• Общество
  • 24 Июля, 2013

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 В Алматы в Институте магистратуры и докторантуры PhD КазНПУ имени Абая прошел II международный симпозиум «Социология образования», посвященный актуальной для общества проблеме – социальной организации образования и воспитания, осуществление которой немыслимо без участия социологической науки.

Модератором мероприятия выступил крупный ученый, заведующий кафедрой политологии и социально-философских дисциплин Института магистратуры и PhD докторантуры КазНПУ им. Абая Раушанбек Абсаттаров.

 Социология образования, основанная великим французским ученым Эмилем Дюркгеймом, находит свое активное развитие на основе анализа реальной действительности процесса социализации и национальных систем образования различных стран, включая Республику Казахстан.

 По словам доктора социологических наук, профессора, депутата Мажилиса РК Серика Сейдуманова, «координация интеллектуального потенциала ученых в деле социального прогнозирования и социологического анализа современных проблем образования имеет особое научно-практическое значение для современной цивилизации и для ее перспективы. Первый шаг в этом деле был сделан учеными-социологами из Турции, под руководством крупного специалиста в области социологии образования, профессором, заведующим кафедрой социологии Университета Анкары Исмаилом Доганом (в мае 2012 года I международный симпозиум «Социология образования» был организован и проведен на базе Университета Анкара)».

 Как отметил С. Сейдуманов, «нас весьма интересует процесс социализации молодого поколения, аспекты духовной культуры в ближних нам странах, и тем более в соседних странах Центральной Азии, Евразийском пространстве в целом… Казахстанской социологией накоплен опыт не только теоретического, методологического, эмпирического, но и праксеологического исследования в области социологии образования. Наработан опыт отслеживания социального аспекта педагогического процесса. Осуществлены социальные эксперименты в области дошкольного и школьного образования, где межнаучные связи поставлены на реальную основу».

 Весьма занимательным было выступление доктора социологических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета (Россия) Александра Куропятника. В своем докладе «Новые контуры образования в условиях модернизации» он отметил: «Существующие в России Государственные образовательные стандарты только с некоторыми отговорками можно назвать дорожными картами образования, устремленного в будущее. Это, скорее, перечень условий предоставления образовательных услуг. Типовой договор для рынка образования, включающий определенный набор дисциплин, компетенций, составляющих ядро образовательной программы. Новые Стандарты далеко ушли от своих предшественников, так называемых Стандартов второго поколения; и в одном, и в другом случаях это Стандарты профессиональной подготовки, претендующие на соответствие запросам рынков труда на определенные профессии. В этой роли они выступают как своеобразные ловушки не только для студентов, но и для работодателей, предлагая последним принять участие в определении рисков профессиональной подготовки, которая как функционально, так и содержательно была бы адекватной запросам рынков труда через 2, 4, 6 или 9 лет обучения. При этом, инерционность сферы образования и ее хроническое запаздывание с ответом «на вызов момента», ускользают из поля зрения заинтересованных сторон. Они выступают, зачастую, непреодолимым препятствием также и для преподавателей высшей школы, которые стремятся распознать контуры рыночного спроса на профессии, в ближайшей и отдаленной перспективах».

 По его словам, «процессы модернизации достаточно глубоко затронули национальные системы образования, благодаря развитию информационных технологий, средств коммуникации, проектной деятельности, мобильности, что не могут быть осмыслены в полной мере в терминах, относящихся к организации образования, а именно – в специализированных программах, учебных планах, наборах профильных дисциплин. Система высшего образования, определявшая на протяжении десятилетий профессиональные контуры сфер экономики, политики, культуры и общества, гарантировавшая востребованность своим выпускникам на рынках труда, вступила в зону своеобразной разбалансированности смысловой основы профессионально-ориентированной подготовки. Соответственно, профессионально-ориентированные учебные планы стали перемещаться в сферу простого воспроизводства профессиональной структуры, без ее соотнесенности к потребностям рынка труда. Этот «бег на месте» сопровождается принципом перманентной профессиональной переподготовки. Однако последняя лишь отчасти снимает проблему несоответствия возможностей системы образования и запросов рынка труда так называемой культурной переподготовкой, позволяющей «быть посвященным», «знать, что происходит», обновлять каждый месяц, каждый год свой культурный арсенал».

 

Соб. инф.

1194 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми