Легенда казахского кино

0
248

Ecce homo!

Агия Беркимбаева

Асанали Ашимов родился в с. Байкадам. А вот школьные годы и юность провел в Кентау. Так что это мой земляк. Что дает мне полное право подходить к нему при встрече и справляться о его здоровье, говорить с ним о нашем родном городе. Вот и этим летом мы встретились с ним на одной культурной тусовке, где таким персонам как Асанали ага хозяин мероприятия преподнес в дар свою книгу. Книжка и впрямь была замечательная, и когда Асанали ага увидел, что у меня нет таковой, то немедленно решил «исправить положение». Подмигнув мне по-мальчишески озорной улыбкой, он вручил свой экземпляр, а сам подошел к организаторам и, как ни в чем не бывало, взял еще одну книгу. И сделал это с таким шармом, ашимовским обаянием и хитринкой в глазах, что после благополучной «культурной операции» мы, как два заговорщика, не удержались от смеха…
В нашем небольшом городе ни одно мероприятие не обходится без его участия. Асанали ага открывает памятники, выступает на дне города, на фестивале «Алия» в честь другого нашего именитого земляка Сейдоллы Байтерекова. Такой вот оплот и стержень Кентау – Асанали Ашимов, ушедшие в вечность Аширбек Сыгай и Раимбек Сейтметов… Гордость и звезды нации.
Впрочем, Асеке по праву считают своим земляком и таразцы, открыв музей его имени. Где бы он ни был, его считают своим. Наверное, в этом и есть удел великих людей…

Детство
Оно пришлось на военные годы. Мужики ушли на фронт, женщины, старики и дети трудились на полях колхоза «Третий интернационал» Джамбульской (Жамбылской) области. Как и другие дети Асанали работал на зерновом току, помогал маме по хозяйству, ухаживал за скотом. Детство было босоногим – в начале весны сшитые кустарным способом сапожки уходили в чулан, и до самых заморозков они бегали босиком. Это было хорошей закалкой. Детство кончилось, когда отец не вернулся из фронта, пропав без вести под Сталинградом. Маме было 23 года. Она так и ждала его всю жизнь, покорно снося удары судьбы – сразу после войны болезнь унесла двух ее дочерей. Выжил только Асанали. Он и стал ей опорой. В то суровое время взрослые согревали детей лаской, поэтому Асеке всегда тепло вспоминает свет родного аула и отчего дома. Этот огромный заряд материнской любви дал щедрый запас прочности на юность, молодость, зрелость…
Когда пришло время выбирать профессию, решил стать зоотехником. Приехал поступать в Алма-Ату, остановился у знакомых ребят, студентов театрального факультета. Однажды к ним пришел педагог, режиссер Аскар Токпанов, и за чашкой чая он вдруг предложил Асанали поступить в театральный. Вначале это был неосознанный шаг, но позже, поступив, он понял, что встреча с мэтром сцены была как перст судьбы. Тогда в театре работали одни корифеи. Шакен Айманов, Серке Кожамкулов, Сабира Майканова, Идрис Ногайбаев, Рахиля Койшибаева, Курманбек Жандарбеков, Канабек Байсеитов…
Каждое имя – эпоха.

Пути-дороги
Так, он прошел все ступени, ведущие на сцену. Казахская государственная консерватория им. Курмангазы, Театрально-художественный институт. В 1963 году его приняли в труппу Академического театра драмы им. М. Ауэзова. Партнеры по сцене Нурмухан Жантурин, Идрис Ногайбаев, Ануар Молдабеков. Первые приглашения в кино. Дебют состоялся в 1958 г. еще будучи студентом – роль Кенжетая в фильме «Ботагоз». Ряд картин «На диком бреге Иртыша», «В одном районе», «Песня зовет» и других.
И вот первая звездная роль коварного злодея Бекежана в кинодраме «Кыз-Жибек». Он стал гениальной находкой режиссера Султана Ходжикова. Картина удостоена Государственной премии КазССР.
Асанали Ашимова потянуло к кинорежиссуре. В 1981 г. создал исторический фильм «Год дракона» об уйгурском восстании в Синьцзяне. В 1984 г. снимает фильм «Легендарный Чокан», удостоенный Госпремии КазССР. Затем были фильмы «Полынь», кинодрама «Козы Корпеш – Баян сулу», «Дом у соленого озера» по сценарию писателя С. Санбаева.
Жизнь в кино
Говорят, породу не скроешь. Провинциальный юноша вырос в интеллигентного, тонкого, умного актера, в каждой новой роли оттачивавшего свое актерское мастерство. Из всех его трех десятков кинофильмов наибольшую популярность принесла трилогия «Конец атамана», «Транссибирский экспресс» и «Маньчжурский вариант». Непобедимый чекист Чадьяров стал ярким явлением в казахском киноискусстве.
Все началось с фильма «Конец атамана». Шакен Айманов поставил его по сценарию Андрея Михалкова-Кончаловского. Конечно, у такого тандема должен был родиться шедевр. Картина стала блокбастером советского периода, имея блестящий успех в союзном кинопрокате. В фильм с закрученным сюжетом были удачно вкраплены лиричные кадры, песни звучали грустно, затрагивая душу, как тоска по родине. Роль стала визитной карточкой актера Асанали Ашимова. Зрелый талант А. Ашимова заиграл новыми свежими красками.
Недосказанность истории о чекисте дала повод для создания новых кинолент. Ее продолжил второй фильм – «Транссибирский экспресс», снятый Эльдором Уразбаевым по сценарию А. Адабашьяна и Н. Михалкова. Превосходно сыграл свою роль Асанали Ашимович, тонко и хладнокровно распутав хитросплетения динамичного сюжета. В команде с режиссерами И. Вовнянко и Цой Гук Ин они создают еще одну историю «Маньчжурский вариант». Автор фильма – Асанали Ашимов. Но и это было не все.

Кто вы, господин Ка?
Новый фильм о приключениях Касымхана Чадьярова снял режиссер Куат Ахметов. Роль была интересной. Асеке сыграл господина Ка, неординарного человека с богатым внутренним миром и небедным послужным списком. Снятый в жанре экшн, он изобилует сценами драк, перестрелок, погонь, трюков, что требовало выносливости и спортивного мастерства. Асанали Ашимов оказался самым подготовленным: в любую погоду, в часы вынужденного бездействия он был настолько хладнокровен и невозмутим, бодр и энергичен, что служил образцом настоящего профессионала. Знаменитый актер никак не проявил своего возраста. Творческая группа посвятила фильм памяти Шакена Айманова.
Был момент, когда Асеке выразил свое полное несогласие – он не хотел, чтобы его герой умер. Патриарха кино поддержала и администрация «Казахфильма»: пусть Ашимов и впредь несет в себе бессмертный символ казахского кино. А ведь это еще один шанс продолжить «Господина Ка».
Для этой роли он скинул около 15 килограммов. После съемочного дня в любую погоду Асеке шел на озеро. Гонконгский мафиози, глава китайской триады, в его исполнении получился весьма правдоподобным. На закате жизни этот человек возвращается на родину в Казахстан. Проведя многие годы в неволе, он не изменил своим принципам. Но родина стала другой, и люди тоже изменились. В финале он спасает жизнь человеку, сыграв партию в шахматы с главарем российской наркомафии, на кону которой была человеческая жизнь. Господин Ка произносит символическую фразу: «Аплодисментов не надо. Лучше – деньгами». Таковы последние метры фильма – его герой теряет сознание из-за сердечного приступа.

Сцена
В первые годы в театре ему давали второстепенные роли, в основном в массовке. Первой самостоятельной стала роль Айдара, ученика поэта, в драме «Абай». На сцене он был робким, от волнения ноги не гнулись, язык не слушался. Со стороны это смотрелось смешно, и улыбки партнеров по сцене разбудили в нем самолюбие. Над ролью он работал до изнеможения, следил за актерскими приемами коллег по цеху. Многое он старался перенять от Шакена Айманова, который был добрым, мудрым человеком и не давал спуску Асанали уже в качестве своего зятя. С годами Асеке становится похожим на него, считая Шакена Кенжетаевича главным Учителем своей жизни.
Сцена театра – это совсем другой мир. Поэтому он не прощается с мечтой о новой театральной постановке с участием молодых театральных актеров. Асанали Ашимович хотел бы сыграть короля Лира. Он еще не все сказал театру и считает, что в его жизни это искусство занимает особое место, как более живое, настоящее, глубокое.

О грустном
Печальные страницы его жизни – смерть сыновей Саги и Мади, супруги Майры. Всевышний дает испытания сильным людям. Он выстоял – люди помогли, работа, сила воли. Он отнесся к беде философски – значит суждено пройти и этот круг ада. А когда было совсем невмоготу, Асеке уезжал в горы, чтобы выплакать и выкричать в пустоту неба свое горе. В одиночестве. Чтобы не видеть и не слышать сочувствующие взгляды и слова. Ведь от этого не легче. Он встречался со своими мальчиками во сне, мысленно разговаривал с ними. В чем-то винил себя, что уделял недостаточно внимания, старался не баловать. А потом все чувства излил в книге о своей жизни, и посвятил ее своим ушедшим родным.
Он всегда с любовью рассказывает о Майре. Она была его студенческой любовью – дочь известного казахского кинорежиссера. Они поженились в его студенческие годы, тогда звезда Шакена Айманова еще не взошла. Мама невесты была против – Асанали показался ей деревенским юношей, неуклюжим, провинциальным. Но сопротивление было сломлено, и молодые пошли под венец. У них родились два сына Мади и Саги. Майра избрала карьеру оперной певицы.

Звездный папа
Сегодня рядом с ним супруга Багдат – она, кстати, была его лечащим врачом. Когда встал вопрос, как назвать их совместного ребенка, четвертого сына в роду Ашимовых, Асеке выбрал имя Самади, но мама малыша настояла, чтобы он стал Асанали, как папа. Тогда отец придумал ему ласковое домашнее имя Аскен. Мальчишка родился с богатырским весом, и первый человек, кого он увидел в своей жизни, был папа, в чьи теплые руки он попал сразу после рождения. Он что-то ласково шепнул сынишке и тот тихо уснул у него на плече. Так начался первый день в жизни маленького Асанали, который принес такое долгожданное человеческое счастье своему знаменитому отцу. Чудо таинства рождения он видел впервые и признается, что от волнения сердце чуть не выскочило из груди. Аллах подарил Асанали ага счастье отцовства и возраст не стал этому помехой. От второго брака у него есть сын Олжас и дочь Сагина.

За личный вклад
За вклад в отечественную культуру Асанали Ашимов удостоен званий Народного артиста СССР, Народного артиста Казахской ССР, Лауреата Государственной премии Казахской ССР, Лауреата независимой премии «Тарлан» «За вклад» в разделе «Кинематограф», Лауреата I кинофестиваля «Звезды Шакена» за лучшую мужскую роль, премии «Ильхам» «За особые заслуги в области кинематографии Казахстана».
Его грудь украшают государственные награды РК – Орден «Құрмет», Орден «Отан», а также международные награды – Орден Ломоносова, Орден «Золотой орел» международной академии ЮНЕСКО за заслуги перед мировым кино. Имя актера с его согласия стало брендом пятизвездного коньяка производства алматинских виноделов – АО «Бахус».
Совсем недавно Президент Н. А. Назарбаев присвоил актеру звание «Қазақстанның Еңбек Ері», вручил знак особого отличия «Золотая звезда».

Мечты
У него еще есть о чем написать – в дополнение к изданной недавно книге из 40 глав «С любовью ваш Асанали Ашимов». Это рассказ о перипетиях жизни, работе в кино и театре, страницы встреч с людьми.
Он мечтает как можно дольше побыть со своей семьей, вырастить младшего сына, провожать его в школу, отдать ему свое тепло.
Главное – поднять на ноги детище – кинофестиваль «Звезды Шакена», как дань памяти его учителю и корифею казахского кино Шакену Айманову. Во время недавнего кинофорума он признался, что мечтает довести его до уровня Венецианского или Каннского. И обосновал – это нужно в первую очередь молодым режиссерам, как стимул идти вперед и творить.
Оставаясь одним из самых маститых и импозантных актеров казахстанского кинематографа, он продолжает оставаться стильным и подтянутым. Ведь когда-то первым в Алма-Ате Асеке стал носить шейные платки. Потом сознался, что эти «шедевры моды» мастерил сам, отрезая треугольники из красивых отрезов ткани. Вот такой щеголь!
В свободное время любит перекинуться партию-другую в преферанс, шахматы, поиграть на бильярде. А еще гордится тем, что, наконец, достроил дом для детей и внуков, один – жене, второй – сыну, соединив галереей. Почти одновременно он построил в степи в честь своего деда мечеть.
Он хочет раздать свои долги еще при жизни. Стремится жить полноценно, красиво, без оглядки на возраст, ни перед кем не склоняя головы.
Наш Асанали Ашимов – легенда и гордость казахского кино.
Джентльмен сцены.
Любимец народа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ