• Исторические страницы
  • 10 Ноября, 2015

Феномен Чокана Валиханова

К 180-летию Чокана Валиханова

Кайролла Муканов,
деятель культуры РК, ветеран народного образования

Алия Сыздыкова, 
студентка 4 курса Северо-Казахстанского Государственного университета 
им. М. Козыбаева

«Чокан Валиханов принадлежит к числу тех исключительных натур, которые, как метеор, 
являются в наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь».

Григорий Потанин

soqan_walixanВ истории каждого народа есть имена деятелей науки и культуры, внесших значительный вклад в развитие научной и общественный мысли. Их деятельность оказала существенное влияние на судьбы народов и оставила глубокий след в истории. Жизненный путь передовых представителей своего времени полный неустанного поиска, подвижнического труда сродни высокому подвигу не только во имя своего народа, но и прогресса всего человечества. К числу таких людей относится выдающийся казахский ученый-просветитель Чокан Чингисович Валиханов, которому в этом году исполняется 180 лет со дня рождения.

 

С ранних лет Чокан проявил огромную любовь к казахской народной поэзии, записывал ее классические образцы и читал их вслух своим родителям. Уже в детстве им было записано несколько вариантов народных поэм «Қозы Көрпеш и Баян Сұлу» и «Ер Көкше – Ер Қосай», которые позже он передал своему учителю Н. Ф. Костылецкому.

«Значительное влияние на духовный рост маленького Чокана оказала его бабушка Айганым, – пишет видный ученый чокановед Алкей Маргулан. – Для впечатлительного одаренного от природы мальчика бабушка была неисчерпаемым источником знаний, народной мудрости.
В увлекательной форме она рассказывала Чокану стариннные казахские легенды, предания, вспоминала исторические события недавнего прошлого, в которых сама принимала участие».
Немалую роль в пробуждении у Чокана интереса к народной поэзии сыграли частые посещения его семьи казахскими певцами и сказителями. Так еще в детстве Чокан с интересом слушал песни и сказания казахских акынов и певцов Жанака, Орынбая, Шоже и других. Чокан увлекался поэзией и других народов Востока. Еще в ауле он запоем читал стихи классиков восточной литературы. Как писал сам Чокан, любовь к восточной поэзии он сохранил на всю жизнь. «Чокан был человеком с поэтической душой и восточным воображением, – писал один из его друзей Н. М. Ядринцев. – Он любил арабские стихи и вместе с учителем своим Костылецким приходил в восторг от них».
Чокан с большим увлечением читал поэму «Меджнун и Лейли» в обработке азербайджанского поэта Низами Гянджеви. О поэтических образах «Меджнуна и Лейли» он упоминает в работе «О западном крае Китайской империи» при описании обычаев и нравов жителей Кашгара.
Интерес к изучению родного края и стран Востока у Чокана возник еще в стенах кадетского корпуса. Он уже тогда мечтал о больших научных исследованиях на просторах неизведанной Азии. «Чокану было только 14 – 15 лет, – говорит  Потанин, – когда преподаватели корпуса на него смотрели как на будущего исследователя и, может быть, ученого».
Быстрому развитию Чокана, как отмечал тот же Г. Н. Потанин, способствовали его собственные большие дарования и исключительное внимание к нему как единственному тогда в кадетском корпусе представителю казахского народа. Сильное влияние на развитие Чокана оказали Н. Ф. Костылецкий – литератор и ориенталист, преподававший в корпусе русскую литературу, ссыльный ученый П. В. Гонсевский, читавший курс истории цивилизации, литератор В. П. Лободовский, друг молодости Н. Г. Чернышевского и последователь его идей.
Чоканом заинтересовались не только преподаватели корпуса, но и некоторые видные представители интеллигенции Омска. Обычно в праздники его всегда приглашал кто-нибудь из этих людей. В первые годы учебы Чокан посещал семью востоковеда Сотникова, потом художника Померанцева. В последние годы пребывания в корпусе он был частым гостем в семье образованного офицера К. К. Гутковского и семьи Капустиных. «Благодаря этим связям, развитие Чокана шло быстрее, чем его сверстников», – писал Г. Н. Потанин. 
Эти лучшие преподаватели кадетского корпуса, передовые люди своего времени пробудили в юном Чокане интерес к знаниям, к науке, помогали формированию его демократических взглядов.
Огромное влияние на Чокана оказали поэзия А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, произведения Н. В. Гоголя. Из западноевропейских писателей Чокан с большим интересом читал Ж.-Ж. Руссо, Ч. Диккенса, У. Теккерея, В. Гю­го, А. Дюма и др. 
Он зачитывался историко-географической литературой... «С увлечением мы читали книгу Палласа, особенно те ее страницы, в которых описывались родные для нас места», – вспоминал Г. Н. Потанин.
В стенах кадетского корпуса Чокан читал также труды Карла Риттера, Александра Тумбольдта, Джона Стюарта Милля, Абеля Ремюза и других европейских ученых и впоследствии использовал их в своих исследованиях. Он уже тогда был хорошо знаком и с трудами русских историков Бичурина, Березина, Рычкова, Банзарова, Левшина и других. Чокан особенно ценил книгу Алексея Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», посвященную истории, этнографии казахского народа и географии казахских степей». Эта книга была первым специальным исследованием о казахском народе, за которую Чокан назвал Левшина Геродотом казахского народа. В 1853 году Чокан Валиханов написал рецензию на книгу А. И. Левшина под названием «Замечания на третью часть «Описания киргиз-казачьих орд». Это была одна из первых рецензий, написанных Чоканом еще на последнем курсе кадетского корпуса. В ней были отмечены и фактические промахи и ошибки автора книги.
Из восточных историков Чокан Валиханов был хорошо знаком с трудами Кадыргали Жалаири «Джами ат-тарих» («Сборник летописей»), Муххамед Хайдара Дулати «Тарих и Рашиди» («Рашидова история»), книгами Джувейна и Абулгазы и часто ссылался на них в своих научных исследовательских работах.
Представление Чокана Валиханова о значении устного поэтического творчества кочевых народов для научного изучения прошлого подтвердили его плодотворные поездки на Иссык-Куль, в частности – открытие им киргизкого эпоса «Манас». Он дал высокую оценку поэме: «Это – энциклопедическое собрание всех сказок, повестей, преданий географических, религиозных, умственных познаний и нравственных понятий народа, введенное в одно целое, приуроченное к одному времени и сгруппированное около одного лица, богатыря Манаса».
«Манас» – народный эпос, нечто вроде степной «Илиады», – писал он. Чокан Валиханов перевел на русский язык отрывок из эпоса «Манас» – «Смерть Кукотай хана и его поминки». Поездка на Иссык-Куль, открытие «Манаса» позволили ученому пролить свет на многие неясные вопросы истории киргизского и казахского народов, их взаимоотношений, социального строя.
Работы Чокана, написанные в этот период, были высоко оценены великим русским ученым П. П. Семеновым-Тян-Шанским, по рекомендации которого Чокан в феврале 1857 г. был принят действительным членом Русского Географического общества.
Уже одно то, что Чокан Валиханов стремился сам и призывал других изучать прошлое и настоящее Азии в их взаимосвязи, являлось вызовом реакционной историографии, ее европоцентрической концепции. На основе собранных материалов ученый впоследствии опубликовал несколько работ, вошедших в Золотой фонд отечественного востоковедения.
Труды Чокана Валиханова пронизаны большой заботой о будущем казахского и других народов, о его культурном развитии. Его известные работы («Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Киргизское родословие», «О ко­чев­ках киргиз», «Заметки по истории южно-сибирских племен» и другие) – это глубокие исследования самых различных сторон истории и культуры казахского народа. Позже во многих исторических трудах ученых отмечалось, что мысли и суждения Чокана Валиханова, его выводы и положения об этнографии казахов не имели аналогов в мировой науке того времени. По многим вопросам духовной и материальной культуры казахов, их истории и этнографии труды Чокана Валиханова сохраняют свое приоритетное значение и в наши дни.
В 1858–1859 гг. Чокан Валиханов совершил сопряженное с большим риском путешествие в Восточный Туркестан, принесшее ему мировую известность. Результаты научных изысканий в Кашгаре были опубликованы в его капитальном исследовании «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) в 1858–1859 гг.». В нем говорилось о Восточном Туркестане – наиболее знаменитом и интересном участке Великого Шелкового пути, который издавна привлекал к себе внимание просвещенного мира.
В середине XVIII века Восточный Туркестан, раздираемый жесточайшими междоусобицами и аннексированный Китаем, ушел во мрак неизвестности и стал недоступным для научных кругов. Попытка немецкого путешественника Адольфа Шлагинтвейта проникнуть в Восточный Туркестан закончился его гибелью, но об этом до поездки Чокана Валиханова было неизвестно. В Кашгарии он подробно изучил обстоятельства гибели этого ученого, и только благодаря ему в России и Европе узнали о трагической смерти А. Шлагинтвейта.
В период своего путешествия в Кашгарию ученый собрал колоссальный материал о Восточном Туркестане, детально описал быт, хозяйство, культуру тюркского и китайского населения этого региона. Эрудиция Валиханова позволила ему не только всесторонне изучить и описать Восточный Туркестан, но и выдвинуть ряд фундаментальных положений, имеющих первостепенное значение для востоковедческой науки, дал обстоятельное историко-этнографическое, естественно-географическое, социально-экономическое и культурное описание края.
Дневники путешествия, труды Чокана Валиханова, посвященные малоисследованному Восточному Туркестану, были высоко оценены как в официальных кругах, так и научной общественностью России и Европы.
Министр иностранных дел А. М. Горчаков (лицейский товарищ А. С. Пушкина, который посвятил ему стихотворение «Князю А. М. Горчакову», где имеются следующие строки:
Мой милый друг, мы входим в новый свет;
Но там удел назначен нам неравный,
И рознь наш оставлен в жизни след,
Тебе рукой фортуны своенравной
Указан путь счастливый 
и свободный…) 
ходатайствовал перед Александром II – чтобы штабс-ротмистра Валиханова перевести из военного ведомства и причислить к Азиатскому департаменту с назначением ему жалованья как драгоману. Исследователи научного наследия Чокана Валиханова полагают, что именно рукой А. М. Горчакова сделана запись на полях краткого извлечения из Кашгарского отчета Чокана: «Я был бы Вам весьма благодарен, если б Вы сообщили Географического обществу то, что Вы из этого почтете возможным». 
4 мая 1860 г. действительный член Географического общества Ч. Валиханов в Географическом обществе сделал сообщение о своем путешествии в Кашгарию. Это сообщение Валиханова легло в основу его «Очерков Джунгарии», опубликованных в «Записках Русского Географического общества» в начале 1861 года. «Очерки Джунгарии» принесли Валиханову научную и литературную известность. На них обратили внимание европейские ученые, откликнулась иностранная печать, прежде всего немецкая. Вскоре в «Записках Русского Географического общества» был опубликован и главный труд Чокана Валиханова «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) в 1858–1859 гг.» на русском языке. Затем обе работы были переведены на иностранные языки и изданы в ряде европейских стран. Работы Валиханова вызывали интерес западноевропейских ученых, особенно английских, немецких и французских востоковедов, географов и историков.
В период подготовки и проведения судебной реформы в 1864 г. в России Ч. Валиханов написал «Записку о судебной реформе», которая считается одной из самых глубоких работ ученого. И хотя глубоко обоснованные рекомендации казахского ученого-просветителя были отвергнуты, все же «Записка о судебной реформе» остается замечательным свидетельством гуманистической позиции Ч. Валиханова, который глубоко проанализировал пагубность механического введения законов, несоответствующих конкретно-историческим условиям жизни народа и не учитывающих его традиций, нравов и обычаев. «Записка о судебной реформе», – пишет писатель Ирина Стрелкова, – последняя большая работа Валиханова. Мы вправе считать ее политическим завещанием, в котором наиболее полно выражены идейные убеждения Чокана Валиханова».
Сегодня, говоря о достижениях науки и культуры республики, мы с огромной гордостью вспоминаем о Ч. Ч. Валиханове, который стоял у истоков научной мысли в Казахстане, который мечтал о том времени, когда наука будет в полной мере служить интересам народа.

г. Петропавловск

Литература
1. Маргулан А. Очерк жизни и деятельности Ч. Ч. Валиханова. Ч. Ч. Валиханов. Собр. соч., т. 1. Алма-Ата, 1984.
2. Потанин Г. Н. Чокан Чингисович Валиханов. Ч. Ч. Валиханов. Собр. соч., т. 1. Алма-Ата, 1984.
3. Ядринцев Н. М. Воспоминания о Чокане Валиханове. Ч. Ч. Валиханов. Собр. соч., т. 1. Алма-Ата, 1984.
4. Стрелкова И. Валиханов. М.: «Молодая гвардия», 1989.
5. Чокан Валиханов и современность. Алма-Ата, 1988.

12028 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми