• Общество
  • 13 Декабря, 2021

КАКИМ ТЫ БУДЕШЬ, НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Говорят, что человек научился всему, что умеет у природы. Он запел, потому что услышал птичьи трели. Он вырезал из дерева дудочку и заиграл на ней, потому что изо дня в день слышал музыку ветра, издающего причудливые мелодии в трещинах скал и звон дождевых капель, которые словно подчиняются невидимому дирижеру. 

Человек принялся рисовать на стенах пещеры, потому что днем видел чудные узоры на мокром песке, оставляемые волнами, а по ночам всматривался в испещренное светящимися точками и молочной полосой небо. Природа была первым художником, музыкантом и даже молчаливым рассказчиком, у которого первобытный человек учился азам искусства. Экзамены, которые природа устраивала горсткам зарождавшегося человечества, включали в себя такие обязательные этапы, как ледниковый период, периодические засухи и годы до поры до времени бесплодной борьбы с дикими животными, помогли человеку эволюционировать и стать разумным. Итак, первым учителем человечества была природа. Человек, который привык подражать, воспроизводить увиденное и услышанное, настолько освоился в этом ремесле, что невольно научился создавать новое, никогда не существовавшее ранее во вселенной. Он сам принялся учить себя, своих соплеменников, а позже и потомков.

Первый человек-учитель с нескрываемой радостью возился с неоперившимися чадами, которые сопровождали зрелых охотников и с интересом наблюдали за очередной облавой на мамонтов и саблезубых тигров, присутствовали на первых «мастер-классах» наскального рисунка, учились разделывать и солить тушу, состязались со сверстниками в искусстве исполнения первых песен.

Именно он научил наших далеких малолетних предков из жаркой долины в Месопотамии выводить палочкой на глиняной табличке первые прописные буквы шумерской клинописи и передвигать камешки по углублениям на деревянной доске, отдаленно напоминавшей абак.

Учитель-раб, еще не знавший обязательных отпусков и полагавшейся ему зарплаты, каждое утро вставал спозаранку и вел малыша-грека в школу, где, забывая о своей тяжкой доле невольника, с упоением начинал обучать воспитанника азам грамоты и арифметики. И по сей день мы, сами того не зная, зовем его «проводником ребенка» – педагогом.

Со временем статус учителя повысился. К примеру, Аристотель, учитель Александра Македонского, и Сенека, воспитатель Нерона, были людьми свободными, обеспеченными, а самое главное, на три головы превосходившими своих малограмотных коллег из сословия рабов. Поскольку социальное расслоение сохранялось на протяжении тысячелетий и оставалось нормой, по-настоящему отличное образование могли получить лишь те, кому из рук судьбы выпал лотерейный билет с надписью «дворянин». Среди учителей детей из простого народа редко встречались энтузиасты, готовые сделать из будущего землепашца утонченного интеллектуала; в этом и необходимости-то не было: умеет считать снопы пшеницы и овец в стаде, может запомнить пару молитв для воскресной мессы – и хватит с него.

Теперь уже сложно сказать, кто первым задумался об обязательном всеобщем обучении, но архивы упорно указывают на так называемые школьные регулятивы в Пруссии XVIII века – первые законы о всеобуче, которые на деле не исполнялись; глубокие познания в науках по-прежнему оставались уделом дворянских детей.

Читатель, выросший в советское время, вспомнит учителя народной школы и великого писателя Льва Толстого, университетского преподавателя, просветителя и автора школьных учебников Константина Ушинского, изучавшего опыт самых передовых школ того времени, располагавшихся в Германии, Франции и Швейцарии, а кое-кто добрым словом отзовется о декретах большевиков, с легкой руки которых была проведена массовая ликвидация безграмотности в СССР (многие из нас, будем честны, должны быть благодарны этой нужной и своевременно проведенной реформе).

Нам, казахстанцам, тоже есть, кем гордиться. Инспектор народных школ Тургайской области и создатель училищ, в том числе женского, Ыбрай Алтынсарин был выдающимся педагогом своего времени, заложившим основы казахстанского образования. Реформатор национальной письменности и создатель алфавита, используемого сегодня казахской диаспорой в Китае, Монголии и в Иране, Ахмет Байтурсынов может считаться одним из столпов отечественной педагогики. К сожалению, объем данной статьи не позволяет мне подробно рассказать обо всех замечательных педагогах, внесших вклад в школьное образование нашей страны. Для нас важно следующее: казахстанская система образования зиждется на принципах, разработанных неравнодушными людьми, видевшими корень правильного воспитания, обучения и развития в гуманном отношении педагога к детям, в доступности всех ступеней образования и в постоянном совершенствовании учителя как интересной для детей личности, способного дать ребенку самое главное – мотивацию и стремление быть нужным для общества.

Пройдя сквозь горнило политических и социальных бедствий, удержавшись на плаву в непростые девяностые, казахстанская школа на рубеже десятилетий стоит перед непростой задачей – найти ту самую точку опоры, что позволит воспитать успешного и имеющего практические навыки, обладающего функциональной грамотностью гражданина. Министерство образования и науки уже многое сделало для устранения некогда допущенных ошибок, в течение нескольких лет двигаясь в избранном им направлении, кардинально меняя систему оценивания и методики преподавания предметов. Оно оглядывается в сторону финской и сингапурских школ, вот уже десятилетиями являющихся спринтерами на беговой дорожке международных исследований PISA и TIMSS, прощупывает сильные места их образовательных систем, доводя до рядовых педагогов упрямые факты. Да, скажет нам каждый, побывавший на обычном уроке в одной из рядовых школ Финляндии, финны ликвидировали органы контроля и проверки учителей, да, у них нет элитарных школ, а здешние педагоги уделяют больше внимания практическим навыкам, подготовке к трудовой жизни через школьных специалистов по профориентации. И вот эти и многие другие особенности финской системы образования следует немедленно брать на вооружение. У сингапурского образования среди множества нововведений, ставших неотъемлемыми чертами тамошней школьной системы, можно позаимствовать чуткое внимание правительства и национальных корпораций к успешным детям, вплоть до наблюдения за наиболее выдающимися учениками и дальнейшего отбора в соответствующие их способностям сферы. Такое отношение государства к своим гражданам, начиная с самого раннего возраста, рождает в воспитанниках конкурентоспособность и целеустремленность. Это напоминает мне об историческом факте из жизни Наполеона, который знал имя каждого из солдат своей армии. Можно себе представить, каким было отношение армии к полководцу, который так чуток к подчиненным. Немудрено, что сингапурские дети показывают лучшие результаты на международных олимпиадах, ведь они знают, что не будут уподоблены сорной траве, растущей стихийно и без надлежащего ухода.

Следует ли нам, по примеру Ушинского, активно посещавшего страны с передовыми педагогическими системами, брать лучшее у тех, кто по праву может гордиться плодами правильного воспитания и обучения? Безусловно, мы окажем услугу нашей стране, если будем опираться на опыт государств, еще вчера бывших аутсайдерами на нижних строчках международных рейтингов образования. Нельзя забывать, что сингапурцы, к примеру, начинали с нуля, не имея основ национальной педагогики, и за годы упорного труда добились ошеломительных результатов. У нас же есть существенное преимущество – богатое педагогическое наследие, доставшееся от великих казахстанских педагогов Ыбрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Халела Досумухамедова, Спандияра Кобеева и многих других.

Подводя итог размышлениям, мне хочется закончить мысль, развитую в данной статье, строчками из собственного стихотворения:

 

Раскинулся над миром Байтерек,

Наш гордый тополь с листьями-дарами,

А ветки – мы, с душою и с делами,

Цветущие недолгий, бренный век.

Каким ты будешь, новый человек?

Порадуй мир талантами, цветами,

И от души гордись учителями,

Без них не брезжит истин яркий свет.

Раскинулся над миром Байтерек,

Наш гордый тополь с листьями-дарами,

За все несем ответственность мы сами,

В окрепших душах оставляя след.

Аскар  МУКАЕВ,

учитель

г. НУР-СУЛТАН

1542 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми