О приоритетах созидания

0
174

Алтынбек НУХУЛЫ,
доктор химических наук, профессор,
ректор Павлодарского государственного педагогического института

В программной статье Президента Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» красной нитью проходит мысль как преобразовать себя, преобразовать нацию, сохраняя при этом свои исконные национальные черты. В переломные моменты истории, когда в новой социально-исторической реальности менялись ценностные предпочтения казахов, духовные лидеры обращались к бесценному духовному наследию предков, нравственно-этическим эталонам нации, которые неподвластны течению Времени.

Еще Асан Қайғы, великий казахский жырау и философ, видя смуту и распри среди вельмож, разоренные чужеземными захватчиками аулы, задавался бередящим его сердце вопросом: смогут ли последующие поколения степняков удержать независимость, укрепить государственность и остаться хозяевами земли обетованной? Создатель легенды о земле Жерұйық, где царят равноправие и всеобщий материальный достаток, а «жаворонки вьют свои гнезда в густой шерсти овец», считал, что дорога в эту страну лежит через духовное самосовершенствование и строительство справедливого общества.
Преемником мировоззренческих взглядов выдающегося степного мыслителя стал Абай, чья философия есть концентрированное выражение духовности казахского народа. Не зря великого поэта и мыслителя называют еще «зеркалом казахской цивилизации».
Во второй половине XIX века в Казахстане резко обострились нравственно-этические проблемы. Колониальное господство, особенно после царской реформы 1867 года, практически приостановило общественное развитие этноса, стагнация охватила традиционные социальные институты Степи. Не отставали от колониальных властей и собственные правители, которые, руководствуясь узкокорыстными интересами, пользуясь невежеством народных масс, загоняли их в кабалу.
Именно в этот период, на наш взгляд, заметны первые проявления отступничества некоторой части казахского этноса от сформировавшихся веками национальных ценностей, нравственно-этических норм, которыми руководствовались в повседневной жизни номады. Спасительным кругом для сохранения национального самосознания в тот период стало учение Абая Кунанбаева, которое по сей день есть квинтэссенция казахской философии. По его глубокому убеждению, духовность имеет огромную власть над человеком, его поступками и помыслами.
Абай не был идеалистом. Он прекрасно видел пороки современного ему общества, осознавал, какая трагическая судьба ждет его народ, если тот и дальше будет пребывать в невежестве. Его глубокие философские размышления пронизаны идеей нравственного совершенствования через просвещение.
Поэт и просветитель твердо верил в то, что в его смутный век единственный верный путь к сохранению национальной самобытности казахов – это путь просвещения и следования духовным ценностям нации. Стремление к глубоким и всесторонним знаниям, высокой культуре, науке, духовному совершенствованию, он называет основой положительных нравственных качеств человека. Только просвещенный человек будет добывать хлеб свой насущный честным трудом, стремиться к справедливости и не чинить зла, вырабатывать в себе нравственные силы, противостоящие порокам общества.
Эти мысли находят свое продолжение в программной статье Главы государства, в которой первым и главным условием модернизации названо сохранение собственного национального кода, обращение к своим национальным корням.
Духовное учение Абая актуально во все времена. Каждое новое поколение прочитывает и осмысливает его по-новому, открывая в нем каждый раз новые грани национального духа и многомерной степенной мысли, находя ответы на животрепещущие вопросы современности. Поэтому его наследие необходимо  изучать во всех высших учебных заведениях республики. Изучать глубже в дискуссионной форме, ведь только в спорах выкристаллизовывается истина.
Глава государства в своей статье заявляет об открытости нашего общества миру, активном восприятии им новых знаний, которые помогут Казахстану не только успешно адаптироваться в ХХІ веке, но и быть конкурентоспособным в глобализирующемся мире. Естественно, при искреннем и деятельном патриотизме, личной сопричастности к судьбе своего края, своей Родины.
Тесные духовные скрепы соединяют с Абаем Кунанбаевым одного из лидеров «Алаш Орды» Ахмета Байтурсынова. Перечитывая программную статью Елбасы, невольно обращаешь внимание, насколько органично и последовательно автор выстраивает конкретные механизмы развития национального самосознания в XXI веке. Он чутко улавливает вызовы именно своего Времени, при этом незримо связан с мировоззренческой позицией как с Абаем Кунанбаевым, так и лидерами «Алаш Орды», первой волны казахской интеллигенции.
Последние в свое время часто обращались к опыту Японии, где система формирования личности зиждилась на безусловности приоритета духовно-нравственного наследия предков, национальных ценностях. Поэтому многих алашординцев Советы расстреливали как «японских шпионов».
Ахмет Байтурсынов, которого в народе называли Устазом, достойно продолжил дело хакима Абая. А времена, в которых ему довелось жить, были непростые.
«Для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для его души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать ей профессию. Для решения этих задач нужно открывать повсеместно в аулах казахские школы, преподавать на казахском языке. Это наша основная цель и задача», – перечитывая эти строки Ахмета Байтурсынова, понимаешь, насколько они перекликаются с мыслями из программной статьи Лидера нации.
После уничтожения лидеров национальной интеллигенции перед большевиками были открыты все пути к духовному геноциду казахской нации.  История семи десятков лет тоталитарного режима полна трагическими событиями. Под личиной ложного интернационализма подтачивались могучие корни Байтерека, которые веками питали национальное сознание, национальную самобытность потомков свободолюбивых номадов. Как в младенчески ясные головы манкуртов, в сознание казахов насаждалась идеология собственной ущербности, второстепенности, незначительности национальных устоев, традиций. Выросло несколько поколений степняков, многие из которых практически утратили национальную идентичность, родной язык, свою культуру, растеряли свой национальный код. Веками сформированные духовные ценности были смещены составляющими потребленчества. Мы постепенно стали забывать свои корни… А между тем в зарубежных книгохранилищах дожидаются своего часа испещренные Временем рукописи, в которых высоко оценивались культура, военное искусство, личностные качества наших предков-номадов. Вот, к примеру, одно мнение: «Тюрки – народ, которому неизвестны месть, льстивый обман, двуличие, клевета, притворство, сплетни, лицемерие, высокомерие по отношению к друзьям и надменность в отношении соседей» (Мандельштам А. М. Характеристика тюрок IX века в «Послании Ал-Фатху Б. Хакану» ал-Джахиза. Труды Ин-та истории, археологии и этнографии. Т. 1. Археология. Алма-Ата, 1956, с. 233–237).
Но даже в самые трагические для нации времена лучшие ее представители, с молоком матери впитавшие в себя любовь к родной земле, продолжили дело духовных лидеров своего народа.
Баянаульская земля, колыбель многих выдающихся личностей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Казахстана, подарила на стыке веков Каныша Имантаевича Сатпаева, который был не только выдающимся ученым и организатором науки. Прежде всего, он был Гражданином в самом высоком смысле, подхватившим знамя духовных лидеров нации.
Все свои знания и силы Каныш Имантаевич направил на благо своего народа. Он буквально выпестовал блестящую генерацию казахских ученых, на десятилетия вперед предопределив развитие оте­чественной науки. Он искренне любил культуру своего народа, знал историю Великой Степи. Про таких говорят: «Сегіз қырлы, бір сырлы». До последнего часа его сердце билось с тревогой за будущее своей Родины, своего народа. И пусть он не увидел столь желанного сердцем рассвета Независимости Казахстана, его научные открытия помогли выстоять молодому государству в трудные первые годы его становления.
Наши идеалы высвечивают нашу истинную суть, наши глубинные устремления и сокровенные мысли. С первых же дней Президент Нурсултан Назарбаев обратился к исторической памяти народа, в лоне которого пестовалось веками национальное самосознание, как к духовной опоре.
Вслед успешно реализованной госпрограмме в 2013 году Глава государства инициировал программу «Халық тарих толқынында» («В потоке истории»), позволившую на системной основе собрать и изучить документы из ведущих архивов мира, касающиеся истории нашей страны. 550-летие со дня образования Казахского ханства, определившего название этнонима нации, границы, правовые и социальные устои казахов, Елбасы тоже обратил на пользу упрочения национального самосознания и исторической памяти. Как справедливо заметил мой коллега-ученый, «каждый из пройденных нами 24 года возрождения Казахстана представляется мне прохождением через чистилище истории, памяти, совести и поклонения Великой истории нашего народа».
В программной статье Президент РК четко показал, что препятствует казахской нации на пути к прорыву энергетики пассионарности и поставил конкретные задачи. Предстоит масштабная работа в рамках обозначенной в статье программы «Туған жер».
Мы – народ восприимчивый к чужой культуре, способный быстро освоить чужие языки. Но в этой восприимчивости нередко доходим до крайностей, отворачиваясь от всего своего, родного. Испокон веков номады умели ценить ярких представителей других племен, но в то же время высоко почитали своих вождей, своих героев. Абай в своих современниках отмечал утраченную способность ценить соплеменников, при этом беспредельную щедрость на восхваление чужаков.
Проект «100 новых лиц Казахстана» возродит практически утраченную традицию предков – почитать незаурядных личностей. Ныне мы начинаем ценить достоинства таких людей, к сожалению, только после их ухода из жизни. У японцев и сегодня людей, которыми гордится это островное государство, наделяют статусом «национальное достояние».
Как и все вузы республики, мы разработали план ее реализации. На наш взгляд, необходима еще и комплексная научно-практическая программа педагогического вуза, которая бы учитывала тесное сотрудничество семьи и школы, взаимодействие разных образовательных уровней (дошкольного, школьного, послешкольного), включение научно-педагогической общественности в активную деятельность по претворению задач, вытекающих из содержания программной статьи. Только на основе комплексного подхода мы сообща достигнем эффективных результатов по обновлению нового менталитета, развитию здорового духа нации.
В первую очередь, необходимо упрочить институт семьи. Да, среда формирует личность, но на первом месте – семейное воспитание. Тот же Абай Кунанбаев состоялся как личность во многом благодаря бабушке Зере, наставлениям мудрых аксакалов. Конечно, мы не сможем сегодня в XXI веке смоделировать традиционную казахскую семью XIX века с институтом бабушек и дедушек, живущих вместе с молодой семьей. Но пропагандировать традиционные семейные ценности, ввести их в норму повседневности – в наших силах. Институт брака и институт семьи, по прогнозам западных аналитиков, изживут себя. Мы же не должны идти у них на поводу в угоду чуждой нашей ментальности, чуждой нашему национальному коду – идеологии.
Статья Президента дает ответы на самые животрепещущие вопросы современности. Мы живем в непростом мире, где среди чуждых нашей ментальности идеологии есть и такие, которые способны подточить фундамент нашей Независимости. Поэтому в единстве и общности целей – сила нации. И, конечно, любовь к своей стране, без которой нет ничего святого.
…Шестьсот батыров противостояли джунгарскому войску численностью более 50-ти тысяч человек в Орбулакской битве, в которой казахское ополчение предельно ярко проявило свое мужество, стойкость, умение осознанно жертвовать собой во имя высоких идеалов. Но сегодня казахстанцы больше знают о подвиге спартанского царя Леонида и его 300 воинах, нежели о немеркнущей боевой доблести своих предков. Это ли не утрата исторической памяти?
Забота о чести и единство народа – именно эти качества, по мнению Абая, выгодно отличали наших предков. И в статье Елбасы четко прозвучала мысль об отношении к региональному разделению казахов, которая укоренилась в сознании многих. «Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное, – отмечает автор. – Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя». Казахские батыры спешили на помощь друг другу, несмотря ни на родовую принадлежность, ни на тысячекилометровые расстояния. Только благодаря их сплоченности перед лицом опасности нам досталась в наследство такая огромная территория. У нас один национальный код. Пока мы не изживем из себя, выдавливая из своего сознания капля по капле, родовую или жузовую предубежденность, мы не станем сильной нацией. Сегодня на каждом из нас лежит ответственность перед идущими за нами поколениями.
В нашем вузе в рамках государственной программы «Серпін-2050» обучается немало уроженцев Южного Казахстана. Именно их мы решили познакомить с регионом, где, как нам бы хотелось, они в будущем пустили свои корни, создали семьи, жили и работали.
В маршрутном листе юных экскурсантов был и город Аксу, который связан с областным центром самым длинным мостом в Средней Азии и Казахстане протяженностью 12500 км. С большим интересом осматривали экскурсанты одно из крупнейших предприятий в мире, ведущее добычу угля открытым способом, – «Богатырь Комир».
После Майкаина, известного в недавнем прошлом на весь Союз своей золотодобычей, был Баянаульский государственный национальный природный парк с прозрачными водами озера Жасыбай и музеем выдающегося поэта-демократа Султанмахмута Торайгырова. Изумление студентов трудно было передать. Они и не предполагали, что у Павлодарской области такая богатая история. В этих степях жили андроновские племена, возвышались кимакские города, проходили жестокие сражения с джунгарами… Эксурсанты впервые увидели жемчужину нашего края – Баянаул. Вот из таких ошеломляющих сознание открытий и рождается желание больше знать о том или ином уголке Казахстана, формируется осознание общности нашей истории, единства нации. Именно после таких эмоциональных потрясений и укрепляется чувство любви к родной земле. Никакие умные речи не работают так, как голос сердца.
В этой поездке одной из наших главных целей было привитие студентам понимания единства нации, общность нашей истории и культуры. От наших сегодняшних действий зависит, насколько будет открыто сознание молодых граждан Казахстана, смогут ли они преодолеть местечковое мышление, приняв в сердце весь Казахстан.
«Ел ерді өсіреді, ер елді өсіреді», – гласит мудрость наших предков. В самые драматические моменты отечественной истории, когда казахский этнос стоял у пропасти духовной деградации, спешили к нему на помощь его лучшие сыны, впитавшие в себя мудрость предков, их дальновидность и преданность Родине. На изломе веков, когда Казахстан стоял перед историческим выбором, судьбу нации взял в свои руки Нурсултан Назарбаев. Тяжелейшая ноша, огромная ответственность перед народом. Но, как мы выше отметили, Казахстан сегодня не случайно сравнивают с землей обетованной Жерұйық, которую искал Асан Қайғы. Да, наша страна – оазис мира и согласия. Останется ли он таким, зависит от того, какими гражданами, патриотами вырастут следующие поколения.

г. ПАВЛОДАР

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ