Тренинг французских психологов в Алматы

0
471

Мереке УЮКБАЕВА,

профессор-филолог,

КазНПУ им. Абая

С 16 по 20 октября текущего года в Институте Сорбонна-Казахстан (ИСК) при КазНПУ им. Абая  прошел инновационный тренинг «Психология экстремальных ситуаций» («ПЭС»). Данный курс разработан профессором психологии Университета Сорбонна Париж Сите Евой Дрозда-Сенковска и профессором психологии НИЦ «Психология личности» КазНПУ им. Абая Жамилей Намазбаевой. Курсы организованы при поддержке Французского института исследований Центральной Азии (IFEAC).

Учитывая то, что город Алматы находится в зоне высокого риска природных катастроф (землетрясения, сели, лавины и другие риски) и связанных с ними техногенных рисков, данный тренинг стал важным событием для городской общественности. Именно поэтому в нем приняли участие представители многих организаций: работники акиматов Алматы и Талдыкоргана, сотрудники ДЧС г. Алматы, ГУ «Казселезащита», представители школ №№ 35, 25, 12 Алматы, сотрудники департамента по управлению воспитательной работой, преподаватели, магистранты и докторанты КазНПУ имени Абая.

Цель тренинга – обучение слушателей, не обладающих квалификацией психолога, навыкам в сфере психологии, направленным на анализ, управление и оказание психологической помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Программа тренинга включает теоретическую и практическую части. Внимание участников акцентировалось на предпосылках, ведущих к чрезвычайным и экстремальным ситуациям – угрозах, рисках и опасностях – а также на  психологических основах экстремальных ситуаций, их физиологическом, индивидуальном и социальном контексте.

В течение пяти дней занятий первая половина рабочего времени посвящалась теоретической части курса, которая включала следующие аспекты. Прежде всего, слушателям тренинга предлагалось оценить психологическую характеристику различных видов уязвимости, охарактеризовать коллективные и индивидуальные ресурсы совладания с кризисной ситуацией. Лекторы не только ознакомили слушателей с психологическими характеристиками экстремальных и чрезвычайных ситуаций, но и охарактеризовали их психологические последствия (восприятие, эмоции, поведение), т. е. дифференциальные характеристики поведения и восприятия чрезвычайных ситуаций и их последствия для личности и группы.

Французские психологи также продемонстрировали слушателям особенности индивидуального и коллективного функционирования для преодоления экстремальных и чрезвычайных ситуаций, концептуальные аспекты индивидуальной и коллективной психологической работы по раскрытию ресурсов совладания со сложными жизненными ситуациями. Данные навыки способствуют, по словам гостей Института Сорбонна-Казахстан, повышению психологической культуры и компетентности населения.

Особое внимание было уделено организаторами тренинга психологическим характеристикам жертв и самих психологов, предоставляющих помощь. Каковы особенности поведения и ролевого статуса жертвы и агрессора, и какими должны быть формы реагирования специалиста – один из ключевых вопросов курса «ПЭС». Наконец, последней темой, затронутой в теоретической части данного курса, была тема деонтологии оказания психологической помощи и содержательных характеристик психологического вмешательства.

Практические занятия, проходившие во второй половине дня, проводились в форме семинаров. Они начались с составления слушателями сценария социального конфликта и включали обращение к ресурсам личности в ее биографическом прошлом. Данный подход характеризуется как средовой подход к ресурсам личности и группы.

Следующее затем описание сценария стихийного бедствия включало изучение возможных мер профилактики и готовности к адекватному реагированию на экстремальные ситуации, обращаясь к таким понятиям, как сознательное и бессознательное моделирование ресурсных состояний (копинг, стереотип, защита), раскрытие ресурсных переживаний перинатального периода и их роль в развитии интернальной личностной позиции (антижертва), пиковые переживания, кризис и духовный опыт, как ресурс для проработки сложного психологического материала.

Семинарские  занятия также затрагивали тему кризисной группы и проблему коммуникации до, в течение и после кризиса. Здесь слушателям предлагалось описание различных техник, таких как, например, имагинативные и арт-терапевтические техники, позволяющих работать с ресурсами людей, попавших в экстремальные ситуации.

Наконец, последняя тема практических занятий описывала группу по оказанию психологической помощи жертвам и семьям, семейные техники структурирования жизненного опыта (в том числе психотравмирующего), телесный контакт и движение как ресурс.

Трудно переоценить значение проведения подобного тренинга в условиях потенциально высоких природных и техногенных рисков, в которых находится город Алматы. Также к числу экстремальных ситуаций психологи относят возможные социальные риски, кризисы (экологический, образовательный, экономический), террористическую угрозу и прочие, не связанные напрямую с природными и техногенными рисками ситуации. Наше время требует повышения уровня психологической грамотности, как населения в общем, так (и в особенности) работников организаций, по долгу службы обязанных помогать гражданскому населению в экстремальных ситуациях. Курсы «ПЭС», организованные в Институте Сорбонна-Казахстан, уникальны и не имеют аналогов в Республике Казахстан, поскольку предлагают, при участии ведущих казахстанских и французских специалистов, максимально понятную для «не-психологов» программу для решения проблемы повышения психологической грамотности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here