• Экономика
  • 17 Ноября, 2014

Прорывные направления в экономике

Юрий БАРСУКОВ

11 октября с. г. в Алматы в Институте экономики МОН РК состоялась Международная научно-практическая конференция на тему: «Наукоемкая экономика – новый этап индустриально-инновационного развития Казахстана», посвященная 80-летию со дня рождения видного ученого-экономиста, академика НАН РК, доктора экономических наук, профессора Аманжола Кошановича Кошанова.

В работе конференции приняли участие известные отечественные и зарубежные ученые-экономисты и специалисты, вузовские работники, представители органов государственной власти, бизнеса, международных и неправительственных организаций, общественности.

Приветственным словом в адрес юбиляра форум открыл министр образования и науки РК А. Б. Саринжипов. Было зачитано приветственное письмо от Президента РК Н. А. Назарбаева. С теплыми словами к Аманжолу Кошановичу обратились также академик НАН РК, доктор экономических наук, профессор К. А. Сагадиев, директор института экономики КН МОН РК С. С. Еспаев, академик НИА РК, доктор экономических наук, профессор О. Сабден, академик НАН Кыргызской Республики, доктор экономических наук, профессор Т. К. Койчуев, академик НАН, доктор экономических наук,  профессор У. Б. Баймуратов, академик АН Таджикистана, доктор экономических наук Н. К. Каюмов, академик НАН РК, доктор юридических наук С. С. Сартаев, ряд других ученых республики.
С ответным словом выступил академик  Кошанов. Он поблагодарил собравшихся за высокую оценку его труда и за добрые, теплые слова, высказанных в его адрес. 
Далее работа конференции продолжилась по секциям: «Формирование наукоемкой экономики и обеспечение инновационного прорыва в Казахстане в условиях технологической революции»; «Кластерное развитие национальной экономики в условиях форсированной индустриализации»; «Социальная политика в контексте развития новых потребностей наукоемкой экономики Казахстана»; «Перспектива интеграционного взаимодействия национальных экономик евразийского пространства в условиях новых глобальных вызовов»; «Финансовый механизм формирования и развития наукоемкой экономики в Казахстане».
Заслушав  доклады и обменявшись мнениями, участники конференции отметили ключевые направления в экономике страны:
1. Казахстан должен искать свой путь инновационной индустриализации, сочетая технологический трансферт извне с созданием целых предприятий и комплексов и максимальной мобилизацией внутренних научно-технологических возможно­стей, инновационных ресурсов, основанных на реализации разработок отечест­венной фундаментальной науки. Необходимо формирование отраслевых комплексов совершенно отличных от креатур индустриализации и технологий постиндустриаль­ного этапа мировой экономики, который реализовывался в развитых экономиках в 60-80 годах прошлого столетия. Для этого следует определить структуру приоритетов, критериев и задач в использовании инвестиций для целей иннова­ций и индустриального роста.
2. Фонд науки и Национальный инновационный фонд в основном ориентированы на трансферт технологий и использование результатов научных исследований прикладного характера, обеспечивающих в основном модернизацию существующего оборудования и технологий, а не внедрение подлинных инноваций. В списке прорывных проектов ФНБ «Самрук-Казына», по оценкам, наблюдается дефицит под­линно инновационных проектов. Практически все добывающие и перерабаты­вающие производства – это индустриальные производства, но не инновацион­ные. Настоятельно необходимо неотложно определиться по структуре новых целей, критериев и задач в использовании инвестиций для целей иннова­ций и индустриального роста. Если в условиях финансового кризиса и дефицита ликвидности предельно сузится финансирование фундаментальных исследова­ний, то это прямая угроза формированию наукоемкого типа экономики, т.к. именно фундаментальная наука является основой инноваций, она определяет развитие прикладных исследований, их внедрение в производство.
3. В настоящее время человечество делает шаги в новую, постиндустриальную социальную цивилизацию, двигателем которой является научно-технологический прогресс (НТП). Большинство развитых стран мира, опираясь ныне на теорию длинных волн, завершают создание технологического базиса V поколения и формируют VI технологический уклад, ключевыми факторами которого являются био- и нанотехнологии, генная инженерия, информационно-коммуникационные сети, системы искусственного интеллекта и космические технологии. Единственно правильный путь выхода из мирового кризиса – инновационный путь развития, т. е. выработка стратегии инновационного прорыва в виде выполнения широкомасштабных международных кластерных программ развития. 
4. В качестве общей цели развития национальной экономики признана ее диверсификация. Этот процесс в настоящее время осуществляется в основном путем развития производств, связанных с IV технологическим укладом. Такое развитие создает риск все большего технологического отставания страны от мировых стандартов.  Поэтому необходима не просто диверсификация экономики путем ее индустриализации, а приближение к глобальной траектории технико-экономического развития. 
5. Деятельность в области технологий и инноваций характеризуется высокими рисками. В Казахстане бизнес пока не демонстрирует стремление к высокорис­ковым проектам. Поэтому государство должно брать на себя значительную часть рисков и ответственности за   появление новых производств V технологического уклада. Тем более это относится к задачам создания предпосылок VІ технологического уклада. Здесь роль государства еще более возрастает. Без государственных инвестиций практически не возможны научные, образовательные, инфраструктурные проекты как предпосылки появления элементов VІ технологического уклада.
6. Реальное повышение экономической эффективности нефтегазового производства достижимо только при условии глубокой переработки сырья с выпуском товарной продукции, имеющей высокую конкурентоспособность на внешнем рынке и значительную потребность на внутреннем – на отечественных предприятиях нефтехимии. Перспективы развития должны быть увязаны, в первую очередь, с внедрением процессов глубокой переработки нефти и газа, для чего следует уже сегодня строительство нефтегазохимических комплексов непосредственно вблизи районов добычи считать приоритетным направлением развития отрасли на перспективу. Формирование многоцелевого нефтегазоперерабатывающего сектора национальной экономики сдерживает недостаточность инвестиционных ресурсов, необходимых для строительства заводов, оснащенных современным оборудованием и прогрессивной технологией, не всегда удачным выбором инвестора, способного в установленные ограниченные по времени сроки осуществить поставку и монтаж технологического оборудования и полностью завершить строительство объекта.
7. Для нашей страны крайне актуальна концентрация экономических и трудовых ресурсов в наиболее перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создание условий для экономической активности субъектов рынка и формирование внутреннего экономического пространства, интегрированного в мировую экономику. Развитию территорий мешает слабость экономических рычагов воздействия на реальный сектор местных структур управления.  Расширение механизмов местного самоуправления сегодня позволяет решить на уровне местной власти многие проблемы без административного давления центральных органов. 
8. В основе воплощения в жизнь стратегии инновационного развития экономики Казахстана лежит финансовый механизм. Основные направления развития финансового сектора до 2030 г. предложены к рассмотрению в проекте «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 г.», где рассматриваются меры развития отдельных сегментов финансовой системы. Однако, сейчас необходимо разработать комплексный программный, стратегический документ по развитию финансового рынка. Именно на финансовом рынке происходит объединение, «стыковка» производственного капитала с финансовым, а это и есть самая важная, самая актуальная проблема экономики Казахстана. Именно на финансовом рынке происходит аккумулирование капитала и здесь же осуществляется предоставление финансовых ресурсов, проводятся операции в сфере обмена, а также размещения денежных средств в производстве. Это как раз то, чего не хватает казахстанской экономике – развитого финансового рынка, со складывающимся на нем спросом и предложением. Именно полноценное функционирование финансового рынка способствует решению не только проблем обеспечения экономики финансовыми ресурсами со стороны частного сектора, но сбалансирует уровень инфляции в экономике. При этом инструменты регулирования экономики должны стать более действенными. 
9. Инновационный путь развития экономики, включая многогранные технологические, экономические, организационные и социальные новации, формирует новую социальную модель и высокие стандарты качества жизни.  Это обусловливает разработку научных основ новой системы социальных стандартов жизнедеятельности человека, формирующихся под воздействием инноваций в сфере доходов и потребления, социально-трудовой сфере, социальном комплексе, экологической защите.    
10. Влияние инноваций на качество жизни для населения наиболее ощутимо проявляется в сфере потребления, где особую группу представляют те товары и услуги, которые создают благоприятные условия для развития человека в любой период жизни. Развитие новейших технологий привело к увеличению потребностей населения в информационных продуктах и услугах, в повышении уровня образования, приобретении новых знаний и профессиональных навыков. Для повышения уровня потребления качественных социальных услуг населением нужны не только создание необходимой инфраструктуры, но и доступность образования и информации, достойный уровень доходов.  
11. Формирование слоя интеллектуальных работников связано с модернизацией социально-трудовой сферы и функционированием эффективной системы социально-трудовых отношений. Особенностью этих процессов является не только признание ценности и престижности высококвалифицированного и высокопрофессионального труда, но и обеспечение достойной его оплаты. Динамика уровня оплаты труда в обрабатывающей промышленности, которой принадлежит исключительная роль в реализации модели индустриально-инновационного развития национальной экономики, а также в отраслях науки, образования, здравоохранении, культуры, где сосредоточен интеллектуальный потенциал, свидетельствует о необходимости выработки новых подходов в отношении оплаты труда и сокращению существующих диспропорций.
12. Переход Казахстана к инновационному типу развития изменяет требования к подготовке квалифицированных кадров под воздействием таких факторов, как: усиление глобальной конкуренции рынков товаров, капиталов, технологий, рабочей силы; возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии, когда уровень конкурентоспособности экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров; исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, в результате которого остро ощущается дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда Казахстана. Складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров неактуальных профессий и, с другой – недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий.
13. Структурные преобразования в экономике неизбежно должны сопровождаться реструктуризацией занятости, изменениями в распределении занятого населения по секторам экономики и видам экономической деятельности. Оптимизация отраслевой структуры занятости предполагает повышение удельного веса занятых в ведущих и приоритетных секторах экономики, повышение их эффективности и увеличение вклада в создание валового внутреннего продукта.
Обсудив и обобщив доклады и выступления, участники международной научно-практической конференции посчитали необходимым учесть вышеизложенное, принять и представить в государственные органы власти следующие рекомендации:
1. В условиях перехода к экономике, основанной на новых знаниях, целесообразно осуществить модернизацию отраслевых комплексов, науки, образования и здравоохранения, что придаст импульс новым технологическим укладам. По этим ключевым направлениям прогресса необходимо разработать и принять комплексные кластерные программы для материализации знаний в новые технологии.  
– В приоритетном порядке необходимо создать инновационно-маши­ностроительный кластер на основе кооперации предприятий машиностроения и всех участников: науки и образования, инфраструктурных, вспомогательных и обслуживающих предприятий. В частности, рекомендуется организовать инновационный машиностроительный кластер на базе «АЗТМ», функционирующий на основе кооперационных взаимоотношений, согласования стратегии развития и координации деятельности системы взаимосвязанных предприятий и институтов, включая поставщиков необходимых ресурсов, полный производственный цикл и рынок сбыта производимой продукции. 
– На базе городского технопарка целе­сообразно организовать «Региональный инновационно-образовательный-тех­нологический кластер» в Актюбинской области (пилотный проект), ядром которого может стать АО «СНПС-Актобемунайгаз». АО может выполнять функции комплек­тации портфеля проектов, определения спецификации проектов, формирования базы конкурентных исполнителей – про­из­водителей, организации конкурсного распределения заказов среди предприятий. 
– Целесообразны специальные меры, направленные на повышение привлекательности Казахстана как международной площадки для реализации исследовательских программ зарубежных компаний. Например, введение режима СЭЗ в «Назар­баев университете» может стать серьезным мотивом для создания лабораторий ряда крупных ТНК в области информационно-коммуникационных, биотехнологий и др. 
– Следует разработать проект и принять новый Закон РК «О кластерной экономике в Республике Казахстан, что будет способствовать обеспечению построения единой, внутренне непротиворечивой и эффективной системы управления кластерной деятельностью, а также созданию условий наибольшего благоприятствования для перспективных национальных кластеров.
2. Важным элементом новой политики развития инноваций является включение Казахстана в масштабные международные научно-исследовательские проекты, особенно в рамках ЕАЭС. Важными направлениями на этом пути могут стать сотрудничество в сфере космоса, экологии, использовании транзитного потенциала. 
3. Целесообразно активизировать усилия по привлечению в страну транснациональных (ТНК), а также крупных иностранных высокотехнологичных компаний и технологических инвесторов с целью создания современных производств в режиме полной сборки и инжиниринговых центров. Упор в их размещении следует сделать на имеющихся или создаваемых площадках (в СЭЗах, индустриальных зонах, технопарках, региональных кластерах).
4. Следует упорядочить механизм предоставления инвестиционных преференций для брендовых технологических инвесторов:
– В соответствии с Налоговым Кодексом РК право на применение инвестиционных налоговых преференций имеют только юридические лица РК. Целесо­образно их распространить и на иностранных технологических инвесторов. 
– В Закон РК «Об инвестициях» в Перечень приоритетных видов деятельности целесообразно включить разделы «Профессиональная, научная и техническая деятельность» (деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа, научные исследования и разработки), особенно учитывая потребность в реализации проектов в связи с проведением ЭКСПО-2017, создания наукоемкой экономики, расширения базы финансирования НИОКР.
– Необходимо стимулировать ино­странных инвесторов и транснациональные корпорации (ТНК) к передаче своих новейших технологий в обмен на ресурсы и возможность работать в нашей стране. Следует допускать иностранных инвесторов к добыче сырья только при условии их участия в создании новейших производств на территории Казахстана особенно в таких отраслях, как воздушный транспорт, энергетика, высокоскоростные железные дороги, IT-технологии и др.
– Нужно запустить механизм – «сырье в обмен на технологии» по принципу офсетных сделок. Офсетные сделки представляют собой  встречные обязательства иностранных инвесторов: передача технологий; лицензионное производство; инвестиции в сферу НИОКР страны-покупателя; создание совместных предприятий по производству целевой продукции на территории последнего; локализация производства; закупка  части  произведенной  продукции, обязательства по созданию инжиниринговых центров; строительство специализированных учебных центров, реализация программ подготовки и переподготовки специалистов различной направленности для государства-импортера.
– Следует уделить внимание таким формам прихода в Казахстан технологически более сложных производств, как аутсорсинг и субконтракты с выполнением, например, тестирования технологий, изготовления отдельных компонентов. Речь идет о производствах, использующих отечественную рабочую силу и зарубежные технологические платформы. 
5. Для реализации Стратегии–2050 важен комплекс мер по стимулированию бизнеса к инновациям:
– следует повысить роль иностранных инвесторов в развитии науки Казахстана. За рубежом на долю иностранных источников приходится до 20% общих расходов на науку. В Казахстане доля иностранных инвесторов составляет 1-2%, при том, что удельный вес иностранных инвестиций в общих инвестициях в основной капитал составляет от 20 до 30% в последние годы;
– целесообразно, чтобы иностранные инвесторы заключали договоры не только с промышленными и строительными компаниями, но и с научными организациями по приобретению научных услуг у национальных НИИ;
– необходимо формирование института технологических посредников, занимающихся продвижением разработок на рынок, патентованием и лицензированием, консалтингом, маркетингом инноваций, управлением интеллектуальной собственностью;
– следует предусмотреть создание Фонда технологического развития (ФТР), который мог бы формироваться за счет фиксированной доли отчислений, например, 0,5% корпоративного дохода предприятий сырьевого сектора экономики Казахстана.
6.  Для инновационного развития важное значение имеет реализация проекта Астана – EXPO-2017, включая следующие приоритеты:
− создание инновационных клас­те­­ров на территории Астана 
EXPO-2017;
− обеспечение площадки EXPO-2017 автономной инфраструктурой для воплощения как научных, так и бизнес проектов;
− превращение территории EXPO-2017 в мощный Центрально-Азиатский ИКТ ХАБ;
− использование EXPO-2017 как платформы для государственно-частного партнерства.
Особое значение приобретает правильный выбор места расположения строящихся объектов, научное обоснование наиболее рационального размещения новых технологий энергии устойчивого развития, с точки зрения их обеспечения мобильными трудовыми, материальными, природными ресурсами и достижения максимальной эффективности производства. 
7. Целесообразно установить минимальные барьеры для нормальной жизни и перехода к повышению конкурентоспособности креативной экономики в таких сферах человеческого капитала, как:
– здравоохранение (финансирование здравоохранения по рекомендации Всемирной организации здравоохранения должно быть не менее 6% от ВВП, а в РК – 3,9%);
– наука (для нормального развития государства финансирование науки должно быть не менее 1,5% от ВВП, а в РК – 0,18%); 
– образование (не менее 6% от ВВП, а в РК – 4%);
– культура (не менее 5% от ВВП, а в РК – 3%;);
– формирование интеллектуальной экономики, создание искусственного интеллекта;
– реализация идеологии потребления конкретного человека и его уровня жизни.
Только путем установления таких минимальных социально-экономических нормативов (неких стандартов жизни) в области человеческого капитала можно реально обеспечить безбедную жизнь. Увязав минимальные нормативы с темпами роста экономики, можно определить нормы уровня и качества жизни для развивающихся стран и стран третьего мира. Если эти нормы обеспечат высокие темпы экономического роста, то автоматически пропорционально повысится уровень жизни населения, зависящий от способностей личности и конкурентоспособности каждого человека, нации, народа и страны в целом.  
8. В условиях инновационного развития Казахстана для достижения высокого качества жизни населения в социальной политике наряду с использованием прожиточного минимума предлагается использовать такой норматив, как социальный потребительский бюджет, обеспечивающий необходимый уровень потребления не только материальных, но и социальных, образовательных, информационных и других видов услуг. Разработка научных основ данного стандарта и методики расчета его величины могут быть использованы как вариант определения нижней границы стоимости интеллектуального труда.            
9. Необходимо совершенствование регулирования оплаты труда различных профессиональных групп по следующим основным направлениям: 
– создание равных условий для воспроизводства трудовых ресурсов на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях, между государственным и частным секторами, а также внутри предприятий. Необходимо соизмерение различных видов работ с учетом их объема, сложности, уровня образования и профессионализма работника, способности к освоению новых производственных функций;
– регулирование соотношений уровней заработной платы по отраслям экономики и профессиональным группам работников, в качестве инструмента регулирующего воздействия на снижение существующей дифференциации в оплате труда рекомендуется использовать соотношения размеров заработной платы к ее среднему уровню по промышленности; 
– предлагается разработать новые подходы к определению минимального размера оплаты труда, являющегося нижней границей стоимости рабочей силы. В основу ее определения рекомендуется положить новую структуру прожиточного минимума трудоспособного населения, рассчитанную с учетом трудовой и иждивенческой нагрузки, а также с учетом увеличивающихся реальных расходов на воспроизводство работника. 
10. Переход к инновационной экономике должен сопровождаться созданием новых и сокращением неэффективных рабочих мест, дальнейшим перераспределением работников по секторам экономики. Для обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда необходимо: 
– усиление государственного регулирования структуры предложения и спроса на рынке труда; 
– совершенствование образовательной и квалификационной структуры занятых; интеллектуализация профессиональной составляющей;
– создание службы, координирующей работу по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей экономики страны;
– профессиональная подготовка безработных;
–  мониторинг регулируемого рынка труда, спроса квалифицированных кадров по регионам и отраслям экономики, взаимодействие государственных органов, работодателей и учреждений образования в вопросах целесообразности подготовки тех или иных специалистов.
11. Для достижения стратегической цели – вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных государств мира необходимо решение ряда задач по модернизации системы профессионального и технического образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики: 
– Необходимо внедрение дуального обучения. Для внедрения дуальной системы образования в РК необходимо решить следующие проблемы: повысить эффективность существующей системы управления профессиональным и техническим образованием; разработать механизм организации и финансирования производственной практики; разработать механизм, формы внедрения и инструменты поощрения наставничества; повысить заинтересованность предприятий в совместной подготовке кадров. 
– Для развития дуального обучения в РК необходимы: разработка Национального плана регулирования рынка труда и обеспечения трудовыми ресурсами Рес­публики Казахстан; обеспечение участия партнеров в формировании и размещении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов; в рамках внедрения 12-летнего обучения получение молодежью рабочих профессий.
12. Необходимо привлечение предприятий к процессу образования с использованием различных механизмов прямого участия в образовательном процессе и механизма финансирования. Здесь рекомендуется стимулирование частного сектора путем отнесения затрат предприятия на образование и профессиональную подготовку кадров на вычет по корпоративному подоходному налогу, как и затрат на исследования в размере 150-200%. В этом случае предприниматель будет вычитывать из суммы дохода, подлежащей налогообложению, сумму, эквивалентную сумме затрат на образование или сумму в 1,5-2 раза превышающую. Данные средства не должны облагаться подоходным налогом и их можно отнести к Статье «Доходы, не подлежащие налогообложению» Налогового кодекса.
13. Для реализации механизма интеграции производства и образования возможно выделение части образовательного гранта или части оплачиваемой суммы за обучение для получения навыков на производстве. Для этого механизма необходимо обеспечить заинтересованность предпринимателей путем использования вычетов средств, затраченных на обучение, из налогооблагаемой суммы дохода. Также эти расходы могут быть возмещены из средств, направленных на образование.
Думается, что эти рекомендации в должной мере будут восприняты правительственными органами с целью их дальнейшего внедрения в практику. Их можно направить также в соответствующие структуры ЕАЭС, который, как известно, начнет работу с 1 января будущего года. 

1113 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми