• Общество
  • 20 Марта, 2024

БАНКИ КАЗАХСТАНА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Жетписбай БЕКБОЛАТУЛЫ,
Почетный работник образования РК

 

 

Завершая цикл статей, посвященных становлению и развитию отечественной банковско-кредитной системы, хотелось бы отметить, что наша страна за последние 30 с лишним лет прошла удивительный путь трансформаций. Смену общественно-экономических укладов классики называли бы переходом «из царства необходимости в царство свободы» или, выражаясь по-современному, от тоталитаризма к демократии, который предполагает установление правового государства, переход от плановой экономики к рыночным отношениям, развитие конкуренции, защиту прав собственности и содействие развитию предпринимательства. 

 

Методом проб и ошибок наши государственные мужи убедились, что рынку «нет альтернативы». «Нет альтернативы» – крылатое выражение, по-английски «there is no alternative», сокращенно (TINA) или TINA factor, что означает ослабление госрегулирования или либерализация. Маргарет Тэтчер, занимавшая пост премьер-министра Великобритании с 1979 по 1990 год, использовала акроним TINA в качестве политического лозунга.
Как следовало ожидать, в первые годы независимости были метания от одних экономических теорий, скажем, от кейнсианства, к другим, например, фридмановскому монетаризму. Сокращение государственных монополий, приватизация государственного сектора, снижение налогов вскоре дали свои результаты. Однако процесс перехода к рыночным отношениям был сложным и вызвал значительные изменения в экономической и политической сферах, как нестабильность рыночных цен, несбалансированность секторов экономики и снижение государственных гарантий и социальной защиты. Правительство старалось проводить этот процесс осмотрительно, внимательно следило за социальными последствиями перехода и принимало меры для смягчения возможных негативных последствий на население.
Казахстан героически преодолел трудности переходного периода. Это не фигура речи, а позитивная оценка процессов социально-экономических и политических преобразований, происходивших в стране после обретения своего, суверенного пути развития. Рассматриваемый период характеризовался значительными вызовами, связанными с модернизацией национальной модели мироустройства, а также необходимостью интеграции в международное сообщество. Есть целая наука, так называемая транзитология, междисциплинарное направление в социальных науках, изучающее процессы политических, экономических и социальных трансформаций в странах, переходящих от авторитарного или тоталитарного режима к демократии, а также от плановой экономики к рыночной. Она опирается на методы и теории из политологии, социологии, экономики и истории, что позволяет всесторонне анализировать и интерпретировать процессы трансформации. (Интересующимся тематикой советую прочесть классические статьи – «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» американского социолога Самуэля Хантингтона и «Демократические транзиты» профессора МГИМО Андрея Мельвиля). Ее методология широко использовалась в 1990-е и 2000-е годы для анализа преобразований в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза после падения «Железного занавеса» и распада СССР. Также транзитология охватывает исследования переходных процессов в странах Латинской Америки, Африки и Азии, где происходили или происходят аналогичные трансформации. В Казахстане вопросы транзитологии разрабатывалась в работах политологов М. Машана, Ж. Мурзалина, философа А. Нысанбаева, экономиста М. Спанова и других.
Рассуждая о включении новых суверенных государств, в том числе и нашей страны, в глобальный мир, исследователь Т.В. Ипполитова в диссертационной работе «Трансформация казахстанского общества, проблемы социально-политического реформирования: Социологический анализ», отмечает, что глобализация способствует развитию хозяйственной сферы, распространению ценностей и традиций, экономической свободы. «Формирование глобального экономического, политического, информационного, социокультурного пространства открывает колоссальные возможности для поступательного развития национальных сообществ. социально-политическое реформирование казахстанского общества идет целенаправленно, оно началось с преобразований в политической сфере, завершившихся установлением сильной президентской республики, затем последовали экономические преобразования, вследствие которых Казахстан был признан государством с рыночной экономикой, заключительным процессом стало проведение реформирования в социальной сфере»/https://www.dissercat.com/content/transformatsiya-kazakhstanskogo-obshchestva-problemy-sotsialno-politicheskogo-reformirovaniy./ 
Рассмотрим ключевые аспекты этих преобразований. Казахстан провел ряд экономических реформ, направленных на создание рыночной экономики. Среди них – приватизация государственных предприятий, создание условий для развития частного предпринимательства, внедрение налоговых реформ и привлечение иностранных инвестиций, особенно в нефтегазовый сектор. Эти меры способствовали значительному экономическому росту и увеличению доходов населения. Политические преобразования в Казахстане характеризовались формированием новых государственных институтов и принятием конституции в 1993 году, которая заложила основы конституционного строя и правовой системы страны. Впоследствии конституция претерпевала изменения, направленные на расширение полномочий президента. В социальной сфере Казахстан столкнулся с рядом вызовов, связанных с необходимостью обеспечения социальной защиты населения, сокращения бедности и неравенства. Власти предприняли шаги по улучшению социального обеспечения, образования и здравоохранения. На международной арене Казахстан активно работал над укреплением своих позиций, развивая двусторонние и многосторонние связи, в том числе с Россией, Китаем, странами Европы и США. Казахстан стал участником многих международных организаций и инициатив, стремясь стать мостом между Западом и Востоком.
Несмотря на достижения, достойных дифирамбов, переходный период в Казахстане сопровождался и конструктивной критикой, в том числе в отношении демократических стандартов, свободы прессы, прав человека и уровня коррупции. Экономика Казахстана продолжает испытывать высокую зависимость от экспорта углеводородов, что делает ее уязвимой перед колебаниями мировых цен на нефть. Можно сказать, что Казахстан прошел сложный путь реформ и преобразований, добившись значительных успехов в экономическом развитии и социальной стабилизации. Вместе с тем, перед страной стоят новые вызовы, связанные с диверсификацией экономики, углублением демократических процессов и укреплением правового государства. Chatham House, Королевский институт международных отношений, базирующийся в Лондоне, в аналитическом докладе «Казахстан: испытание “транзитом власти“» подытожил эти вызовы так: «Однако постсоветская система и богатые природные ресурсы, обусловившие процветание страны, принесли с собой и новые проблемы, тормозящие дальнейшее экономическое развитие... Казахстан должен решить эти проблемы перед лицом грядущих вызовов, связанных с растущей численностью населения и необходимостью создания качественных рабочих мест; масштабными технологическими переменами; преобразованиями на энергетических рынках и нагнетанием обстановки со стороны Китая и России. Казахстану необходим новый импульс реформ»/https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/Kazakhstan-Report-./
Выводы авторитетного аналитического учреждения созвучны с генеральной линией новой экономической политики Казахстана, фундаментом ее реализации будет всеобъемлющее гарантирование верховенства закона. Реформировать экономику правительство намерено комплексно, чтобы обеспечить инклюзивный экономический рост. Как недавно заявил Президент Касым-Жомарт Токаев, «совсем скоро в Казахстане начнутся важнейшие кардинальные реформы, которые сделают нашу экономику более прозрачной, устойчивой и динамичной. Наша цель – привести стандарты, правила и практику ведения бизнеса в Казахстане к уровню ОЭСР. Мы стремимся создать инвестиционный климат, отвечающий самым высоким мировым стандартам... Это требует проведения масштабных реформ» /https://tass.ru/ekonomika/19765945./
Хорошо знакомый выпускникам экономфаков классический «рецепт» реализации реформ прост: сначала необходимо провести анализ текущей ситуации и определить основные проблемы, которые требуют решения. Затем следует разработать стратегию и сформулировать конкретные цели, которые необходимо достичь. Одним из ключевых аспектов проведения преобразований является обеспечение широкой поддержки со стороны заинтересованных сторон. Важно провести информационную кампанию, чтобы общество понимало необходимость проведения реформ и видело их пользу и выгоды. Хочется акцентировать внимание разработчиков на разъяснительные работы, а также на установление эффективных механизмов контроля (контроллинг) и мониторинга. Недаром в народе говорят: «қазаннан қақпақ кетсе, иттен ұят кетеді» («если с казана оторвется крышка, собака потеряет стыд»). Поэтому следует создать систему показателей, которые позволят оценить прогресс в достижении поставленных целей и своевременно внести коррективы в реализацию реформ при необходимости.

Экономический институт, соответствующий международным стандартам

По общему мнению специалистов, единственным казахстанским экономическим институтом, соответствующим международным стандартам, является финансово-банковская система. Президент Касым-Жомарт Токаев констатировал, что «финансовый сектор Казахстана признан самым передовым в регионе». А согласно мнению председателя Совета Ассоциации финансистов Казахстана Елены Бахмутовой, «финансовый сектор является драйвером инноваций, ознакомившим казахстанцев с новыми финансовыми и технологическими решениями... на наших глазах происходят трансформация архитектуры финансового рынка и преобразование традиционных банков, страховых организаций в финансовые IT-компании и экосистемы»/https://kazpravda.kz/n/strategicheskie-vyzovy-i-realnye-vozmozhnosti/. 
В современном мире, где экономические границы стираются на наших глазах, а финансовые системы претерпевают постоянные изменения, под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, вопросы финансовой грамотности населения приобретают особую актуальность. Следует отметить, что повышение общего уровня финансовой грамотности потребителей услуг способствует формированию (в идеале) более справедливой и эффективной экономической политики и является важным аспектом развития современного общества и укрепления демократии. Нынешний уровень цифровизации и использование новых технологий – мобильных приложений и других инструментов упрощают процесс передачи актуальной информации, скажем, онлайн-курсов валют, и дают возможность покупателям следить за ситуацией на рынках. 
Однако тут следует подчеркнуть, что, несмотря на обширную доступность информации о деятельности финансово-кредитных учреждений и их ключевой роли в экономике, существуют аспекты и детали, которые могут оставаться за пределами широкого общественного внимания или понимания. Как автор учебника «Банковская система Казахстана» и менеджер, руководивший пресс-службой Агентства РК по финнадзору, отмечу, что механизмы, критерии и обсуждения, лежащие в основе принятия ключевых решений монетарной политики, часто остаются конфиденциальными. Долгосрочные стратегические планы, особенно связанные с чрезвычайными ситуациями или кризисными сценариями, также могут не раскрываться полностью из соображений безопасности и стабильности. А сложные экономические модели и предпосылки, используемые для прогнозирования экономического развития и разработки монетарной политики, могут быть понятны только специалистам в этой области. Учитывая вышеупомянутые аспекты, становится очевидным, что, несмотря на принципы прозрачности и открытости, банки сохраняют в секрете определенные сведения и процессы, что является необходимым для обеспечения эффективного управления монетарной политикой и финансовой стабильностью. Банковская тайна в Казахстане регулируется статьей 50 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». 
Несмотря на определенные ограничения, коммуникационная политика банков является ключевым элементом стратегии управления отношениями с потребителями, инвесторами, партнерами и общественностью. Продуманная информационно-пропагандистская кампания способствует укреплению доверия и лояльности аудитории, повышает узнаваемость бренда и обеспечивает поддержку корпоративных целей и задач, а также является основой для разработки коммуникационных стратегий, так как банкам необходимо знать, кто их клиенты, их потребности, предпочтения и ожидания, чтобы адаптировать каналы обратной связи, в том числе кризисной коммуникации. Несколько слов о кризисных коммуникациях. Банк должен иметь четкий план действий для кризисных ситуаций, основанный на анализе экономических, политических, социальных факторов и который определяет процедуры и ответственных лиц за коммуникацию в периоды финансовой нестабильности и других непредвиденных событий. В наших банках имеются сотрудники, отвечающие за этот участок работы.
Предсказание экономических кризисов является сложной задачей, поэтому банки зачастую принимают решения в условиях неопределенности, поскольку результаты мер, особенно в области денежно-кредитной политики, проявляются с определенным запаздыванием, отмечает заместитель председателя Национального банка РК Виталий Тутушкин. «Это тот случай, когда невозможно провести эксперимент в лабораторных условиях. Но в то же время необходимо оценить потенциальный результат принимаемых решений, их влияние на экономику страны в целом и на благосостояние населения. Для получения такой оценки центральные (национальные. – Авт.) банки проводят экономические исследования: изучают опыт других стран, сопоставляют прошлое с настоящим, изучают взаимосвязи между секторами экономики, строят модели и прогнозируют будущее с применением различных методов»/https://lsm.kz/zampred-nacbanka-ob-issledovatel-skoj-deyatel-nosti-nacbanka-i-razvitii-ekonomicheskogo-nauchnogo-diskursa.

Нацбанк РК как исследовательский центр

Многим активным потребителям финансовых услуг невдомек, что банки занимаются научно-исследовательской деятельностью, так как среди основных функций финансово-кредитных учреждений данная миссия отсутствует. А в действительности исследовательская работа банковских учреждений играет ключевую роль в развитии и совершенствовании финансовой системы, а также в повышении эффективности и конкурентоспособности банков. Эта деятельность охватывает широкий спектр тем и направлений, от анализа макроэкономических тенденций до разработки новых финансовых продуктов и услуг. Научно-исследовательская работа помогает банкам анализировать текущие тенденции на финансовых рынках, а также прогнозировать будущие изменения. Как подчеркивает зампред Нацбанка Виталий Тутушкин, «можно обозначить две основные причины проведения исследований центральными банками. Во-первых, всесторонний анализ формирует основу для принятия решений в области денежно-кредитной политики, финансовой стабильности, макропруденциальной политики и других направлений деятельности центробанков. Во-вторых, публикуя результаты исследований, мы открываем поле для обратной связи и дискуссий с академическим и экспертным сообществом. Такое взаимодействие, в свою очередь, улучшает наши модели и оценки, на основании которых принимаются решения... Центробанки проводят самостоятельные исследования, активно вовлекают внешних исследователей в научную дискуссию и способствуют ее развитию. Так создается эффективная коммуникация, многие актуальные вопросы экономики и принимаемые политические решения становятся понятными для широкой общественности»/https://lsm.kz/zampred-nacbanka-ob-issledovatel-skoj-deyatel-nosti-nacbanka-i-razvitii-ekonomicheskogo-nauchnogo-diskursa.
Как и всякая экспертная деятельность, научно-исследовательская работа банков требует значительных ресурсов и квалифицированных специалистов, но она является важным инструментом для обеспечения их долгосрочного развития, конкурентоспособности и адаптации к изменяющимся условиям рынка. Например, Национальный банк Казахстана ежегодно представляет на суд экономической общественности «Программу исследований», где определяются важные темы научных разработок/https://nationalbank.kz/ru/news/prioritetnye-napravleniya-issledovaniy#./ Данный документ определяет основные направления исследовательских работ как по стратегическим задачам в области денежно-кредитной политики, макропруденциальной политики и финансовой стабильности, так и по новым задачам, связанным с новыми технологиями. Программа представляет собой не обязательство к ее реализации, а скорее руководство к развитию исследований. Важным аспектом, лежащим в основе заявленных направлений, является внимание к использованию современных методологий и разработке новых аналитических и эконометрических инструментов. Результаты исследований сотрудников Нацбанка и внешних исследователей используются для внутреннего обсуждения и публикуются в разделе «Экономические исследования Национального Банка» официального Интернет-ресурса Нацбанка, издании «Экономическое обозрение Национального Банка РК», а также в других аналитических и рецензируемых научных изданиях. Кроме того, планируется презентация наиболее интересных результатов исследований широкой общественности путем организации конференций и семинаров. 
Текущие и планируемые исследования Нацбанка организованы в этой Программе исследований по пяти основным направлениям: макроэкономическая политика; международная экономика, региональные и глобальные тренды; финансовые рынки, финансовая стабильность и макропруденциальное регулирование; новые технологии и будущее финансов; вопросы статистики и новых источников данных. Здесь следует остановиться на вопросе внешнего партнерства, которое является ключевой частью исследовательской стратегии. В 2021 году Нацбанк впервые объявил о конкурсном отборе соискателей на предоставление грантов для проведения исследований. Главной целью предоставления грантов являлась мобилизация научного потенциала академического сообщества и повышение информированности общественности в области денежно-кредитной политики и финансовой стабильности. Нацбанк намерен продолжить и уделять особое внимание практике предоставления исследовательских грантов, а также расширению форм сотрудничества, как с казахстанским научным сообществом, так и зарубежными исследовательскими институтами, центральными банками, международными организациями/https://nationalbank.kz/ru/news/prioritetnye-napravleniya-issledovaniy#./
 Во все более глобализованном мире ни одна сфера экономической жизни не может быть обособленной от экономических сил, формирующих глобальные рынки. Нацбанк в свою очередь отслеживает глобальные тренды, имеющие отношение к денежно-кредитной политике и финансовой стабильности, включая тенденции в мировом производстве и торговле, макроэкономической политике, потоки капитала, обменные курсы, цены на сырьевые товары, чтобы оценивать и предвидеть их влияние на экономику страны. Также изучает влияние глобальных шоков, таких как трансграничные побочные эффекты денежно-кредитной политики, изменение климата и т. д. Например, региональные альянсы получают новый виток развития в свете последних тенденций мировой деглобализации и нарушения цепочек поставок. В частности, Центрально-Азиатский регион обладает большим потенциалом для формирования самодостаточных логистических цепочек поставок внутри региона, поскольку имеет схожие политические и экономические системы и может стать региональным хабом для международной торговли и сотрудничества. В этой связи приоритетом для исследований становится изучение вопросов регионального развития, преимуществ и рисков региональных альянсов, сравнительный анализ развития соседних стран, выявление конкурентных преимуществ и т.д. Вот некоторые актуальные вопросы для этого направления исследований, в основном, касающиеся казахстанской экономики: влияние внешних шоков на устойчивость экономики страны; влияние мировых и внешнеторговых цен на внутреннюю инфляцию Казахстана; пути устойчивого развития в рамках взаимовыгодного «соседства»; оценка уровня инфляции и определяющих его динамику факторов в странах Центральной Азии и странах – участницах ЕАЭС. 
Для повышения качества проводимых исследований, а также их углубления существующие официальные статистические и административные данные порой являются недостаточными в силу их поздней публикации и отсутствия либо низкой степени их детализации. Активное развитие новых технологий и социальных сетей, повсеместная цифровизация привели к появлению новых источников данных со специфическими характеристиками с точки зрения их объема, уровня конкретизации и структуры. Новые источники данных обладают значительным потенциалом для центральных банков, в частности, в области расширения баз данных, используемых для выполнения функции финансовой стабильности; использования новых методологий для улучшения экономического анализа, лучшего понимания и более оперативного мониторинга экономической активности, в том числе в режиме реального времени. Приоритетными задачами по совершенствованию статистической деятельности в Нацбанке являются формирование централизованной системы управления данными, обеспечение единых стандартов обработки информации и развитие информационных технологий. Реализация этих задач позволит обеспечить прозрачность процесса сбора и обработки данных, повысить их качество, уменьшить нагрузку на Программу исследований. 
Более подробно следует остановиться на теме коммуникационной политики и ее роли в повышении экономической и финансовой грамотности населения. В целях улучшения доверия к проводимой денежно-кредитной и валютной политике Нацбанк выстроил достаточно обширную систему коммуникаций, которая повышает прозрачность политики и инструментов. Прозрачность, в свою очередь, означает большую ответственность за достижение целевых показателей инфляции. В рамках выстроенной системы коммуникации подробно освещаются решения по базовой ставке, включая причины, лежащие в основе каждого принятого решения, такие как ожидаемая траектория инфляции, определяющие факторы и риски. Проводятся встречи специалистов Нацбанка с экспертами рынка, выпускаются пресс-релизы с разъяснением основных факторов принятия решений. Ежеквартально публикуется аналитическое издание Национального банка «Обзор инфляции», которое содержит анализ основных макроэкономических факторов, влияющих на инфляцию, а также прогноз макроэкономических параметров в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Подробно раскрывается ситуация на денежном рынке, а также других сегментах финансовой системы в ежемесячных пресс-релизах о ситуации на финрынке, ежеквартальном аналитическом издании Нацбанка «Обзор финансового рынка». Освещается и положение на валютном рынке. На ежемесячной основе публикуются данные по интервенциям Нацбанка, на еженедельной – «Обзор по валютам отдельных развивающихся стран» с динамикой обменного курса тенге и валют других стран и объясняются причины и факторы их изменения. 
Национальный банк также проводит активную коммуникацию на официальном сайте, социальных сетях и в средствах массовой информации. Предоставляются ответы по вопросам, касающимся деятельности Нацбанка. В дальнейшем центральный банк намерен продолжать процесс по повышению открытости и улучшению коммуникаций. В качестве главных целей и задач совершенствования коммуникационной политики ставится улучшение понимания населением и бизнесом мер, принимаемых правительством, повышение подотчетности обществу. При этом основной акцент при проведении коммуникаций будет сделан на охвате широких слоев населения, так как их ожидания по росту цен оказывают существенное влияние на будущую инфляцию. Соответственно большая информированность общественности о проводимой денежно-кредитной политике позволит Нацбанку лучше контролировать инфляционные процессы через канал инфляционных ожиданий. Будет расширяться текущий список информационных и аналитических материалов с использованием всего доступного информационного пространства. Это касается материалов, сопровождающих решения по базовой ставке, ежеквартальных аналитических изданий по инфляции и финансовому рынку, освещения ситуации на валютном рынке, информационных сообщений в рамках мероприятий по совершенствованию инструментария денежно-кредитной политики, интервью и иных публикаций. Кроме расширения публикуемой информации Национальный банк будет рассматривать вопросы по повышению ее качественных характеристик. При изменении формата старых и подготовке к публикации новых материалов будут рассматриваться такие аспекты, как ясность, простота изложения, уместность, аналитическая ценность, а также соответствие актуальным трендам в экономике//https://nationalbank.kz/ru/news/prioritetnye-napravleniya-issledovaniy#./ 
Научные исследования, проводимые Национальным банком, играют значительную роль в развитии экономики страны, поскольку они способствуют формированию обоснованной и эффективной монетарной и финансовой политики. Основываясь на аналитических данных и научных выводах, Нацбанк может принимать решения, которые направлены на обеспечение финансовой стабильности, контроль инфляции и стимулирование экономического роста. Изыскания Национального банка охватывают широкий спектр тем, связанных с макроэкономикой, финансовым рынком, монетарной политикой, банковским сектором, регулированием и надзором за финансовыми учреждениями, а также с цифровой экономикой и финансовыми технологиями. Перспективы научных исследований в этой области постоянно эволюционируют в ответ на изменения в экономике, финансовых системах и технологических инновациях. Эти направления не исчерпывают всего спектра возможных исследовательских интересов Нацбанка, но отражают ключевые тенденции, которые, вероятно, будут формировать научную повестку в ближайшее время. Например, исследования, связанные с разработкой и внедрением цифровых валют, могут стать предметом повышенного внимания в ближайшие годы. 
Национальный банк, выполняя свои традиционные функции регулятора и надзорного органа и сравнительно новую миссию научно-исследовательского центра, играет значительную роль в авангарде социально-экономического развития страны. Это особенно важно в условиях быстрых экономических, технологических и социальных изменений. Благодаря правильной политике Нацбанка наша страна смогла преодолеть кризисные годы 90-х. А в настоящее время продуманная монетарная и фискальная политика крайне важна для обеспечения экономической стабильности и стимулирования развития. Многоаспектная деятельность Национального банка оказывает глубокое воздействие на социально-экономический прогресс государства, способствуя устойчивому росту, инновациям и общественному благополучию. 

2164 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми