• Общество
  • 20 Января, 2024

РАЗВОД ПО-КАЗАХСКИ

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Согласно статистике, наша республика занимает второе место в мире по количеству разводов! И этот факт не может оставить равнодушным никого. Как до этого мирового рекорда докатился народ, который издревле первостепенное значение придавал счастью и благополучию семьи и рода?! Впору бить во все колокола – о чем думают госорганы и организации, отвечающие по профилю за семейные отношения и воспитание детей? 

 

«Ел боламын десең, бесігіңді түзе»

Одна из больших социальных проблем современного Казахстана – распад семей – всесторонне, комплексно, научно до сих пор не рассматривалась на государственном уровне. Этот процесс начался в лихие 90-е годы – его пустили на самотек, но даже с улучшением экономики распад семей продолжается.
В итоге с 2014 года по количеству разводов республика вошла в первую десятку в мире. В последние годы в стране увеличилось количество разведенных семей. По статистике, каждая третья семья распадается в Казахстане. В 2017 году на 1 августа зарегистрирован – 75701 акт о заключении брака и 31469 актов о расторжении брака. 
Согласно международному исследовательскому сайту World Population Review, Казахстан занял 2-е место в мировом рейтинге по количеству разводов. В 2022 году было заключено 140256 браков и зарегистрировано 48239 разводов.
Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции РК, брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и относятся к числу фундаментальных конституционных ценностей республики, которые закономерно вытекают из высоких целей и базовых принципов, сформулированных в Основном Законе. 
Но на деле в Казахстане семья не находится под защитой государства и не относится к числу фундаментальных конституционных ценностей. 
Старшее поколение помнит, что в советское время разведенному человеку было труднее делать карьеру, чем семейному, в обществе разводы порицались. Был даже налог на одиноких и бездетных, который существовал в СССР, в период с 1941 до 1992 года. Он составлял около 5 % от заработной платы. Всемерно поддерживалась и многодетность.
Семья является фундаментом, главным конструктивным, узловым компонентом государства. Без сомнения, крепкая семья – основа общества. Недаром наш великий писатель Мухтар Ауэзов сказал: «Ел боламын десең, бесігіңді түзе». 
По этой причине государство должно направлять все усилия на решение семейных проблем граждан, укрепления института семьи. 
Между тем Казахстан – одна из самых малонаселенных стран мира, плотность населения страны составляет лишь 6,3 человек на один квадратный километр. 
Конечно, в такой малонаселенной стране меры демографической политики должны быть направлены на повышение рождаемости. Однако такое всем понятное правило не было принято на должном уровне – ведь государство должно стремиться управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации. 
Надо учитывать и глобальные изменения климата. Например, в мире ежегодно растет количество климатических беженцев. Если в последние годы это 70 млн человек, то в будущем они могут быстро расти за счет климатической катастрофы. По оценкам Института экономики и мира (IEP), 1,2 млрд человек по всему миру могут быть перемещены к 2050 году по причине изменений в окружающей среде.

Надо готовить молодежь к семейной жизни

Эксперты главными причинами разводов в Казахстане называют: алкоголизм и наркоманию, насилие в семье, измены, увлечение азартными играми, несовпадающую сексуальную ориентацию и др. 
И задача государства – начать масштабную работу по искоренению основ лудомании, наркомании, алкоголизма, насилия и т. д. Например, в некоторых странах законодательно запрещены всевозможные азартные игры. 
Оказалось, при подаче заявления на развод по обоюдному согласию граждане нередко указывают причину развода как «несоответствие характеров». Причина «несоответствие характеров» говорит о том, что молодые и немолодые люди не были готовы к семейной жизни. По этой причине искали причины для развода: несоответствие характеров, а что его/ее терпеть, поиск недостатков и т. д., будто семья – соревнование, конкурс, соперничество (если, конечно, не алкоголизм и наркомания, насилие в семье, увлечение азартными играми и т. п.). 
И ныне первостепенная задача государства – сделать разводы невыгодными и, наоборот, всеми способами способствовать сохранению семей и рождению детей. В программу средней школы необходимо включить специальный предмет по семейным ценностям, молодежь надо готовить к семейной жизни. Также необходим институт семейных психологов.
Надо понимать, что семейная жизнь – это компромисс, дипломатия, избегание конфликтов и т. д. Это ответственный и не всегда легкий выбор отдельного человека – заботиться о партнере, поддерживать его и прощать. Они должны проявлять в отношении друг друга взаимную поддержку, благодарность, доверие, прощение. Именно эти качества достоверно делают брак не только крепким, но и счастливым.
Основы психологии семьи говорят о том, что не нужно пытаться изменить других людей и переживать из-за того, что это не получается. Мы можем менять только себя.
Отрадно, что тема разводов, наконец, прозвучала в Парламенте. В частности, летом 2023 года депутат Мажилиса от партии Respublica Нургул Тау выступила с инициативой создания Агентства по делам семьи, женщин, детей и молодежи в Казахстане.
 В своем депутатском запросе она обратила внимание на растущую статистику разводов, домашнего насилия и суицидов, подчеркивая необходимость укрепления института семьи, защиты прав женщин и детей, а также создания благоприятных условий для молодежи.

Семейная политика во Франции как образец

Чтобы увеличить рождаемость, государства выплачивают пособия, предоставляют льготы многодетным семьям и молодоженам, предоставляют жилье на льготных условиях или даже бесплатно, с рождением каждого ребенка выплачивают определенную сумму, погашают кредиты, расширяют сеть дошкольных учреждений, проводят соответствующее воспитание молодежи, готовят ее к семейной жизни и т. д. 
Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. 
Государственная поддержка во Франции, реализуемая на протяжении уже более 60 лет, включает многочисленные семейные пособия и выплаты, отпуска по уходу за детьми, налоговые льготы, бесплатные ясли и детские сады. 43-46% всех выплат приходится на многодетные семьи.
Семейная политика во Франции ориентирована на занятость родителей. Женщинам оказывается помощь в совмещении родительских и трудовых обязанностей. Существует развитая система ухода за детьми до 3-х лет (этот период – ключевой в жизни семьи, влияет на решение пары, сколько иметь детей), дошкольное образование получают почти все дети до 6 лет.
Управление семейной политикой строится на принципах партнерства государства, бизнеса, общественности и семей. Существует продуманная система институтов семейной политики (среди них – Высший совет по делам семьи, Национальная касса семейных пособий и т. д.). 
К 2050 году население Франции, по прогнозам, составит 75 млн человек против 60,7 млн сейчас. 
Опыт показал, что государство (детские дома) не смогло дать полноценное воспитание детям, сопоставимое с воспитанием в семье.
Традиции древней семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения.
В традиционной семье дети выполняли функцию пенсионного обеспечения – они заботились о престарелых родителях. Государственное пенсионное обеспечение и дома престарелых в известной мере вытеснили эту функцию детей – в старости теперь можно обойтись без детей. А ведь можно же и через заработную плату и пенсию вознаграждать многодетность – повышать их в зависимости от количества детей. 
Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маменькиных сынков, как часто бывает ныне, не говоря о неполных семьях, где обычно воспитанием занимается одна мать.
Естественно, традиционное воспитание готовило детей, прежде всего, для брака, от благополучия которого всецело зависела жизнь человека. В первую очередь от наличия детей.

Разводы порождают разводы
Между тем у нас с 2013 года 10 сентября отмечают День семьи – в стране-рекордсмене по разводам, где институт семьи дышит на ладан! Ведь основной целью учреждения и ежегодного проведения этого праздника стала реализация национальной государственной задачи по сохранению культурных ценностей, традиций, духовности, воспитанию подрастающего поколения, преодолению демографических проблем, а также проблем социального характера через институт семьи. 
Было время, когда сразу с рождением ребенка становились в очередь в детский сад – был огромный дефицит с местами, было время, когда плата за место почти сравнялась с оплатой учебы студента в вузе.
Возможно, разводы старшего поколения порождают разводы молодого поколения – ведь дети в таких семьях воспринимают это как норму, потому что воспитывались в «разведенных традициях» и не было отца как образца мужского отношения к женщинам. 
А вторая семья – «токалки», стали модной и престижной традицией в среде состоятельных мужчин. Ее дополнила исламская традиция многоженства. 
Но при этом у нас осталась вне внимания огромная армия детей, которые после разводов остались с матерями и потеряли связь с отцами. Мы не заметили огромную социальную проблему, как появление большого количества детей без отцовского (мужского) воспитания – они не видели воспитания в полной семье, не представляют в полной мере семейные ценности. 
Давно идет тенденция: современный мужчина перестает быть главой семьи, и нередко он – не продолжатель рода. Ныне у мужчины – незавидное место в семье, которое противоречит его традиционному положению. 
Есть известное выражение: «казахский народ состоит из родов», однако при этом не учитываются в этой системе реальные права и возможности мужчины – он давно потерял, как ни странно, свое положение как продолжателя рода. Ныне принадлежность к определенному роду отнюдь не означает реальную принадлежность к нему. 
Первые впечатления, языковую практику, знания, навыки и т. д. ребенок получает в семье. Через семью передаются семейные ценности, рассказы о предках, трудовые традиции, основы нравственности, духовной культуры и т. д.
Ведь мальчик и девочка нередко воспринимают отношения между папой и мамой как образец или даже сценарий своей будущей семейной жизни. В глазах ребенка образцом мужчины является отец, женщины – мать. В неполной семье отсутствует один из образцов – обычно стереотип отца.
А с приходом «дикого капитализма» отношения между мужчинами и женщинами подверглись «коммерциализации»: появились «токалки», альфонсы и т. д., люди превратились в товар – появилась даже торговля людьми. 
Нравственные устои народа, древние семейные традиции дали заметную трещину, традиционный институт семьи разрушается на глазах и уходит в прошлое.
В итоге у нас растет поколение «без роду и племени». В их глазах глава семьи – женщина, и соответственно формируется семейная иерархия отношений. Недаром психологи уверены, что многие неженатые мужчины – это взрослые «мамины сыночки». Поэтому советуют родителям, особенно матерям, вовремя «отпускать сыновей».
Вполне возможно, что воспитание в неполной семье развивает в ребенке комплекс неполноценности, он может перенять от матери недоверие, негативное отношение к мужскому полу, если осталась вражда между родителями после развода. Нередко ребенок в неполной семье растет эгоистом, недоверчивым, ревнивым и т. д. 
И проблема в данном случае не в возрождении родовых отношений. Проблема в том, что современный мужчина перестал быть главой семьи (и рода), прервана связь поколений через отца, произошло изменение социального статуса, соответственно снижена ответственность за семью. И наряду с другими эта одна из основных причин небывалых разводов и распада семейных отношений. 

Пришло время пересмотреть Закон «О браке и семье»
Дело дошло до того, что мужчины легко бросают женщин с детьми, как и женщины легко идут на развод – они уже не дорожат семейным очагом, как раньше, не говорят, что семья – это святое. 
Потерялось, так сказать, природное начало в мужчине – иметь и воспитывать своих детей, не развито чувство отцовства, не говоря уже о чувстве продолжателя рода. Например, уход за маленьким ребенком считается чисто женским делом – редко увидишь мужчину, который нянчится с ним. В садике и школе также на родительские собрания в основном ходят женщины. 
Если мужчина хочет видеть ребенка после развода, ему назначают какие-то часы или минуты общения, а иногда – отказывают даже в этом. Такая практика не только ущемляет права отцов, но и негативно влияет на мужчин и в целом на институт семьи. Ведь традиционно отец передает фамилию своему ребенку, отчество – тоже от него, но в итоге ребенок становится чужим.
Не в этом ли причина того явления, что многие молодые мужчины не хотят жениться, не хотят создавать семьи? Зачем жениться, если последует развод? Получается, лучше не жениться и жить с родителями, чем жениться, разводиться и остаться без детей? 
При такой «разводной» ситуации у нас стабильно растет количество одиноких людей, а доля лиц, состоящих в браке, наоборот, уменьшилась. Если раньше говорили о большом количестве незамужних женщин, то в последние годы выросло и количество неженатых мужчин. 
Если 10-15 лет тому назад по статистике на 700 тысяч незамужних девушек в возрасте от 18 до 35 лет было 300 тысяч холостяков, то в последние годы ситуация меняется. К тому же доля молодых женщин в общей численности молодежи на начало 2022 года составила всего 48,87%, то есть менее половины. Более того, доля девушек год от года сокращается: так, годом ранее показатель достигал 48,92%, 5 лет назад – 49,5%, а десятилетием ранее – 49,88% (то есть почти поровну с парнями).
Пришло время пересмотреть Закон «О браке и семье», в частности о расторжении брака. Если у нас оставлять детей с отцами (на первое время хотя бы 30%) при разводах, то это нововведение остановило бы многих женщин от желания разрушить семью. Ведь с мальчиками должен быть отец. Конечно, надо реже разлучать матерей и дочерей. А нынешнее положение вещей – это ущемление прав мужчин. 
Надо изменить отношение к разводам не только мужчин и женщин, но и всего общества, а также законодательную основу брачных отношений, призванную защищать и укреплять семью и семейные ценности, а разводы сделать «невыгодными». В школе нужно ввести предмет «Нравственные основы семейной жизни», для молодежи открыть курсы «Для молодых мам и пап» и т. д.
Да, в сентябре прошлого года в Казахстане начали действовать новые правила бракоразводного процесса при наличии детей, которые немного осложнят разводы. Теперь все вопросы, касающиеся детей, передаются в ювенальные суды, включая рассмотрение дел о расторжении брака, чтобы снизить нагрузку на гражданские суды.
Кроме расторжения брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, ювенальным судам были предоставлены дополнительные функции.

Институт семьи уходит в прошлое?

Государство знает о масштабах бытового насилия в отношении к женщинам, но никак не может преломить ситуацию в этой проблеме. Например, в Узбекистане приняли закон о наказании за домашнее насилие. У нас же по неизвестным причинам не могут криминализовать домашнее насилие в отношении женщин – в Казахстане вследствие домашнего насилия ежегодно погибают около 400 женщин. 
В Казахстане не только возросла статистика насилия над женщинами, но и в отношении детей. С 2017 года, несмотря на ужесточение законодательства, в стране растет уровень сексуального насилия над несовершеннолетними, большое количество педофилов гуляют на свободе или получили небольшой срок тюрьмы.
А ведь наша страна в лидерах не только по разводам, но и по детским суицидам, которые прямо проистекают от неблагополучия в семье, психологического нездоровья нации, разводов и т. д. Тема больная, системная и неотложная, которая должна подниматься и решаться на государственном уровне. 
Если в уголовных кодексах Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана есть отдельная статья о похищении женщин для вступления в брак, то у нас законопроект еще не рассмотрел Мажилис.
Нередко само вступление в брак молодыми людьми воспринимается даже случайностью, которая предполагает «выход»: «если что – разведусь». Нет элементарной ответственности! 
В итоге – рекордное количество разводов. 
Эту тему не принято обсуждать в СМИ, среди родственников, друзей – мужчина после развода обычно уходит из семьи навсегда, оставляя без внимания и материальной поддержки своих детей. Этот разрыв усугубляется еще сильней, если бывшие супруги женятся или выходят замуж повторно. 
И мужчина стал плохим отцом, перестал быть опорой семьи, «добытчиком и охотником», настоящим мужчиной, он нередко входит в семью второй жены (с детьми) не на правах главы, а на правах члена семьи – он не продолжатель своего рода, он воспитатель детей другого мужчины.
У мужчин произошел психологический надлом: женщина сильнее в правах на общего ребенка – это ее сын или дочь при разводе. Сознательно и подсознательно у мужчин формируется «синдром квартиранта» – при разводе он должен оставить квартиру и детей. 
Говорят, что в большинстве случаев на развод подают женщины. Ей, получается, «выгодно» – дети-то остаются с ней, на старости лет есть кому за ней ухаживать. А мужчина остается беспризорным – ведь не все женятся повторно, не всегда бывают общие дети во втором браке. 
Недаром в годы независимости отмечено увеличение числа стариков в домах престарелых, а также количество брошенных детей.

Советский декрет как разрушитель традиционной семьи

Истоки разрушения родовых и семейных отношений ни в советское время, ни в годы независимости не были досконально изучены. В Союзе это была запретная тема, где своеобразие досоветских брачно-семейных отношений подавалось как патриархально-феодальные пережитки, рудименты родового строя, дореволюционная семья – это, мол, патриархальная семейная община с деспотической властью ее главы, и все остальные члены семьи находились в экономической и правовой зависимости. Ну и, конечно, бесправное положение женщины… 
В 1917 году приняли декрет не о сохранении семьи, а о расторжении брака – он так и звучал: «Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака» (16 (29) декабря 1917 г.). Этим декретом сделали все, чтобы облегчить развод, способствовать разрушению семьи на законных основаниях! Ведь до революции разводиться даже в России было сложно. В знаменитом романе Толстого «Анна Каренина» Анна не хотела развода, потому что сына ей не отдадут, и он вырастет у отца. 
Вот некоторые статьи: «Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них. Убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов или одного из них, судья единолично постановляет определение о расторжении брака, в чем и выдает супругам свидетельство. (…) определяет, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, прижитые в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей, равно как и о том, обязан ли муж и в каком размере доставлять пропитание и содержание своей бракоразведенной жене».
В первые годы советской власти считалось, что семья – это буржуазный пережиток, и дали максимальную свободу женщинам, поэтому суды обычно оставляли детей им после развода. И эта практика в основном осталась и в современном Казахстане. Хотя признается равенство супругов, однако на практике чаще всего суд оставляет ребенка с матерью, руководствуясь при этом только интересами матери и ребенка.
Оказалось, достаточно одним законом изменить основной код традиционной семьи, чтобы вызвать со временем незаметное разложение рода – основного стержня казахской семьи, что в свою очередь расшатало и саму семью как фундаментальную основу народа и государства. И эта тема под запретом.
Вышеуказанный декрет и современные его варианты разрушают традиционные структуры семьи. Большая семья, которую раньше объединяло несколько поколений, в наше время редкость. Разрываются связи поколений. Современная семья, если можно так выразиться, превратилась в «однопоколенное» образование. Негативная трансформация происходит во всех сферах жизни человека. 
В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует нашему традиционному статусу. Разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание, а также уход за престарелыми родителями.

Надо менять ментальность народа

В Степи из-за родового единства не было разводов как социального явления. Если по каким-либо причинам жена уходила из семьи, дети по умолчанию оставались в семье отца – главы семьи и продолжателя рода. При этом проявилась вековая мудрость наших предков: женщина редко бросает своих детей из-за материнского чувства. По этой причине и разводы были редки. Мужчина тоже не бросал своих детей и жену, ибо семья была основой жизненного пути и рода.
По этой причине была огромная ответственность на стадии выбора супруга. Жених понимал, что с появлением детей он не сможет с легкостью уйти к другой, ибо он и его семья будут всю жизнь воспитывать и обеспечивать детей от первого брака. Невеста тоже учитывала при выборе будущего супруга – собрать вещи и детей и уйти будет невозможно. 
Надо изменить отношение к разводам не только мужчин и женщин, но и всего общества, а также законодательную основу, призванную защищать и укреплять семью и семейные ценности, а разводы сделать «невыгодными». Надо изменить эту романо-германскую правовую систему под нашу ментальность, что существенно сократит количество разводов и сохранит семью.
Как бы это не звучало банально, выход один – возрождение традиционных семейных ценностей, конечно, с учетом современного образа жизни. И этим должно озаботиться, прежде всего, государство. 
Однако у нас – в стране-рекордсмене по разводам – немало защитников разводов: мол, ничего постыдного в этом процессе нет, что терпеть-то нелюбимого/нелюбимую, лучше быть свободным/свободной, чем страдать от несчастной семейной жизни, развод – это не ұят, это не катастрофа и даже начало новой жизни и т. п. И подводят к мысли, что разводы – это норма.
По этой причине стараются не поднимать тему стрессов при разводах, особенно – о детских страданиях, хотя общеизвестно незавидное положение детей в разведенных семьях. Не говоря о том, что одинокие люди живут меньше, чем семейные. 
К тому же во время сватовства, самой свадьбы сразу заметно отсутствие одного из родителей, нередко бывает лишь одинокая құдағи, нередко вместо родителей – лишь родственники. Между тем, по казахским традициям за женихом и невестой должны быть родители, дедушки и бабушки, близкие родственники. Потому что это не только семейное мероприятие – за ним стоят и родовые отношения. 
Например, при беташар – обряде открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) – обязательно сопровождается традиционной песней-жыр, невеста кланяется (салем беру) всем перечисленным родственникам жениха после каждого куплета-посвящения. Кому будет кланяться невеста при беташар, если отсутствуют на свадьбе отец жениха и его родственники?! 
Необходим комплексный государственный подход к восстановлению института семьи. Необходимо возрождать традиционные семейные ценности, что существенно сократит количество разводов и сохранит институт семьи. Необходимо принять государственную программу по поддержке института семьи, меры по стимулированию рождаемости. 
 

1904 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №1

20 Января, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»