• Общество
  • 25 Октября, 2022

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Лето текущего года было насыщенным на события внутриполитической жизни. Состоялся референдум по поправкам в Конституцию, затем впервые за целое столетие на священной для каждого казаха земле Улытау состоялось первое заседание Национального курултая. Именно здесь Президент озвучил свою новую инициативу о возрождении праздника – Дня Республики.

«Предлагаю вернуть Дню Республики статус национального праздника. Каждый год 25 октября мы должны отмечать День суверенитета как главный праздник нашей страны», – сказал тогда Касым-Жомарт Токаев. Депутаты мажилиса не стали откладывать президентское предложение в долгий ящик. Безо всякой волокиты одобрили соответствующий законопроект, внеся поправки в законодательство по вопросам календарных праздников.

Отныне 25 октября национальный праздник – День Республики, а 16 декабря останется государственным праздником – Днем независимости. Состоялось возрождение существовавшего ранее праздника. Так кому понадобилась вся эта круговерть с учреждением Дня рес­публики, его отменой и возрождением?

Ответ на этот простой и в то же время сложный вопрос может быть разным и самым неожиданным. Но никто не посмеет оспорить тот факт, что она начинается с первого шага твоей страны – ведь без государства не бывает родины.

Именно после того, как Казахстан сделал первый шаг в сторону самостоятельности и суверенитета, и появился День Республики. Как известно, Декларация о государственном суверенитете была принята 25 октября 1990 года постановлением Верховного Совета Казахской ССР. Она провозглашала суверенитет КазССР и декларировала политико-правовые основы Казахстана как независимого государства.

Это была еще робкая попытка уйти из-под влияния московского центра. Хотя Декларация закрепляла такие принципы государственности как целостность, неделимость и неприкосновенность территорий, развитие культуры народов Казахстана и их языков, укрепление национальной самобытности, но вся она была проникнута вошедшим за семь десятилетий в кровь и плоть общества влиянием Москвы.

В документе провозглашался принцип самостоятельного решения политических, экономических и социальных проблем. Но и здесь не обошлось без оглядки на центр – в документе оговаривалась лишь возможность выхода из состава СССР. При этом отдельные моменты суверенности все же «проглядывали»: КазССР получала право на создание собственных внутренних войск, органов государственной безопасности и внутренних дел. А президент признавался руководителем страны, главой административно-исполнительной высшей власти. Союзный президент Горбачев давал «добро» на самостоятельность республик, считая, что «сильные республики» будут только на руку центру. Однако на деле все пошло не так, начавшийся парад суверенитетов все же втянул в свою орбиту и Казахстан, до последнего лелеявший надежду на сохранение Союза.

Благодаря Декларации о государственном суверенитете у молодого государства появилась возможность приостановки действия советских законов и разработки своих собственных. И это тоже было немаловажно. Через год с небольшим, 16 декабря 1991 года, был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Именно поэтому Н. Назарбаев сделал 16 декабря Днем независимости. Но народ всегда помнил другую дату – декабрьские события 1986 года, когда молодежь республики выразила несогласие с Москвой, выйдя на площадь. Не считаясь с мнением народа, Горбачев снял с поста многолетнего лидера республики Динмухамеда Кунаева и назначил вместо него никому доселе неизвестного первого секретаря Ульяновского обкома партии Геннадия Колбина. «Не по Сеньке шапка», – справедливо посчитали восставшие. Мирный поначалу митинг перерос затем в беспорядки и был жестоко подавлен союзной властью.

Интересна реакция Назарбаева в первое время после трагического декабря и его последующее «перерождение» из ярого противника событий в их ярого сторонника и даже «участника». Спустя лишь год после кровавого декабря 1986-го Назарбаев говорил следующее: «...экстремистски настроенные молодчики смогли в декабре прошлого года увлечь за собой социально нездоровую часть студенческой молодежи, не знающей жизни, не имеющей ни иммунитета к провокационным слухам и лозунгам, ни трудовой закалки».

Еще через четыре года его отношение оставалось негативным: «Какие трагические события? Самое настоящее хулиганство было 18 числа. Милиционеров били, забрасывали камнями. Мы-то сейчас не говорим об этом. Среди раненых милиционеров и солдат было больше, чем этих...».

Всего лишь через год, в 1991 году, он становится «одним из лидеров» восстания: «...Когда собравшийся на площади народ устремился в город, я понял, что стою перед таким выбором: или я должен решиться на поступок, или спокойно вернуться в здание ЦК. Второе представилось мне непростительной изменой людям – они были правы! Я пошел с ними в голове колонны».

И уж совсем изменилось его мнение в 2003 году: «Декабрьские события 1986 года показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме. Молодежь от имени своего народа открыто заявила, что больше не допустит попрания чувства национальной гордости, присущего любой нации».

Когда экс-президент был честен с собой и народом – на его личной совести. По большому счету, это совсем другая история.

Вернемся к теме нашей публикации. Так вот, долгое время День Республики и День независимости негласно «соперничали» друг с другом за звание главного праздника. Но у Дня независимости всегда присутствовал трагический оттенок, а День Республики не все охотно признавали за главный в календаре, ссылаясь на то, что суверенитет признавался за Казахской ССР.

Многие эксперты полагали, что в декларации был провозглашен суверенитет КазССР, а не Казахстана. По большому счету Казахстан только после принятия Закона «О государственной независимости» обрел окончательно закрепленный статус независимого государства. После принятия этого акта наше государство признается таковым мировым сообществом.

В Декларации подчеркивается, что гражданство СССР будет сохранено и гарантируется всем гражданам Казахстана. Сохранены в ней и нормы о примате Конституции Союза. Конечно, с идеологической точки зрения это был очень важный документ, возбуждающий патриотические чувства населения.

Законодательная машина государства в те годы заработала на полную мощь. Появился ряд законов, которые в целом игнорировали акты центра. Первый этап становления молодой республики завершился в начале 1993 года, когда была принята первая Конституция РК. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. Уже через два года была принята Конституция Республики Казахстан, которая считается самым главным и окончательным Основным законом страны. Правда, в последующие годы в нее вносились поправки в угоду Назарбаеву, возвеличивающие его до статуса Елбасы. В этом отношении нас можно сравнить разве что с Туркменистаном, а так мы «переплюнули» весь мир в преклонении перед одним человеком.

Правда, сегодня неблаговидные дела экс-президента известны всем. Его «наследие» еще долго будет разгребать не одно поколение казахстанцев. Благо, действующему Президенту Касым-Жомарту Токаеву хватило мужества сказать открыто о периоде «суперпрезидентства» своего предшественника, монополизации власти одним человеком и его коррумпированным окружением. В Конституцию через всенародный референдум были внесены соответствующие поправки, которые нивелировали внесенные «карманным парламентом» статьи о возвеличивании первого президента и придании ему особого статуса и привилегий.

Следует напомнить, что с 1992 года День республики отмечался в стране. Однако официальный статус государственного праздника Дню республики был присвоен в 2001 году. Опять же с подачи Н. Назарбаева. Но и в своем официальном статусе праздник просуществовал недолго. В 2009 году Назарбаев подписал новый закон РК «О праздниках», в котором не оказалось места для Дня республики. Причем сделано это было тихо и молча, без каких-либо внятных объяснений. Отдельные эксперты посчитали этот шаг без двух минут «Елбасы и лидера нации» правильным, поскольку День республики составлял конкуренцию другому празднику – Дню независимости.

Между тем никаких видимых предпосылок для отмены праздника не было. Всего лишь за год до его отмены верный соратник Назарбаева Нуртай Абыкаев, работавший тогда послом РК в РФ, восторженно заявлял в интервью «Российской газете»: «Это, действительно, большой день для всех граждан моей страны. И дело тут не только в том, что восемнадцать лет назад, 25 октября 1990 года, Казахстан впервые заявил о себе как о республике, имеющей собственное мировоззрение, индивидуальные обычаи, традиции, а также видение своего будущего развития». Знал ли он, что дни всенародного праздника уже сочтены? И уже занесен над ним дамоклов меч?

Попытки вернуть День суверенитета нашей страны предпринимались и в первые годы после его отмены. Так, экс-депутат Мажилиса Ирак Елекеев вспоминает, что его коллега Алтай Тлеубердин написал тогда обращение на имя президента, где привел аргументы в пользу восстановления Дня суверенитета нашей страны. Однако все эти аргументы не были услышаны властью.

Покойный ныне лидер оппозиции, возглавлявший в первые годы Верховный совет республики и стоявший у истоков суверенитета Казахстана, Серикболсын Абдильдин всегда утверждал, что первый Президент Нурсултан Назарбаев «подгонял под себя» все праздники в стране. Так было с Днем столицы, когда дату ее рождения «привязали» ко дню рождения главного «ваятеля» суверенного Казахстана. В одном из своих прижизненных интервью опальный политик говорил, что в деталях знает весь ход событий первых лет независимости.

Во время принятия Декларации никакого разговора о том, что этот день станет красным в календаре, не было. Закон был принят спустя год и два месяца, и только после этого стали думать, какие же дни сделать праздниками. В качестве будущих общенациональных праздников рассматривались только две даты – 25 октября 1990 года и 16 декабря 1991 года, отмечал оппозиционный политик.

«Днем республики 25 октября хотел сделать Нурсултан Назарбаев, объясняя свое желание тем, что 25 октября 1990 года дает ему возможность быть избранным президентом Республики Казахстан. На самом деле он избрался президентом Казахской ССР 1 декабря 1991 года. 10 декабря 1991 года мы ввели этот закон в действие, а утром поменяли название республики из «Советской Социалистической» в Республику Казахстан. Все это было абсолютно юридической подделкой», – утверждал Абдильдин.

Другие эксперты считают, что Декларацию о государственном суверенитете принял Верховный совет, а Закон о независимости подписал Назарбаев. Именно по этой причине День республики был отменен.

Акцент же на 16 декабря был сделан именно из-за роли в нем первого президента. Но все эти годы, как бы не старался Елбасы возвеличить свое «Я» в становлении независимости, у рядовых казахстанцев 16 декабря больше ассоциируется с событиями не 1991-го, а 1986 года.

Справедливость рано или поздно восторжествует. Отныне оба самых великих наших праздника будут отмечаться по статусу национального и государственного праздников. Отметим, что национальные праздники символизируют события, имеющие особое историческое значение, оказавшие существенное влияние на развитие казахстанской государственности. В эти дни обязательно проводят официальные мероприятия в госорганах.

Государственные праздники – это даты, посвященные событиям, имеющим общественно-политическое значение, а также традиционно отмечаемые гражданами. Празднование государственных праздников может сопровождаться проведением официальных мероприятий.

Дав вторую жизнь Дню республики, Президент Токаев обозначил тем самым разграничительную линию между прежним и Новым Казахстаном. Второе рождение праздника можно смело назвать Днем Второй Республики, которая тоже делает свои первые шаги.

Марат МАНАСПАЕВ,

ветеран журналистики

 

г. АСТАНА

1203 раз

показано

4

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми