• Общество
  • 20 Июня, 2023

ЧТО СМОТРЯТ И ЧИТАЮТ ЮНЫЕ КАЗАХСТАНЦЫ

Глобальное медиапространство предоставляет широкие возможности для развития детского вещания. Ресурсы, ориентированные на подрастающее поколение, не только вещают на телевизионных частотах, но и осваивают интернет-сервисы и социальные сети. Существуют детские каналы, размещающие контент только на видеохостингах. Кроме того, в республике продолжают развиваться печатные СМИ для детей. 

Согласно статистике, предоставленной журналу «Мысль» Министерством информации и общественного развития (МИОР), всего на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 103 детских СМИ. Из них – 68 газет и журналов, шесть сетевых изданий, три информационных агентства и один телевизионный канал. Также на территории республики вещают 25 зарубежных телевизионных каналов. Чтобы расширить аудиторию, СМИ постоянно работают над созданием нового контента, универсальная задача – создавать телепрограммы для семейного просмотра, чтобы материал был интересен и полезен детям и взрослым. Также ряд отечественных СМИ участвует в реализации государственного заказа. 
Согласно данным МИОР, на текущий год госзаказ включает такие темы, как развитие дошкольного и среднего образования, развитие массового спорта и культуры, социальная политика, в том числе в плоскости дошкольного и школьного воспитания. И несмотря на то, что в разных СМИ существуют свои, уникальные наработки в области создания детских проектов, их объединяет то, что содержание программ и текстов преследует познавательные, обучающие, воспитательные и развлекательные цели. Оригинальность контента – залог его востребованности. Однако медийное пространство содержит и риски, о которых должны помнить родители.
 
 

Проверено временем


Республиканские детские газеты «Ұлан» и «Дружные ребята» издаются с   30-х годов минувшего века. На протяжении почти 100 лет они остаются верны своим главным задачам – создавать развивающие материалы, воспитывать, стимулировать у детей интерес к чтению и творчеству. Вместе с тем детские СМИ идут в ногу со временем, рассказывая своим читателям о современных востребованных профессиях, публикуя материалы на тему образования в республике и за рубежом.
– Сменяются поколения, меняется мир, сегодня существуют такие технологии, которые всего лишь 30 лет назад представить было невозможно – все это так, но основные ценности остаются неизменными: уважение к старшим, почитание родителей, успеваемость в школе, важность хорошего образования. Об этом современным языком мы говорим с нашими читателями, – поясняет главный редактор «Дружных ребят» Альмжан Акбаров.
В числе постоянных рубрик еженедельной детской газеты – «Атамекен», «Стадион ДР», «Читалка». В основном авторы материалов – дети. Они присылают в редакцию свои сочинения, статьи, эссе, иллюстрации к материалам. 
– Работая над рассказом, сочинением или рисунком, ребенок развивает образное, логическое мышление, юный автор учится выражать свои мысли, воплощать идеи, поэтому мы стимулируем детей к творчеству, – продолжает главный редактор «Дружных ребят».
Вместе с тем детские периодические издания в Казахстане – это и кузницы профессиональных журналистских кадров. Нередки случаи, когда, начав писать в издание, ребенок увлекается журналистикой и по окончании школы поступает на журфак университета, становится профессионалом. 
– К примеру, у нас есть автор из Кокшетау – молодая журналистка. Она начинала писать в нашу газету еще школьницей, с шестого класса, теперь она постоянный автор «Дружных ребят» – делает прекрасный обзор детской литературы. И такой пример далеко не единственный, – рассказывает главред «Дружных ребят».
Детские издания поощряют пишущих школьников к дальнейшему творчеству. Так, заместитель главного редактора детской газеты «Ұлан» Жулдыз Абдильда рассказала, что наиболее активным авторам выдаются удостоверения юных корреспондентов, что служит для них стимулом к дальнейшему сотрудничеству. 
Конечно, не все пишущие в детские газеты выбирают впоследствии журналистский путь, и это нормально. Поэтому одна из главных задач изданий – рассказывать на своих страницах о различных профессиях, давать профориентацию своим читателям, информировать о том, где и как можно приобрести востребованные в современном обществе специальности. 
– Мы уделяем большое внимание материалам о поступлении в престижные школы, вузы, причем это не абстрактные советы. Об истории успешных поступлений в отечественные и зарубежные университеты рассказывают сами ребята. Делясь своим опытом, они ломают стереотипы о том, что простому выпускнику школы не доступны престижные вузы за рубежом – возможность стать обладателем обучающего гранта может каждый, главное – иметь желание, – подчеркивает Жулдыз Абдильда. 
– Совсем недавно мы написали о девушке из казахстанской глубинки, которая удаленно сдала тесты сразу в несколько зарубежных вузов и получила образовательные гранты. Естественно, что для успешного прохождения испытания нужно подготовиться – подтянуть английский язык, другие дисциплины экзаменационных тестов. Но, повторюсь, все реально. Мы об этом не устаем повторять школьникам, родителям и учителям, которые должны выступить помощниками детям в этом деле. 
Формируя контент, коллективы детских изданий следуют нормам законодательства. Чтобы свободно ориентироваться в нормах медиаэтики, журналисты и редакторы регулярно проходят профессиональные семинары и тренинги.
– Мы, как в медицине, следуем заповеди «не навреди». Так, например, мы публикуем фотографии детей только в позитивном ракурсе, это очень важно, ведь любой негатив может спровоцировать буллинг в детской среде. Наша задача – помогать ребенку в развитии. Публикуя материалы о каких-либо достижениях ребят, мы говорим, что у всех детей равные возможности, нужно только ими воспользоваться, – отмечает Жулдыз Абдильда.

Эфирное пространство


В современном медийном пространстве основной информационный, воспитательный и развлекательный контент производится электронными массмедиа. Как напоминают в МИОР, создатели программ для детей и подростков должны придерживаться ряда законодательных актов. Это правила, регламентирующие порядок производства и распространения детских телепрограмм. Среди них законы РК «О телерадиовещании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон «О защите детей»), «О рекламе» и другие нормы. Они призваны оградить детей от материалов, которые могут негативно сказаться на их психологическом, физическом здоровье и на общем развитии.
Авторы и вещатели контента должны указывать возрастные категории, для которых предназначаются передачи. В производстве детских медийных проектов необходимо учитывать требования, относящиеся к возрастным группам – детским, подростковым, молодежным. В целом материалы не должны содержать сцен насилия, наркомании, эротического содержания, аварий, катастроф, других эпизодов с ярко выраженной негативной окраской, контента, запрещенного к распространению на законодательном уровне. 
Между тем в МИОР подчеркивают, что средства массовой информации с детским контентом служат важной площадкой для воспитания подрастающего поколения.
Одним из центральных ресурсов страны по развитию детского вещания стал телеканал Balapan. Образованный в 2010 году в рамках государственного задания он стал платформой по производству казахстанских программ, уникального материала, создаваемого с учетом отечественных культурных традиций.
По данным МИОР, в 2022 году телеканал Balapan произвел 23 телепроекта, в их числе 11 мультипликационных фильмов, среди них «Ойыншықтар», «Білгішбектер», «Дәрігер Дана», «Тоқты мен Серке», «Жібек», «Бөпе», «Бала Бекзат», «Дүлдүл».
Также телеканал выпустил 12 телепроектов в разных жанрах. Это информационно-познавательная программа Miss Kausar, школа анимации для детей с особыми образовательными потребностями, социально-познавательный проект «Байка, балақай», интеллектуальная шоу-программа «Білім байгесі», спортивное реалити-шоу «Тәуекел», «Ең мықты», «Күмбір Live», развлекательные программы «Сиқырлы бөлме. Әжеммен бірге», познавательные проекты «Ежелгі қалаларға саяхат», «Есімдер» и «Білемісің, балапан?». 

Родительская поддержка


Психологи советуют взрослым периодически смотреть фильмы, телепередачи, интернет-программы вместе с детьми. Это помогает родителям узнать о предпочтениях своего ребенка, его интересах, способствует лучшему взаимопониманию в семье. Иногда родители удовлетворяются тем, что ребенок увлеченно смотрит в экран смартфона или планшета, исходя из логики «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Но, как отмечает кандидат психологических наук, доктор PhD, эксперт в области мотивации Сауле Идилева, такое удовлетворение обманчиво, оно может иметь нежелательные последствия.
– У любого ребенка на первом месте всегда стоит живое общение с самыми важными для него людьми – родителями. Если вместо этого он получает экран – «механический раздражитель», итогом этого будет искаженное развитие. Родителям стоит прислушаться к известному совету и не делать из телевизора или смартфона няньку. Экран не заменит маму и папу, – отмечает Сауле Идилева в беседе с корреспондентом «Мысли». 
По словам психолога, совместный просмотр важен и для того, чтобы оградить ребенка от нежелательного контента. 
 – Риски подстерегают детей в интернете на каждом шагу. В Сети много опасных материалов на темы наркотиков, суицида, можно наткнуться на сцены насилия и жестокости, другие неприятные и опасные для психики ребенка эпизоды. Даже в безобидных на первых взгляд играх дети могут столкнуться с чем-то неприемлемым, например, с «ликвидацией» соперников. Поэтому взрослые должны быть внимательны к тому, что смотрят их дети, – рассуждает психолог. 
Специалист советует родителям рекомендовать юным зрителям определенные программы, электронные книги. Можно вместе с детьми не только смотреть видео, но и затем обсуждать его. Это будет способствовать общему развитию детей. Ребенок должен понять, что ноутбук и смартфон созданы не только для развлечения, но и для учебы. Это пространство, которое вмещает в себя множество возможностей, например для изучения языков, освоения полезных навыков. 
Вместе с тем наряду с просмотром полезного контента детям важно читать. Поэтому, как отмечает психолог, наличие в Казахстане детских печатных периодических изданий имеет большое значение. Читать напечатанный на бумаге текст полезнее для здоровья, нежели смотреть в экран гаджета. 
– Нельзя отрицать негативного влияния, которое оказывают мерцающие экраны гаджетов на самочувствие и здоровье детей. Компьютеры и смартфоны давно взяли на себя очень много функций. Все чаще они заменяют бумажные источники, ведь можно носить в кармане целую библиотеку. Но дело в том, что электронные устройства отвлекают от содержания, наше внимание сосредотачивается на управлении гаджетом, а не на получении информации. Пользователей привлекают яркие, переливающиеся цвета, музыкальные и шумовые эффекты. Родители и дети наблюдают за картинками, при этом не уделяя должного внимания сюжету. Что же касается печатного издания, то оно позволяет сосредоточиться именно на тексте, на содержании. Именно поэтому так важно не забывать печатную книгу, – дает рекомендацию специалист.
Такого же мнения придерживается и главный редактор газеты «Дружные ребята». Он подчеркивает, что печатный текст способствует развитию фантазии, воображения, что очень важно для ребенка.
– Печатные издания продолжат развиваться наравне с электронными, об этом говорят и факты: детские газеты выписывают по всей республике, они продолжают вызывать интерес у детей, родителей и педагогов, – считает Альмжан Акбаров.

Юрий Юрьев, 
журналист

 

1247 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми