• Общество
  • 20 Августа, 2023

СЫН КАЗАХСКОЙ СТЕПИ

Правительство Казахстана постановлением от 27 июля 2023 года в новой редакции утвердило «Перечень праздничных дат», – сообщает zakon.kz. Новый перечень содержит 19 праздничных дат, среди которых есть и дата 10 августа – День Абая Кунанбаева.
Объявление 10 августа Днем Абая неслучайно. Казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года.

 

Абая Кунанбаева называют сыном казахской Степи. В своих стихах он отражал грани казахской души: лиризм, сомнения и отчаянные искания, горький сарказм и веру в силу созидания.
Абай оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX – начала XX веков, на его счету множество стихов, песен, всего около 170 стихотворений и 56 переводов. Он ввел в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия.
Большое значение следует придавать личности великого Абая, его значимости для современного казахского общества, для текущих процессов, происходящих в нашей стране.
Нет сомнений, что Абай является большой исторической личностью и ценностью для казахского народа. Семипалатинск, где он родился, является одним из самых ярких духовных центров, он славится не только именем Абая, но и Шакарима, Мухтара Ауэзова.
Наша задача – показать величие Абая и использовать его бесценное наследие на благо будущих поколений. В чем же мудрость Абая?
Он призывал казахский народ – людей, живущих во времена кочевого скотоводства – перейти, как и другие развитые народы и нации, к новому этапу жизни, взаимодействовать с мировой цивилизацией и реформировать страну. 
Великий Абай обучил своих учеников и отправил своих детей в школу-интернат, чтобы они получили достойное образование в то время. Сам же он смог учиться одновременно в начальной мусульманской и светской русской школе в Семипалатинске. Книги окружали его с детства, его отец подписывался на газеты и журналы, а позже будущий поэт продолжил эту практику. Абай был знаком с арабо-персидской, древнетюркской и западноевропейской литературой.
После встречи с Абаем известный американский писатель Джордж Кеннан похвалил его: «Я знаю старого кыргыза (т. е. казаха) – Ибрагима Кунанбаева, который не только ходит в библиотеку, но даже читает таких авторов, как Милль, Бокль и Дрепер. И они величайшие философы в мире».
Великий Абай призывал спасать казахскую молодежь от зла и грубости через образование и воспитание, за что он активно поддерживал открытие светских школ для казахских детей. В частности, он писал: «Нам нужно забрать детей у родителей, отправить их в школу и обучать их какой-либо профессии. Нам нужно создавать школы, где девочки должны учиться». 
Абай был самым прогрессивным представителем своего времени. Это можно прочитать в его трудах: «У нас была возможность проверить кандидатуры для выборов двух судей в каждом избирательном округе. Не каждый может совершать правосудие. Как говорится, чтобы провести «ежедневную встречу на Культобе», нужно знать свод законов, унаследованных от наших предков – «путь Касым хана», «старый путь Есим хана», «Семь установлений» Тауке хана. Но со временем они устаревают и требуют современных корректировок. Отсутствие верховного судьи и ряда судей затрудняет разрешение споров».
Также Абай был основателем казахской национальной письменной литературы, а его поэзия, оказала и оказывает огромное влияние не только на его современников, но и на будущие поколения казахского народа.
На мой взгляд, нам не нужно искать национальную идею извне. Мы можем найти ее в наших национальных традициях и национальном характере. Нам ее открыл Великий Абай. Однако мы до сих пор не учитываем данную им мысль или, по крайней мере, не понимаем ее. 
Обратите внимание на его Тридцать Девятое слово: 
«Слово Тридцать Девятое: причины утраты национальных достоинств. Да, безусловно, наши предки уступали теперешним людям в образованности, учтивости, ухоженности и опрятности. Но обладали они двумя достоинствами, которых у нас теперь нет.
Изживая в себе недостатки, доставшиеся нам от предков, мы растеряли эти достоинства. Если бы мы имели в характере своем решимость и усилия, направленные на приобретение новых качеств приложили к тому, чтобы сохранить старые, возможно, мы встали бы в ряд с другими народами. Поскольку нет решимости характера, вновь приобретенное более благоприятствует развитию в нас свойств демонических, нежели человеческих. Это – есть одна из серьезных причин утраты нами национальных достоинств.
О каких качествах мы говорим? В стародавние времена были люди, которые звались «ел басы», «топ басы». Они решали споры, управляли жизнью общества. Простой народ, худо-бедно, занимался своими делами. Не принято было оспаривать решения «ел басы» и «топ басы» или бегать от одного к другому. Говорят: «Возьми альчик, если он удобен для твоей руки, сделай из него биту». «Когда каждый сам себе бий, не ужиться и на бескрайних просторах, когда есть глава общины, не сгореть и в огне». Люди, признав эту истину, приносили жертву святым духам, и помолясь, отдавали бразды правления всеобщему избраннику и впредь старались поддерживать во всем, скрывая его недостатки и славя достоинства. Относились к нему с должным почтением, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов благоразумия. Как им было не заботиться о людях, когда все были братьями, и достояние у них было общее?
И второе – люди свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах к раздорах, охотно шли на уступки и жертвы. Говорили тогда в народе:
«Кто не умеет простить вины ближнего, того чужой обидит».
«Братья ссорятся, но не отрекаются друг от друга».
«Если шестеро погрязли в раздорах, потеряют то, что в руках, если четверо пребывают в согласии, на них небесная благодать нисходит».
«Кто ищет верного пути, находит казну, кто ищет раздоров, находит беду».
Где теперь этот благородный дух общности и радение о чести?
Они были обеспечены людской стойкостью, совестливостью, доблестью. Мы лишились их.
У теперешних дружба – не дружелюбие, а вероломное коварство.
Вражда – не отстаивание истины, а просто неумение жить в согласии». (https://www.zharar.com/rus/10744-kunanbaev_black_word_39.html).

Керимсал ЖУБАТКАНОВ, 
кандидат исторических наук, 
доцент Казахско-Русского международного университета

 

3392 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми