• Общество
  • 24 Июля, 2013

Устойчивое развитие и стабильность – основа казахстанского пути

Ахан БИЖАНОВ,
доктор политических наук,
профессор, председатель Комитета по социально-культурному развитию
Сената Парламента РК
 
Начало второго десятилетия текущего столетия стало поистине судьбоносным для нашей страны. Двадцатилетний юбилей Независимости, который республика отметила в 2011 году, явился важной вехой в истории государственного развития Казахстана. Давая оценку этому событию, Президент Н. А. Назарбаев отметил: «Наше главное достижение – мы создали независимый Казахстан». Страна вышла из горнила трудностей переходного периода, совпавшего по времени со сложнейшими глобальными кризисами, закаленным и уверенным в своих силах, состоявшимся по мировым меркам государством. В значительной степени успешно достичь этого результата помогло четкое видение траектории развития Казахстана, главные ориентиры которого были заложены в президентской Стратегии «Казахстан-2030». Досрочное выполнение ее целей обусловило возможность и необходимость перехода к следующему этапу развития страны на основе долгосрочного планирования.

 Впираясь на эти результаты, Глава государства в Послании казахстанскому народу от 14 декабря 2012 года поставил новую задачу: «сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке. Наша главная цель – к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда».

 Среди важнейших условий, требующихся для решения данной задачи, – обеспечение стабильности и устойчивости поступательного развития всех сфер жизнедеятельности государства и общества. Следует отметить, что в политико-философском понимании данные категории являются взаимоувязанными и непротиворечащими дефинициями, так как стабильность не означает консервацию имеющихся общественных отношений, а как раз наоборот предполагает их дальнейшее развитие во избежание застоя и упадка, грозящих дестабилизацией. При этом стабильность характеризует устойчивое состояние системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и основные качественные параметры.

 В научно-методологическом плане принято различать политическую, экономическую и социальную стабильность.

 Политическая стабильность характеризует такое состояние государства и общества, когда обеспечивается эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса.

 Для нашей страны стало аксиомой, что наиболее эффективной формой управления является демократия. Опираясь на комплекс прав и свобод человека, принципы верховенства закона, конституционного разделения ветвей власти, равноправия, политического плюрализма и выборности, она придает государственному устройству прочность, устойчивость, и одновременно – адаптивность и необходимый динамизм развития. Демократия в максимальном объеме отражает народные интересы, предоставляет действенные механизмы их реализации, что и определяет результативность такой формы управления.

 Важно отметить, что Казахстан, с момента независимости избравший демократический вектор развития в качестве первоосновы государственной политики, последовательно движется по пути политической либерализации. В стране изначально действовал механизм выборов на альтернативной основе, были закреплены основные права и свободы граждан, принципы политического плюрализма, свободы информации, невмешательства государства в дела общественных организаций, равноправия этносов и конфессий. В этом смысле можно говорить, что, обеспечив демократическую правовую основу общественных отношений, Казахстан с первых дней своего суверенитета сделал серьезный шаг по пути укрепления стабильности и устойчивости своего развития.

 В последующем, следуя формуле: «Сначала – экономика, потом – политика», где каждый этап политических реформ увязывался с уровнем развития экономики, страна неуклонно наращивала свой демократический потенциал.

 Важнейшим шагом на этом пути стало принятие на общенародном референдуме 30 августа 1995 года ныне действующей Конституции. Это важнейший правовой документ, регулирующий все сферы жизнедеятельности казахстанского государства и общества. Ее значение детерминируется тем, что Конституция дает четкое правовое определение основ государственного устройства, системы общественных ценностей и приоритетов, закрепляет систему прав и свобод человека и гражданина, устанавливает правовые устои экономики, формирует официальную модель системы высших и местных государственных органов, их взаимоотношений, статуса и деятельности, а также определяет место и роль институтов гражданского общества. Вместе с тем, Основной Закон выступает своего рода матрицей и программой всего текущего законодательства, задающей границы, ценностные, структурные, институциональные и функциональные ориентиры и направленность его формирования. В этой связи незыблемость конституционного строя составляет основополагающий фактор экономической, политической, социальной стабильности и устойчивости государства.

 В Конституции Казахстана в качестве основополагающих принципов определены: общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. В соответствии с Конституцией созданы современные демократические институты, реализован основной принцип демократии: разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную с четким механизмом сдержек и противовесов.

 Важнейшим механизмом, придающим целостность, устойчивость и управляемость всей конструкции власти, выступает институт президентства. Согласно ст. 40 Основного Закона, Президент Республики выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. В то же время надо подчеркнуть, что широкий объем полномочий Главы государства обеспечивает единообразие управления, оперативность решений и возможность мобилизации всех государственных ресурсов в кризисные и переломные моменты развития государства, что в значительной мере повышает шансы стабилизации и контроля над ситуацией.

 Республика Казахстан утвердила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются права и свободы человека. Они принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Основной Закон обязал законодателя при принятии законов ставить во главу угла права человека.

 К важнейшим принципам государственной политики, закрепленным в Основном Законе нашей страны, относится равноправие всех граждан Казахстана и их защита от какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Нарушение данного принципа преследуется законом.

 За годы действия Конституции ни одно политическое разногласие не переросло в кризис, все споры решаются в рамках конституционных процедур.

 Казахстанский Основной Закон имеет высокую степень адаптивности к изменяющейся действительности. Наглядным доказательством этого служат новеллы, периодически вносимые в Конституцию с целью приведения ее в соответствие с реалиями и потребностями времени, к примеру, поправки по расширению полномочий Парламента, усилению роли партий, укреплению представительства интересов этнических групп, развитию демократических начал в системе местного самоуправления.

 Нетрудно заметить, что отмеченные выше имманентные черты отечественной Конституции имеют универсальные характеристики, в равной степени подходящие и к современности, и к обозримому будущему. В данном отношении нет повода сомневаться, что до горизонта 2050 года содержательная суть Конституции, а вместе с ней и тренда демократического строительства останется неизменной. Именно в этом состоит непреходящая ценность Основного Закона для процессов дальнейшей консолидации казахстанского общества, мирного и стабильного развития нашей республики.

 Веское значение для долговременного стабильного развития имеет динамическая устойчивость политической системы страны. В этой связи стратегический курс государственной политики Казахстана неразрывно связан с укреплением демократических институтов, сохранением межэтнического и межконфессионального согласия, развитием диалога многообразных культур, а также формированием зрелого гражданского общества.

 В числе важнейших институтов эффективного управления при демократии – органы законодательной власти. С принятием в 1995 году нового Основного Закона в Республике был создан профессиональный двухпалатный Парламент.

 Существенные сдвиги произошли в части функциональных возможностей казахстанского Парламента. Принятые в 2007 году поправки к законодательству расширили полномочия представительных органов страны в части формирования и контроля бюджетов разных уровней, отчетности исполнительной власти перед законодательной, согласования кандидатур при назначении на высокие государственные должности. Повысились стабилизационные функции Сената, получившего право на осуществление законодательной деятельности в случае роспуска нижней палаты Парламента. Одновременно была укреплена роль политических партий в Парламенте в отношении формирования Правительства.

 В целом, за время независимости высшим законодательным органом страны было принято свыше 2100 законов, из них более 1900 – современным двухпалатным Парламентом, созданным в соответствии с Конституцией 1995 года. Принятые законы стали прочной правовой платформой развития нашего государства. Они обеспечили уверенное продвижение суверенного Казахстана по пути мира, демократии, устойчивого экономического и социального прогресса.

 Известно, что центральным звеном демократической политической системы является регулярное проведение выборов. На сегодня никто не вправе подвергать сомнению, что в нашей стране за годы реформ институт выборов укоренился и стал важнейшим фактором политической жизни. Трансформируясь в соответствии с логикой времени, выборное законодательство закрепило нормы пропорционального представительства партий в Мажилисе, обязательности политического плюрализма (не менее 2-х партий) депутатского корпуса, альтернативности выборов, справедливости и транспарентности электорального процесса. Важнейшим шагом к дальнейшей демократизации Казахстана является введение выборности акимов районного и сельского уровней, являющихся одновременно главами органов местного самоуправления.

 Вместе с тем, исторический опыт показывает, что там, где политическое реформирование шло без суеты и попыток искусственного ускорения, процесс завершался успешно. Поэтому главной целью политической модернизации является не достижение некоего условного уровня демократизации политических институтов, а их устойчивость, стабильность и способность отвечать сложившимся к этому моменту общественным условиям. Более того, время доказывает, на стадии активной общественной трансформации именно крепкая, консолидированная исполнительная вертикаль власти способна аккумулировать ресурсы для быстрого и устойчивого развития, обеспечить безопасность и создание сильной экономики. Так было в Южной Корее, Китае в период последних реформ, в Малайзии и ряде других стран, совершивших, по выражению отца сингапурских рефом Ли Куан Ю, рывок из третьего мира в первый.

 В условиях полиэтнической структуры населения Казахстана существенное значение для сохранения политической стабильности и гражданского мира имеют вопросы национальной политики. Президентом страны неоднократно подчеркивалось, что межнациональное согласие – наша главная ценность. Благодаря проведению сбалансированной национальной политики Казахстану удалось преодолеть риски межэтнических и межконфессиональных конфликтов, придать процессам национально-духовного возрождения и равноправного развития всех этносов страны последовательный и необратимый характер.

 Эффективным стабилизационным контуром, выполняющим функции обеспечения межэтнического мира и согласия, стала образованная по инициативе Главы государства в 1995 году Ассамблея народа Казахстана. Обладая особым конституционным статусом и имея депутатское представительство в Парламенте, АНК активно участвует в процессе обсуждения и принятия законов, выражающих интересы как всего народа Казахстана, так и отдельных этнических групп, проживающих в нашей стране. Весомо проявляется роль Ассамблеи и в других сферах общественно-политической жизни, касающихся межнациональных отношений.

 Позитивный опыт Казахстана является примером того, как нужно решать проблемы сотрудничества разных этносов в демократическом духе. При этом важно отметить, что особая роль в этом процессе отводится развитию языка и культуры титульной нации – казахов. Выступая объединяющим ядром культурно-языкового кода нашей страны, казахский язык и культура обеспечивают государственную идентичность, духовную и социокультурную независимость и самостоятельность Казахстана. Вместе с тем поддержка равноправного сосуществования и развития культурных традиций и языков этносов, населяющих Казахстан, служит основой дальнейшего упрочения единства народа, укрепления атмосферы мира и согласия. Время показало, что это самый верный и действенный рецепт в деле сохранения межнациональной стабильности.

 Помимо отношений согласия и единства между этносами, немаловажную роль в обеспечении мирного и поступательного развития страны играет и толерантность между людьми различных вероисповеданий. В Казахстане действует свыше трех тысяч религиозных объединений, представляющих 17 конфессий. Государство занимает в этом вопросе однозначную позицию: сфера духовного воспитания должна отвечать как задаче полноценной реализации религиозных прав и свобод казахстанцев, так и делу создания эффективной защиты от терроризма и экстремизма. В этом отношении Казахстан продолжит прилагать необходимые усилия, чтобы признанный мировым сообществом пример диалога культур и религий в нашей многонациональной стране и далее служил обеспечению единства, стабильности и устойчивого развития республики.

 Важной базовой компонентой стабильности является обеспечение устойчивого экономического роста страны, необходимого для расширенного воспроизводства общественного продукта (благ и услуг) и поступательного социального прогресса. В условиях современной глобализации главным требованием к этому процессу выступает наличие конкурентоспособности национальной экономики, что, в свою очередь, зависит от ряда факторов. Среди них выделяются технологическая инновационность производства, высокое качество человеческого капитала, наличие полноценной сырьевой базы, отлаженная инфраструктура. Кроме того, важное значение имеет также такой фактор, как качественный государственный менеджмент экономической сферы, включающий в себя благоприятное экономическое законодательство, устойчивую финансовую систему, меры стратегического планирования и поддержки развития отечественной экономики.

 В данном контексте экономическая политика Казахстана, нацеленная на стабильный рост, является достаточно эффективной. Несмотря на объективные трудности транзитного этапа, нам удалось успешно осуществить рыночную трансформацию, выстроить устойчивую банковско-финансовую систему, создать класс собственников-предпринимателей, обеспечить контроль государства за стратегическими отраслями, создать благоприятный инвестиционный климат, способствовавший приходу в Казахстан иностранных инвестиций и технологий. Благодаря своевременно принятым мерам республика уверенно справилась с последствиями глобальной экономической турбулентности двух последних десятилетий, причем Казахстан стал одним из немногих государств мира, экономический рост которых продолжился даже в период международного финансово-экономического кризиса 2007–2009 годов. За время, прошедшее с момента обретения независимости, наше государство превратилась в заметного и уважаемого актора мирового рынка, особенно в энергетическом секторе.

 Сегодня страна продолжает сохранять опережающие по сравнению с мировыми ежегодные темпы развития (5-7% против 2-3%). В ходе реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 годы в Казахстане создается современная производственно-технологическая база, которая должна стать фундаментом для повышения глобальной конкурентоспособности страны и ее прорыва в ряды передовых индустриальных держав. В макроэкономическом плане решение задач ГП ФИИР приведет к диверсификации экономики и уходу от однобокой сырьевой направленности производства. В результате ослабнет зависимость республики от мировой конъюнктуры на сырье, а следовательно, укрепится устойчивость экономического развития нашего государства. Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза к 2025 году и в три раза к 2040 году. Помимо чисто экономического эффекта, выполнение программы имеет важные социальные плюсы – будут созданы сотни тысяч новых рабочих мест с достойной и стабильной зарплатой, расширятся возможности профессионального роста или даже открытия собственного дела.

 Экономическая стабильность напрямую зависит и от устойчивого развития села, где проживает около 47% казахстанцев. Сегодня в стране работает 185 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств, 9 тыс. крупных и средних предприятий. В них трудится примерно одна треть занятого населения. В этом секторе ежегодно создается до 7% национального богатства страны.

 Учитывая высокую степень важности развития сельского хозяйства для поддержания продовольственной безопасности страны и увеличения ее экспортного потенциала, государство ведет активную работу по оказанию поддержки аграрному сектору. Только в ходе реализации Государственной программы развития аулов и сел на 2004-2010 годы было освоено почти 1 трлн. тенге. В десятках сельских населенных пунктах реконструированы и построены новые школы, больницы, дома культуры, дороги, системы водоснабжения, электрические сети. В рамках Госпрограммы по развитию агропромышленного комплекса на период до 2020 года на развитие отечественного сельского хозяйства будет выделено еще 3 трлн. тенге.

 В Казахстане сформированы и действуют эффективные инструменты государственной поддержки сельхозпроизводителей. Это льготное налогообложение, кредитование и субсидирование, удешевленный лизинг сельхозтехники и оборудования, установление сезонных предельных цен на ГСМ.

 Другой важный аспект развития аграрного сектора – принимаемые государством меры по обеспечению сельского хозяйства качественными специалистами. Всего за период с 2009 по 2012 год на работу в сельскую местность привлечены 24577 специалистов, большинство из которых приехало в рамках инициированного Президентом проекта «С дипломом – в село!». Анализ состава привлеченных специалистов говорит о том, что акцент государственной поддержки селу делается на создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей равные с городом условия личностного развития. В перспективе это должно способствовать улучшению качества жизни в аулах и селах и, как следствие, снижению уровня неконтролируемой миграции и сопутствующих ей рисков и угроз.

 Государство проводит целенаправленную работу по расширению экспортных коридоров для наших сельхозпроизводителей. Создана транспортно-логистическая ин¬фраструктура в Каспийском регионе для экспорта зерна на рынок Ирана и стран Закавказья. Увеличены мощности действующих и введены новые зерновые терминалы в портах Актау, Баку – в Азербайджане и Амирабад – в Иране. С завершением реализации проекта железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран с последующим выходом на южноиранские порты возникают перспективы поставок отечественных продовольственных товаров на рынки стран Персидского залива, Восточного Средиземноморья и Северной Африки. Строительство железнодорожной ветки Жетыген – Коргас и ввод международного транспортно-логистического хаба «Хоргос» позволят выходить на рынки Китая и в Тихоокеанский регион.

 С учетом тенденций и перспектив развития мирового аграрного рынка перед нашим агропромышленным комплексом поставлена задача – стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Результатом принятых мер должно стать увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз.

 Все отмеченные выше экономические проекты имеют большое значение для укрепления социальной стабильности в обществе, так как позволяют обеспечить население постоянной работой, а значит и стабильными источниками доходов.

 Глава государства в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана. Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» подчеркнул: «Мы должны учитывать, что экономическая и социальная модернизация должны идти максимально синхронно». Поэтому все осуществляемые государством программы имеют взаимосвязанный, синергетический характер, решая проблему модернизации и устойчивого развития в комплексе.

 В этом плане можно отметить, что как экономические, так и социальные государственные программы последнего времени строятся с учетом долговременных тенденций развития и нацелены на мультипликативный социально-экономический эффект. Средний горизонт планирования госпрограмм в настоящее время составляет в среднем около 8-10 лет, до 2020 года. Их главное предназначение – обеспечение социального благополучия и безопасности на основе перманентного экономического роста, что является лучшей гарантией стабильности в обществе. В данном контексте Главой государства поставлена задача, чтобы все программы, реализуемые в стране, были нацелены на решение проблем трудоустройства, нивелирование социальных дисбалансов, выравнивание уровня и темпов развития регионов страны.

 Обеспечение благосостояния граждан имеет особо важное значение для социальной стабильности, являющей собой интегральное свойство и основу всех других – частных устойчивостей общества. Она придает особую целостность обществу и оказывает обратное воздействие на устойчивость экономики, политики, духовно-идеологической жизни. Социальная стабильность формируется по мере удовлетворения потребностей людей, реализации их интересов, ценностей и целей через собственную деятельность.

 Среди факторов, способствующих социальной стабильности, выделяются: социальное равенство; социальное сотрудничество и партнерство; социальная ответственность государства и бизнеса (инвестиции в человеческий капитал, поддержка социально уязвимых слоев населения); обеспеченность населения работой и стабильным доходом; широкий набор, высокое качество и доступность социальных благ (жилье, образование, здравоохранение, культура); общественный консенсус по основным мировоззренческим ценностям; межнациональный мир и согласие; общегражданская идентификация и патриотизм; массовое чувство социальной солидарности; восходящая социальная мобильность (например, от малого к среднему бизнесу).

 Особое внимание государством уделяется развитию предпринимательства как механизму формирования среднего класса, играющего важную роль в обеспечении социальной стабильности. Данная социальная группа в силу своего имущественного состояния заинтересована в сохранении общественного спокойствия и порядка, выступающих гарантом ее благополучия. Причем важен не только уровень материального состояния, но и способ его достижения – высокоэффективная производительная деятельность, требующая высокого уровня как производственной, так и общей культуры. Поэтому существенное значение для обеспечения устойчивого состояния социальной стабильности имеет не только количественное, но и качественное состояние среднего класса.

 С учетом указанного, целевыми параметрами социальной стратификации, на которые ориентируется Казахстан в долгосрочной перспективе, являются аналогичные показатели развитых стран Запада, где средний класс составляет более 60% населения.

 Имея в виду стабильность общества, нельзя также обойти вниманием такие важные свойства как способность государства, бизнеса и наемных работников осуществлять сотрудничество и партнерство, цивилизованно разрешать возникающие конфликты, достигать социального мира посредством переговоров компромиссов и консенсусов.

 В этом отношении важен механизм трипартизма – законодательно установленной процедуры переговоров между профсоюзами и работодателями «под присмотром государственных чиновников», а также корпоративная социальная ответственность, означающая добровольное решение компании участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. В Казахстане функция трипартизма выполняется Республиканской трехсторонней комиссией социального партнерства в сфере трудовых и социально-экономических отношений.

 

Вместе с тем, в последнее время в мире получает все большее распространение новая система социального партнерства, которая принципиально отличается от трипартизма. Основное отличие новой системы от старой заключается в том, что совместно с профсоюзами в ней все более активно участвуют организации гражданского общества, которые, начиная с 1960-х годов, вступили в новую полосу своего развития и под названием «новых социальных движений» превратились в существенный фактор социально-экономических и политических отношений. С учетом этой тенденции в нашей стране по мере развития гражданского общества также произойдет переход к отмеченной модели социального взаимодействия.

 Укреплению социальной стабильности будет способствовать переход к новым принципам социальной политики, базирующимся на комбинированной системе социальных гарантий и личной ответственности граждан за свою судьбу. Главной целью такой политики, как отметил Президент, является недопущение роста бедности и социального неравенства в Казахстане. Гарантируя гражданам минимальный социальный стандарт, государство создает условия для удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в рамках указанной меры социальной солидарности государство будет оказывать поддержку только тем группам населения, которые в этом объективно нуждаются. В рамках усиления системы социальной защиты намечено дальнейшее увеличение размеров адресной социальной помощи, расширение спектра государственных услуг социального назначения. Продолжится работа по вовлечению категории так называемых «самозанятых» в поле легального экономического производства, в том числе с целью решения проблемы их пенсионного обеспечения, социального страхования и иных вопросов социального плана. Одновременно предусматривается расширение пакета мер, направленных на повышение занятости путем стимулирования деловой инициативы, создания благоприятного инвестиционного климата, увеличения количества рабочих мест путем ввода новых производственных мощностей и развития сферы услуг.

 Кстати, мировой опыт показывает, что 9/10 всех новых рабочих мест создается в сфере частного бизнеса. Поэтому, если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, обеспечивать высокий уровень занятости, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. В данной связи вполне закономерно, что в Стратегии «Казахстан-2050» вопросы развития малого и среднего предпринимательства указаны в качестве ключевого приоритета нашей государственной политики.

 Серьезные риски для стабильного развития страны таят в себе проблемы социальных дисбалансов в развитии регионов, сопряженные с вопросами занятости, обеспеченности бытовой и социально-культурной инфраструктурой, экологической безопасностью и другими параметрами качества жизни.

 Сейчас почти половина ВВП (в сумме около 47%) производится городами Астана и Алматы, Атырауской и Карагандинской областями. В то же время на долю Акмолинской, Кызылординской, Жамбылской и Северо-Казахстанской областей приходится лишь 11,4% ВВП республики.

 Должен заметить, что между этими показателями, уровнем безработицы и внутренней миграции существует пропорциональная взаимосвязь. Чем более экономически развит регион, тем он соответственно больше может предоставить возможностей для трудоустройства, решения вопросов социальной сферы, а следовательно, является более привлекательным для трудовых мигрантов. Именно этим объясняется неуменьшающийся приток мигрантов в центры экономической активности – Алматы, Астану, промышленные регионы. По данным республиканского Агентства по статистике, в 2011 году, в целом по республике, внутренними миграционными процессами были охвачены около 360 тысяч человек. В то же время, по оценкам экспертов, численность внешних трудовых мигрантов, прибывших в поисках работы в Казахстан, составляет до 1 млн. человек. Не следует забывать, что подобная социальная мобильность может нести с собой не только позитивные моменты, но и – без должного контроля! – выступать потенциальным источником социальной напряженности и даже общественной дестабилизации. В этой связи вполне объяснимо растущее внимание государства к регулированию вопросов миграции как одному из серьезных факторов обеспечения общественной стабильности. Об этом, в частности, говорит принятие в 2011 году Парламентом РК новой редакции Закона «О миграции населения».

 Другой стороной решения проблемы выступает усиление пакета мер, направленных на подъем регионов. В данном отношении следует выделить факт создания Министерства регионального развития РК, являющегося стратегическим центром разработки и проведения региональной политики, осуществляющей децентрализацию функций управления, кадровое и финансовое усиление местных органов власти, реализацию таких важных государственных программ, как ГП ФИИР, «Дорожная карта бизнеса-2020», «Занятость-2020», «Развитие регионов», отраслевых и местных программ развития, а также ряд других стимулирующих региональное развитие мер, в том числе законодательного характера.

 В рамках данной политики предусматривается создание целостной системы экономического

1155 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми