносе главного города страны. Это событие открыло новую эпоху в отечественной истории – эпоху созидательных перемен, и стало ярким символом экономического подъема и духовного расцвета общества. Одним словом, новая столица открыла новые высоты, предоставила новые возможности для осуществления задуманных планов.
Астана сегодня – это триллион тенге поступлений в бюджет в год. При этом 65 процентов всех доходов от малого и среднего бизнеса. Независимый Казахстан – единственное государство, построившее новый мегаполис на стыке веков. Нам удалось создать красивый город и открыть его для всего мира. Астана стала гордостью всего народа. Астана является самым быстро развивающимся городом нашей страны. Ее население превысило один миллион человек. Наряду с ростом количества жителей набирает темпы жилищное строительство. За 20 лет введено в эксплуатацию 20 миллионов квадратных метров жилья, 53 новые школы и 26 больниц.
Молодая столица – одно из главных и зримых достижений Елбасы, плод его трудов, увековеченная память о нем самом и его времени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ