• Общество
  • 20 Декабря, 2023

ФУНДАМЕНТ СУВЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Кабдулсамих АЙТХОЖИН, 
д. ю. н., профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Университета Кунаева

 

День Независимости – государственный праздник Республики Казахстан, посвященный событию, имеющему особое историческое и общественно-политическое значение. Депутаты Верховного Совета республики 16 декабря 1991 г., принявшие Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», стали первопроходцами создания нового суверенного государства – Республики Казахстан. 

 

Историческое значение Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» состоит в том, что он, наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахстана, сыгравшей подготовительную роль в процессе обретения независимости нашей страной, стал законодательным актом, реализовывавшем право казахской нации на самоопределение, и нормативной основой для суверенного государственного строительства страны. Именно с этого исторического акта начинается новый этап конституционного развития Казахстана, процесса суверенизации, свободной от условностей возможного заключения Союзного договора, которыми был связан Верховный Совет Казахской ССР при принятии Декларации о государственном суверенитете.
В этой связи в Конституционный закон о государственной независимости были заложены правовые основы развития национальной государственности, строительства гражданского общества и правовой государственности, обеспечения гражданского мира и межнационального согласия, гарантированности прав и свобод личности, как стратегических задач, стоявших перед Казахстаном. В целом Конституционный закон о независимости, разработанный с учетом гуманистических ценностных ориентаций мирового сообщества, прогрессивных достижений мировой конституционной практики и соответствия его норм требованиям международного права, в полной мере удовлетворял внутренние потребности Казахстана, как формирующегося суверенного ­государства. 
Необходимо отметить, что процесс обсуждения и принятия Верховным Советом этого эпохального для народа закона на протяжении 15-16 декабря 1991 г. носил напряженный характер, парламентариями тщательно обсуждалось содержание каждой статьи законопроекта, и особенно вопросы межнациональных отношений, высказывались противоположные мнения, предложения и суждения. Дело в том, что некоторые депутаты Верховного Совета заявляли, что принятие данного акта является попыткой создания исключительно национальной ­республики, выступали против закрепления в преамбуле Конституционного закона права казахской нации на самоопределение, и ставили вопрос о проведении референдума по принятию обсуждаемого ими законопроекта. В этой связи академик Зиманов С. З., член рабочей группы по подготовке проекта Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», был вынужден отметить, что в нем нет упоминания о казахском языке как о государственном языке республики и о национальной государственности. «Их не было потому, что в то время противников было много, не набирали для их положительного решения даже простого большинства депутатов в Верховном Совете». [1, с. 272].
Вместе с тем Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» был принят Верховным Советом в более спокойной внутренней и определившейся внешней обстановке в стране. Так если при принятии Верховным Советом Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР проголосовали против ее принятия – 71 депутат, то против принятия Конституционного закона – были только три депутата Верховного Совета. Сам акт торжественного провозглашения Верховным Советом 16 декабря 1991 г. Конституционного закона о государственной независи­мости республики стал важнейшим вдохновляющим событием в политико-правовой судьбе многонационального народа Казахстана.
Согласно нормам преамбулы исторического Конституционного закона Верховный Совет республики, выражая волю народа, торжественно провозгласил государственную независимость республики, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства.
Главой 1 «Республика Казахстан – независимое государство» Конституционного закона провозглашалось, что Республика Казахстан является независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяющим и проводящим внутреннюю и внешнюю политику. В этой связи закреплялось, что Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права и открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.
На всей территории Республики Казахстан, объявленной в существующих границах целостной, неделимой и неприкосновенной, провозглашалось действие Конституции и законов республики, а также признанных ею норм международного права. 
Согласно нормам Главы 2 Конституционного закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляли вместе с ней единый народ Казахстана. Народ объявлялся единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в республике, осуществляющим государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Казахстана.
Законом также провозглашалось обладание гражданами республики равными правами и обязанностями независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства. За иными лицами, находящимися на территории Казахстана и не являющихся ее гражданами, гарантировалось пользование правами и свободами, а также несение обязанностей, установленных Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами республики. При этом устанавливалось особо, что посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.
Нормами Конституционного закона также закреплялось, что Республика Казахстан имеет свое гражданство. При этом за всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, признавалось право иметь гражданство Казахстана наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.
В этой связи устанавливалась норма о том, что Республика Казахстан регулирует миграционные процессы и создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших республику в период массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик. 
Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, согласно нормам статьи 8 Конституционного закона, провозглашались одной из важнейших обязанностей государства. На Республику Казахстан возлагались забота об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за ее пределами, и защита их интересов на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.
Главой 3 «Органы государственной власти Республики Казахстан» устанавливалось, что государственная власть в Казахстане строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Право выступать от имени народа республики принадлежало Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом республики. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти являлся Президент. Судебная власть принадлежала Верховному Суду и Высшему арбитражному суду Республики Казахстан. Высшим органом судебной защиты Конституции впервые провозглашался Конституционный Суд РК.
Главой 4 Конституционного закона закреплялись экономические основы государственной независимости Республики Казахстан, обладавшей самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. В исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находились земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.
При этом закреплялась норма об обеспечении Республикой Казахстан охраны имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории республики в соответствии с законодательством республики.
Согласно ст. 12 Закона «О независимости» устанавливалось, что Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организовать республиканские налоговую и таможенную системы, а также формировать свои золотой запас, алмазный и валютный фонды, обеспечивающие экономическую независимость Казахстана.
Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, конституционный закон однозначно закрепил, что Республика Казахстан отныне строит свои взаимоотношения со всеми государствами на нормах и принципах международного права в качестве основополагающих устоев, как и подобает независимому демократическому государству. 
Как самостоятельный субъект мирового сообщества, Республика Казахстан заявила об осуществлении миролюбивой внешней политики, а также о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения. В этой связи устанавливалось, что Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности, а также самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической ­деятельности.
Нормами Главы 6 конституционного закона закреплялось, что Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивалось как посягательство на ее государственную ­независимость.
В целях охраны своей независимости и территориальной целостности Республика Казахстан имела право на создание собственных вооруженных сил, самостоятельно определяя порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы и решая вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.
В заключительных положениях Конституционного закона отмечалось, что Республика Казахстан имеет свои государственные символы, присущие независимому государству – герб, флаг, гимн. Также устанавливалось, что Конституционный закон, наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР, служит основой для разработки новой Конституции республики. Как видно, Конституционный закон не отменял Декларацию о государственном суверенитете, а, наоборот, служил ее полноценным развитием в соответствии с изменившимися социально-политическими условиями развития Казахстана. Нормы Конституции и иных законодательных актов республики действовали, поскольку они не противоречили Закону «О государственной независимости Республики Казахстан».
Таким образом, Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», нацеливая все слои общества на построение гражданского общества и правовой государственности, стал переходной Конституцией Казахстана на законодательном этапе становления его суверенитета, символизировавшего зарождение нового независимого государства – Республики Казахстан, у которой должны быть свой особый путь, свое собственное достойное будущее. 
Принятием впоследствии Верховным Советом нашей страны Конституции РК 1993 г., и ныне действующего Основного закона на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., было окончательно завершено конституционное оформление становления Казахстана как подлинно независимого государства. Прошедшие годы после принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», как мы видим в настоящее время, стали временем всемерного укрепления отечественной государственности, обретения Казахстаном подлинных атрибутов безусловной независимости, признания нашего государства абсолютным большинством государств мира как полноправного члена мирового сообщества.

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Зиманов С. З. Парламент Республики Казахстан в трудные годы провозглашения независимости. – Алматы: «Алаш баспасы», 2011. – 288 с.
 

4670 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №1

20 Января, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»