• Общество
  • 30 Октября, 2021

ЗЕЛЕНЫЙ КУРС

Как будет выглядеть мировая экономика завтрашнего дня? Дискуссия на эту тему не стихает и, кажется, даже набирает силу.
Несмотря на пандемию, тема перехода планеты к так называемой «зеленой» экономике не сходит со страниц мировых СМИ. «Зеленая» экономика – это трактовка концепции устойчивого развития, которая сводит воедино вопросы экономического, социального и экологического развития. Речь идет о создании экономической системы, построенной так, чтобы включать экологические и социальные факторы. Это должно снизить нагрузку на окружающую среду, помочь сохранить и восстановить природные экосистемы, и увеличить природный капитал. Также меры «зеленой» экономики подразумевают снижение неравенства, улучшение качества жизни, условий труда, доступности социальных услуг. По крайней мере, так в теории.

В последние годы из исключительно теоретической идеи «зеленая» экономика превращается в программу действий, у которой уже есть практическое измерение. Что-то у стран и компаний получается лучше, что-то хуже. Но уже сейчас очевидно одно: без системного подхода к методам «зеленого» управления, без реформы финансового сектора и его переориентации в эколого-социальном направлении, без большей открытости и учета факторов экологического и климатического следа решить ряд экологических проблем современности, включая климатический кризис, вряд ли получится. Ключевые темы для вопросов экологически безопасного развития на ближайшее время – это расширение «зеленой» повестки, объединение тем климата и биоразнообразия, разработка «зеленых» финансовых инструментов, а также создание новых экономических моделей, заточенных под циклическую экономику (т. е. создания замкнутого цикла производства, потребления и утилизации, в котором отходы служат возобновляемым ресурсом для производства) и новые формы потребительского поведения.

Рассмотрим, вкратце, историю вопроса. Мировая борьба с выбросами парниковых газов, ведущими к глобальному потеплению, идет не первое десятилетие. Еще в 1988 году под эгидой ООН была создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата, а спустя 4 года – принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, провозгласившая всеобщую цель: добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.

В развитие Рамочной конвенции ООН в 2015 году было подписано Парижское соглашение, поставившее конкретную цель: удержать прирост средней температуры на планете ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней и приложить усилия в целях ограничения роста температуры до полутора градусов Цельсия. Чтобы достигнуть данной цели, государства-участники должны предпринимать максимум усилий для преодоления глобального пика выбросов парниковых газов, а также координировать свои усилия в данном направлении. Для этого каждая страна должна регулярно предоставлять информацию о своем вкладе в общее дело. На развитые страны возложена обязанность предоставлять финансовые ресурсы странам развивающимся для борьбы с потеплением. Начало 2021 года принесло несколько важных новостей – Китай объявил о планах запуска национальной системы торговли разрешениями на выбросы парниковых газов (углеродного рынка), а новый президент США Джо Байден в первый день на своей должности подписал указ о повторном вступлении страны в Парижское климатическое соглашение. Все указывает на то, что климатическая повестка будет продолжать играть существенную роль в мировой политике. Особенно это важно в преддверии климатического саммита ООН в Глазго в конце этого года. В апреле 2021 года представители стран Евросоюза завершили согласование нового климатического законодательства ЕС. Оно подразумевает сокращение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году по сравнению 1990 годом и выход Евросоюза на полную углеродную нейтральность к 2050 году

Вопрос экологичности, экосистемных последствий и социальных аспектов производства еды оказывается в центре внимания – как из-за кризиса традиционной (индустриальной) модели сельского хозяйства, так и в условиях все большего истощения сельскохозяйственных земель и нагрузки на другие экосистемы. Особую роль здесь играют новые риски для сектора из-за дальнейших последствий климатических изменений: рост дефицита пресной воды, истощение плодородия и опустынивание почв, учащение волн жары в основных сельскохозяйственных регионах мира.

Почему внутренние климатические цели стран Европейского союза стали одной из главных новостей международной повестки? Как климатическая политика ЕС сможет воздействовать на производство и рынки за пределами Евросоюза? Поясним. Климатическая политика ЕС – это основной элемент новой стратегии развития Евросоюза – Европейского зеленого курса, ЕЗК (European Green Deal, EGD). Впервые главным направлением развития Европейского Союза и «основной задачей нынешнего поколения» объявляется предотвращение последствий изменения климата и сохранение окружающей среды.

Стратегия Европейского зеленого курса включает 8 направлений: 1) Биоразнообразие: сохранение и восстановление экосистем, поддержка роли морей и океанов в экономическом развитии – «синяя экономика»; 2) Устойчивая и умная мобильность: сокращение выбросов от транспорта, переход на безуглеродное топливо и экологичные виды транспорта (общественный, велосипед), использование умных технологий; 3) Промышленность: переход на принципы циклической экономики, сокращение отходов, декарбонизация энергоемких отраслей, введение пограничного углеродного налога; 4) Изменение климата: переход к углеродной нейтральности до 2050 года, сокращение выбросов на 55% от уровня 1990 года к 2030; 5) Энергоэффективность: развитие возобновляемых источников энергии, переход на интегрированную энергосистему; 6) Эффективное строительство: повышение энергоэффективности зданий – реновация и новое энергоэффективное строительство; 7) Устойчивое сельское хозяйство: развитие органического сельского хозяйства, сокращение выбросов и отходов, поддержка программ здорового питания; 8) Нулевое загрязнение: сокращение использования вредных химических веществ..

Однако стратегии и цели в этих областях существовали и раньше. В чем же принципиальное отличие ЕЗК? Несмотря на «зеленые» приоритеты и название, ЕЗК – это не просто «экологическая политика». Это прежде всего – экономическая, социальная и торговая стратегия развития в условиях новых глобальных вызовов: изменения климата, деградации экосистем и необходимости перехода на низкоуглеродную экономику. Ее задача – сделать сохранение экосистем и сокращение воздействия на климат «фоновым» условием развития экономики. Реализация Зеленого курса – дорогое мероприятие. В ближайшие 10 лет программа потребует 1 трлн. евро, получить которые предполагается от частного бизнеса, инвестиций в «зеленые» проекты и вывода капитала из устаревших «грязных» отраслей. Для этого разрабатываются финансовые инструменты, в том числе недавно принятые правила EU Taxonomy Climate Delegated Act, позволяющие определить какие инвестиции можно отнести к «зеленым», а какие – нет.

Главная особенность Зеленого курса – обязательные к исполнению цели сокращения выбросов. Этим ЕЗК отличается от других документов в сфере экологической политики, например, от Парижского соглашения, которое носит рамочный характер и не накладывает на страны конкретных требований.

Тем не менее часть экспертов и политиков считает принятые цели недостаточными. Например, зеленая коалиция Европарламента заявляет, что Евросоюз должен был поставить планку хотя бы на уровне Парижских договоренностей, то есть снизить выбросы на 65% до 2030 года. Другим критикам поставленные цели кажутся, наоборот, слишком высокими, поскольку сокращение выбросов означает неизбежное сокращение экономического роста в странах с высокоуглеродными экономиками – Польше, Германии и Чехии. Для стран Восточной Европы быстрая трансформация тоже будет сложной и болезненной. Поэтому Зеленой курс предлагает не просто сокращать выбросы, но делать это в формате «справедливого перехода». Это значит, что перестройка экономики будет проходить поэтапно, с заменой традиционных отраслей новыми. Проекты трансформации угольных регионов уже осуществляются в Германии и Польше. Насколько эти начинания будут успешны, пока неясно.

Несмотря на все заявления и акты, позиция Евросоюза в мировой экологической повестке остается очень неоднозначной. С одной стороны, ЕС активно продвигает «зеленые» стратегии и действия на глобальном уровне. С другой – страны ЕС оставляют огромный экологический и климатический след, импортируя ресурсы и товары из других стран, где экологические стандарты менее жесткие. Одна из задач ЕЗК – разрешить это противоречие и выровнять экологические стандарты для европейских и иностранных производителей, чтобы не «перекладывать» загрязнение на другие страны. Это значит, что ЕЗК коснется не только Евросоюза, но и всех стран, имеющих экономические связи с ЕС.

Основной пример здесь – введение пограничного углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Сегодня цена выбросов углерода в ЕС регулируется внутренним рынком углеродных единиц и налогами на выбросы парниковых газов в странах-членах ЕС. Но во многих странах таких систем и рынков до сих пор нет, либо же цена на единицу выбросов ниже европейской. С введением углеродного налога страны и компании, экспортирующие товары на рынок ЕС, должны будут показать, что цена выбросов в ходе всего цикла производства была не ниже принятой в ЕС. То есть продавцы не смогут конкурировать за счет «дешевых» выбросов в стране производства. Если система учета выбросов парниковых газов в стране-производителе отсутствует, налог будет рассчитываться по стандартным (максимальным) показателям для такой продукции. Кроме того, углеродные выплаты, которые могли бы остаться в бюджете страны-производителя, поступят в бюджет ЕС в виде углеродного налога. Средства CBAM будут расходоваться на программы декарбонизации и справедливого перехода в ЕС, а также на программы помощи развивающимся странам.

Неудивительно, что перспектива введения углеродного налога вызывает недовольство торговых партнеров ЕС. Евросоюз обвиняют в нарушении правил рыночной конкуренции, но уже очевидно, что всем, кто хочет торговать с ЕС, придется принять новые правила. Тут уже, пожалуй, никуда не денешься.

Казахстан, разумеется, не мог остаться в стороне от общемировой тенденции. И определенные успехи в этой области есть. За последние 5 лет год объем электроэнергии, который вырабатывается у нас в стране на тепловых (то есть угольных и газотурбинных электростанциях), стал меньше почти на 4% – с 93% он снизился до 89,2%, а объем электроэнергии, которую производят гидроэлектростанции, напротив, увеличился с 7% до почти 9%. В прошлом году около 2% объема электроэнергии Казахстану обеспечили возобновляемые источники – ветер и солнце. К началу этого года в республике работало более 35 гидроэлектростанций общей мощностью почти 3 ГВт (14% от всей совокупной установленной генерирующей мощности РК), а также 8 солнечных и три ветровые электростанции. Предстоящий этап, а это период до 2030 года, будет посвящен более масштабному применению возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и энергосберегающих технологий не только в энергетике, но и в других отраслях. Есть и вполне себе амбициозная цель – к 2050 году создать и даже развить на определенных этапах принципиально новые отрасли промышленности на основе ВИЭ. Интерес представляет введение в Карагандинской области недалеко от Жезказгана в начале этого года солнечной электростанции «Кенгир». Ее установленная мощность составляет 10 МВт, а площадь, на которой смонтировано почти 30 тысяч солнечных панелей, – 20 гектаров. Эти панели позволяют вырабатывать ежегодно 14 млн кВт/ч. Электростанция «Кенгир» позволила снизить выбросы углекислого газа в атмосферу в объеме 12,2 тыс. тонн в год.

В общем, Казахстан тоже не отстает от мировых тенденций… Но вот куда повернут сами эти тенденции завтра, на этот счет тоже существуют разные мнения.

Курман АХМЕТОВ,

экономист

1145 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми