• Общество
  • 20 Июня, 2023

ХОРГОССКИЙ СПРУТ

Агия БЕРКИМБАЕВА,
член Союза журналистов РК

20 июня 2013 года в Алматинском следственном изоляторе №18 началось главное судебное разбирательство по «хоргосскому делу».
К этому судебному процессу было приковано огромное внимание – для судебной системы страны дело по фактам экономической контрабанды на таможенных постах «Хоргос», «Калжат» и «Достык» беспрецедентно как по своим масштабам и сложности, так и по количеству фигурантов. 
… До начала выездного заседания специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам остаются считанные минуты. Конвой по одному заводит 45 фигурантов дела: 42 из них находились под арестом, трое – под подпиской о невыезде.  
Для подсудимых в зале отведены четыре стеклянные кабинки.  Занимают свои места 4 государственных обвинителя, три переводчика, потерпевшие по делу. На стороне подсудимых 29 адвокатов, 43 защитника, а также секретари судебного заседания, судебные приставы, родственники подсудимых, пишущая и снимающая братия…  
На стол судьи ложатся тома уголовных дел. Как известно, материалы предварительного следствия составили в целом 1575 томов. Обвинительное заключение расписано в 33 томах. 
 

Встать! Суд идет!


В зал входит председательствующий судья Советхан Сакенов – председатель специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам в г. Алматы.
Он объявляет состав суда, выясняет мнение сторон и обвиняемых относительно присутствия в зале представителей СМИ, разъясняет права и обязанности участников процесса: подсудимых, потерпевших, свидетелей, адвокатов и переводчиков. 
Каждому из 45 подсудимых предъявлено обвинение по ст. 235 УК РК «Создание и руководство организованной преступной группой или преступным сообществом (преступной организацией), участие в преступном сообществе» и ст. 209 УК РК «Экономическая контрабанда». Есть фигуранты, которым вменяются преступления по ст. 193 УК РК «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем», ст. 380 УК РК «Злоупотребление властью», ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями».
Сторона защиты заявляет ходатайства. Судья докладывает о мерах, принятых по предложениям, высказанным адвокатами на предварительном слушании относительно кондиционирования помещения кабинок, замены спецназа, увеличения числа микрофонов, дежурства медицинской бригады и др.           
О техническом оснащении процесса надо сказать особо. В зале установлены 9 камер и 22 микрофона, четыре из них – непосредственно в кабинках для подсудимых. В онлайн-режиме процесс транслируется в отдельный зал для прессы. 
Выполнив все положенные процедуры, суд приступил к допросу свидетелей. Свои показания дали около 70 человек. В основном это водители-дальнобойщики. Перевозчики – это самое начальное звено, так сказать, предтеча всей дальнейшей криминальной истории. Далее, надо полагать, пойдут основные фигуранты, таможенники, брокеры и бизнесмены. 
Секретари судебного заседания работают на процессе, не поднимая головы – в день через их руки проходит как минимум один полновесный том показаний. 

«Под кем выезжаешь?»


Скупыми показаниями свидетелей создается картина, охватывающая несколько лет никем не сдерживаемой преступной деятельности на самом, пожалуй, коррумпированном пропускном приграничном пункте страны. Разоблачили чиновников в апреле 2011-го года. В ходе специальных оперативных мероприятий органы финансовой полиции выявили на таможенных постах «Коргас» и «Калжат» многочисленные факты экономической контрабанды. Улов был богатым: в сети «финполовцев» попали более ста человек, в том числе и крупная «рыба». Уголовное дело расследовала межведомственная следственная группа с участием специальных прокуроров.
Следствие выявило, что на таможенных постах Коргас, Калжат и Достык царил полный беспредел, который был выгоден вертикально интегрированному преступному сообществу с непосредственным участием приграничных чиновников разных ведомств. 
…Допрос ведут судья и сторона обвинения. Вопросы задают и сами обвиняемые. Адвокаты уточняют события, факты, собранные финансовой полицией. Поток информации изо дня в день нарастает. Все новые фамилии свидетелей. 
Вырисовываются схемы «серой» теневой логистики, созданной в приграничной таможенной зоне. Все причастные к ней, по некоторым данным с 2006 года, игнорировали законы, уводя миллиардные суммы. 
Отъезд любой пустой фуры в Китай и возвращение с грузом становились, по сути, контрабандными – свидетели признавались, что их приезд после загрузки с помощью «кубовщиков» на складах Урумчи находился под контролем встречающих «толкачей». Машины незаконно проходили через таможенные пункты, расположенные  в Алматинской области. На таможенных постах постоянно находилась группа доверенных лиц, которая организовывала встречу грузового автотранспорта, перемещающего товары из КНР в РК. 
Здесь пересекшие границу автомашины становились объектом внимания околотаможенных лиц, обеспечивавших «зеленый коридор» вовлеченному в махинации транзитному транспорту. 
В деле фигурируют так называемые «кубовщики» и «толкачи». Многих из них дальнобойщики знали по прозвищам, которые служили своего рода пропуском для беспрепятственного провоза товара.  Грузоотправители знали эти условные имена и наказывали водителям фур, на вопрос «Под кем выезжаешь?» называть имена «Большой Нуржан», «Ершок» или других, постоянно находившихся для встречи приезжих фур на таможенном посту «Калжат», расположенном в Уйгурском районе Алматинской области. 

«Ершки» и другие «корешки»


Как показал свидетель Н-ев, перевозками он занимается с 2006 года. Как правило, на стоянке таможенного поста в Китае, как и другие водители, он договаривается о перевозке груза с клиентами. По указанию предпринимателей озвучивал при необходимости определенное имя «толкача», «проталкивающего» машину через границу. 
Это были лица, вовлеченные в преступное сообщество таможенников, которые использовали сложившиеся ранее доверительные взаимоотношения с работниками поста, обеспечивающие беспрепятственное таможенное оформление товаров организованного преступного сообщества. 
Свидетели в своих показаниях признавались, что им не раз приходилось иметь дело с «серыми» таможенными брокерами. «Ершок», «Большой Нуржан» и другие, встретив машины на границе таможенного поста в Казахстане, помогали заполнять «бегунок», проходить приграничные контрольные инстанции. Для этого они изымали у водителя товарно-сопроводительные документы по таможенной идентификации КНР на данный груз в виде инвойсов, товарно-транспортных накладных, экспортных деклараций и др. 
Свидетели полагали, что это делалось для ускоренного оформления таможенных деклараций для дальнейшего выхода товара в свободное обращение.
По прибытии фуры пересекали пограничную зону и должны были соответствовать существующим нормативным документам. Однако, как признавались свидетели, из Китая дальнобойщики нередко выезжали без должных сопроводительных документов, имея лишь чипы и таможенные книжки.  
Встреча с «толкачом» проходила обычно перед электронными весами, где путем сканирования должно отслеживаться соответствие груза нормам габаритов и веса. Здесь водитель передавал «толкачу» документы в сейф-пакете, как полагалось для таможенной очистки товара. 
В своих показаниях свидетели рассказали и о «кубовщиках». Эту роль на рынке международных автоперевозок играли нелегальные посредники, доверенные членам выявленного досудебным следствием организованного преступного сообщества лица, которые через своих партнеров находили клиентов и формировали контрабандный груз на территории Китая. 
Почему «кубовщики»? Челноки сдавали груз на китайские и казахстанские склады по «кубам». При расчете за оказанные услуги учитывался каждый кубометр провозимого товара. Финансовые полицейские выяснили, что обходилось это заказчику гораздо дешевле, нежели установленные обязательные таможенные платежи в бюджет: прейскурант учитывал интересы преступного сообщества. Большая часть денег проходила мимо бюджета. 
После пересечения границы на таможенных постах товар оформлялся по поддельным документам и инвойсам для дальнейшей таможенной очистки на складах временного хранения Алматы и Алматинской области. 

Все схвачено


Выполнение всех неформальных процедур активно «крышевали»  «толкачи», в сложной и многоступенчатой схеме играя роль связующего звена. Предпринимателям предлагался целый пакет «услуг» по быстрой и беспрепятственной транспортировке и доставке товаров из Урумчи, с параллельным решением таможенных и пограничных процедур на всем протяжении следования груза, от Китая до размещения на складах временного хранения в Казахстане. 
Организованное преступное сообщество использовало десятки аффилированных брокерских компаний, специализирующихся на таможенном оформлении. 
Каждый установленный досудебным следствием случай контрабанды сопровождался отклонением от законных норм, в механизм было вовлечено  большое количество предпринимателей. Они контролировали заполнение товаротранспортных документов и средств таможенной идентификации КНР, листков согласования всех приграничных служб, проставляя в этих службах соответствующие отметки, необходимые для беспрепятственного проезда по приграничной территории. 
Во время следствия было установлено, что сделки с таможенниками в те годы стали обыденным явлением: в день через Коргас проходило в среднем от 150 до 200 машин. В сезон и того больше. Преступное сообщество было осведомлено о точном количестве большегрузных машин с контрабандным товаром – велся письменный учет данного автотранспорта, чтобы знать о сумме, которая попадет в их карманы. 
…В составе колонны либо поодиночке дальнобойщиков до пункта назначения на склады временного хранения (СВХ) «вели» люди в гражданском, сопровождая их в собственных легковых автомашинах. Они обеспечивали сохранность контрабандного товара от выхода его с таможенных постов до  транспортировки в пункты дальнейшего таможенного оформления и склады «кубовщиков».  

«Титаники» на дорогах


Группа сопровождения «крышевала» тяжелогруженые фуры с товарами и водителям почти не приходилось общаться с дорожной полицией. Это было возложено на «разводящих», которые и решали все возникающие на трассе вопросы. 
Для безопасного таможенного сопровождения были внедрены так называемые сейф-пакеты. Это полиэтиленовые мешки, в которые товарно-транспортные накладные и другая документация складываются после досмотра на таможне. К механическим пломбам на СВХ добавлялись электронные, чтобы исключить попытки подмены документов и товаров. Дорожная полиция закрывала глаза на злоупотребления: если при норме вес машины с грузом не должен превышать 44 тонны, то, как правило, в каждом «титанике» на колесах допускался значительный перевес. И хотя, попав на СВХ, машина с товаром должна была частично разгружаться, чтобы довести вес до положенной нормы, этого не происходило. Как сообщили в суде свидетели, на данное нарушение не обращалось особого внимания, тщательного досмотра здесь тоже не было.
СВХ были последним пунктом для осмотра и передачи груза заказчику. Сюда под сопровождением околотаможенных лиц направлялся грузовой и железнодорожный транспорт с импортируемыми из КНР товарами.

Вначале было слово…


В перерыве судебного заседания есть возможность пообщаться с адвокатами, представителями защиты, потерпевшими. В беседе вспомнился такой факт: одной из первых о фактах коррупции на Хоргосе с разоблачительным заявлением выступила предприниматель Канагат Такеева, огласив на пресс-конференциях сумасшедшую цифру: в карманы приграничных преступников в сутки уходит 1,5 млн долларов, и что под одним номерным знаком через таможню могут проходить до десяти автомашин. Было обнародовано, что за свои услуги «кубовщики» и «толкачи» имеют от хозяев за один куб груза 300 долларов. За обычный грузовой фургон в 80 кубов предприниматели вносили дань в 24 тыс. долларов. В бюджет поступала примерно лишь десятая часть … 
Это, по сути, стало началом грандиозного скандала в недрах таможенного органа. Кстати, руководитель таможенного ведомства в интервью пригрозил ей, что обратится в суд с иском за клевету. В итоге он и сам оказался на скамье подсудимых.

Фото автора
(Продолжение следует)

2044 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми