У р о к и НЕЗАВИСИМОСТИ

0
894

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,
доктор исторических наук, профессор,
директор Института истории
и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова

На нашей территории, как минимум, на протяжении более двух последних тысячелетий существовала государственность на прототюркской, тюркской и кыпчако-казахской основах. В различные исторические эпохи эти государственные образования назывались по-разному: от сакских протогосударственных образований до современного независимого Казахстана. При этом местный компонент с присущим ему языком, антропологической спецификой, особенной ментальностью, уникальной толерантностью, религиозными воззрениями, характерными обычаями и обрядами, а также хозяйственно-культурным типом оставался в основном стабильным, неизменным и автохтонным. Неспроста Глава нашего государства отмечает: «Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков». 

По-разному определялись и границы с соседними государствами: по горам и рекам, озерам и лесам, а со дня обретения независимости – по унифицированным по всему миру – пограничным столбам. Удержать и защитить огромную территорию, вмещающую практически всю Западную Европу или пять Франций, было посильно только мощным государствам с народом, имеющим не только великий дух стремления к свободе, любовь к Родине, но и великолепные и непревзойденные воинские качества: мужество и храбрость, честь и достоинство, силу и волю.
В Великой степи каждый должен был быть не только законопослушным гражданином, но и свободолюбивым, надежным и верным оплотом государства. В противном случае нас бы поглотили в сложном и непростом геополитическом водовороте военно-политических событий последних трех тысячелетий. Мы выжили и победили, пройдя через толщу тысячелетий, обеспечив преемственность государственности, языка, культуры, письменности. И в будущем и далее обязательно пронесем их на последующие века и тысячелетия, не дав исчезнуть великой и жизнеутверждающей идее «Мәңгілік Ел», высеченной нашими предками – средневековыми тюрками на величественных каменных стелах в местности Отюкен, что на территории современной Монголии.
За этот длительный промежуток времени на просторах Великой степи произошла череда закономерных смен одних государств другими. Особое место в этой цепи постепенной смены государственных образований занимает Казахское ханство, созданное Кереем и Жанибеком в 1465 году. Начиная с начала 30-х годов XVIII века оно стало терять независимость, а в начале 20-х годов XIX века были и вовсе ликвидированы основы государства – ханская власть в Среднем и Младшем жузах. А со смертью хана Жангира в 1845 году ханская власть была упразднена и в Бокеевском ханстве, расположенном в междуречье Урала и Волги.
Это вызвало протест местного населения, вылившийся в национально-освободительную борьбу казахского народа. Мы не исчезли, а, наоборот, вопреки всем невзгодам и тяжелейшим испытаниям встали на путь свободы и национального возрождения.
Лучшие сыны Великой степи – выдающиеся государственные деятели Абылай хан, Толе би, Казыбек би, Айтеке би, хан Кенесары, казахские батыры Богенбай, Кабанбай, Сырым, Махамбет, Исатай, Баймурат, Жоламан, Жанкожа, Есет, народные просветители Абай Кунанбайулы, Шокан Уалиханов, Ыбырай Алтынсарин, великие реформаторы XX века во главе с А. Бокейханом,
А. Байтурсынулы, М. Дулатулы и другими, встали во главе пробудившегося народа. Они сделали все возможное, чтобы Казахстан был свободным и независимым. В этой связи Глава государства отмечает: «За то, что мы сегодня живем мирной жизнью и на планете есть государство Республика Казахстан, мы находимся в вечном и неоплатном долгу перед памятью героических предков, во все моменты истории самоотверженно встававших на защиту родной земли, своей страны».
За нашу свободу и независимость сражались представители многих народов: казахи и русские, узбеки и украинцы, поляки и кыргызы, белорусы и каракалпаки, немцы и башкиры и т. д.
В начале XX века усилился процесс массового крестьянского переселения, не остановившегося и после Октябрьской революции. Исконно казахские земли, причем наиболее плодородные, насильно отбирались в пользу крестьян-переселенцев. В 1916 году после подавления национально-освободительного движения десятки тысяч человек погибли, а сотни тысяч были вынуждены откочевать за пределы страны.
В начале XX века зародилось мощное национально-освободительное движение «Алаш». Были созданы партия «Алаш» и правительство «Алаш Орда». Вот как отозвался о предвестниках независимости Глава государства Н. А. Назарбаев: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению… Наказ «Алаша» для нас – сохранить свое историко-культурное единство. Наказ «Алаша» – беречь и укреплять согласие».
В период с 1917 по 1991 год Казахстан находился в составе СССР в качестве союзной республики, где не было подлинного суверенитета и независимости.
Эти годы были очень сложными и противоречивыми, как отмечал Глава государства: «Для казахского народа весь XX век состоял из страшных событий, которые другим народам могли присниться только в кошмарном сне. Я поражаюсь той фантастической выносливости и тому неимоверному долготерпению, с которыми мой народ пережил все эти ужасы».
В 1928 году около 700 крупнейших казахских баев были насильно выселены за пределы территории проживания с конфискацией всего имущества. Баи были не только состоятельными личностями Степи, но и олицетворяли собой передовую часть народа, являясь носителями традиционного языка, культуры, обычаев и обрядов.
В начале 30-х годов XX века казахский народ пережил одно из самых тяжелейших потрясений в своей истории – массовый голод, унесший жизни почти половины населения рес­публики. Среди них оказались и 200 тысяч представителей некоренной национальности.
В годы сталинского тоталитарного режима в Казахстане оказались сотни тысяч политических заключенных. В 1937–1938 годах была практически уничтожена вся интеллектуальная и культурная элита республики (из более чем 100 тысяч человек были физически уничтожены около 25 тысяч), от этого удара, к сожалению, мы не оправились и по сегодняшний день.
В 30–50-е годы минувшего века в наш край началась невиданная ранее массовая депортация целых народов с Дальнего Востока, из Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Западной Украины, Белоруссии, Прибалтики и т. д. Здесь они нашли не только спасение от физической смерти, но и теплый приют среди местного населения. Казахи по древним степным обычаям делились с ними последним куском хлеба и кровом. Поэтому на сессии Ассамблеи народа Казахстана в 2015 году Глава государства Н. А. Назарбаев не случайно призвал всех отмечать День благодарения друг другу и к казахскому народу.
В 1941–1945 годы Казахстан отправил на фронт почти 1,5 миллиона своих сыновей и дочерей, половина из которых не вернулась с полей сражения Великой Отечественной войны. Несмотря на предыдущие страшные годы, наши земляки показывали на войне чудеса массового героизма.
В годы освоения целинных и залежных земель, массовых строек и послевоенной индустриализации сотни тысяч молодых людей в Казахстане обрели свою новую родину.
С 1949 года на земле великого Абая заработал зловещий Семипалатинский ядерный полигон. Генофонду нации был нанесен непоправимый ущерб. Болезни будут преследовать еще не одно поколение…
На фоне этих непростых событий борьба народа продолжалась. Было более 300 выступлений против тоталитарного советского режима. В начале 60-х годов XX века началось мощное студенческое движение «Жас тұлпар». В июне 1979 года жители тогдашнего Целинограда, представители разных национальностей, приняли участие в массовой демонстрации протеста против попыток центра создать на территории области немецкую автономию.
В декабре 1986 года студенческая молодежь Алматы открыто выступила против командно-административной системы, требуя должного внимания расстановке национальных кадров, статусу казахского языка и т. д. Это выступление не было националистическим и не содержало призывов к свержению государственного строя, а также не было выпадов против других народов республики. Молодежные движения перенеслись и в другие города республики – Караганду, Жезказган, Кокшетау, Талдыкорган и Целиноград. Начались повальные репрессии, и эти события были охарактеризованы как «проявление казахского национализма». По мнению Главы государства Н. А. Назарбаева, события декабря 1986 года стали началом обретения независимости, показали, насколько выросло самосознание нашей молодежи и насколько дискредитировали себя утопические социалистические идеи: «Алма-Ата в декабре 1986 года продемонстрировала крах социалистической доктрины решения национального вопроса». Эти выступления стали предвестником распада не только СССР, но и всего социалистического лагеря.
На рубеже 80–90-х годов XX века республика встала на подлинный путь достижения независимости, о котором мечтало не одно поколение нашей страны. В апреле 1990 года Верховный Совет Казахской ССР избрал Н. А. Назарбаева Президентом республики, что стало одним из важных шагов, приблизивших нас к подлинной свободе и суверенитету. Введение этого института позволило сделать государственную власть более независимой от компартии и центральной власти, создать основы нового государства.
В октябре 1990 года наша респуб­лика провозгласила Декларацию о государственном суверенитете, где был подчеркнут приоритет республиканского законодательства над союзным. Этот документ закрепил неделимость и неприкосновенность территории Казахстана. Республика получала право осуществлять самостоятельную внешнюю политику, становясь реальным субъектом международного права. Позднее был сформирован Совет безопасности. Создан Алмазный фонд. Приняты меры по формированию самостоятельных Вооруженных сил республики. Был закрыт Семипалатинский ядерный полигон, когда республика добровольно отказалась от четвертого по запасам ядерного потенциала в мире.
7 сентября 1991 года была распущена республиканская компартия, а в следующем месяце – Союз молодежи (ЛКСМ) Казахстана, тем самым начался процесс деидеологизации и деколонизации общественного сознания, отхода от тоталитаризма.
На всенародных выборах 1 декабря 1991 года Н. А. Назарбаев абсолютным большинством голосов избирателей был избран Президентом Казахстана.
10 декабря 1991 года во Дворце Рес­публики состоялась поистине историческое событие – инаугурация Президента, где он дал клятву перед народом. В этот же день на сессии Верховного Совета Казахская ССР была переименована в Республику Казахстан.
16 декабря 1991 года принят конституционный закон Республики Казахстан о государственной независимости, которая определила республику как независимое, демократическое, унитарное и правовое государство.
Таким образом, 16 декабря 1991 года исполнилась вековая мечта казахского народа и представителей других народов рес­публики – возрождение независимости страны – Республики Казахстан.
Независимость – это самая главная ценность и самое важное достояние нашего народа. Мы гордимся этим судьбоносным обретением. Беречь независимость как зеницу ока – важная задача и святая обязанность каждого из нас.
Мы должны всемерно заботиться о том, чтобы и дальше укреплять нашу свободу и независимость, как призвал нас Президент Н. А. Назарбаев: «Недостаточно завоевать свободу и независимость, надо суметь их отстоять и передать потомкам».

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяFESTINA LENTE
Следующая статьяБЕЗ ЗАБВЕНИЯ ПРОШЛОГО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ