• Исторические страницы
  • 27 Января, 2016

Тува древняя и разноликая

Мир глазами путешественника

Исмаилжан Иминов

(Продолжение. Начало в №№ 9-12, 2015)

В Кызылском педагогическом институте
С директором Кызылского педагогического института нас познакомила моя добрая знакомая, доцент Лариса Шимит.
– Валериана Тарачиевна Ликтан, доцент, кандидат экономических наук, возглавляет наш педагогический институт, который функционирует при ТувГУ, – представила Лариса свою подругу.

– Рады знакомству с вами, мы с моим другом Исмаилжаном всю жизнь посвятили образованию, школе, – сказал доктор географических наук, профессор Орденбек Мазбаев. – Поэтому с удовольствием пообщаемся с коллегой,– с улыбкой продолжил он.
в Кызылском пед. институтеМы находились в здании института, которое располагалось недалеко от нашей гостиницы. Нас пригласили в большой кабинет, где за квадратным столом состоялся наш диалог.
– Валериана Тарачиевна, расскажите, пожалуйста, о вашем учебном заведении, – попросили мы директора.
– Кызылский педагогический институт одновременно самое молодое и старое учебное заведение Тувы, оно создано приказом ректора ТувГУ в сентябре 2009 года. Но мы всегда должны помнить, что наш университет был создан на базе педвуза, истоки которого ведут к началу 1950-х годов.
– А чем отличается ваш институт от подобных учебных заведений, которые действовали в прошлом?
– Мы стараемся сохранить лучшие традиции советской высшей педагогической школы, но вместе с тем, должны учитывать современные реалии. Я считаю, что выбранная профессия должна быть универсальной, чтобы у выпускников была возможность реализовать себя в различных сферах. Я убеждена, что будущие учителя должны обладать не только хорошими знаниями, но и быть всесторонне развитыми личностями.
– Расскажите о преподавателях и студентах института.
– На очном и заочном отделениях института обучаются 890 студентов. Лекции и практические занятия ведут 26 научных сотрудников, из них – 6 докторов наук и 31 кандидат наук.
– По каким педагогическим дисциплинам получают образование ваши воспитанники?
– Студенты получают знания по следующим профилям: дошкольное, начальное, специальное (дефектологическое) образование, технология, психология, педагогика.

В Кызылском пед.институтеНадолго затянулась наша беседа, хозяйка гостеприимно угощала нас чаем и сладостями. Здесь, находясь в Кызылском педагогическом институте, я почему-то вспомнил свою, к сожалению, уже далекую счастливую юность, начало своей учительской деятельности и знакомство с Орденбеком, которое переросло в дружбу на всю жизнь. И решил включить в мою книгу путешествий по прекрасной сибирской земле свое воспоминание. Надеюсь, что оно не помешает ходу нашего странствия по Туве.

Орденбек – сын ветра и дальних странствий
Конечно, друзей выбирают в детстве или юности. Эти годы самые счастливые, люди бескорыстны, искренни в пору, когда начинается жизнь.
Шел 1976 год, мне было семнадцать лет. Получив среднее образование, я начал работать в родном поселке старшим пионерским вожатым в Каргалинской средней школе № 1. В те далекие годы эта школа гремела на весь Советский Союз, ее возглавлял знаменитый педагог, один из героев ВОВ, Герой Социалистического Труда Кудыс Абсаметович Абсаметов. Я был влюблен в свою работу, целый день проводил в школе, мне нравилось возиться с детьми, это приносило огромное удовольствие. В первый же день своей школьной деятельности познакомился с молодым педагогом Орденбеком Мазбаевым, который только что окончив педагогический институт, начал работать учителем географии. Я вспоминаю, что это произошло на общешкольном мероприятии, посвященном дружбе народов СССР, среди организаторов которого был и я. Обратил внимание на высокого симпатичного юношу, который с фотоаппаратом носился по залу и делал снимки. Это был, конечно, Орденбек. Здесь началась наша дружба, которая продолжается и по сей день. Мой друг был не только прекрасным учителем географии, но и человеком,  влюбленным в спорт. Он занимался боксом, баскетболом, но особой страстью у него были альпинизм и спортивный туризм. Мы исходили с ним вдоль и поперек горы нашего Заилийского Алатау, часто брали с собой учеников, прививали им любовь к природе родного края. Из наших многочисленных походов в горы, мне почему-то врезался в память один эпизод. Весна. Мы с другом шли по правому берегу нашей бурной реки Каргалы, любовались ее буйным нравом, с восторгом слушали шум несущейся с бешеной скоростью горной воды. Недалеко от левого берега реки находился водопад, который в народе называли Вторым. Водопад этот был для меня родным, конечно, я неоднократно видел его и до этого, но в тот момент мне страшно захотелось на него вновь посмотреть.
– Орденбек, давай сходим к водопаду, посмотрим на него еще раз, – обратился я к другу.
– Исмаилжан, но мы ведь сегодня не планировали там быть, да и бурную реку перейти сегодня невозможно.
– Я хочу полюбоваться весенним водопадом, когда на реке половодье. Пожалуйста, давай перейдем реку, – настойчиво просил Орденбека.
Добрый мой друг не смог мне сказать нет, и мы решили перейти реку. У нас был топорик, срубили две ветки карагача, которые напоминали трость. Подготовили и длинную ветку от дерева. Первым в горную реку вступил Орденбек, с огромным трудом он перешел реку. Вслед за ним вступил в воду и я. Только здесь я почувствовал безумную, могучую ее силу, не удержался, упал, и бурное течение горной реки понесло меня. Увидев это, мой верный друг Орденбек бросился в буйный поток.
– Исмаилжан, хватайся за палку! – кричал он. 
Я с трудом зацепился за нее, с большим усилием встал на ноги и перешел реку.
Прошло несколько десятилетий, все эти годы Орденбек был рядом со мной, мы продолжали странствовать по просторам Казахстана, вместе побывали в 2014 году в Кашгарии в экспедиции «По караванному пути Чокана Валиханова». Орденбек стал родным для моих родителей, братьев, сестер. Мои дети относятся к нему, как к родному дяде. Члены семьи моего друга относятся ко мне, я считаю, также. Орденбек ушел в науку, стал преподавать в вузе, а я остался в поселке, многие годы был директором нашей родной школы. Ушел из жизни и наш общий учитель К. А. Абсаметов, а мы, его ученики разных национальностей, относимся друг к другу, как к родным братьям и сестрам.

Особенности тувинской кухни
Известно, что частью культуры любого народа является национальная кухня, в ней отражается образ жизни, традиции этноса. Конечно, тувинская кухня связана с животноводством, кочевым образом жизни народа, поэтому в ней преобладают мясные и кисломолочные продукты. Этим она напоминает казахскую кухню, которая мне хорошо знакома с детства. На празднике Наадым я наблюдал, как забивали овцу. Их способ забивки мелкого скота отличается от традиций уйгурского и казахского народов, поэтому я хочу об этом рассказать. Тувинцы не отрезают головы животным, они делают надрез на диафрагме, засовывают правую руку в грудную клетку и разрывают артерию (тувинцы говорят – «озээр».) Смерть происходит мгновенно, овца обычно не издает никаких звуков. При этом мужчины, которые забивают скот, не произносят слова «зарезать», а говорят «приготовить овцу, козу или корову» (наверное, это связано с традициями буддизма). У мужчины, который «приготовлял барана», я спросил:
– Как вы забиваете, например, быка, яка, коня, верблюда или северного оленя?
– Быка, яка, которых мужчины крепко держат за аркан, один из них бьет со всей силы топором в лоб, а лошадей, верблюдов и оленей ударяем кинжалом в затылок. Происходит быстрая кончина, а дальше разделываем туши традиционно.
– Наверное, вы знаете, что у казахского народа самому уважаемому гостю или члену семьи подают баранью голову. Разделывание ее и раздача частей головы – это целая процедура, которую, очевидно, можно сравнить лишь с тем, как японцы торжественно пьют чай. А вы, тувинцы, кому преподносите овечью голову?
– У нас голова тоже почетная еда. Мы ею угощаем самого почитаемого мудрого человека, когда освящаем горы, реки, родники; едят ее и ламы, когда приходят к нам в гости. Она достается и победителям различных соревнований по национальным видам спорта в качестве почетного приза. В прошлом ставили ее перед языческим идолом (ээреном) в юрте, в буддийском храме хурээ у бурхана. Эта традиция сейчас возобновилась.
А теперь вновь вернемся к моему разговору с В. Т. Ликтан. Она – не только один из руководителей образования в Республике Тыва, но и прекрасный знаток национальной кухни, автор нескольких книг, посвященных этой тематике.
– Расскажите, пожалуйста, о самом популярном мясном блюде, – попросил я ее.
– У каждого тувинца на праздничном столе всегда должна быть вареная кровяная колбаса, которую мы почтительно называем «хан», и это, очевидно, самая популярная и любимая у нас еда. Овечью, свернувшиеся густую кровь из грудной полости и жидкую с брюшной части, смешанную с внутренним жиром, луком, национальными специями: диким укропом и тмином, заливаем в толстые кишки (по-тувински – чумур, моон). Деревянными шпильками закрываем концы кишок. Варим эту колбасу на медленном огне. Во время приготовления осторожно ее переворачиваем. После того как кровь загустеет, прокалываем ее поварской иглой. Если из нее не вытекает кровь, а выходит прозрачный сок, то колбаса готова. Она принимает белый или кремовый цвет. «Хан» необходимо нарезать острым ножом, иначе кружочки потеряют свой аппетитный вид. Это блюдо необходимо есть в горячем виде, с луком и различной зеленью.
– Мои тувинские друзья, на празднике Наадым, меня угостили национальным блюдом манчы, которое напомнило мне пельмени. Разновидности этого блюда есть у многих народов. Моя покойная мама Ризванам Махмуткызы готовила уйгурские пельмени, которые были очень мелкие, и подавала их в бульоне, а у вас, тувинцев, пельмени довольно крупные, которые по форме похожи скорее на пирожки. Расскажите об этом блюде.
– Вы правы манчы – это тувинские пельмени. Мясная начинка состоит из мелко нарубленного кухонным топориком мяса. Вы ели манчы, которые по форме напомнили вам пирожки, но есть сплетенные традиционным способом «косичкой», иногда они своим внешним видом напоминают обычные русские вареники. Манчы надо есть горячими, они очень вкусные и сочные. Иногда мы их подаем с бульоном.
– Я с удовольствием поел и манты, наверное, это главное блюдо в уйгурской кухне…
– Мы, тувинцы, тоже любим манты и с радостью ими угощаем своих гостей, – ответила В. Т. Ликтан.
– Кисломолочные блюда наших народов напоминают друг друга… Я отведал тувинские молочные продукты. Мне показалось, что лишь названия различные, а напитки одни и те же. Например, у вас кислое молоко называется хойтпак, у нас – кетык, а у казахов – айран…
– Очевидно, вы правы, но насколько я знаю, вы айран (кетык) готовите из вареного молока, а мы хойтпак – из сырого, а все остальное одинаково. Мы, как и многие народы мира, готовим и сметану,  и творог. Это общее наследие мировой кухонной культуры, – с улыбкой сказала тувинка.
– Да, я это хорошо знаю. Народы мира связывают очень многое, тем более у нас было общее прошлое, единая история. 
Я поблагодарил В. Т. Ликтан за интересную беседу, а она подарила мне небольшую книгу «Блюда тувинской кухни», которую она написала в соавторстве с Н. Ч. Дамба.

Любимый сын современной Тувы
Плакат с С.К. Шойгу у храма Устуу-ХурээКонечно, одним из символов современной Тувы является ее замечательный сын Сергей Кужегетович Шойгу. Наверное, нет такого человека не только в Российской Федерации, но и во всем постсоветском пространстве, кто не слышал о нем. Он стал гордостью небольшого по численности древнего тувинского народа. Я объездил многие районы южно-сибирской республики, встречался с разными людьми этой прекрасной земли, и они все с восторгом и любовью говорили об этом человеке. На улицах, зданиях городов и сел Тувы встретил немало плакатов, посвященных С. К. Шойгу. В первый же день нашего пребывания в регионе в Национальном музее я увидел детские рисунки, где главным героем был министр обороны России. Обратил внимание на огромные его портреты в Чадане, Ак-Довураке, Кызыл-Мажылыке, но больше всего меня удивил плакат у буддийского храма Устуу-хурээ, где было написано: «Сильный человек делает свою страну сильной. Уважаем и гордимся! Земляки». (Казалось, что эта надпись противоречит самой философии буддизма.) Все это мне напомнило годы моего далекого детства, когда везде можно было увидеть портреты Л. И. Брежнева. Но ближе познакомившись с жизнью тувинцев, я понял, что они искренне гордятся и любят своего земляка. Конечно, их понять можно, ведь С. К. Шойгу прославил их республику во всем мире, заставил заговорить о ней во многих странах. Разумеется, Сергей Кужегетович достоин такого восхищения, уважения и любви.
С. К. Шойгу родился 21 мая 1955 года в Чадане (Я уже писал, что члены нашей экспедиции посетили родильный дом в этом городе, где появился на свет будущий знаменитый государственный деятель России.) Его отец – Кужегет Шойгу (1921–2010), писатель, журналист, автор нескольких повестей, работал редактором газеты «Шын» («Правда»), секретарем Тувинского обкома КПСС, первым заместителем председателя Совета министров ТАССР. Мать – Александра Яковлевна Шойгу (1924–2011), заслуженный работник сельского хозяйства РТ, до 1979 года была начальником планового отдела Минсельхоза республики.
Окончив школу в родном Кызыле, С. К. Шойгу поступает в Красноярский политехнический институт. Получив специальность инженера-строителя, в течение многих лет работает на крупнейших стройках Сибири. В 1990 году молодого и одаренного производственника назначают заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству. Казалось, что это мечта любого руководителя, который стремится к высоким должностям, но «бумажная» работа была не по душе энергичному С. К. Шойгу, который всю жизнь работал с «живыми» людьми. В 1991 году он решает оставить Москву и вернуться в родные края, но ему предлагают возглавить Российский корпус спасателей. Сергей Кужегетович дает согласие и всей душой погружается в работу. Вскоре РКС был преобразован в Комитет по чрезвычайным ситуациям, а через несколько месяцев ему были переданы войска гражданской обороны. В 1994 году комитет был преобразован в министерство. Это были драматические и во многом трагические годы в истории Российской Федерации. Рушилось многое, вспомним хотя бы, что произошло в те годы с министерством обороны России, а руководителю МЧС удалось сохранить свое ведомство и даже усилить его. В 1990-х годах череда чрезвычайных ситуаций прокатилась по всей стране, и МЧС РФ во главе со своим руководителем было в тех местах и принимало участие в ликвидации их последствий. 
С. К. Шойгу не лез в политические игры, а тушил пожары, которые горели на «израненном теле» России. Конечно, это видели российские политики, и оценил простой народ, который сразу заметил симпатичного и обаятельного тувинца, который достойно защищал интересы страны. В 1995 году Русский биографический институт назвал его «Человеком года», в том же году журналисты признали его «Лучшим министром». Наконец, в 1999 году за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях, С. К. Шойгу было присвоено звание Героя России. В 2012 году депутаты Московской областной думы по представлению президента РФ избирают его губернатором столичной области. Но в том же году разгорелся скандал вокруг бывшего министра обороны А. Э. Сердюкова. Вновь запахло 1990-ми годами, когда народ не доверял этому ведомству. В этих чрезвычайных ситуациях, президент РФ В. В. Путин принял мудрое решение, назначив на этот архиважный пост С. К.Шойгу, который пользуется доверием народа и уважением в армии. Очевидно, это был первый нерусский, азиат за всю историю страны, который возглавил военное ведомство России. 

В гостях у К. С. Кужегета, дяди С. К. Шойгу

с дядей Шойгу К.С.КужугетРазумеется, я знал, что встретиться с Сергеем Кужегетовичем Шойгу нам не удастся, он живет и работает в Москве, но в Туве проживает немало его родственников. Родители российского министра обороны ушли из жизни, а из ближайших родственников в Кызыле жил Калин-оол Сереевич Кужегет, дядя С. К. Шойгу. Вот с ним и хотелось увидеться, об этом я неоднократно говорил Мире и Аиде Артына. К счастью, К. С. Кужегет оказался родственником наших верных друзей сестер Артына, он был женат на родной сестре их матери. На мои настойчивые просьбы организовать встречу с аксакалом Мира отвечала: «Дядя редко встречается с гостями издалека, но я постараюсь вам помочь». Очевидно, К. С. Кужегет не смог сказать нет своим очаровательным племянницам, и дал согласие встретиться с нами.

Был теплый ласковый день в уютном Кызыле. Наш автомобиль медленно ехал по широким и чистым улицам города. Мы подъехали к небольшому зданию, где располагался Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского Отделения РАН. Нам рассказали, что 79-летний ветеран является руководителем Центра мониторинга эндогенных источников ЧС РТ при этом институте.
С волнением мы переступили порог института и вошли в кабинет К. С. Кужегета. Со стола встал и вышел к нам навстречу невысокий человек, с длинными седыми волосами, с небольшой лысиной, высоким лбом, почему-то с грустными глазами, одетый в светлые брюки, рубашку с длинными рукавами и в безрукавке. Улыбнувшись, крепко каждому из нас пожав руки, он сказал, что рад встретиться с гостями из Казахстана. Кабинет был маленький, в шкафах, которые стояли вдоль стен, под стеклом, разглядел минералы, редкие камни, которые находятся в недрах Тувы. В Туве знают, что С. К. Шойгу очень любит своего дядю. Известно, что российский государственный деятель, при первой возможности прилетает в родную республику, часто проводит здесь свой отпуск. Обычно, его встречают руководители республики, поздоровавшись с ними, он с нетерпением ищет глазами своего любимого дядю. Найдя его, быстро подходит к нему, крепко обнимает, целует. Конечно, часть своего времени проводит в Туве со своим дядей.

IMG_7987Мира Артына, представив каждого из нас аксакалу, сказала: 
– Калин-оол Сереевич, наверное, больше всех из членов казахстанской экспедиции с вами встречу искал Исмаилжан.
– Мы, в Казахстане, с большим уважением относимся к С. К. Шойгу. Он – представитель братского тувинского народа и, конечно, прилетев на его родину, увидев, с каким подлинным уважением к нему относятся земляки, мы решили встретиться с вами. Нам известно, что у него особые отношения с вами. Рассказывают, что еще в детстве маленький Сережа проводил летние каникулы в геологических экспедициях, когда вы исследовали недра родной Тувы, – начал я.
– Да, это правда. Сергей любил проводить время со мной. Конечно, тогда он полюбил природу родного края… Спасибо за теплые слова, которые вы сказали в его адрес. Кстати, мой племянник – хороший охотник, это тоже мое влияние. Но Сергей в последние годы часто шутит, рассказывая, что это он научил меня охотиться. Очевидно, и он здесь в чем-то прав.
– Известно, что С. К. Шойгу родился в Чадане, но откуда родом ваши предки?
– Мы родом из Кара-Холя Барун-Хемчикского кожууна, веками наши предки жили и кочевали в этом районе.
– Почему у вас с Сергеем Кужегетовичем разные фамилии?
– Эта довольно известная история. Моего брата звали Шойгу Кужегет, а фамилию и имя поменяла случайно паспортистка при оформлении документов. Так и пошла по Туве и России фамилия Шойгу (к сожалению, подобных историй было немало в прошлом и у нас, в Казахстане – И. И.).
– Конечно, вы знаете, что С. К. Шойгу сыграл решающую роль в изучении и популяризации древнеуйгурского городища Пор-Бажын, неоднократно посещал старую крепость. Кажется, в 2008 году он встретился в Астане с представителями уйгурской интеллигенции Казахстана. Участники той встречи рассказывали мне, что он удивил их не только образованностью, простотой, коммуникабельностью, обаянием, но и большим чувством юмора. С. К. Шойгу тогда им напомнил уйгурских юмористов «чакчакчи», острые добрые шутки так и лились из него, мои старшие соплеменники, участники той встречи, были в восторге от него.
– Да, Сергей – веселый человек, он умеет радоваться жизни… А Пор-Бажын занимает важное место в его жизни. Он хочет, чтобы о Туве, ее богатой истории, культуре, уникальной природе узнало как можно больше людей за пределами нашей республики. Мой племянник очень любит свою малую родину, а уйгурский этап в истории Тувы – один из важных периодов в многовековой истории нашего народа.
– Калин-оол Сереевич, проехав многие километры по Туве, увидев девственные места, не тронутые человеком природу, я полюбил вашу республику. У нас в Казахстане, есть немало таких же уникальных уголков. Позвольте подарить вам, мою книгу «Родники моего детства», которую я посвятил родной природе.
– Спасибо, Исмаилжан. Я тоже хочу подарить вам свои небольшие, но богато иллюстрированные книги «В краю, где крепость Пор-Бажын» и «Тыва. Природные ресурсы». 
В беседу включились мои коллеги, они рассказали о целях и задачах нашей экспедиции, а я взял с благодарностью в руки книги, внимательно их рассмотрел. Первую из них К. С. Кужегет подписал красивым росчерком пера: «Исмаилжану. На память о Туве».
Быстро летело время. К. С. Кужегет немного рассказал об институте, познакомил с его историей, провел нас по другим кабинетам, показал небольшой фильм о Пор-Бажыне.
– Исмаилжан, есть ли у вас с собой флэшка, вы можете записать интересные материалы о Туве, Пор-Бажыне, институте.
– У меня всегда с собой флэшка, – с благодарностью сказал я. 
Калин-оол Сереевич подозвал молодого помощника, он записал интересующиеся меня материалы. Пришло время расставания. Гостеприимный хозяин проводил нас за порог института, где на память мы и сфотографировались. На прощание он еще раз крепко пожал нам руки, обнял, как своих детей. Мы от души пожелали этому простому и скромному человеку здоровья и долголетия, и покинули здание института. Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты». Очевидно, в данном случае ее можно немного перефразировать: «Скажи мне, кто твой близкий родственник, который на тебя оказал влияние, и я скажу, кто ты». Наверное, многие черты своего характера С. К. Шойгу перенял не только от своих родителей, но и от своего любимого дяди.
Калин-оол Кужегет родился в ноябре 1936 года в Кара-Холе. Выпускник Московского геолого-разведовательного института. Окончив аспирантуру Ленинградского горного института, в 1967 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. Многие годы был членом Тувинской комплексной геологической экспедиции. Несколько десятилетий работал на руководящих должностях, возглавлял министерство и комитет природных ресурсов РТ. 

Живая легенда Тувы Чимит-Доржу Байырович Ондар
Ондар Чимит-ДоржуЭтот человек известен не только в Туве, но и в России, им гордится его народ. Поистине он обладает уникальной судьбой. Его называют «живой легендой Тувы». Впервые я его увидел в Чадане на торжествах, посвященных открытию памятника Монгушу Буян-Бадыргы. Рядом с ним находилось много народу, но люди продолжали подходить к нему, уважительно здоровались, а он тепло отвечал на их приветствия. Очевидно, он был знаком со всеми своими земляками. Это был веселый жизнерадостный человек (я слышал, как зажигательно он смеялся) среднего роста, с седыми волосами, плотного телосложения. Внешне мужчина напомнил уйгуров Кульджи и Илийского края. Я видел, что это был человек старшего поколения, но стариком его назвать было нельзя (чувствовалось, что он обладает огромной энергией).
– Кто это? – спросил я у одного из своих тувинских друзей.
–Чимит-Доржу Ондар, в советские годы он возглавлял правительство Тувы, руководитель, который оставил о себе очень хорошую память.
– Расскажите мне, пожалуйста, о нем,– попросил я.
– Хорошо, слушайте. Наверное, биографию Чимит-Доржу Байыровича знает вся Тува. Он родился 28 апреля 1932 года в местечке Кызыл-Тайга еще в Тувинской Народной Республике. Образование получил в Ленинградском политехническом институте, по специальности инженер-строитель. С 1960 по 1967 годы являлся начальником СМУ, директором крупнейшего комбината «Тува асбест». В 1967 году 35-летнего инженера назначают управляющим треста «Тувастрой», где он работал до 1976 года. В 1976 году он становится заместителем Председателя Совета Министров ТАССР, через год, в 1977 г. Чимит-Доржу Ондара назначают главой республиканского правительства. На этой должности он проработал до 1985 года, когда его избрали Председателем Президиума Верховного Совета ТАССР. В 1990–1993 гг. был Председателем Верховного Совета республики, народным депутатом РСФСР. 
В тот день мне не удалось с ним поговорить, но, к счастью, через несколько дней познакомился с ним в Кызыле, нас, членов казахстанской экспедиции, аксакалу представил писатель, общественный деятель Чылгычы Ондар (мы еще поговорим и об этом интересном человеке).
Чылгычы Чимит-Доржуевич пригласил нас, гостей из Казахстана, на обед в кафе, которое находилось на первом этаже гостиницы, где мы жили. Я спросил у писателя: 
– Аксакал ваш отец?
– Нет, мы однофамильцы, из одного рода, хотя многие в Туве считали меня его сыном. Конечно, быть сыном такого человека большая честь. Я с гордостью называю себя одним из учеников Чимит-Доржу Байыровича. 
Мы сидели в тихом уютном кафе, ели вкусные блюда из тувинской национальной кухни, у нас было прекрасное настроение, надолго затянулась наша беседа. Мне обаятельный аксакал показался родным и близким человеком, который ко всем к нам относился по-отцовски. Я тогда сказал ветерану:
– Вы почему-то напомнили мне моего покойного отца Абдыкадыра кари, который ушел из жизни в 1981 году. Я написал книгу «Моя Кашгария», которую посвятил ему, родному уйгурскому народу. Надеюсь, что вы ее прочитаете…
– Конечно, я ее прочитаю. В прошлом году вышла в свет моя книга «Путь инженера», я пришлю ее электронный вариант вам.
– Вы – Ондар. Расскажите, пожалуйста, о своем роде.
– Мы, Ондар-Уйгуры, потомки уйгуров 8-9 веков из правящего рода яглыкар. Десять – по-тюркски «он», «оннар» – это десятки. Очевидно, от этого слова появилось и название нашего рода Ондар.
– Расскажите о своих предках.
– Мои предки жили в местечке Устуу-Ишкин Сут-Хольского кожууна, веками они здесь кочевали. Моего деда Дарган-Хелина (по-тувински – кузнец, священник), наверное, знала вся Тува. Он был уникальным человеком. Удивительно, но он был известен одновременно, как лама, шаман, столяр, ювелир (изготавливал изделия из золота и серебра). А отец Байыр был великолепным кузнецом. Я ими горжусь.
– У вас, очевидно, есть знаменитые земляки.
– Конечно. Их было немало, но я в таких случаях называю двоих, которые сыграли большую роль в судьбе Тувы и навсегда вошли в историю нашего народа. Это нойон (правитель) Хемчикского Даа-кожууна Буурул-Ноян Хайдып Угер-Даа. Он был приемным отцом Монгуша Буян-Бадыргы и привел после своей кончины к власти своего сына, создателя Тувинской Народной Республики. С гордостью называю и другого человека Председателя Совета Министров ТНР Алексея Ширинмеевича Байыр (Ондар).
– Я знаю, что вы – выпускник Ленинградского политехнического института.
– Этот технический вуз был одним из лучших в СССР. Мне посчастливилось здесь получить не только прекрасное образование, но и приобрести друзей на всю жизнь.
– Вас добрым словом вспоминают земляки и как председателя правительства ТАССР, и как человека, который многие годы руководил строительством в крае. Они мне рассказывали, что в 2011 году в республике произошло мощное землетрясение с магнитудой в 6-7 баллов, а местами и 8-9 баллов. Известно, что при таком землетрясении, например, в Спитаке и Ленинакане погибли десятки тысяч человек, а в Туве лишь в некоторых домах появились трещины. К счастью, не было человеческих жертв.
– Секрет в том, что мы добросовестно соблюдали правила строительства, строго это контролировали. В эти годы в Туве были открыты десятки крупных предприятий, где работало все взрослое население, которое не было занято в сельском хозяйстве, но это другая большая и сложная тема.
– Я знаю, что в октябре 1993 года, когда были депутатом Верховного Совета Российской Федерации, вы в Москве находились в Белом Доме. Как вы оказались там?
– Почему там был? Странный вопрос. Я был народным депутатом и находился на своем рабочем месте. Наблюдал за позором, противостоянием двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. Все это было для меня личной трагедией. К счастью, позже пришел к власти президент В. В. Путин, который вывел страну из тупика и вернул доверие народа к руководству.
– Вы хорошо знакомы с С. К. Шойгу, утверждают, что он к вам относится по-сыновьи. А говорит и понимает ли он родную тувинскую речь?
– Конечно, не забывайте, что он сын известного тувинского писателя и журналиста, редактора нашей центральной газеты «Шын» Кужегета Шойгу, который был большим поборником сохранения родного языка. Вспоминаю, что как-то на одном из заседаний здесь у нас, в Туве, один из моих коллег нелестно отозвался о нем на родном языке, так Сергей Кужегетович с юмором ответил на его недоброжелательные замечания.
– Я знаю, что вас искренне любят ваши земляки, конечно, это самое большое, что может быть у человека, который долгие годы возглавлял правительство Республики Тыва. От души желаю вам здоровья и долгих лет жизни. 
(Позже, когда я уже вернулся домой, аксакал прислал мне, как и обещал, свою книгу и написал теплое письмо.)

Еще один Ондар, которого знает вся Тува
Ондар Чимит-Доржу и Ондар младший

Ондар Чимит Доржу и Ондар Чылгычы 

Мне нравилась скромность моих тувинских братьев. Наверное, это – часть их национального характера. Я сразу заметил, что тувинцы, уважительно поздоровавшись с Чимит-Доржу Байыровичем, с таким же почтением приветствовали его спутника Чылгычы Чимит-Доржуевича. Я уже писал, что вначале решил, что они отец и сын. Они не были родственниками, были людьми разных поколений, но их судьбы чем-то напоминали друг друга. Эти два человека всю жизнь верно служат родной земле и добились признания своих соплеменников. 
Чылгычы Ондар – обаятельный, с правильными чертами, выше среднего роста человек, сразу внушил мне доверие, о таких людях говорят, что он рафинированный интеллигент. Он не говорил о себе, рассказывал больше о своем старшем коллеге. Мы лишь узнали, что он возглавляет Агентство по внешне экономическим связям Республики Тыва. Наши друзья поведали нам, что он – один из самых известных людей в крае. Вот, что они рассказали: Чылгычы Ондар родился в Чадане в 1955 году. С отличием окончил Московское высшее театральное училище им. Б. Щукина. После окончания вуза прошел службу в рядах Советской Армии. Вернувшись в родную республику, работал актером, помощником главного режиссера в Тувинском республиканском музыкально-драматическом театре. Уже в те годы серьезно увлекался литературой, начал писать драматургические произведения, являлся журналистом одной из республиканских газет, писал в основном на темы культуры. Руководство республики заметило молодого энергичного с организаторскими способностями человека и направило его на учебу в Новосибирскую ВПШ. Позже он работал в Кызылском горкоме партии, заместителем и министром культуры и, наконец, его назначают заместителем главы правительства РТ по социальным вопросам. Популярного в Туве политического деятеля земляки дважды избирали депутатом Государственной Думы РФ третьего и четвертого созывов. Чылгычы Ондар был и на дипломатической службе. Он мне сказал: «Мне посчастливилось работать первым секретарем посольства РФ в Казахстане, где я близко познакомился с вашей республикой и приобрел много друзей». В последние годы Чылгычы возглавляет Агентство по внешнеэкономическим связям РТ. Вот с таким неординарным человеком мы познакомились в Кызыле. У себя на родине Ч. Ч.-Д. Ондар известен не только, как государственный деятель, но и как прекрасный писатель и драматург. Писатель подарил мне свою новую книгу на родном языке «Мусульманский батальон», изданную в Кызыле в 2014 году.
– Расскажите, пожалуйста, о своей книге, – попросил я Ондара.
– Моя новая книга – это сборник, куда вошли пьесы, юмористические рассказы и повесть «Мусульманский батальон».
– О чем ваша повесть?
– «Мусульманский батальон» рассказывает о декабрьских событиях 1979 года, когда в Советском Союзе был создан батальон специального назначения, который принял участие в штурме дворца афганского правителя Амина в Кабуле. Известно, что среди спецназовцев был и тувинский юноша, вот о его судьбе я и рассказал.
– Ваши пьесы ставятся в национальном театре, имеют своего зрителя. Чем вы заслужили их внимание?
В своих драматургических произведениях я рассказываю о трагических и переломных событиях в нашей истории. Например, показываю события Кобдинского сражения 1912 года, размышляю о национально-освободительной революции, говорю правду о Гражданской войне в Туве. Мои земляки должны знать историю своего народа. Надеюсь, что вы прочитаете мою книгу.
– Я никогда не читал на тувинском языке, но это язык братского тюркского народа. Конечно, я ее прочитаю и надеюсь, что многое пойму.

Неожиданная встреча с Народн

2008 раз

показано

4

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми