• Общество
  • 20 Сентября, 2023

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВО

Асия ТУРАШКЫЗЫ, 
писатель, член Союза журналистов РК, 
почетный работник образования РК 

 

Из всех искусств художественная литература оказывает наибольшее влияние на формирование нравственных ценностей в обществе. В единстве художественного образа и зрелой философской мысли на протяжении двух тысячелетий существования человечества она глубоко влияла на духовную жизнь человека. Писатели и поэты всех времен и народов являлись чутким камертоном происходящих в обществе событий. Они всегда находились в оппозиции, /противодействии/ ко злу, творимому в обществе. Писатель ставит перед обществом актуальные вопросы человеческого бытия, он – одинокий философ, человек, живущий в обществе и вместе с тем наблюдающий за жизнью вокруг и пытающийся найти разрешение бесчисленным человеческим проблемам.

Если оглянуть мировое литературное пространство, то в разных уголках земного шара мы слышим голоса выдающихся писателей: в Англии – Ч. Диккенса, Д. Голсуорси, во Франции – Э. Золя, О. Бальзака, в США – М. Твена, Т. Драйзера, в России – Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Горького, осуждающих власть капитала /денег/ над душами людей, выступавших и выступающих в защиту истины, добра, справедливости, исконного равенства людей, освобождения трудящегося человека от эксплуатации, чьи труды «питают» все слои общества.
А в казахской литературе такими прорицателями, мыслителями и пророками были Абай, Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, чье творчество своей острой социальной проблематикой по-прежнему привлекает думающих, тонко чувствующих людей. Абай в своих замечательных стихах и прозе критиковал феодально-байскую верхушку – их распри, склоки в погоне за наживой, а также и царских чиновников. В правдивых, резких стихах он обличал пороки феодально-родовой чиновничьей знати – стремление к богатству, стяжательство, лихоимство, мздоимство и призывал народные массы к просвещению, которое одно может указать им путь к иной жизни:

Почему бы привольно не жить,
Тем, кто век воровал, плутовал,
Ждал минуты – свалить, задушить,
Кто и хитрость свою продавал?
(Вот и осень моя подошла, 1894 г. Пер. В. Пигарева)

По-прежнему близка читателям и тонкая пейзажная и любовная лирика поэта. Песни Абая – это бессмертные шедевры музыки и поэзии.
Другой гений казахской литературы, М. Ауэзов, описал жизнь Абая в четырехтомной эпопее «Путь Абая». Борьба за просвещение народа, за честность и справедливость – таков жизненный путь великого поэта и мыслителя. «Энциклопедия жизни казахов до начала ХХ века», – так характеризовал роман выдающийся казахский ученый К. И. Сатпаев.
Рассказы М. Ауэзова «Сиротская доля» и «Выстрел на перевале» с яркой художественной силой повествуют о тяжелой жизни простых бесправных тружеников степи. Эти две новеллы – жемчужины творчества классика казахской литературы.
Традицию осуждения жестокой и несправедливой власти продолжает и второй поэт после Абая в казахской литературе Магжан Жумабаев (творчество которого нам стало близко благодаря неутомимой деятельности Р. К. Жумабаевой, племянницы поэта):
Богатства транжиря, 
богатые рвутся во власть,
Ничем не гнушаясь, 
– дай властью потешиться всласть!
А прочему люду печальная 
выпала доля –
Сутяжничать, красть, 
убивать да судьбу свою клясть!
                    (Пер. К. Бакбергенова)

И так же прекрасна его пейзажная и любовная лирика («Юной красавице», «Луне»).
Эти же общечеловеческие темы продолжает в своем творчестве и выдающийся писатель советского времени Абдижамил Нурпеисов. В своей трилогии «Кровь и пот» (более поэтичным было бы название «Степные были») писатель поэтично описывает жизнь степняков и рыбаков Приаралья, их нищенское существование и полное бесправие. Автор создал запоминающиеся художественные образы Еламана, Акбалы, Танирбергена (степного мырзы). Изумительны описания Аральского моря, степей и пустынь Казахстана. Впечатляют последние страницы романа, где в безводной пустыне гибнет Таниберген и его отряд. Подлинное художественное произведение создает эффект присутствия в событиях, происходящих в произведении. Читая этот роман, человек почти физически ощущает бедствия, которые выпали на долю рыбаков. Это настоящий реализм, доподлинный и художественный. Современные писатели также не оставляют тему осуждения зла, царящего в обществе.
Прошло почти три десятилетия, как рыночная экономика внедрилась во все страны постсоветского пространства. Что она дала людям, как повлияла на художественную литературу?
Художественная литература почти полностью вытеснена из сознания современного человека. Компьютер, телевидение вытеснили ее основательно. На литературных вечерах присутствуют в основном пожилые люди. В библиотеках читатели спрашивают только литературу по специальности. На мусорках валяются тома мировой классики. (Как не вспомнить советское время, когда люди стояли в очередях за книгами, и звание «писатель, поэт» было почитаемо в обществе. А сегодня в почете спортсмены, артисты, бизнесмены, политики). Молодежь потребляет только масскультуру, насаждаемую Голливудом. Ее идеал – успешный предприимчивый человек, зарабатывающий деньги. Ибо они дают ему благосостояние, здоровье и счастье, и свободу. Эпоха рыночного циничного меркантилизма раскалывает души людей. Воровство, стяжательство, лихоимство, мздоимство, проституция, наркомания, педофилия, жестокость и насилие над человеком – все это массово обрушилось на людей. Люди постепенно утрачивают веру в нравственные ценности.
Писатели и поэты не могут не замечать происходящих изменений в облике человека. Наш современник, поэт Н. Оразалин пишет:

Снова нас на сытых 
и сирых мир поделил,
Жизнь слепа, 
лишь дающим мзду подает она.
(2000 г. Пер. Т. Васильченко)
И:
Жестокий век! Страдание мое
От ран твоих не в силах излечить,
Летят больные мысли, 
словно птицы,
Звон денег заполняет бытие.
(2000 г. Пер. С. Мнацаканяна)

Известный казахстанский писатель В. Мосолов в повести «Черная роза» описывает девяностые годы – наступление рыночных отношений, грабеж, бесчестие, падение нравов. И в этом разорванном, гибнущем мире пожилой русский писатель и юная девушка-казашка находят опору друг в друге. Герой повести – носитель нравственных ценностей, он мужественен и решителен, как и подобает быть мужчине. Он смело дает отпор рэкетиру, спасая себя и свою возлюбленную от гибели. Автор беспощаден в своей оценке хаоса, царящего в обществе, где юные девушки вынуждены продавать себя, чтобы выжить. «Какие же вы стали, казахские девушки, что с вами стало в мире рыночной экономики?» – с печалью и горестью вопрошает автор.
Роман профессора-языковеда «Казахский эротический роман» Берика Жылкибаева впечатляет обилием жизненного материала, проникновением автора в разные сферы жизни. Здесь отражена жизнь казахского общества с эпохи средневековья (легенда о Кобланды) по нынешнее время. Эту книгу тоже можно назвать энциклопедией казахской жизни. Что же не приемлет автор? В оппозиции к чему его нравственная позиция? К сталинской эпохе с ее культом личности, с доносами и террором против собственных граждан, к брежневской застойной эпохе, когда во всех учреждениях сидели серые, бездарные, безынициативные, подхалимствующие карьеристы, связанные узами родства и взаимными услугами. Они, эти серые чиновники-бюрократы паутиной охватили общество, приведя его к застойному состоянию. Автор беспощаден и к современным наркобаронам и дельцам, к нуворишам, завладевшим богатствами страны. Никого, наверное, не оставит равнодушным это полуфантастическое, полуреалистическое, но местами сатирическое, произведение, написанное блестящим литературным языком.
А. Зиновьев. Эти принципы всегда привлекали внимание прогрессивного человечества. Современное постсоветское общество не может полностью отказаться от своего прошлого и окунуться в мир рыночной экономики. (В глобализированном рыночном обществе вопросы выгоды и прибыли, приходится констатировать, превалируют над безопасностью существования человека и его среды обитания – Земли). 
Наиболее яркое впечатление из произведений последних лет оставили в памяти роман Аслана Жаксылыкова «Сны окаянных» и роман Дюсенбека Накипова «В круге пепла».
В своем многостраничном философском романе Аслан Жаксылыков дает отпор злу – уничтожению природы и здоровья людей ядерным полигоном в Семипалатинске. Читателям представлено полуфантастическое повествование о людях, оставшихся жить после ядерной катастрофы. Созданы прекрасные лирические образы детей, живущих в местах, где раньше был ядерный полигон. Повествование феерично, загадочно, но в нем намечаются сюжетные линии – судьба ученого, судьбы подростков. Каждая строка романа буквально вопиет о возвращении к человечности, к жалости и милосердию. Изумительный поэтический стиль автора, в котором мы слышим И. Бунина, А. Чехова, К. Паустовского, А. Грина, всю «золотую розу русской словесности», неотрывно держит читателя во внимании. О любви к природе и человеку, о бережном отношении к окружающему миру этот роман.
И немного о романе «В круге пепла» Д. Накипова. Возвышенно, красиво, поэтично описана любовь балерины и рабочего сцены. Автор утверждает ценность человеческих чувств – любви мужчины и женщины. Великолепно создана атмосфера Оперного театра, стихия балета, стихия музыки и танца. Вторую линию – полуфантастическую и полную непотребной лексики, стоило бы автору переработать и представить читателям в более эстетическом виде, ибо одна из задач художественной литературы – приносить эстетическое наслаждение читателю, которое вкупе с ее нравственно-воспитательной функцией становятся триадой истины, добра и красоты – истинным смыслом жизни человека на земле.
    Приложение к статье: 
Посвящается великому поэту земли казахской – Абаю Кунанбаеву

Асия Турашкызы
(стихотворения)
 Исповедь восточного поэта

 
К богатствам мира 
не стремлюсь и я,
Была б душа моя спокойна,
И тело бренное здорово,
Была бы милая, семья, друзья…
Была б земля моя свободна,
Народ смеялся бы и пел,
И был бы тихий уголок,
Где мог вздохнуть бы глубоко,
Где вспомнить мог бы 
о прожитых годах,
О радостях, о муках, о слезах…
И, лист бумаги перед 
собою положив,
В вечерней тишине
 сложить заветный стих...
Прозаик о поэте 
(М. Ауэзов об Абае)
    
Печальные огромные глаза,
Губ линия волнистая,
Чуть смуглый лоб Сократа,
И сдержанность, и простота, –
Весь облик дышит душой творца…
И кладезь чувств, 
и неуемное желание
Во всем искать живую искру, 
противоречие,
Во все вложить поэзию,
Не только тон, но обертон
Нежнейших чувств, 
тончайших мыслей.
Запечатлеть картину мирных гор,
Степи в бушующем буране,
Живописать архара, беркута, коня,
Проникнуть в чувства и мысли 
Кочевника и степняка –
От мальчика Кияспая 
и старца Даркембая –
До каменгера, хакима Ибрагима…
И уложить все это 
в кара создер романа.
Но проза ваша так лирична –
В ней в каждой строчке 
звенит домбра Абая.
И в ней скрестились вся боль народа,
И взлет его тоскующей души –
В пространстве неохватном,
Во времени, спрессованном в века…
Незримо льются со страниц эпопеи,
Как будто в опере мелодии степей
О тонкобровой девушке, 
ее глазах-агатах,
Об исстрадавшейся душе,
Истосковавшейся во вражде.
То взлеты, то падения
Чудесных звуков песнопения.
И степь бескрайняя 
пред взором предстает,
И в ней душа двух гениев,
Как в отраженных зеркалах встает.
Прозаик о поэте слагает эпопею.
И два гиганта, два таланта
Из вечности времен 
прядут нить бытия.
Кто скажет, что смертен человек,
Что он уходит навсегда?..
Ведь в слове каждом, 
напеве грустном 
Живет, творит нетленная душа!
 

103 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми