• Общество
  • 20 Августа, 2023

АРХИТЕКТУРА С ИСТОРИЕЙ

Произведения деревянного зодчества составляют заметную часть современного архитектурного облика Алматы. Возведенные во второй половине XIX – начале XX века, они стали символом преобразования патриархального населенного пункта в город – центр Семиреченской области. Построенные в форме старинных теремов, эти здания и сегодня сохраняют историческую и архитектурную ценность. Создавая их, градостроители того периода старались следовать урбанистическим тенденциям своего времени. В проектах зданий нашли отражение различные ответвления модерна, включая восточноевропейские и западные традиции, применяемые на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Внешняя представительность особняков сочеталась с их практичностью – помещения были просторными, с высокими потолками, а через большие окна заходило много естественного света. Последнее было особенно важно, ведь в основном эти дома населяли учебные заведения. Вместе с тем часть домов принадлежала частным лицам – купеческим семействам, которые еще на стадии проекта стремились создать в будущем жилище максимум удобств.
Наряду с архитектурной ценностью эти дома имеют историческое значение. В них жили или бывали известные люди Казахстана, общественные и государственные деятели, писатели, архитекторы. 
В первые десятилетия своего существования эти здания формировали архитектурный облик прилегающих территорий. Сегодня они органично сочетаются с выросшими вокруг них многоэтажными домами.

 

Деревянная реликвия


Основанный в 1854 году как военное укрепление, Верный – так в дореволюционный период назывался Алматы – довольно быстро стал выходить за стены крепостного фортификационного сооружения. Всего лишь спустя 13 лет, в 1867 году, поселению был присвоен статус города, центра Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. 
Став центром области, Верный начал развивать промышленность и ремесла. Появились спиртоводочный и пивоваренный заводы, фабрика по выделке грубо-шерстяного сукна. Самыми крупными предприятиями города были табачные фабрики Гаврилова (1875) и Кадкина (1900). В городе открыли женское и мужское училища, приходские и ремесленные школы, а позднее – мужскую и женскую гимназии.
Новый статус предполагал новые архитектурные решения. Поскольку ведомственные учреждения города, детский приют, гимназии ютились в неприспособленных для этого домах, требовалось построить для них добротные здания.
Первоначально в городе начинали строить из камня. Однако после землетрясения 1887 года, когда большая часть внешне казавшихся капитальными строений была разрушена, решили возводить дома из дерева. Тогда считалось, что древесина послужит более надежным материалом в условиях сейсмичной зоны. 
Создание архитектурного облика второй половины XIX – начала XX века было связано с именами архитектора и градостроителя французского происхождения Поля Гурдэ (1846–1914), которого на привычный манер в городе называли Павлом Васильевичем, архитектора-любителя, первого Верненского городского головы Павла Зенкова (1831–1915) и его сына – военного инженера-строителя Андрея Зенкова (1863–1936).
Несмотря на быстрое развитие города, он все же воспринимался как провинциальный административный центр, поэтому зодчими за основу был взят патриархальный вариант преобладавшего тогда в архитектурной среде евразийского пространства модерна. Его в регионах Восточной Европы активно развивал архитектор Иван Ропет. Его проекты отсылали к фольклорным мотивам: здания были возведены в форме теремов с башенками и верандами, а также резьбой по всему периметру строений. Русский советский прозаик, археолог и искусствовед Юрий Домбровский, много лет проживший в Алма-Ате, в своем романе «Хранитель древностей» дал описание характерных черт, присущих таким домам: «…Изба с резными подоконниками, широкими воротами, за ней целый квартал – масса окон, террас, дверей, лестниц…»
Одним из самых ранних деревянных сооружений, имеющих историческую и архитектурную ценность, считается собор Казанской иконы Божией Матери, или, как его называют в городе, Казанский собор. 
История этой церкви уникальна: еще на заре существования центра Семиреченской области, когда регион не располагал многолетними архитектурными и строительными традициями, эта церковь была собрана из строительных материалов другой церкви – самой первой в поселении, Софийской. 
Летопись первого в фортификационном укреплении собора в честь Святой Софии и его наследника – Казанского собора – полна метаморфоз. В своих воспоминаниях Павел Зенков описал историю двух церквей. Согласно его записям, Софийская церковь располагалась в центре общественной жизни Верненского поселения – Большой станицы, что находится на востоке Алматы, на один километр ниже Центрального рынка. Точных данных о постройке первой деревянной Софийской церкви не сохранилось. Но стояла она в Большой станице до 1860-х годов. К тому времени в городе уже стали строить кирпичные здания, но в качестве реликвии деревянную церковь оставили, а по ее периметру построили каменный храм. Таким образом, она оказалась внутри новой церкви.
Между тем активно развивался район Малой станицы, географически расположенный ниже станицы Большой. Там было много дворов, население росло, и городскими властями было решено перенести деревянную церковь туда. Перенос состоялся в 1864 году. 
«В станице Большой воздвигнут довольно обширный каменный храм на той же самой площади, где была деревянная церковь, некоторое время остававшаяся во время постройки внутри нового храма. Эта деревянная церковь по бревнышку, с приданием ей высоты и прочного основания, перенесена теперь в Малую станицу», – сообщал Павел Зенков. 
После разрушительного землетрясения 1887 года здание деревянной церкви сильно пострадало, и его было решено перестроить. Новый храм возводился из материалов здания Софийской церкви. Процесс перестройки длился 10 лет – с 1889 по 1898 год. Перестроенная церковь была названа в честь Казанской иконы Божией Матери в память об основании алматинских поселений (21 июля 1855 года) и победы над кокандцами в Узун-Агачском деле (4 ноября 1860 года) – на эти дни приходится празднование Казанской иконы.
Описание архитектурного облика Казанского собора приводится в «Своде памятников истории и культуры Алматы», изданном в 2006 году: «Церковь имеет традиционное крестообразное в плане решение, по оси восток – запад. Это четырехстолпный храм. Стены – сруб, возведенный из брусьев тянь-шаньской ели, на каменном высоком цоколе. Архитектурно-художественное решение построено под имитацию кирпичного сооружения. Такой визуальный «обман» придается благодаря ровным отштукатуренным стенам с многочисленными архитектурными деталями. Во внутреннем декоре использованы тяги на потолки, декор составляет гипсовая лепнина». 
После разрушительного землетрясения 1910 года храм частично пострадал и был реконструирован. Церковь стала одним из немногочисленных храмов, действовавших в советский период. Сегодня это также действующий собор. 
В 2022 год церковь была отреставрирована. В результате работ самому старинному храму южной столицы был возвращен исторический облик и архитектурные детали, утраченные в годы гонений на религию. Так, были восстановлены четыре купола над центральной частью храма, три входа в церковь. Был создан резной позолоченный иконостас, повторяющий дореволюционный. Опытные мастера укрепили стены и своды, фундамент, отремонтировали полы. В настоящее время здание служит своим непосредственным целям, при этом оставаясь историческим памятником. 

Купеческий дом на Торговой

Согласно «Своду памятников», купеческий дом династии негоциантов Габдулвалиевых (пересечение нынешнего проспекта Жибек жолы и улицы Валиханова) был построен в 1911 году. Между тем существуют источники, указывающие иной год постройки – 1896-й.
Оно было возведено по нижней части Торговой улицы (ныне проспект Жибек жолы), ведущей к Зеленому рынку. Одноэтажный, но внушительный торговый дом был построен по заказу главы купеческой династии Исхака Габдулвалиева. В плане ассортимента торговый дом представлял собой универсальный магазин, где продукты питания для разного кошелька соседствовали с разнообразным промышленным товаром. 
В советский период и вплоть до 2000-х годов считалось, что автором проекта выступил профессиональный инженер-строитель Андрей Зенков. Однако позже были найдены материалы о том, что торговый дом возвели по проекту Поля Гурдэ. Вместе с тем первоначальный проект не до конца удовлетворил Габдулвалиева и позже здание перестроили под руководством Андрея Зенкова, в частности, появились башни, усиливающие представительность фасада. Именно поэтому существуют две даты постройки. По современной краеведческой версии, здание было построено в 1896 году Гурдэ, а в 1911-м реконструировано Зенковым. 
«Здание – одноэтажное, деревянное, на бутовом ленточном фундаменте. В плане – прямоугольное, имеет симметричную композицию главного фасада. Главная ось подчеркнута двусветным объемом башни, завершенной куполом с чешуйчатым покрытием, люкарнами и шпилем. Оси фасада выявлены щипцами на кровле. На фасадах они акцентированы фигурными столбиками со шпилями, рельефными карнизами и подзорами из накладной резьбы», – описывает архитектурный фасад здания «Свод памятников».
Большой магазин, находившийся на Торговой улице, довольно быстро стал центром притяжения многих горожан. Он привлекал людей не только большим ассортиментом, импортными товарами, но и своей архитектурой. Внушительностью и башнями в стиле модерна он отсылал к зданиям крупнейших ярморочных центров России, слава о которых распространялась по всей Евразии. 
Не обделил вниманием купеческий дом и Юрий Домбровский. «Здание походило на старинный пассаж или крытые торговые ряды. Мне почему-то пришли в голову такие слова, как «Деловой двор или «Славянский базар». Настоящий дворец Шахерезады…» – таким увидел торговый дом автор «Хранителя древностей».
К слову, на протяжении всей своей истории здание служило и продолжает служить по своему прямому назначению. Это торговый дом. Часть советского периода он был продовольственным магазином, а затем, с 1981 года, в нем стали продавать ткани. 
В 1979–1980 годах исторический купеческий дом был полностью отреставрирован. В июне 2009 года в здании случился пожар, после чего исторический торговый центр был отреставрирован заново. 
Сегодня, равно как и на протяжении всей истории, дом Габдулвалиевых служит центром притяжения горожан и туристов, входит в число самых заметных архитектурных сооружений современного Алматы. 

Свет просвещения


С присвоением Верному статуса города в центре Семиреченской области стали уделять большое внимание развитию образования, строительству гимназий, детского приюта. Так, в 1879 году было образовано двухклассное городское училище на 100 человек. Позже, в 1893 году, его преобразовали в трехклассное городское училище Туркестанского учебного округа. В 1890 году по проекту Поля Гурдэ было построено новое здание (пересечение нынешних улиц Гоголя и Зенкова), позволившее учащимся и преподавателям переехать из малоприспособленного для учебы помещения в новые классы. Учебное заведение носило имя военного губернатора Семиреченской области, ратовавшего за развитие образования и много делавшего для просвещения жителей края, в особенности детей. 
Гурдэ постарался учесть передовые наработки в строительстве учебных заведений, существовавшие в то время. Архитектором было спроектировано прямоугольное двухэтажное здание на кирпичном цоколе. При обсуждении идеи проекта Гурдэ настоял на замене первоначально предполагавшихся каменных лестниц деревянными, а также покраске стен в два цвета: верхняя часть стены должна быть светло-зеленой, а нижняя часть стены – темного цвета («во избежание загрязнения»). Кроме того, Гурдэ спроектировал вентиляцию в целях лучшего проветривания классов. А чтобы уберечь деревянные конструкции здания от влаги, он предложил запроектировать не деревянные, а железные отливы.
Архитектор спроектировал двух­этажный дом с высокими потолками, хорошей звукоизоляцией. Поскольку зданию гимназии предстояло стать образцом передовых устремлений руководства края, города и горожан, оно должно было обладать представительностью. В связи с этим Гурдэ уделил большое внимание разработке фасада. Строгие прямоугольные формы учебного заведения украшала радующая глаз резьба.
«Фасады обильно украшены декором из резных подзоров, междуэтажных поясов и карнизов. Лопатки имеют накладные элементы из резного дерева. Окна второго этажа акцентированы профилированными сандриками. Центральная часть ризалите имеет фронтон, подчеркивающий главный вход», – описывает здание гимназии «Свод памятников истории и культуры Алматы».
После революции здание некоторое время сохраняло учебный профиль. Так, в 1920 году по инициативе Дмитрия Фурманова здесь была открыта 1-я Трудовая школа города Верного. В 1930-е годы в здании располагался сельскохозяйственный институт имени Л. И. Мирзояна. Для его студентов по улице Гоголя было построено общежитие. В последующие годы здесь размещалось Министерство культуры КазССР, а затем независимого Казахстана. В настоящее время здание занимает РГП «Казреставрация». 
Училище знаменито своими выпускниками. В их числе советский государственный и военный деятель Михаил Фрунзе, народный комиссар просвещения КазССР Ураз Джандосов, депутат Второй Государственной думы России, премьер-министр Туркестанской автономии, член «Алаш Орды», инженер-путеец, участник строительства Туркестано-Сибирской железной дороги Мухамеджан Тынышпаев, другие видные государственные и общественные деятели.
Сегодня историческое здание училища служит неотъемлемой частью деревянного архитектурного ансамбля, прилегающего к парку имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Кроме него, этот ансамбль составляют исторические здания Верненской мужской гимназии (ныне корпус КазНПУ имени Абая) и военного собрания (ныне Музей музыкальных инструментов имени Ыхыласа). 

Символ традиций


Здание военного собрания, расположенное в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, представляет собой подлинный образец ропетовского направления в архитектуре модерна. Терем с башенками и шпилем напоминает декорацию к былинному сюжету. Между тем это весьма функциональное здание. С виду компактное строение располагает внутри просторными помещениями, а также залом для проведения различных собраний и культурных вечеров. 
Здание было возведено в начале XX века, точная дата постройки не известна, также история не сохранила имя архитектора Дома военного собрании. Авторами проекта могли быть Поль Гурдэ, Андрей Зенков и другие архитекторы, работавшие в стиле модерна. 
Строение представляет собой прямоугольное в плане деревянное, обшитое тесом здание. «Окна обрамлены резными наличниками, фасады обильно декорированы накладной резьбой. Объемно-планировочное решение трехосевое, выделено на фасадах ризалитами. Центральный из них завершен шатром. Боковые – имеют двускатную кровлю. Главный вход подчеркнут килевидным высоким козырьком, опирающимися на резные стойки», – читаем о здании в «Своде памятников».
Впервые в официальных источниках «терем» упоминается в связи с проведением промышленной и сельскохозяйственной ярмарки к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Тогда в здании размещался сельскохозяйственный павильон. Это позволяет датировать строение началом минувшего столетия.
В Доме военного собрания проводились различные официальные и неофициальные собрания. По большей части это был клуб, где собирались светские рауты, а в Рождество для детей военнослужащих организовывали праздничную елку, что очень соответствовало сказочной форме здания и подчеркивало атмосферу праздника. Между тем стены здания помнят и собрание перед отправкой на фронт Первой мировой призывников из Семиречья, а также митинг перед отправкой на фронт Второй мировой алма-атинских мужчин. Поэтому соседство здания с мемориалом Славы и Вечным огнем – весьма символично.
В советские годы здание использовалось для проведения различных официальных мероприятий, а также концертов. Также в нем располагалась почтово-телеграфная контора. Затем дом приспособили для проката фильмов, открыв в нем кинотеатр «Красная звезда». 
В годы войны в здании выступали с концертами эвакуированные в Казахстан известные на весь СССР артисты, в их числе Рина Зеленая и Аркадий Райкин.
В послевоенное время здание вновь передали военным – в нем разместился Дом офицеров Среднеазиатского военного округа. Он, как и в дореволюционное время, действовал по принципу клуба для офицеров и их семей. В нем работали детские кружки, организовывались утренники. В здании находился штаб юнармейцев, которые несли вахту у Вечного огня.
Во второй половине 1970-х годов возникла угроза сноса исторического дома – планировалось построить новое монументальное здание Дома офицеров. Но один из авторов нового проекта, архитектор Юрий Ратушный, настоял на том, чтобы «терем» сохранили. По его замыслу, историческое здание и выросший рядом новый Дом офицеров должны были символизировать преемственность поколений, разнообразие городской архитектуры. Таким образом, историческое здание было сохранено. 
После того как в 1978 году Дом офицеров САВО переехал в новое здание, в историческом военном собрании разместили Музей музыкальных инструментов. Сегодня он носит имя казахского народного композитора Ыхласа. 
Здание, создатель которого не известен, входит в число основных туристских достопримечательностей города и, как планировал Юрий Ратушный, знаменует перекличку архитектурных стилей и свидетельствует об уважении горожан к своей истории. 
Сооружения деревянной архитектуры Алматы хранят память о людях, преданных своему городу и строивших не только для современников, но и для потомков. 

Юрий КАШТЕЛЮК, 
журналист
Фото Юрия БЕККЕРА

 

 

1234 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми