• Общество
  • 20 Января, 2024

ПРОВОДНИКИ ТУРИЗМА

Подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков и гидов-провод­ников входит в перечень задач Государственной программы развития туристской отрасли на 2019–2025 годы. Работа по этому направлению представляет собой многосторонний процесс: гиды должны обладать совокупностью навыков. Это не только владение экскурсионным материалом и способность коммуницировать с группой, но и знание технических характеристик, а также других профессиональных особенностей, которых в экскурсионном деле множество. 

 

Будущие гиды осваивают нюансы профессии на специальных курсах. Также экскурсоведение входит в программу вузов, где готовят профессионалов в области туризма. Но обучение профессии – это лишь первоначальный этап, в дальнейшем необходимо регулярно повышать квалификацию, знакомиться с новыми методиками, маршрутами, современными тенденциями в экскурсоведении. Для этого существуют дополнительные учебные проекты. Один из таких семинаров под названием «Актуальные вопросы регионального краеведения» недавно состоялся в Алматы. Трехдневный курс организовали НИИ туризма Казахской академии спорта и туризма и Казахстанская туристская ассоциация. 
Один из ведущих преподавателей семинара, руководитель туристского информационно-методического центра НИИ туризма КазАСТ, национальный тренер по устойчивому туризму, кандидат педагогических наук Олег Лютерович поделился с журналом «Мысль» своим взглядом на современное развитие экскурсионного дела. 
– Экскурсоведение – это наука. Ее надо осваивать, так же как осваивают филологию, химию, математику и другие специальности. У нас в республике, равно как и на всем постсоветском пространстве, экскурсоведение имеет большую историю, существуют наработки и методики, разработанные ведущими специалистами этого дела. Кроме того, в период независимости мы стали знакомиться с методиками подготовки экскурсоводов в странах Запада. И те и другие знания очень важны и в совокупности приводят к хорошему результату. Поэтому как новичкам, так и действующим экскурсоводам необходимо их осваивать, знакомиться с новым разработками, которые внедряются регулярно, иного пути для профессионального развития нет, – подчеркивает Олег Лютерович. 
– Можно ли посчитать всех экскурсоводов, работающих в отечественном экскурсионном пространстве, существуют ли специальные разрешительные документы, дающие право вести экскурсию? 
– На экскурсионном поле работают профессиональные экскурсоводы и, условно говоря, гиды-любители, не имеющие разрешительных документов на экскурсионную работу. Если список первых указан в реестре Казахстанской туристской ассоциации и с ним можно ознакомиться на сайте этой организации, то количество вторых определить невозможно – они нигде не зарегистрированы. 
У нас в республике создана туристская полиция. Она должна следить за тем, чтобы экскурсионная деятельность велась в соответствии с установленным государством регламентом. Но пока этот процесс находится в стадии становления. Поэтому имеет смысл перенимать опыт стран, где алгоритм получения лицензий на ведение экскурсий строго отрегулирован и экскурсии ведут гиды, имеющие на это официальное разрешение. 
К слову, в числе пунктов программы по развитию туризма в РК до 2025 года значится организация платформы по регистрации гидов. Сейчас ведется работа по ее созданию. Вместе с тем уже существует положительный опыт аккредитации экскурсоводов в Алматы. Как я уже отметил, на сайте Казахстанской туристской ассоциации опубликован перечень официально работающих гидов. Там указаны темы, по которым они ведут экскурсии, а также контактные данные гидов. 
– Возможно ли выдавать лицензии «гидам-самоучкам», не имеющим официального разрешения на проведение экскурсий?
– Сейчас в открытых источниках появляется все больше интересных краеведческих материалов. Они позволяют подготовить экскурсионные маршруты. Само по себе это очень хорошо. Но есть разница в том, кто работает над созданием экскурсии. Одно дело, если маршрут готовит профессионал, другое – если любитель. Соглашусь с тем, что среди самоучек бывают одаренные люди, любящие процесс и грамотно подающие информацию. Но ведь профессиональная экскурсия представляет собой не только текст, но и еще ряд сопутствующих и очень важных документов. Это комплекс материалов, позволяющих сделать маршрут выверенным во всех отношениях, в том числе и в плане техники безопасности и санитарных остановок и так далее. Повторюсь, экскурсоведение – это наука, включающая и психологию, и навыки коммуникации с туристами, и культуру речи, и множество других нюансов.


Именно поэтому мы привечаем способных экскурсоводов-самоучек в том плане, что приглашаем их пройти ускоренный курс подготовки гидов. Есть гиды-самоучки с хорошим базовым образованием, например востоковеды, историки, географы, которые начинают самостоятельно вести экскурсии, но потом приходят к пониманию важности специального образования. Это побуждает их пройти наши курсы, отучиться, согласно регламенту скорректировать свои авторские маршруты и профессионально вести экскурсии. К этой же категории я бы отнес джиперов, водителей внедорожников, организовывающих природоведческие маршруты, горные экскурсии – путешествия туда, где не пройдет туристский автобус. За последние пять лет таких услуг появляется все больше и больше, экскурсии на джипах популярны. В числе джиперов есть ребята, которые обратились к нам, и мы провели для них ускоренный курс. Они сдали тесты и получили удостоверяющие сертификаты по своей экскурсионной категории. Их профиль мы характеризуем как «гид-проводник».
Думаю, что это путь в правильном направлении: время меняется, и люди, которые хотят стать профессионалами, стремятся все делать по правилам. 
– Какие организации могут обучать экскурсионному делу и какие структуры имеют право выдавать лицензию на работу гида? 
– В Республике Казахстан действует закон о туристской деятельности. В нем четко определен регламент обучения и получения квалификации. Так, правом подготовки экскурсоводов обладают организации, получившие образовательную лицензию. Присваивать профессиональный статус имеют право уполномоченные органы в области туризма или сертификационные центры, прошедшие аккредитацию в Комитете по метрологии и сертификации. Подобный центр создан при Казахстанской туристской ассоциации. Таким образом, выпускники обучающих курсов получают два сертификата. В одном удостоверяется, что выпускник прослушал программу курсов, в другом – что он получил категорию экскурсовода. Это надо иметь в виду, планируя обучаться профессии экскурсовода. Делаю акцент на этом потому, что сегодня существует множество курсов, но далеко не все из них обладают надлежащими лицензиями, даже если они действуют при туристских фирмах. 
– Сколько месяцев длятся курсы по обучению гидов, какие экзамены учащиеся сдают при выпуске?
– Время обучения занимает три с половиной месяца, занятия начинаются зимой и завершаются к началу туристического сезона. При выпуске необходимо сдать два зачета: первый – по экскурсоведению, как профилирующей дисциплине; второй – по краеведению, так как экскурсовод должен продемонстрировать знания о регионе. К зачетам допускаются слушатели, написавшие текст индивидуальной экскурсии по заранее выбранной теме. После сдачи зачетов необходимо самостоятельно провести фрагмент своей экскурсии, показать, что ты не боишься аудитории, ориентируешься в своей теме и в своем маршруте, готов отвечать на вопросы аудитории и знаешь о том, какие обязанности возлагаются на экскурсовода при подготовке к экскурсии и ее ведению. Далее, если выпускник планирует быть экскурсоводом-практиком, ему необходимо сделать еще один шаг – получить квалификационный сертификат. Для этого, как уже было сказано, надо обратиться в Казахстанскую туристскую ассоциацию, пройти онлайн-тестирование. Задания включают не только темы по экскурсоведению, но и вопросы, касающиеся различных внештатных ситуаций, – они также разбираются на курсах. Например, что нужно делать, если сломался автобус или отсутствует связь, и так далее. Ответы на все эти вопросы обязан знать экскурсовод.
– По правилам обучения экскурсовод должен самостоятельно разработать маршрут, но разве не легче выучить уже готовую экскурсию, подготовленную методистами? 
– Это нужно для того, чтобы выпускник курсов осмыслил экскурсию. Должен сказать, что мы, преподаватели курсов, оказываем максимальную помощь выпускникам: обеспечиваем их технологической картой маршрута – в том случае, если аналогичный маршрут уже существует, описанием объектов и даже контрольным текстом, на который при подготовке своей экскурсии может опираться будущий гид. Однако, чтобы он вложил душу в свою экскурсию, нужно проработать маршрут самому, мысленно пройти его, зафиксировать его географию, объекты рассказа и так далее. Как показывает многолетняя практика, продуктивен именно такой порядок при подготовке специалистов-экскурсоводов, их вхождении в профессию. 
Надо сказать, что есть экскурсоводы, разрабатывающие авторские, уникальные маршруты, и такой подход можно только приветствовать. 
– Существует ли у нас альтернативный туризм, есть ли желающие посетить те места, куда в большинстве своем не водят экскурсоводы? 
– Альтернативный туризм – это очень широкое понятие. Под ним можно подразумевать и диггерство – хождение по туннелям, подземным ходам, и руферство – экскурсии по крышам, и дарк-туризм с «приключениями». К слову, сегодня под альтернативным туризмом подразумевают и некоторые природоведческие экскурсии – посещение труднодоступных мест. Также в настоящее время становятся популярными экскурсии на кладбища, где можно посетить захоронения известных личностей, интересных людей, чьи имена по каким-либо причинам остались в тени истории. Кроме того, некрополи предоставляют возможность увидеть интересные памятники, некоторые из которых созданы именитыми скульпторами, – все это очень познавательно. 
Однако любая экскурсия, в том числе и «альтернативная», должна проходить легально, при соблюдении мер безопасности, с необходимой страховкой профессионалов. 

Юрий КАШТЕЛЮК

1896 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №1

20 Января, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»