Читая «Хикметы» Ясави…

0
709

Мое детство и, пожалуй, вся жизнь связана с Туркестаном, с городом, где царит высокий дух Ходжи Ахмеда Ясави.
Масштаб его имени и личности понимаешь, когда, попав в Мавзолей, испытываешь священный трепет у стен его усыпальницы, в библиотеке, хранилище его философских творений, главным из которых принято считать произведение «Диван-и-хикмет» – «Книга мудрости».
В народе книгу называют просто – «Хикметы».

Вчитываясь в его духовные откровения, начинаешь понимать, кем же он был на самом деле, признанный во всем мире глава тюркской ветви суфизма, философ, мыслитель, поэт.
Датой смерти Ходжи Ахмеда Ясави принято считать 1166 год. Пожалуй, это одна из деталей биографии, вызывающая споры.
Его отца Ибрагима в Сайраме почитали как уважаемого шейха. Своего родителя он потерял в раннем детстве. Мать привела мальчика за руку к Арыстанбабу – человеку, ставшему для него впоследствии духовным наставником и учителем.
Считается, что в Ясы (нынешний Туркестан) Ахмед прибыл в юношеском возрасте. И этот священный город помог ему состояться как личность. Свои первые впечатления он впоследствии описывает в «Хикметах».
Жажда к знаниям приведет юношу в древнюю Бухару. Пройдя учебу у Хамадани, он получит сан знатока суфизма. А затем Ахмед Ясави возвратится в Ясы. Он уже может и должен передавать полученные знания местным детям – таково было условие Арыстанбаба, поставленное перед учеником.
Вокруг генеалогии и духовного становления суфия сегодня много разных версий и легенд. Местные аксакалы утверждают, что перед своей кончиной пророк Мухаммед обратился к народу: кому доверить аманат – символ миссии? Продолжить его дело вызвался Арыстанбаб. Спустя годы якобы к старцу подошел мальчик и попросил отдать ему его аманат. Как можно догадаться, это был Ахмед. Так в истории появляется цепочка Учитель – Ученик, нисходящая от самого пророка Мухаммеда. Первая встреча с Учителем у Ахмеда Ясави состоялась, когда ему было семь лет. В Хикметах он пишет:

«Меня отыскал Арыстан Баб,
Он тайны мои прикрыл завесой.
«Бихамдиллаһ», –
сказал он и поцеловал меня»…
Ахмед Ясави так пишет о смерти своего учителя:

«Азреил прибыл и взял душу
Арыстан Баба.
Райские девы обернули его
в белый саван.
Семьдесят тысяч ангелов
оплакивали его…
Прочитав похоронные молитвы,
они подняли его с земли.
Унесли его сразу
в Царство небесное,
Душу его сопроводили в Рай»…

В XII веке почитатели таланта Арыстанбаба построили мавзолей в его честь. Сегодня сюда едут тысячи паломников со всего мира. Существует поверье: каждый, совершивший хадж в эти святые места, может загадать желание и оно обязательно сбудется. Неслучайно к месту вечного упокоения Арыстанбаба приезжают с надеждой будущие матери, люди с самыми разными недугами и житейскими проблемами. Есть поверье: здесь, в Отраре, они должны провести ночь в молитвах и прошении. А на следующее утро отправиться на поклон к его ученику Ходже Ахмеду Ясави, заехав по пути в скромный мавзолей Гаухар-аны.
Таких священных мест на земле древнего Ясы очень много, у каждой пяди земли свое место в древней истории, легендах. Эти традиции сохранились и по сей день. Постоялые дворы, караван-сараи, чайханы существуют и поныне. И поверьте – никогда не пустуют. Особенно большой наплыв паломников бывает в дни больших религиозных праздников. На территории Арыстанбаба, огороженной высоким дувалом, бдения происходят и в простые дни.
…Слава о молодом проповеднике разойдется по всем просторам степи. В числе первых учеников и последователей Ахмеда Ясави стал Мансур, сын старца. И таких как он паломников набиралось немало – все они собирались у ворот жилища послушать умные речи.
На закате жизни Ахмед Ясави уйдет в подземелье, где и проведет оставшиеся годы в молитвах. Свой поступок отречения от мирской жизни он объяснит тем, что с достижением 63 лет, возраста Пророка, свое пребывание на земле он считает достаточным и не желает жить на ней сверх срока, отведенного пророку.
Годы, проведенные им в подземной келье, в темном прохладном затишье, тянулись медленно. Он ценил их не за продолжительность, а за возможность переосмыслить земную жизнь, подготовиться, ведь главное было в том, что впереди его ждала целая вечность.
Величие и место Ахмеда Ясави в истории признал и повелитель Вселенной – хромой Тимур. По указанию и архитектурным наброскам великого завоевателя в честь суфия был построен мавзолей. Ханака была так и названа «Азрет султан». Сегодня это шедевр средневековой архитектуры Казахстана, сокровище, внесенное в список величайших творений человечества ЮНЕСКО.
Стар и млад на этой земле знает еще одну легенду. О ней в рассказе о самом Мавзолее, а пока вернемся к личности Ахмеда Ясави.
Суфии, подобные Ахмеду Ясави и Арыстанбабу, принесли в Центральную Азию Ислам, популяризировали его. В этом их величайшая историческая роль и заслуга.
Это был нелегкий путь борьбы с иноверцами, выступавшими против распространения и утверждения Ислама. Местные города и крепости под натиском чужеземцев переходили к исповедующим другие веры. Но благодаря настойчивой работе суфиев, исламские традиции укрепились в Центральной Азии.
Идеи суннитских теологов, философов находили отражение в их трактатах. Читая проповеди в городах и селениях, ведя большую миссионерскую работу, Ахмед Ясави стал по сути прародителем всех тюркских суфиев. А потом через странствующих народных проповедников, получивших к своему имени сан «баба», его учение уходит глубоко в степи, в низовья Волги, Малую Азию, Хорасан, Иран и Азербайджан.
Так, Ясави встал у истоков народного мусульманского движения, из уст в уста расширявшего новоисламскую цивилизацию тюрков. Много сил положили первые миссионеры, чтобы привнести новые религиозные идеи в массовое сознание.
Его мысли отражены в «Хикметах», которые не мешает изучать в школах, как величайшую философскую сокровищницу о справедливости, нравственном очищении и совершенствовании человека. Он говорит о простых вещах, скромности, доброте, милосердии к страждущим.

Ахмед Ясави глазами ученых

Издание «149 Хикметов» (1904 г.) как пишут издатели, Институт востоковедения им. Р. Б. Сулейменова МОН РК, было любезно предоставлено Ю. Г. Барановой из личного архива известного казахстанского востоковеда В. П. Юдина. Предисловие написано доктором исторических наук М. X. Абусеитовой, изложение перевода на русский язык – доктором филологических наук Н. Ж. Сагандыковой, комментарий – З. Жандарбек.
Говоря о непростой работе над изданием, авторы выпуска подчеркивают: «Трудности эти имеют в первую очередь религиозно-культурный характер, многие обычные для представителей одной культуры вещи очень сложно адекватно донести до носителей другой культуры без смысловых потерь и искажений… Поэтому данная попытка изложить смысл «Хикметов» по-русски вызывает только уважение».
Ученые отмечают в предисловии к книге, что проповедническая деятельность прославленного суфийского шейха, выдающегося поэта и философа Ходжа Ахмеда Ясави принесла Туркестану широкую известность. Из письменных памятников, дошедших до наших дней, известны такие имена святого Ясави, как: Султан Ходжа Ясави (учитель), Ходжа Ахмед Кабир (великий), Шейх Ахмед Ибрагим (наставник), Шейх Ахмед Исхак (потомок Сеида Исхака) и Хазрет Султан (Султан всех святых).
Что касается биографических данных, то ученые также отмечают, что Ходжа Ахмед получил первоначальное образование у своего отца шейха Ибрагима. Дальнейшее образование и воспитание ему дал Баха ад Дин Испиджаби. После этого отправился в Отрар к знаменитому Арыстан Бабу, скрупулезно перенимал у него житейскую и духовную мудрость. После смерти учителя Ахмед Ясави направляется в Бухару, которую мусульмане всего мира называли куполом ислама. Здесь он нашел достойного учителя в лице знаменитого шейха Ходжа Юсуфа Хамадани, возглавлявшего в то время известную школу мистиков, решивших посвятить себя поиску единения с духом Аллаха. К этому их призывали шейхи-суфи.
Произведения Ходжа Ахмеда Ясави — стихи, диваны, рисаля — были широко популярны среди местных жителей. Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель. В своих духовных проповедях, стихах и трактатах он откликался на злободневность, когда чувствовал, что может сказать народу свое откровенное слово. Ходжа Ахмед Ясави призывал народ быть терпимым к людям иной веры:
Если будет перед тобой Неверный, не делай обиду ему.
От сердца жестокого, от души обидчика отвращается Господь.
0, Аллах, истинный! Такому рабу уготована преисподняя ада!
Созданная Ходжа Ахмедом Ясави школа богословия стала центром притяжения для жаждущих знания. Благодаря его авторитету Туркестан стал самым значительным средневековым просветительным центром Казахстана.
В росте популярности Ахмеда Ясави как духовного наставника и проповедника огромную роль сыграли духовные стихотворные сборники «Диван-и Хикмет», написанные на тюркском языке.
«Хикметы» – не просто памятник религиозной суфийской литературы, они являются одним из древнейших тюркоязычных памятников и, пo мнению тюркологов, относятся к караханидской литературной традиции. Истоки его стихов находятся и в шаманских песнях тюркских кочевников. В языке его стихов есть кыпчакские элементы. Знаменитые «Диван-и Хикмет» – общее наследие тюркоязычных народов, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, призывали народ к честности, справедливости, доброжелательности и терпению. Исторические документы свидетельствуют, что «Хикметы» переписывались множество раз, редактировались, дополнялись. В разные периоды ученые посвящали исследования и статьи гениальному поэту и философу. Тем не менее, к сожалению, наследие Ходжа Ахмеда Ясави до сих пop полностью не осознано и не исследовано», – отмечают ученые.

Духовное достояние Востока

В любое время года здесь много паломников. Приезжающие из тюркских стран почитают Ясави и Туркестан не меньше Мекки, отмечая выдающуюся роль ясавийского движения и его проповедей. Потому-то и стали местами массового паломничества многочисленные культовые сооружения суфиев. К ним идут поклониться – мавзолеи Гаухар-ана, Арыстанбаб, Домалак ана и многие другие.
Основатель «тюркского» пути, Ясави привнес в ислам идеи о единой сущности всего сущего, о познании Всевышнего самосознанием. Величие его учения в том, что он говорил о необходимости собственного духовного опыта, который нарабатывается созерцанием, общением, соединением с Всевышним посредством благих дел на этой земле.
И эти простые мировоззренческие истины философа нашли отклик в душе народа.
Строки «Хикметов» говорят о нем, как о большом мастере поэтического слова. Удивительно, что его мысли, написанные в глубине веков, так понятны ныне живущим.
«Хикметы», как главное его философское завещание, стали духовным достоянием, объединяющим тюркские народы. Это шедевр внесло имя Ясави в историю духовной культуры, как признание влияния мыслителя на процесс языкового взаимовлияния народов. Неслучайно, текст «Хикметов» может прочитать без перевода любой представитель тюркской языковой культуры.
Открывая книгу «Хикметов», листая страницу за страницей, невольно чувствуешь колорит эпохи, пронизанный дыханием кочевой жизни. Использованные Ясави лексические обороты и образы до сих пор вдохновляют ученых, филологов, историков, религиоведов. Неслучайно им зачитывались классики казахской литературы и их сподвижники, считая произведения поэта-мыслителя древности лучшим образцом духовных исканий, показавшим миру феномен тюркского сознания.
Сегодня, когда мы говорим о национальной самоидентификации, духовном возрождении народа впору задаться вопросом: а вот на чем ее воспитывать?
Можно ответить – в том числе и на жизни, творчестве Ахмеда Ясави, его бессмертных «Хикметах», в которых и поныне актуальна мысль о том, что для самоопределения человека необходимо напряжение души, самопожертвование во имя важнейших нравственных ценностей.

Агия БЕРКИМБАЕВА

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяПАМЯТЬ СЛОВА
Следующая статьяКурмангазы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ