УКРЕПЛЯЯ ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ

0
1324

Жанна КЫДЫРАЛИНА,
доктор исторических наук

Послание Президента народу Казахстана мы, граждане страны, воспринимаем как обобщение итогов пройденного пути, определение планов на будущее. Все пункты нынешнего Послания «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» имеют большое значение для всей страны и лично каждого из нас. Из десяти поставленных Главой государства в новом обращении народу целенаправленных задач хотела бы особенно выделить седьмую – развитие человеческого капитала как основа модернизации. Речь идет о конкретных направлениях самообновления нации и развития духовного потенциала народа. Президент определил ключевыми ориентирами дальнейшего наращивания человеческого потенциала на пороге исторического вхождения в условиях четвертой промышленной революции культуру и идеологию. Именно в этом состоит смысл обновления национального сознания «Рухани жаңғыру».

По словам Лидера нации, «чтобы соответствовать новому времени, нам предстоит сплотиться в единую нацию». В формировании единства, гражданской идентичности и политической культуры важное значение имеют верные ценностные ориентиры, преемственность традиций, что составляет духовный «код нации», здоровый прагматизм нации. Еще в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Н. Назарбаев дал четкое определение современного прагматизма: «точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее». Отрадно отметить, что сегодня современная молодежь, видя и наблюдая опыт развитых стран мира, старается вести прагматичный образ жизни, основанный на здравомыслии и рациональном расчете, инвестируя и мотивируя в собственное саморазвитие, в воспитание и образование детей, путешествия, открытие и познание мира вокруг, будущее благополучие семьи и надежную старость.
В мире «в эру стремительных технологических, экономических и социальных изменений» развиваются новые производства и кардинально креативные научно-технические решения. Но именно многовековая культура и национальные традиции, глубинные духовные ценности: поклонение родной земле, уважение к старшим, почитание родственных связей, обычаев народа, честный труд и верность слову, сострадание и милосердие к ближним, помощь в беде и горе, не подвержены переменам. Это незыблемые императивы национального бытия и самобытия человека. Они дороги сердцу каждого.
Потенциал каждой нации в мире прямо связан с умением извлекать полезные уроки из опыта истории. Н. А. Назарбаев как прозорливый стратег предложил уникальную программу модернизации экономики, политики и сознания общества, составляющих системную триаду казахстанской модернизации, призвал народ кардинально пересмотреть свое мировоззрение. Благодаря духовному обновлению, идеологической платформе Третьей модернизации, наша страна должна обрести современный облик передовой нации со своими историческими и культурными традициями и истоками в мировом сообществе государств. Поэтому Глава государства каждодневно последовательно и методично доводит до сознания сограждан мысль о том, что «идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свою историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды». По данным ряда социологических замеров, за годы Независимости в стране сформировалась соответствующая шкала казахстанских ценностей, опирающаяся как на общегражданские, так и на национально-культурные нормы и идеалы.
Нам необходимо развивать и в полной мере задействовать потенциал человеческого капитала – основной носитель духовно-нравственных основ, ресурс и субъект осуществления задач всеобъемлющей модернизации. Для этого всем нам нужно вырабатывать и реализовывать идеологию единства нации, обновления и модернизации экономики, политики и сознания общества.
Осознанию глубинного смысла единства и духовного обновления нации способствовало участие автора этих строк в конце прошлого года в республиканской экспедиции по сакральным местам западных областей Казахстана, в составе которой были руководитель Научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Национального музея Республики Казахстан Берик Абдыгалиулы, научный консультант экспедиции, талантливый археолог Зейнолла Самашев и др.
Последние годы характеризуются активизацией процесса сакрализации (от лат. sacralis – священный) объектов природного и историко-культурного наследия. Сакральным, в узком смысле, называется нечто, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений, связанное с божественным и обладающее святостью. Однако, в целом, определение «сакрального» не сводится исключительно к обозначению религиозных объектов. Сакральными объектами, в широком смысле, принято называть объекты, так или иначе соотносимые с категорией священных, т. е. глубоко чтимых, возвышенных, вызывающих благоговейные чувства, имеющих особенную ценность в индивидуальном и коллективном сознании народов. «Священным» статусом могут быть наделены горы и реки, пещеры, камни, рощи и дороги, места жизни великих людей и кладбища, развалины древних городищ и иные памятники культурного, исторического и природного наследия. Вместе с тем, граница между «священным» и «особенно ценным» (в обыденном, не сакральном смысле) часто трудноуловима. Например, глубоко мистичным явлением и таинством является смерть человека, и, как следствие, к числу сакральных объектов традиционно относятся захоронения, даже в том случае, если перечисленные объекты не относятся к религии.
Места сакрального смысла называют также местами силы (Place of Power), к которым не зарастают толпы паломников (от лат. Palma – пальма; имеются в виду пальмовые ветви, которыми был встречен вход Христа в Иерусалим). Пребывание в энергетически сильных местах с особой атмосферой способствует положительному настрою, дает прилив энергии, вдохновляет и исцеляет. В них можно отвлечься от повседневности, ощутить гармонию с природой. Каждое место силы – горы, ущелья, парки, родники и источники, заповедники – обладает удивительной и неповторимой красотой, имеет свои мифы и поверья. В этих сакральных местах человек не только ощущает энергетический подъем, но и получает массу необычных и ярких впечатлений.
Есть такие места, где социальные энергии не имеют силы над вами, где душа человека обретает умиротворённость, уверенность и непоколебимость воли, что нельзя её ничем сломить. Такие ощущения испытываешь при посещении некрополя Бекет ата в Мангистауской области. Также местом положительной энергетики и информационной меткой можно назвать для каждого человека дорогое ему место, вызывающее счастливые и добрые воспоминания (родной двор, вершина и холм, место учебы).
В ходе нашей экспедиции мы посетили десять сакральных мест в Атырауской и Западно-Казахстанской областях. В Атырау это были культовые объекты: места захоронения святых Сары ата и Ахмет ата, являющихся объектами поклонения местных жителей. Во всех уголках Казахстана повсеместным является культ святых с паломничеством к их могилам. Как правило, аулие (святые) были людьми духовных и целительских практик, обладавшими экстрасенсорными способностями и занимавшимися лечением людей. Они оставили о себе добрую память. Кладбище святого Сары ата Досмагамбет улы (1863–1955 гг.) находится в районе нефтеперерабатывающего завода, в мик­рорайоне Жилгородок г. Атырау. Известно, что союзный нефтеперегонный завод № 441 и Жилгородок в Гурьеве строились в годы войны, в 1943–1945 гг. Могила святого Ахмета ата (1901–1952 гг.) расположена в оживленном районе города, в жилом массиве Авангард, на транспортном пересечении городских улиц микрорайона. Памятник расположен у самой кромки проезжей части автодорожного полотна. Позади памятника, в двадцати метрах, расположены жилые пятиэтажные дома, построенные в 1970-е годы. Известно, что жилой микрорайон Авангард строился в 1965–1980 гг. на месте казахского кладбища.
В Макатском районе Атырауской области, в 100 км от областного центра, экспедиция сделала две остановки к двум святыням: мавзолеям Онай ата (1823–1900 гг.) и Бактыбай ата (1823–1914 гг.). По преданиям, эти люди считались святыми, были почитаемы в этих местах. Молва о них шла по всей округе. Еще при жизни Байбакты ата и Онай ата получили народное признание своей мудростью и рассудительностью. В память о них потомки построили мавзолеи, почитаемые как святыни, паломники приходят к этим местам за удачей, исцелением от болезней и наставлениями в житейских трудностях. Мавзолей Онай ата – объект обязательного поклонения всех путников, проходящих мимо святого места. Памятник находится возле крупной автотрассы Атырау – Макат, в 60 км от поселка Макат. По воспоминаниям старожилов, Онай ата был добрым, отзывчивым человеком, обладал даром предвидения и помогал исцелять тяжелые болезни.
Рядом с некрополем Онай ата возведен современный памятник из красного гранита в честь одного из лидеров антисоветских восстаний в степи – Куныскерея Кожахметова (Қожахметұлы) (1895–1965), уроженца Тайсойгана, нынешнего Кзылкогинского района Атырауской области. Известно, что в советское время его называли «контрреволюционером», «бандитом», а возглавляемые им антисоветские группы «бандами Куныскерея». Ныне документальное повествование о народном заступнике, образованном человеке, работавшем волостным секретарем, председателем сельсовета, но пересмотревшем свои взгляды и бросившем вызов тоталитаризму, написал известный журналист и краевед, член рабочей группы по систематизации сакральных объектов области Отепберген Алимгереев.
По публикации радио «Азаттык» (автор – Азамат Майтанов), известно, что Куныскерей, спасаясь от преследований чекистов и милиции, в начале 1930-х годов в одиночку покинул Казахстан и перебрался в Башкирию, где укрывался у дальних родственников. Там он устраивается работать на железнодорожной станции, затем переезжает в Ново­сибирск. Не пощадила советская власть и семью Куныскерея Кожахметова. Красные расстреляли его престарелого отца. Жену Куныскерея – Асем, арестовали как «жену врага народа» и выслали в Саратов, где она провела несколько лет. Двух малолетних дочерей Куныскерея отдали в детский дом в поселке Махамбет, где они умерли. Сыновей Айтмухана и Айтжана успели спрятать ближайшие родственники. Осенью 1933 года Куныс­керей тайно приезжал в свой аул Кенкокты в Тайсойгане, навестил могилы покойных родителей и, попрощавшись со своим пустым домом, на этот раз навсегда покинул родные края. Еще в Уфе он познакомился с красавицей Мариям, на которой женился. Вместе они держали долгий путь в Каракалпакстан, оттуда далее на юг. Затем след Куныскерея Кожахметова затерялся на долгие годы.
Позже стало известно, что легендарный Куныскерей мирно доживал со второй семьей до конца своих дней в Туркменистане под другим именем. Работал кузнецом, бригадиром, заместителем директора местного совхоза, выращивал ахалтекинских скакунов, упоминался в передовицах газет как ударник социалистического труда. От второй жены у Куныскерея было две дочери – Айман, Шолпан. По рассказам Айман, в 1964 году в их совхоз приехал в гости к родственникам некий аксакал из Западного Казахстана. Когда местные старцы встретились дома с гостем, увидев Куныскерея, аксакал из Казахстана вздрогнул, за­­тем, вглядываясь в лицо, тихо спро­сил: «А ты, земляк, оказывается, еще жив на этом свете?» Отец Айман ответил: «Живу, покуда течет еще бренная жизнь», вспоминала дочь Куныскерея. После длинного разговора с земляком с ночи до рассвета, Куныскерей, проводив гостя, попросил свою дочь проводить его в совхоз. По дороге, плача и утирая слезы от тоски по родине, он обещал дочерям показать свою родину, но этому не суждено было сбыться, через несколько месяцев его не стало. В честь Куныскерея Кожахметова сегодня воздвигнут этот гранитный памятник в Макате. На постаменте высечено четверостишие, последняя строка которого упоминает о привезенной к памятнику горсти земли из Туркменистана, где и доживал последние годы Куныскерей и был похоронен на чужбине в 1965 году. Одной из улиц в городе Атырау присвоено имя народного героя.
Затем путь участников экспедиции пролегал к особо почитаемому и посещаемому паломниками мавзолею святого Байбакты ата. Мавзолей святого Байбакты ата Кармысулы находится в 42-х километрах от пос. Макат Макатского района, мавзолей построен в 1997 году. Байбакты Кармысов родился в Жылыойском районе в 1823 году, ушел из жизни в 1914-ом. Несколько лет полководец Байбакты боролся с врагами, защищая родную землю. В народе его называли святым батыром. В последние годы жизни Байбакты был муллой.
Целью поездки в Махамбетский район Атырауской области было посещение священного городища Сарайшык, поистине бесценного памятника XII–XVI веков, популярного для туристов по своей аттрактивной силе. Для путешественников есть в маленьком Сарайшыке что-то манящее, неведомое сознанию, ведь тайна притягивает. Сначала мы посетили мемориальный комплекс «Хан Ордалы Сарайшык», который образуют музей, небольшую мечеть и пантеон в честь ханов, захороненных на территории древнего города.
Пантеон состоит из семи столбов высотой в 17 метров с черными гранитными табличками, на которых нанесены имена ханов и годы их правления. Здесь были похоронены семь ханов: золотоордынские – Сартак, Берке, Токтакия, Джанибек, казахский – Касым, ногайские ханы Измаил и Ураз. В их честь в 1999 году при акиме Атырауской области И. Н. Тасмагамбетове построен этот мемориальный комплекс, на торжественном открытии которого выступил Президент Н. А. Назарбаев.
Известно, что Сарайшык (Сарайджук – в переводе с тюркского и монгольского – «малый дворец»; большой сарай, построенный Берке, был на берегу Волги), построенный внуком Чингисхана Батыем (Бату) в середине XIII века в стратегически важном месте, на берегу Урала, занимает особое место в истории. Сарайшык стал воротами в Европу и быстро рос. Затем войска Тамерлана разрушили и разграбили город. Новую жизнь Сарайшык обрел во второй половине XV века, став столицей одного из последних осколков монгольской империи – Ногайского ханства. Касым хану удалось захватить Сарайшык, и он фактически сделал его неофициальной столицей, перенеся сюда свою ставку. К окончательному упадку населенный пункт пришел в 1580 году – после разграбления разбойничьими отрядами казаков.
Еще в 1999 году при первом посещении вновь открывшегося комплекса будучи сотрудником Атырауского областного управления информации и общественного согласия мне запомнились на долгую память услышанные из уст бессменного директора комплекса Молдаша Бердимуратова легенды старого города: рассказ о селадоновой чаше, которая как лакмусовая бумага изменяла свой цвет, если в нее попадал яд, а также сказочное повествование о сладком озере с лебедями и золотой лодке любимой дочери хана. Помню, что тогда директор музея декламировал красивые стихи об этом сюжете.
В ХІІІ–ХІV веках городище получило широкую известность в арабо-персидских источниках, где Сарайшык неоднократно упоминается как крупный городской торговый центр Золотой Орды на караванном пути из Европы в Среднюю Азию и Китай. Русские ученые П. И. Рычков, П. С. Паллас, А. И. Лев­­­шин, А. Е. Алексеев, В. В. Бартольд оставили заметки об этом городище. Впервые в советские годы, еще в 1937 году, проводились раскопки Сарайшыка. Первым из казахских ученых обратил внимание на Сарайшык в 1950-е годы отец казахстанской археологии – академик Алькей Хаканович Маргулан. Затем почти 20 лет – с 1989 по 2008 годы – раскопками и исследованиями Сарайшыка, проводимыми Институтом археологии им А. Х. Маргулана, руководил Зейнолла Самашев.
Проблема сохранности Сарайшыка, имеющего огромное историко-культурное значение, поднималась на протяжении долгого десятка лет и не решалась. Ныне в рамках реализации проекта «Сакральная география» на государственном уровне поставлены задачи по всесторонней популяризации исторического памятника с целью развития туристской инфраструктуры местности и расширения деятельности музея-заповедника «Хан Ордалы Сарайшык». Вновь были возобновлены раскопки под руководством З. Самашева.
…После музейной экскурсии экспедиционная группа отправилась на берег реки осмотреть сохранившиеся остатки древнего города. Развалины городища находятся на правом берегу реки Урал. Историческая территория представляет собой равнинный участок степи с невысокими пологими холмами размером приблизительно 300–400 метров. В юго-восточной части памятника местность частично застроена аулом Сарайшык, а с запада и юго-запада – местным кладбищем, южная часть городища регулярно смывалась рекой.
Открытый для посетителей участок, к сожалению, не дает ожидаемого впечатления о пышном величии бывшей средневековой цивилизации. Проходив по кромке оплывших глиняных стен, мы увидели руины стен домов и крепостей, места расположения печей, фрагменты красного кирпича, осколки керамики, костные останки людей и животных.
Участники экспедиции заметили берегоукрепительные работы на излучине Урала (Жайык) – бетонную стену, предохраняющую городище от затопления водами реки, а также следы работ по консервации памятника: уложенные в ряд мешки с песком в вырытых проемах былых построек.
В Западно-Казахстанской области экспедиция посетила Сырымский район (название дано в честь батыра, героя национально-освободительного движения Сырыма Датова). На 75-м км трассы Орал – Актобе в стороне от дороги находится кладбище, где похоронен Дадем ата, почитающийся как святой. Дадем ата жил в XVIII веке и обладал чудодейственными способностями по исцелению людей. По сложившейся традиции, путники, проезжающие по трассе мимо этого места, посещают могилу святого Дадем ата и пробуют воду из целебного источника. Те, кто не посещает, оставляют нияз (пожертвование) в ящике вдоль дороги для благополучия в пути. Это место силы, где начинаешь чувствовать добрый настрой и гармонию в душе. Как говорят паломники, загадайте здесь желание, идущее от сердца, – и оно обязательно сбудется.
Увлекательным стало посещение знаменитого сарматского курганного комплекса Таксай в Теректинском районе Западно-Казахстанской области, где в 2012 году была найдена «золотая уральская принцесса». Как известно, в этой области за последние 5–6 лет выявлено шесть курганных комплексов Таксай (I, II, III, IV, V, VI). Сенсацией стало открытие в кургане № 6 уникального погребения женщины из привилегированных слоев раннекочевнического общества с сопутствующей золотой атрибутикой в сакском зверином стиле (открыли М. Н. Сдыков, Я. А. Лукпанова, 2013 г.). По многочисленным научным публикациям историков и археологов, сообщениям в СМИ, находка датируется VI–V вв. до н. э. Она уже получила название «Золотая принцесса», или «Алтын Ханшайым». Среди обнаруженных артефактов – ряд уникальных предметов Таксайской принцессы. Это – сохранившийся от воздействия огня гребень, а также золотое навершие головного убора, позволяющее отнести находку ко временам «саков, носящих остроконечные шапки».
То, что, к нашей удаче, гидом для участников экспедиции была сама первооткрывательница таксайских курганов Яна Лукпанова, руководившая археологическими отрядами при раскопках курганных комплексов «Таксай-1», «Таксай-2» (летом 2017 г. она завершила очередные раскопки на таксайских курганах), было чрезвычайно полезно и познавательно для нас. В дороге археолог рассказала нам о научной содержательности и ценности артефактов Таксайских курганов как наследия далекого прошлого родной земли.
Всего на территории области, по подсчетам ученых и специалистов, насчитывается более шести тысяч археологических памятников разных эпох и более 500 памятников истории и архитектуры. Это свидетельствует о том, что в ту далекую эпоху номады играли значимую роль в политической и экономической жизни, распространении ремесел и культуры на Евразийском пространстве.
В Уральске участники экспедиции посетили областную научную универсальную библиотеку имени Жубана Молдагалиева, где состоялась встреча с членами местной рабочей группы по систематизации сакральных объектов. В зале библиотеки, где проходила встреча, развернута постоянно действующая экспозиция на тему «Я – казах» по одноименной поэме, прославившей Жубана Молдагалиева. Сама библиотека расположена в здании исторического памятника начала XX века – знаменитого дома Карева. Дом построен в 1900 году уральским купцом А. Т. Каревым. По легенде, он был построен назло знакомому купцу и загородил тому вид на солнце. Это было единственное трехэтажное здание в городе в то время. Но его строительство разорило Карева, и он выбросился с балкона дома.
После встречи члены экспедиции совершили экскурсию в Ханскую рощу (урочище Хан Тогай) на окраине города, место возведения в ханы Внутренней Бокеевской орды (инаугурации) султанов Бокея, Жангира. По опубликованным местными краеведами данным, 7 июля 1812 года в присутствии многочисленных гостей султан Бокей был возведен в ханское достоинство. Церемония проходила торжественно, зачитали указ императора об утверждении Бокея ханом, затем сам новоиспеченный хан на Коране принял присягу, его облачили в шубу и вручили саблю. После этого над рощей прогремел пушечный салют. В 1824 году подобным же образом в этой же роще на ханский престол был возведен последний хан казахской Степи Жангир. Эти два исторических события закрепили за рощей название Ханской. Сегодня краеведами и историками поднимается вопрос об увековечении Ханской рощи как исторического памятника.
В целом, насыщенной и познавательной была экспедиция по святым и историческим местам Прикаспия и Приуралья, которая дала возможность прикоснуться к толще исторических пластов времен и цивилизаций и осознать богатейший ресурс национальной истории и памяти, который необходимо эффективно использовать в духовной модернизации общества.
Поистине, извечен смысл строк гениального русского поэта, который, как известно, посещал Уральск:

«Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его».

…Участие в общенациональном проекте «Сакральный пояс Казахстана» укрепляет в сознании казахстанцев извечные ценности и идею о том, что каждый кусочек родной земли, горы, пещеры, озера, древние городища и селища, мавзолеи и исторические памятники священны и дороги нам, современникам и грядущим поколениям. Именно в этом непреходящий смысл программной статьи Главы государства «Рухани жанғыру». Эти же идеи и мысли все большую силу обретают в строках нынешнего Послания Президента.

г. АСТАНА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ