Новая столица. Новое общество. Новое государство

0
561

«И вот сегодня мы с вами являемся свидетелями незабываемого исторического события, происходящего на казахстанской земле. И в этот торжественный исторический момент мы не можем не упомянуть памятные для нашего народа и нашей многовековой истории места, где в разные периоды гордо поднимался стяг нашей государственности. Это Сарайшык, Байтак, Оренбург на западе; Суяб, Баласагун, Тараз, Сайрам, Созак, Туркестан, Сыганак, Сауран, Жанакент, Козыбасы, Акмечеть – на юге; Улытау, Ордатау, Кокшетау и Алаш – в Сарыарке. И, конечно же, пленительный Алматы. Это он был колыбелью нашей духовности, политического расцвета, очагом нашей вновь обретенной независимости. Надо ли говорить, что Алматы занимает особое место в нашей истории и сердцах нашего поколения, в том числе и в сердцах тех людей, кто принимал решение о переносе столицы и сейчас занимается его осуществлением. У многих из нас с этим городом связаны годы юности, возмужания и зрелости. В этот период – период возрождения нашей независимости мы должны отдать дань уважения нашему прекрасному Алматы и гордому Алатау, с вершин которых взвилась ввысь белая птица нашей независимости».
(Из выступления Президента Н. Назарбаева на торжественной церемонии официальной презентации новой столицы Казахстана. г. Астана, 10 июня 1998 года)

Целиноград. Акмола. Астана

Помню первое знакомство с Астаной. Окутанный белой мглой заснеженный город встретил вьюгой, метелью и колючим ветром. Свой капризный норов избалованная столица и не пыталась скрывать, также неожиданно подарив яркое солнечное утро.
…За 20 лет этот удивительный город обрел свое лицо, преобразились площади, набережная неторопливого Ишима, появились мосты и фонтаны, парки и скверы, стилизованные памятники и купола мечетей, «высотки» со шпилями, которые, кажется, протыкают синеву неба. Широкие проспекты разбили город на новые жилые массивы, с выросшими из стекла и бетона «высотками-исполинами». А летними вечерами манят прохладой уютные маленькие кафешки, сверкают огнями театры и музеи. Лучи заходящего солнца переливаются на большом шаре ЭКСПО-городка, который тоже становится чем-то вроде символа этого города.
Суета огромного мегаполиса. Многоликая Астана поражает своим простором и размахом, и эта широта делает город именно таким, непохожим на другие, сказочно холодным, недоступным и ослепительно белым зимой и великолепно ярким, в брызгах фонтанов, с цветочными коврами у ног – летом. Когда спадает жара, весь город устремляется к набережной Ишима, самому излюбленному и популярному месту в городе. В его плавных, медленных и величавых водах город отражается тысячами огней.
Над обликом Астаны работали самые именитые архитекторы столетия. В их числе Кисё Курокава и Норман Фостер. Они поддержали казавшуюся в те годы фантастической идею Главы государства – создать изумительной красоты город в сердце Сары-Арки с ее резко континентальным климатом и суровым природным ландшафтом, на берегах небольшой речки.
Это произошло в то самое время, когда вынашиваемое Президентом страны решение о переносе столицы было реализовано. Причем, в очень сложное для молодого Казахстана время. Амбициозный и смелый шаг имел обоснование – главный город страны должен соответствовать геополитическим запросам государства.
Впервые эту идею Нурсултан Назарбаев озвучил на пленарном заседании сессии Верховного Совета страны 6 июля 1994 года: «Алматы уже не отвечает требованиям столицы независимого государства. Приближаясь по численности населения к полутора миллионам человек, она становится малоперспективной в смысле пропорции и пространственного размещения. В ней высока плотность строений и большая стесненность в свободных площадях. Расширять ее, в чем имеется крайняя необходимость, некуда. По моему поручению проведено обстоятельное изучение всей территории республики с целью определения оптимального месторасположения новой столицы государства. Проведенный по 32 параметрам анализ показал, что из всех вариантов наиболее предпочтительным является Акмола».
Если быть честным, то этот неожиданный и смелый национальный проект многим показался рискованной инициативой, вызвав полярные мнения, от «за» до «против». Однако Нурсултан Абишевич вновь проявил себя сильным и дальновидным политиком, взяв на себя персональную ответственность и перед своим народом, и перед историей. Воплощение идеи изменило судьбу Акмолы. С легкой руки Президента, продемонстрировавшего редкий созидательный талант, появились первые контуры будущей столицы.
Сегодня это уже бесспорно – Глава государства, став творцом этого уникального архитектурно-строительного комплекса, вдохновил градостроителей, дав простор их самым дерзновенным проектам.
Главное было в том, чтобы объединить национальную самобытность Востока и глобальную культуру Запада. Разработку Генерального плана застройки столицы доверили японскому архитектору Кисё Курокаве, победителю Международного конкурса на лучший эскиз-проект концепции строительства Астаны. Ключевым моментом было создание архитектурной оси нового административного центра. Архитекторы и строители использовали все новшества мировой строительной индустрии. Так, в очертаниях «Акорды» сегодня, говорят, проглядывают византийские мотивы. Новостройки в жилых массивах так напоминают знаменитые уютные московские дворики.
Многоликая и изменчивая Астана растет, и с каждым годом становится краше на глазах, по праву обретая деловые черты города-труженика, города-ученого и города студенчества. Город, который предоставляет казахстанцам самые широкие возможности для самореализации. Поэтому именно с ним связаны мечты и надежды молодежи. И в этом его сила притяжения, секрет мегаполиса с динамично растущим населением.
Градостроители кропотливо и напряженно трудились, стройка велась бурно, восхищая масштабами развития, темпами, занимая у пространства Сары-Арки метр за метром.
За эти 20 лет Астана стала жемчужиной Евразии, своим неповторимым изяществом, уникальным градостроительным замыслом, архитектурными ансамблями заняв достойное место в престижном клубе столиц мира. Недаром Астану сравнивают со своенравной степной красавицей, называют восточной сказкой, музыкой в камне. Такими ее хотели видеть казахстанские и зарубежные архитекторы, работая в тесной связи с восточным гуру Кисё Курокавой и Норманом Фостером – великим архитектором, лордом по происхождению, вложившими свой незаурядный талант в облик Астаны.
В 1999 году, как отметило ЮНЕСКО, Международное сообщество признало Астану «Городом мира». Это было всего через два года после начала переноса столицы. И эту марку город держит – Астана по праву относится к числу самых красивых столиц континента.
Сегодня на вооружении градостроителей большой выбор проектов строительства современного мегаполиса. Но чтобы создать стиль, в коробки, одетые в железо, стекло и камень, надо было вложить любовь и душу. Поэтому и державные здания, и монументы, и убранство набережной, водно-зеленого бульвара получились столь непохожими на другие. И еще, несмотря на свои суровые климатические условия, это теплый город, потому что его строили наши отцы и братья, а за стройкой следили все казахстанцы.
Настоящей столицей Астана стала в день, когда на ее землю были доставлены символы государственности и независимости – Флаг, Герб, Штандарт. Тогда она обрела официальный статус столицы, наступил ее звездный час, и далее намерена быть в числе самых красивых столиц континента.
С тех пор город стал неотъемлемой частью деловой жизни государства. Здесь создается новая история нашей страны. За каждым очередным днем, прожитым столицей, следит и каждая казахстанская семья, включая вечерами новостные телеканалы.
Импульсы общественно-политической деятельности государства влияют не только на жизнь регионов, но и определяют геополитику. На ее площадке проводятся самые влиятельные международные форумы, саммиты глав государств, съезды лидеров мировых и традиционных религий, конгрессы деловых кругов. На мировом пространстве голос Астаны слышен все четче, что сделало нашу столицу политическим и культурным центром Евразии. Мощный импульс обновлению и подъему страны дало проведение ЭКСПО-2017.
И каждый, кто хоть раз почувствовал пульс столицы, готов вновь приехать сюда, чтобы окунуться в ее суету, влиться в динамичный ритм. Креативные идеи здесь встречают с воодушевлением, поэтому у Астаны еще много сюрпризов для нас, что делает ее мощным брендом страны, центром притяжения, символом социальных и экономических достижений Казахстана.
Международная презентация Астаны состоялась 10 июня 1998 года, в те первые годы, дав повод для празднования Дня столицы. Но истинным днем рождения главного города страны стал 6 июля, день рождения Нурсултана Назарбаева и день, когда в 1994 году Верховный Совет Казахстана по его предложению принял решение о переносе столицы. Именно об этом событии он произнес такие слова: «В драматической истории ХХ века мы впервые приняли решение о столице свободного государства».
Ежегодно здесь вводятся сотни новых объектов, поэтому другим символом города стали стрелы башенных кранов, устремленные в небо. В среднем ежегодные темпы роста строительства жилья увеличиваются в пять раз.
За минувшие 20 лет выросло новое поколение астанчан. Молодость вдохнула в некогда целинный город совершенно другое, свежее дыхание. Это делает ее любимым и комфортным городом, у которого есть перспективы. А значит, сбылись смелые мечты и планы Елбасы, еще раз убедив нас в его редком стратегическом видении, вере в свой народ и огромной политической воле.

Древо жизни – Байтерек

Каждый Город Мира, каждая столица имеет свои символы. Башня Биг-Бен в Лондоне, Триумфальная арка и Эйфелева башня в Париже, площадь Тяньаньмэнь в Пекине, Храм Василия Блаженного в Москве… Можно много перечислять такие знаковые сооружения, которые стали визитной карточкой страны, ее узнаваемым брендом.
У нашей молодой столицы тоже есть такой знак – монумент «Байтерек», открытый 29 августа 2002 года и представляющий собой 97-метровое древо жизни с золоченым куполом диаметром 22 метра. Творческий руководитель проекта – архитектор Акмурза Исаевич Рустембеков.
Это был особый случай – новую столицу Казахстана должен был украсить знаковый символ. Идея его создания принадлежит Главе государства Н. Назарбаеву. Но какой? Огромная арка высотой 200 метров, с фигурой золотого воина на вершине, предложенная Зурабом Церетели? Но ведь подобное уже было. Или такой же высоты шпиль, у основания которого была бы стилизованная юрта – таким видели главную архитектурную доминанту столицы арабские коллеги. Эскизов было много, но все они не цепляли…
Легко сказать – надо, чтобы с национальным колоритом, оригинально, просто, запоминающе… Шли поиски цельной философской идеи, в которой бы переплелись элементы самобытной культуры народа, его богатой истории и древней мифологии. Это был период напряженной творческой работы. Сотни эскизных зарисовок, образов. Бесконечные наброски, споры. Так в мыслях архитектора, как озарение, родились контуры Байтерека.
Представленный рисунок с детальным описанием дотошно и скрупулезно рассмотрели коллеги из Союза архитекторов. И поддержали!
За работу Акмурза Исаевич принялся с огромным желанием и подъемом. Это же мечта любого архитектора – оставить свой яркий след, создать творение на века. В монумент Байтерек наши зодчие заложили много символов. Один из них – высота. 97 метров олицетворяют 1997 год, когда Астана стала столицей Казахстана.
При возведении Байтерека были использованы неординарные технические решения. Сваи основания укреплены на железобетонной подушке – это было ноу-хау. Сказочный образ золотого яйца в кроне дерева выполнен в виде шара, в центре сложной конструкции не из сегментов, как принято, а из изогнутого стекла. Оно-то и дает ошеломительный эффект, переливаясь в свете огней до пятисот оттенков – подсветка регулируется специально разработанной компьютерной программой.
Эту архитектурную конструкцию выбрали и из экономических соображений. Зарубежные специалисты предлагали проекты стоимостью в десятки миллионов долларов. «Байтерек» были сооружен за пять миллионов долларов, на средства инвестиционной компании «ССС».
Акмурза Исаевич признается, что им хотелось построить не просто грандиозный монумент. В первую очередь он должен быть функциональным. Чтобы люди пользовались им, как местом досуга, смотрели на город с высоты птичьего полета.
Так, на глубине 4,5 метров в круглом холле были установлены обзорные лифты, органично вписался в панораму огромный аквариум. Вода питает дерево… Скоростные обзорные лифты внутри «ствола».
Изысканная красота и архитектурная грация стометровой ажурной стелы на деле – сложное инженерное сооружение. Так, листовой материал весом почти 85 тонн защищает «ствол» Байтерека от влаги. Здесь же спрятана система инженерных помещений: насосная и трансформаторная подстанции, вентиляционная камера, электрощитовая, и остальные объекты жизнеобеспечения комплекса.
Шар олицетворял собой стержневую оболочку по типу геодезического купола Фуллера. Вес купола, остекленного специальными стеклопакетами, составил почти 70 тонн. Площадь его поверхности – 1 553 кв. метра.
В золотом шаре есть панорамный зал, в центре которого композиция «Аялы Алакан», что в переводе «добрые ладони». Этот по задумке авторов амулет-тумар с «ладонью» Президента стал как бы местом «паломничества». Гости любят бывать здесь, чтобы «поздороваться» с Нурсултаном Абишевичем. Обмен теплыми рукопожатиями…
Архитектор как-то признался: если бы в Казахстане не было «Байтерека», его необходимо было придумать и создать. И это большое человеческое счастье быть причастным к достойному подарку юной столице!
В книге «В сердце Евразии» Президент, вспоминая день открытия монумента, говорит о том, что Байтерек станет не просто украшением города, а его многозначным символом и талисманом, с глубоким философским, политическим и историческим смыслом.
– Я горжусь тем, что силуэт Байтерека сегодня можно встретить повсюду, – признается А. И. Рустембеков – президент Союза архитекторов Казахстана, Заслуженный деятель Республики Казахстан, Почетный архитектор Казахстана, Почетный член Союза архитекторов России, Почетный член Международной Ассоциации союза архитекторов…
– Это уже один из самых известных брендов Казахстана, самое посещаемое место в столице. Должен отметить людей, которые трудились со мной рядом. В группу проектировщиков вошли мои коллеги-архитекторы С. Базарбаев и Ж. Айтбалаев, инженер-конструктор М. Ванштейн, дизайнер интерьеров А. Оспанов. Благодаря мастерству строительной компании «Имсталькон» во главе с генеральным директором В. Т. Кананыхиным объект был возведен за полгода. Назову и другие казахстанские фирмы «Аэропроект», «ЭМК», «Архфонд», Союз архитекторов и «Алуа». Интерьер создан дизайнерами и архитекторами фирмы «Астана-Жарнама».
Международная ассоциация Союзов архитекторов присудила монументу «Астана-Байтерек» высший знак отличия – Гран-при, как лучшему проекту и постройке 2002 года среди стран СНГ.
Можно гордиться и тем, что комплекс доказал высокий профессионализм казахстанских архитекторов, конструкторов и инженеров.
И к нему всегда живой поток – зарубежные гости и казахстанцы любят бывать здесь, чтобы посмотреть на красавицу Астану с высоты птичьего полета…

Болат БЕРКИМБАЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ