ТУРИЗМ АЛМАТЫ: ЕСТЬ РЕЗЕРВЫ

0
663

«Алматы, крупный финансовый и туристический центр, как мощный магнит, притягивающий к себе многотысячное братство любителей поездок, путешествий», – отметил на прошедшем Международном инвестиционном форуме «Almaty Invest-2017» глава города Бауыржан Байбек.
О важных этапах развития туризма в культурной столице Казахстана рассказал руководитель Управления туризма и внешних связей города Алматы Ерлан ЖАЙЛАУБАЙ.

– Какие приоритетные направления по развитию туризма имеются сегодня в нашем городе?
– Мы считаем сферу туризма одним из приоритетных направлений для дальнейшего развития мегаполиса. В первую очередь, с гордостью заявляем, что Алматы является лидером по приему туристов. Практически каждый второй турист, посетивший Казахстан, начинает свое турне с южной столицы, даже если он выезжает в другие регионы нашей страны. Наш потенциал заключается в продвижении и развитии трех видов туристических направлений: горный туризм, экологический туризм и так называемый деловой туризм. Почему деловой? Потому что именно в Алматы проходит множество конференций, деловых встреч и совещаний различного формата. В прошлом году был принят туристский бренд «Алматы – город 1000 красок». Исходя из этого, мы работаем над продвижением южной столицы как большого туристического центра, имеющего право и возможность участвовать в профессиональных туристических выставках самого высокого уровня. С текущего года Алматы выступает как известный бренд на международном рынке. Было в Барселоне, Лондоне, Сингапуре, Иране и в Индии.
Наши ведущие алматинские туроператоры, участвующие на подобных выставках, подробно объясняют о потенциале нашего города, благодаря чему мы имеем возможность полнее познакомить мир с нашей страной и культурой. Это первый блок нашего направления. Второй блок заключается в продвижении туристического потенциала Алматы на международных телеканалах. Для этого у нас имеются договоренности с каналами Еuronews и Eurosport, на которых мы показываем достопримечательности нашего города. Помимо всего этого мы также перезапускаем официальный сайт, который будем активно продвигать в режиме Digital Online.
– На какие рынки сегодня ориентирован казахстанский турпродукт?
– Традиционным экспортером туристов не только для Казахстана, но и для Алматы является Российская Федерация. Для нас в этом контексте большой интерес представляет Китай. По итогам 2016, порядка 132 млн. китайцев путешествовали за рубежом и потратили на это удовольствие около 1 млрд. долларов. Мы не говорим, что хотим иметь у себя все 132 млн. туристов, но какой-то объем из этого потока мы бы смогли принять.
Также наиболее перспективными рынками для Казахстана являются рынки Ирана и Индии. Вы знаете, что совсем недавно с Ирана сняли все санкции, после чего иранцы стали активно путешествовать. То же самое можно сказать и о туристах из Индии, которым очень интересен Казахстан и его культура. Очень важным звеном для развития казахстанского туристического бизнеса является направление Шелкового пути. Ведь Казахстан, включая Алматы, был составной частью Великого Шелкового пути. Улицы Раимбека и Тимирязева – это древние улицы, по которым раньше проходили бесчисленные караваны. Жібек жолы – это тысячелетняя история нашего города, и в этом направлении мы должны особенно развивать наш туризм.
– Туризм сам по себе является затратным. Во сколько, к примеру, обходится развитие основных, перечисленных вами, трех направлений?
– Есть два вида туристов, которые приезжают к нам: это туристы организованные, использующие услуги отечественных турфирм, и самостоятельные туристы, для которых созданы благоприятные безвизовые условия. Но если посмотреть на этот вопрос с учетом глобальных тенденций, мы можем обратить внимание на Барселону или Испанию, жители которых недовольны колоссальным наплывом туристов в пиковый летний сезон. В Алматы ситуация совершенно другая. Здесь мы, в первую очередь, должны заявить о себе. Мы проводили специальные исследования, и оказалось, что за рубежом очень мало информации о Казахстане и Алматы. Такая ситуация уже предусматривает определенные затраты, потому что нужно выводить на международные рынки информацию о нашем городе и его достопримечательностях. Плюс ко всему мы рассматриваем развитие туризма, как важную сферу нашей экономики, работающую на стыке нескольких отраслей одновременно. Поэтому важен всесторонний маркетинг, который является довольно затратным делом. В той же Испании, например, на маркетинг ежегодно тратится порядка 150 млн. евро. Но они быстро все эти издержки окупают.
– Какая сумма выделяется из госбюджета на развитие туризма в Алматы?
– На сегодняшний день это порядка 300 млн. тенге.
– Имеются ли у вас какие-либо совместные проекты с иностранными компаниями, способствующие развитию отечественного туризма в стране?
– Конечно, второй год мы сотрудничаем с компанией TripAdvisor. Даем нашему партнеру огромный объем регулярной информации об Алматы, его особенностях и достопримечательностях. Ныне видим результаты нашей совместной работы. В текущем году интерес у иностранцев к нашему городу повысился на 37 процентов по сравнению с 2016 годом. Если в прошлом году поток туристов у нас исчислялся в количестве 550 тысяч человек, то в текущем году их число составило 740 тысяч. Управление туризма несет определенные затраты для того, чтобы турфирмы и наши туроператоры смогли получить гарантированную финансовую прибыль. Основная часть этих затрат входит в объекты размещения, то есть гостиницы, различные пункты питания, ведь у нас в городе насчитывается более 2000 кафе и ресторанов, более 50-ти видов различных кухонь. Словом, в Алматы можно очень хорошо и недорого провести свободное время.
– Расскажите, пожалуйста, о развитии спортивного туризма. На какой стадии они находятся?
– Вы знаете, что недавно Алматы стал центром проведения Всемирной зимней Универсиады, получившей высокую оценку с точки зрения организации. Были построены различные спортивные комплексы, включая атлетические деревни. Универсиада дала хороший толчок для развития спортивного туризма. Ныне Алматы рассматривают как возможную столицу проведения зимних Олимпийских игр 2026 года. Построенные спортивные комплексы приносят большую пользу. Например, в одной из них тренируется хоккейная команда Алматы, участвующая на первенстве страны. Недавно у нас прошла двухдневная велогонка, которая, по сути, имеет все шансы стать традиционной, со статусом международной. Представители 10-15 стран постоянно приезжают на Чимбулак, чтобы с высоты птичьего полета полюбоваться природой. На Чимбулаке мы работаем по программе сертификации лыжных инструкторов, для того чтобы они могли предоставлять качественные услуги не только иностранным туристам, но и нашим соотечественникам.
По оценкам международных экспертов, потенциал алматинской агломерации от Тургеньских водопадов до Каскеленских ущелий весьма велик – 13 различных локаций, в которых есть серьезные ресурсы для развития отечественного туризма.
Акимат Алматы нацелен на реализацию крупных проектов, у нас в стране идет активная модернизация различных рынков, где высвобождается множество рабочих мест. С учетом сервисной направленности экономики нашего города у нас более 80 процентов ВРП (валового регионального продукта) составляют услуги. Поэтому мы уверены, что отечественный туризм – это именно та сфера, которая создаст дополнительные рабочие места.

Беседовал
Бахтияр ТОХТАХУНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ