• Общество
  • 24 Января, 2023

АГРОПРОМ: ПОРА ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

Вопросы продовольственной безопасности всегда стоят на первом плане в повестке дня любого государства. Особую актуальность они имеют в нашем неспокойном мире, полном воронок турбулентности. Ну, и конечно, продовольственная безопасность заявляет о себе в полный голос на пространстве Евразии в связи с санкционным противостоянием России с США и Европейским Союзом.

В этом бушующем океане мировых политических страстей Казахстан до января прошлого года оставался неким островком стабильности. Но вот год назад рвануло и у нас, причем рвануло так, что оказалась под угрозой наша государственность. А как эти события связаны с продовольственной безопасностью, спросите вы. По большому счету продовольственная безопасность – это изобилие на наших столах, которое означало бы повышенное благосостояние людей, удовлетворенность их работой, семейным бытом и заботой государства о человеке. Когда чего-то не хватает, возникает напряженность. Не зря ведь бытует народная примета: рвется всегда там, где тонко.

Именно бытовая неудовлетворенность вынудила людей год назад выйти на улицу с мирными протестами. А дальше уже власть упустила контроль над ситуацией и этим воспользовались деструктивные силы, которые пустили накопившийся народный гнев на баррикады, подстрекая толпу на противоправные действия. Сами они при этом попытались силой захватить власть в свои руки. Впрочем, это, как говорится, совсем другая история.

Казахстан был и остается большой аграрной страной. Правда, за последние тридцать лет независимости мы увлеклись другими направлениями экономики, подсели на углеводородную иглу, отдали несметные богатства наших недр со всей выстроенной за десятилетия инфраструктурой в руки дельцов за бесценок. За эти годы кучка этих самых дельцов вошла в список Форбс, а народ остался ни с чем у разбитого корыта. Государство довольствуется мизерными (в сравнении с получаемыми от добычи доходами) отчислениями в бюджет, а богатства народные рекой текут за кордон, принося баснословную прибыль подлинным нынешним хозяевам Медной горы, Черного горючего «камня» и Подземных нефтяных озер.

Тем временем некогда богатые скотом степные просторы опустели. Распаханные в целинные и последующие годы поля также перешли в руки частников. Большинство процветавших сел пришли в упадок, сельские жители из-за безработицы и отсутствия перспектив ринулись в большие города. В сельских школах, где в самые «сытные» годы училось от 400 до 700 и более учеников, осталось около десятка детей. Большинство школ и детских садов закрылось. Остались только самые хитрые, самые слабые и самые стойкие. «Хитрые» прибрали к рукам местные земли: пашни, пастбища, сенокосы. Они взяли на себя проблемы обеспечения населения продуктами первой необходимости. Не за красивые глазки, конечно. Слабые остались, потому что не выживут и в городе. Они не приспособлены к другой жизни. Поэтому остались, соглашаясь работать на хозяина за продукты, одежду, корма для животных и прочее. То есть за тот самый сельский прожиточный минимум: мука, крупы, другие продукты питания, корма для личного скота на подворье.

А самые стойкие – это те, кто не мыслит себя без жизни на селе. Это самые преданные сельчане. На них в свое время село и держалось. Они терпят все невзгоды и тешат себя мыслью о том, что их время еще придет. А придет ли?!

Естественно, есть и процветающие села, где люди чувствуют себя за хозяином, как за каменной стеной, где получают достойное вознаграждение за свой труд, где их дети учатся в современных школах, а сама жизнь не хуже городской. Как в знаменитой агрофирме «Родина» и ряде других. Но ведь это исключения из правил. Хотя аграрная отрасль должна жить именно так. Не в одном отдельно взятом селе, регионе, а в целом по стране.

Одним словом, на сегодня отечественное сельское хозяйство оказалось у той самой черты, за которой пустота. А ведь именно сельское хозяйство при разумном подходе могло бы стать тем самым паровозом, который потянул бы за собой всю остальную экономику страны. Углеводороды и полезные ископаемые не бесконечны, они закончатся – что тогда? А животноводство способно воспроизводиться ежегодно. Как и продукцию растениеводства можно получать ежегодно. Казалось бы, что еще проще: удобряй землю, напои ее водой и получай продукцию в свое удовольствие.

При разумном подходе аграрный сектор страны способен стать, как это модно сегодня говорить, драйвером экономики. Что для этого нужно сделать?

 

ЧТО ДЕЛАТЬ «БЕДНОМУ КРЕСТЬЯНСТВУ»?

Извечный вопрос сегодня волнует многих. У разных ученых и экспертов на этот счет существует много мнений. Но большинство сходится именно в том, что потенциал сельского хозяйства Казахстана огромен. При желании он мог бы обеспечить не только нашу продовольственную безопасность, но и всего центральноазиатского региона. С этим согласен доктор экономических наук, известный в аграрной сфере ученый, первый заместитель председателя партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков.

По его мнению, для обеспечения продовольственной безопасности государство должно не менее чем на 80% обеспечивать население доморощенной продукцией. А у нас в настоящее время до 80% переработанной сельскохозяйственной продукции импортируется из соседней России, Беларуси и частично из Украины.

В свое время руководство страны допустило системную ошибку, сконцентрировав внимание на добывающих отраслях и оставив на произвол судьбы аграрный сектор, считает Рахимбеков. Будем получать деньги от углеводородов, на них купим все, что надо. Примерно так размышляли в те годы руководители отрасли. Но жизнь показала всю ошибочность этой позиции.          В результате мы отстали от той же России по технологическому оборудованию примерно на 20-25 лет.

Для отхода от сырьевой направленности отрасли необходимо увеличивать объемы переработки агропродукции. Чтобы решить эту задачу, надо выполнить, по мнению ученого, два условия.

Прежде всего, необходимо освободить обороты по производству, переработке, реализации, экспорту, импорту сельскохозяйственной продукции продовольственного назначения от налога на добавленную стоимость. Ведь НДС сдерживает развитие пищевой промышленности, препятствует формированию цивилизованного рынка продовольственных товаров и создает условия для перманентного роста цен на них.

Второе условие – оставить только два вида господдержки: субсидирование конечной продукции, произведенной и отгруженной на переработку, на экспорт и по импортозамещению на внутренний рынок, а также субсидирование ставки вознаграждения по кредитам перерабатывающих предприятий на пополнение оборотных средств для закупа отечественного сельскохозяйственного сырья.

В совокупности эти субсидии позволят привлечь в сельское хозяйство оборотные средства в сумме до 1 трлн тенге в год, обеспечить доступность финансов для всех сельхозтоваропроизводителей, вплоть до самых мелких, снизив при этом коррупционные риски.

Кроме того, эти субсидии будут стимулировать рост урожайности сельхозкультур и продуктивности сельхозживотных, а значит, и повышение производительности труда, не говоря уже об увеличении объемов производства и повышении качества. Все это обеспечит самый простой и эффективный механизм контроля над выделением и освоением средств, о чем и говорил в своем Послании Глава государства.

По единодушному убеждению аграриев, при разработке нового Налогового кодекса необходимо также предусмотреть полное освобождение сельского хозяйства страны от всех видов налогов, за исключением тех, что связаны с заработной платой.

 

ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯ»

В свое время мы полностью угробили достаточно развитое сельское хозяйство республики. Сейчас то и дело звучат дельные предложения о реформировании села, но нет комплексного подхода.

Одной из самых сложных проблем в агропроме Толеутай Рахимбеков считает масштабные приписки. Более того, он приводит конкретные цифры этой «болезни». Дело в том, что многие акимы и руководители министерства живут одним днем, им важно быстрее отчитаться, создать иллюзию благополучия, получить высокое место в рейтинге.

Так, по словам эксперта, у нас ежегодные приписки по зерну составляют 5-7 млн тонн. По медицинским нормам на одного человека в год потребляется до 100 кг овощей и фруктов. При населении 20 млн человек достаточно производить 2 млн тонн овощей. Мы же, согласно отчетам МСХ, производим 5 млн тонн. А куда деваем тогда столь значительные «излишки»? Почему завозим овощи из других стран? К примеру, картофель из Египта и Пакистана. Это же нонсенс!

Все дело в том, что «мы начинаем любые реформы в сельском хозяйстве не с фундамента, как принято во всем цивилизованном мире, а с крыши». Еще свежи в памяти итоги «прожектёрства» МСХ по ежегодному экспорту 60 тысяч тонн говядины. Кто-то подкинул в общем-то неплохую идею, а дальше все пошло наперекосяк. Построили откормплощадки, наполнили их первичным поголовьем, откормили, продали и …пшик.

Так и получилось. Не просчитали в министерстве всех рисков и составляющих. Ведь такая откормплощадка создается не для одного раза, а значит, необходимо было предусмотреть воспроизводство откормочного стада, то есть его системное пополнение. Маточного поголовья своего для этого не предусмотрели. А население не готово было его поставлять. Да и откуда взять, если, как говорится, самим «кушать нечего».

Такая же ситуация получилась с оптово-распределительными центрами (ОРЦ), которые по задумке министерских чиновников должны были стать буфером для поддержания цен на продукцию. Построили, а заполнять-то нечем. Крупные товаропроизводители давно имеют свои налаженные каналы сбыта, а мелким крестьянским и личным подсобным хозяйствам не с руки ехать в город, искать эти самые ОРЦ.

И тут возникает ответ на вопрос, что делать? Надо развивать инфраструктуру сельского хозяйства, убеждены аграрники. Выстроить всю логистическую цепочку «поле-ферма-рынок» для мелких крестьянских хозяйств.

Для этого надо развивать кооперацию на селе. Такие предложения озвучивались и ранее. Лет десять назад даже предпринимались попытки возрождения сельской кооперации. Я помню, как по заданию руководства «Казахстанской правды» готовил серию материалов об опыте кооперации крестьян в разных странах. Но потом, видимо, поступила другая команда, и все мои наработки ушли в корзину, так и не увидев свет.

Так вот, Толеутай Рахимбеков предлагает развивать сервисно-потребительскую кооперацию самих сельхозтоваропроизводителей. При этом он ссылается на Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева, где особо отмечено: «Большие перспективы для развития аграрной сферы открывает сельская кооперация».

Кооперативы должны освободить крестьянина от извечной головной боли: куда девать продукцию? В первую очередь они должны оказывать услуги по реализации произведенной продукции, по обеспечению их семенами, удобрениями. В их компетенции должны быть вопросы снабжения техникой, запчастями, ГСМ, кормами, удобрениями. Вопросы по механизации, мелиорации, защите растений, ветеринарии, кредитованию – тоже задача кооперативов. Как и информирование фермеров о ценах на продукцию, о новых сортах, породах, технологиях, о субсидиях, об изменениях в законодательстве.

«Сельского труженика нужно освободить от необходимости бегать по кабинетам для сбора бумаг, чтобы он мог заниматься только своим основным видом деятельности – производством сельхозпродукции. А кооперативы могут все вышеперечисленные услуги обеспечить крестьянам с доставкой на дом, до поля, до фермы», – говорит Т. Рахимбеков.

Сельских жителей наши чиновники дружно занесли в списки самозанятых. При условии вступления в сельский кооператив и производства в личных подсобных хозяйствах товарной сельхозпродукции, реализации ее через кооператив и уплате соответствующих налогов и сборов они должны быть признаны занятыми продуктивным надомным трудом. Это полноценные рабочие места, поэтому через кооперацию решается проблема сельской безработицы, уровень которой в отдельных селах достигает 90% и выше.

Именно через участие сельчан в деятельности кооперативов можно активизировать также процессы внедрения принципов местного самоуправления в селах, считает эксперт. Кооперативы могут стать мощной экономической опорой в работе сельских акимов, они позволят наконец-то полноценно сформировать бюджеты четвертого, сельского, уровня.

По подсчетам ученого, каждое ЛПХ может производить и реализовывать сельхозпродукции на сумму не менее 100 тыс. тенге в месяц. Налоговым законодательством предусмотрено удержание и перечисление в бюджет налога у источника выплат по ставке 10% от суммы реализации продукции, то есть каждое из 1,7 млн ЛПХ в стране может уплачивать налог на сумму 10 тыс. тенге в месяц.

Общая сумма налога по стране составит более 200 млрд тенге в год. Для сравнения: сегодня все агроформирования страны платят в бюджет всех налогов около 60–70 млрд тенге в год.

Как предлагает Рахимбеков, половину из указанной выше суммы налога 200 млрд тенге можно зачислять в бюджет именно того села, житель которого заплатил этот налог. На каждый из 2,2 тыс. сельских и поселковых округов будет приходиться приличная сумма – около 50 млн тенге в год.

Вторую половину налоговые органы могут зачислять на персональные лицевые счета сельчан в обязательные фонды. Как говорят сельские врачи, сегодня главной проблемой в медицинском обслуживании сельчан является отсутствие накоплений у сельчан в Фонде медицинского страхования – около 90% сельских жителей не имеют накоплений в ОСМС, хотя с момента введения единого социального платежа прошло уже четыре года.

Также кооперативы могут оказать помощь в благоустройстве населенных пунктов, организации внешкольного образования сельских школьников. Кооперативы сельчан могут и должны стать основой развития села.

Приведем такие еще цифры. Кооперация на селе весьма развита во всех уголках мира. В международный союз сельских кооперативов входят сегодня 176 стран из 196. Но Казахстана там нет, потому что нет у нас кооперации. Между тем фермерское кооперативное движение широко развито в таких странах, как Германия, Япония, Израиль, Швеция и др. В той же близкой нам по духу Турции кооперативы есть во всех отраслях сельского хозяйства.

Да и у нас в недавней прошлой истории кооперация была достаточно широко развита. Вспомним, потребительский союз, который имел вертикаль райцентры – областные центры – столица. В его составе были различные заготовительные, торговые, распределительные пункты, базы-хранилища и пр. Еще немногим ранее на селе существовали МТС (машинно-технические станции), которые также были своего рода кооперацией.

 

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

Ситуация по обеспечению продовольственной безопасности, а также застой в сельскохозяйственной сфере всерьез заботят Президента К.-Ж. Токаева не первый год. Так, по его поручению на заседании Правительства был утвержден План обеспечения продовольственной безопасности на среднесрочный период.

По словам министра сельского хозяйства РК Е. Карашукеева, План охватывает все основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности республики.

Законами о национальной безопасности и государственном регулировании развития агропромышленного комплекса для обеспечения продовольственной безопасности определены три критерия, – продолжил далее глава отрасли.

Первый критерий – это физическая доступность продовольствия, характеризующая уровень доступности на рынке продовольствия.

Второй критерий – это экономическая доступность продовольствия, характеризующая возможность приобретения продовольствия населением.

Третий критерий — это безопасность пищевой продукции.

Все эти критерии приняты в международных организациях по продовольственной безопасности.

Согласно принятого Плана, в течение трех лет будет проведена диверсификация в растениеводстве путем увеличения площадей масличных культур с 3 млн га до 3,5 млн га, картофеля с 200 тыс. га до 215 тыс. га, кормовых с 3,6 млн га до 4,2 млн га. Также в течение трех лет будет увеличено поголовье КРС до 9 млн голов, МРС до 20,1 млн голов, лошадей до 4 млн голов и т. д.

«Реализация инвестиционных проектов по хранению картофеля, овощей и фруктов позволит увеличить мощности хранения в 2022 году на 98,3 тыс. тонн, 2023 году – 104,5 тыс. тонн, 2024 году – 19,6 тыс. тонн», – сказал Е. Карашукеев.

Минсельхоз планирует через «новые формы вовлечения в оборот сельхозземель, а также освоение новых орошаемых земель создать за три года не менее 25 тысяч хозяйств» с участием самозанятого сельского населения.

«Реализация Плана позволит обеспечить продовольственную безопасность, как важнейшую составную национальной безопасности, повысить уровень обеспеченности продовольствием, снизить расходы населения на продовольственные товары и обеспечить потребителей безопасной продукцией», – бодро докладывал недавно на заседании Правительства глава Минсельхоза. Что из этого выйдет, покажет время. Но пока в планах МСХ нет тех предложений, которые озвучивает экспертное сообщество. А ведь среди них немало дельных.

К примеру, тот же Толеутай Рахимбеков, озвучивая по всей вероятности позицию партии «Ауыл», предлагает разработать долгосрочную «Национальную Стратегию развития АПК и сельских территорий РК на период до 2050 года». Кардинально реформировать систему субсидирования АПК. Принять Закон РК «О личных подсобных хозяйствах». Этот Закон, по его мнению, должен быть направлен на повышение уровня жизни сельских жителей, кратное увеличение доходов от личных подсобных хозяйств на основе создания их кооперативов, на вовлечение ЛПХ в продуктивное товарное производство. Реализовать пилотный проект по кооперации ЛПХ в 30–50 сельских округах 3–6 районов 2–3 областей.

Есть у него предложения и по реорганизации государственного управления в сфере сельского хозяйства. Не со всеми его предложениями можно согласиться. К примеру, эксперт предлагает создать Агентство РК по экологической и пищевой безопасности (АЭПБ) с прямым подчинением Президенту. Зачем плодить и без того раздутый донельзя бюрократический госаппарат?

Хочу повториться, пока же МСХ игнорирует все предложения экспертов, гнет свою линию. Хотя, по правде говоря, есть ли она у него, эта линия?

 

НАКОРМИМ ПОЛМИРА?

Мировая тенденция такова, что воп­росы продовольственной безопасности выходят на первый план. Об этом на различных площадках не устает повторять и глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Так, выступая перед участниками Глобального саммита по продовольственной безопасности, который прошел в сентябре текущего года в Нью-Йорке, он заявил о том, что Казахстан и впредь намерен использовать свой сельскохозяйственный потенциал для борьбы с глобальным дефицитом продовольствия. В частности, Президент подчеркнул, что наша страна продолжит выступать в качестве надежного поставщика зерна и других основных видов продовольствия.

В ходе работы VI саммита СВМДА Токаев вновь сказал, что Казахстан, являясь международным транзитным хабом, способен выстраивать глобальные устойчивые цепочки поставок.

«Нам нужно выработать унифицированные подходы к оценке соответствия значимых продуктов национальным стандартам, а также создать «зеленые коридоры» между государствами-членами СВМДА для данной категории товаров», – отметил Глава нашего государства.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета казахстанский лидер также поднял вопрос продовольственной безопасности и отметил, что Евразийской экономической комиссией совместно со странами Союза разработан проект общих принципов и подходов к обеспечению продовольственной безопасности. Документ предусматривает меры, направленные на обеспечение продовольственными товарами, минимизацию рисков возникновения дефицита, а также меры по импортозамещению материально-технических ресурсов, используемых в агропромышленном комплексе.

Государства-участники Шанхайской организации сотрудничества должны участвовать в обеспечении бесперебойного функционирования международных цепочек производства и поставок продуктов питания, – считает Токаев. В ходе заседания саммита ШОС в расширенном составе казахстанский лидер подчеркнул, что это будет содействовать сохранению устойчивости на мировом продовольственном рынке.

«Государства ШОС – крупнейшие производители, экспортеры сельхозпродукции в мире. Нам следует стимулировать расширение торговли сельхозпродукцией, как внутри региона ШОС, так и за его пределами. Участие наших государств в обеспечении бесперебойного функционирования международных цепочек производства и поставок продуктов питания будет содействовать сохранению устойчивости на мировом продовольственном рынке», – заявил Токаев.

Подводя итог сказанному, можно смело утверждать, что Казахстан вполне может не только обеспечить продовольственную безопасность для себя, но и накормить чуть ли не полмира. На это же обращает внимание и наш эксперт Толеутай Рахимбеков. По его мнению, наша страна способна прокормить 200 млн человек. Для этого только нужно понять, что вложения в агропром обернутся значительной выгодой. Доходы от продажи углеводородов нужно направить на развитие сельского хозяйства. У нас под боком такой необъятный рынок, как Китай. С другого бока – многомиллионная Россия. Чуть дальше располагается еще один необъятный рынок – Индия с населением свыше 1,5 млрд человек.

Развитие села, кроме всего прочего, вернет нас к истокам, к утраченным народным традициям. Оно даст благо всему населению страны. Разве не к этому призывает Глава государства, обозначив курс на построение нового Справедливого Казахстана?!

Марат ЖАНДОСОВ,

журналист-аграрник

 

632 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми