• Общество
  • 26 Июня, 2013

Выбор профессии: запросы молодых

Сауле АЛИМБАЕВА,
кандидат социологических наук, 
ТарГУ им. М. Х. Дулати

Павел ШЕВЦОВ,
студент 3 курса 
ТарГУ им. М. Х. Дулати

Проблема трудоустройства в настоящее время – «головная боль» для молодых людей. Они начинают задумываться о ней со студенческих лет. Многие студенты, будущие специалисты, считают, что процесс поиска работы будет длиться долго и с приложением больших усилий. Запросы молодых в отношении будущей работы и уровень получаемой в вузе квалификации, приобретаемые профессиональные знания, навыки и опыт не всегда соответствуют требованиям рынка труда. 

В связи с чем, в настоящее время назрела объективная необходимость в создании условий, при которых молодые люди имели бы возможность выбирать те места работы и профессии, которые способствуют эффективному функционированию экономики. Поэтому внимание государственных структур должно быть сконцентрировано не только на экономических потребностях общества, но и на стремлениях молодежи к профессиональной деятельности, обеспечивающей актуальные потребности общества.


Важнейшую роль в развитии личностных способностей молодежи играет система образования, способствуя формированию ценностно-профессиональных ориентаций. Тем самым, она выступает одним из важнейших факторов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы для общества в целом и социальным механизмом, помогающим молодому человеку сделать правильный, жизненно важный, профессиональный выбор. 
От выбора профессии зависит, какое место будущий работник будет занимать в сфере общественного разделения труда; насколько будут удовлетворяться материальные и духовные потребности человека. От этого зависит, в какой мере будет использоваться громадный потенциал способностей и талантов молодежи. Адекватный выбор профессии молодыми людьми способствует более производительному труду, эффективному использованию интеллектуального потенциала государства, сокращению масштабов миграции и текучести кадров, стабильности и, в широком смысле, национальной безопасности. 
В современных условиях происходит усложнение общественного производства, возрастают требования к различным характеристикам навыков и умений человека, что вызывает необходимость профессиональной ориентации и разработки новых технологий, которые позволяют сделать правильный выбор профессии.1
Выбор будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила не только радость, но и достойно оплачивалась.
 От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие взрослые оказываются недовольны выбранной сферой деятельности, и как следствие – уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализации, своим социальным статусом. Безусловно, профессия должна быть интересна и привлекательна, а также соответствовать способностям человека. 
Самым распространенным и  ошибочным принципом выбора профессии является ее престижность. Но общественное признание со временем меняется, и профессия, востребованная сегодня, может не пользоваться спросом на рынке труда завтра. 
Ошибочно также ориентироваться только на высокую зарплату, так как заработок зависит от знаний, опыта, желания работать и конкретного предприятия.
Не стоит слепо идти по стопам своих лучших друзей. Если ваши способности не совпадают, то, потеряв время, вы все же будете вынуждены поменять свою специальность. 
Таким образом, выбор профессии – одно  из самых трудных решений в жизни человека.
Основной целью данного исследования является выявление и анализ факторов, влияющих на выбор профессии у студентов. Объектом исследования выступили студенты, предметом – причины, которыми руководствуются студенты при выборе специальности.
Задачи исследования:
1. Определение факторов, влиявших на выбор специальности.
2. Выявление степени удовлетворенности обучением по специальности.
3. Определение роли выбора профессии  в жизни человека.
Гипотеза: При выборе профессии студенты чаще всего ориентируются на высокую зарплату, престижность будущей профессии, мнение родителей и друзей, чем на свой собственный интерес к будущей деятельности.
В исследовании используется метод опроса, а именно  – анкетирование.
Какие же факторы оказывают сегодня определяющее влияние на выбор молодыми людьми своей профессии:
а) социальное положение родителей или старших членов семьи;
б) позиция друзей, социального окружения среди сверстников молодежи;
в) сложившееся личное мнение о будущей профессии;
г) информированность о профессиях;
д) склонности к тем или иным видам деятельности;
е) способности, навыки, знания, достигнутый уровень развития молодого человека, что является основой для формирования его будущей профессиональной пригодности.
Если все перечисленные факторы влияния на выбор профессии согласованы между собой и не противоречат друг другу, то данное положение можно считать наиболее благоприятным для выбора профессии. Однако, иногда планы молодого человека могут формироваться под воздействием общественного мнения, мнимой престижности, предрассудков и не согласовываться с его личностными склонностями или быть в противоречии с позицией родителей.2
 Поэтому выбор профессии и процесс трудоустройства молодежи требуют в настоящее время основательной общеобразовательной и профессиональной подготовки педагогических кадров. Но в этой области существует множество нерешенных проблем. 
На вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии? Какой профессия должна быть?»  25% респондентов выбрали утверждение о том, что профессия должна быть престижной; 24,5% считают, что профессия должна быть интересной и нескучной; 24% считают, что профессия должна быть хорошо оплачиваемой.
Как видим, на первое место большинство выпускников поставило престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но изменилась экономическая ситуация, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Но что будет с ними лет через десять, пока никто не знает. 
На второе место молодые люди ставят желание приобрести хорошо оплачиваемую профессию, не зная, наверное, того, что оплачивается не профессия, а должность. 
 А вот третье требование, которое называют выпускники, «должна быть интересной» – одно из наиболее веских для выбора профессии. Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставит на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства – и вовсе на восьмое. И совершенно не учитывает свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора.
 Социологическое исследование показало, что студенты выбирают специальности самостоятельно в половине случаев, а также основываясь на желаниях или советах у своих родителей.
На вопрос: «Как вы считаете, будет ли оплата вашего труда соответствовать вашим потребностям?» большинство респондентов ответило, что они настроены оптимистично, но и не уверены, что смогут найти хорошо оплачиваемую работу, хотя 20% опрошенных уверены в своих силах.  
По результатам исследования было установлено, что больше половины опрашиваемых после окончания университета планирует работать по специальности (64,8%). Они считают, что их будущая профессия является перспективной и востребованной на рынке труда. 
После окончания вуза большинство студентов планирует работать по специальности (62%), часть студентов по различным причинам находится перед выбором работать по специальности, имея низкую зарплату, либо устроиться на работу по смежной специальности (38% опрошенных).  
Нередко случается, что молодые люди точно не знают, какую должность они планируют занять. Однако многие заявляющие, которые хотят стать руководителями предприятия, могут и не знать в деталях, что это за работа, и уж тем более нет гарантии, что они  соответствующую должность действительно займут. Но ответы на этот вопрос как минимум указывают на то, что должности, указанные в вариантах ответов, достаточно высоки. Многие студенты хотели бы занять должность руководителя крупного подразделения или предприятия, или же быть руководителем более высоких звеньев. 
«Чем бы Вы хотели  заниматься после окончания вуза?» После окончания вуза большинство студентов планирует основать свое дело и продолжить образование.
«Что для Вас наиболее значимо в будущей работе, профессии?» На основании проведенного социологического исследования этой группы респондентов, можно построить следующий рейтинг значимости характеристик деятельности: 
1-е место – «Возможность занять высокий пост, иметь власть» 
2-е место – «Возможность получать высокие доходы» 
3-е место – «Творческий, интересный характер работы»
4-е место – «Самостоятельность, независимость» 
5-е место – «Ее соответствие моим способностям, умениям» 
Этот рейтинг позволяет увидеть, что в той или иной деятельности привлекает молодежь в большей степени, он представляет собой своеобразную систему критериев оценки определенного вида деятельности. В первую очередь, молодежь смотрит на возможности для карьерного и профессионального роста, затем на возможность получать хорошую зарплату, затем на содержание самой деятельности, ее разнообразие, а после этого на факторы, связанные с социальной оценкой (социальная полезность, престиж, соответствие моральным нормам и умениям опрашиваемых). 
В ходе опроса  выяснилось, что, во-первых, опрошенные студенты высоко оценили значимость получения высшего образования в современном обществе. Они выделили три ключевых мотива получения высшего образования: получение образования как залога будущего материального благополучия; определение высшего образования как основы повышения интеллектуального уровня человека; оценка образования как элемента социального статуса человека. 
Во-вторых, было определено, что выбор специальности осуществляется абитуриентами на основе: мнений родителей, друзей и знакомых о конкретном вузе, а также собственных оценок абитуриентов, основанных на их личных впечатлениях, ожиданиях, перспективности специальности.
В-третьих, было выявлено, что при выборе специальности абитуриенты ориентируются преимущественно на два критерия: личный интерес к специальности и ее востребованность на рынке труда. 
В-четвертых, после окончания университета большая половина абитуриентов планирует работать по специальности или основать свое дело. Они считают, что их будущая профессия является перспективной и востребованной на рынке труда.
Таким образом, результаты исследования показали, что целеустремленность, трудолюбие, стремление к самореализации, вера в собственные силы и оптимизм  предопределяют успешность трудоустройства выпускников и гарантируют их професси­ональную состоятельность. 

г. Тараз

Литература
1. Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М.: Мысль, 1985, с. 30.
2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи: Учебное пособие. Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов-на Дону: Феникс, 2001, с. 313.

1373 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми