• Исторические страницы
  • 26 Декабря, 2012

Жизнь и судьба Ануара Жакупова

Евгения ЧИЛИКОВА,

главный специалист Архива Президента РК.

Шангерей  Жаныбеков,

друг и соратник А. Жакупова

Ануар Камзинович Жакупов родился 15 сентября 1928 года в ауле Кудук-Шилик Урицкого р-на Кустанайской области. Матери не стало, когда Ануару было три года. Отец работал железнодорожником. В 1944 году после окончания семилетки Ануар устроился слесарем на пункт технического осмотра вагонов станции Есиль, откуда поступил в Целиноградский железнодорожный техникум. По окончании техникума, с 1949 по 1954 годы, работал дежурным по станции, начальником разъезда «Красивое», станций «Джаксы» и «Есиль». В 1954–57 годах он студент Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. Получив диплом инженера путей сообщения по эксплуатации железных дорог, Ануар Камзинович был направлен начальником грузового отдела Атбасарского отделения дороги (1957–58 гг.), затем Джамбулского отделения дороги (1958–60 гг.). Именно тогда Ануар Жакупов, как молодой специалист, приобрел огромный опыт организации отправки первых больших урожаев зерна.

В 1960–61 гг. Ануар Камзинович был избран председателем райпрофсоюза Кустанайского отделения Казахской железной дороги. Затем в течение почти 4-х лет он работает заместителем начальника Целиноградского отделения Казахской железной дороги.

Во время уборки десятого целинного урожая произошла памятная встреча Ануара Камзиновича с партийным лидером Казахстана Д.А. Кунаевым.

В 1965 году, вскоре после встречи, Жакупов был утвержден заместителем заведующего Отделом транспорта и связи ЦК КП Казахстана. В 1969 году Ануар Жакупов из ЦК КП Казахстана был переведен на должность Министра автомобильного транспорта.

Ануар Камзинович Жакупов пришел в Министерство автотранспорта в разгар экономической реформы середины 1960-х годов. За 1969–78 годы в отрасли был осуществлен перевод автотранспортных и промышленных предприятий на новую систему планирования. На ведомственных заводах впервые было организовано изготовление многих тысяч кузовов автобусов, грузовых большегрузных бортовых и самосвальных автоприцепов, грузовых контейнеров, смонтированных на автомобилях портальных кранов. За эти годы в строй действующих введены десятки крупных автопредприятий, заводов, сотни цехов, участков и других производственных объектов.

Именно при этом Министре с начала 70-х внедрялись централизованные перевозки грузов, обеспечивающие сокращение транспортных издержек, ускоряющие доставку грузов при взаимодействии различных видов транспорта. Строительство дорог с твердым покрытием, открытие регулярных автобусных маршрутов, связывающих областные центры с районными, привело к переключению части пассажирских перевозок с железнодорожного и авиационного транспорта на автомобильный.

Еще в бытность Ануара Камзиновича заместителем заведующего Отделом транспорта и связи ЦК ему часто приходилось выезжать на предприятия, чтобы видеть истинное положе­ние дел и решать насущные проблемы транспортников. В одной из первых записок Жакупова в качестве Министра автомобильного транспорта в ЦК он просит внести в постановление «Об улучшении использования авто­мобильного транспорта» ряд пунктов. В частности, «обязать Госплан КазССР увеличить в 1970–71 годах выделение Министерству автомобильного транспорта капитальных вложений на строительство жилья, …на развитие сети дошкольных учреждений. Обязать исполкомы областных и городских Советов депутатов трудящихся обеспечить безусловное выделение автохозяйствам жилой площади». Его соратники помнят, что тогда действительно строилось много жилья, санаториев, детских садов, пионерских лагерей, последовательно возрастала заработная плата водителей, ремонтных рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

Особое внимание А. К. Жакупов уделял вопросам подбора и расстановки руководящих кадров. Многое в отрасли делалось по подготовке массовых профессий. Ежегодно в учебных комбинатах и автошколах министерства готовилось по семь и более тысяч водителей. В 1972 году в системе министерства были организованы 702 двухгодичные экономические школы для рабочих автотранспортных и промышленных предприятий, в которых обучалось более 23 тыс. чел., 382 школы для инженерно-технических работников, в которых обучалось более 8 тыс. чел. Экономическим обучением было охвачено 26% рабочих и 60% инженерно-технических работников и служащих. 170 человек аппаратных работников министерства занимались по курсу «Наука и практика управления». Занятия проводили преподаватели вузов и руководящие работники министерства. В журнале «Автомобильный транспорт Казахстана» публиковались статьи на экономические темы из опыта работы автотранспортных предприятий. Кроме того, была введена постоянная рубрика для освещения положитель­ного опыта учебы и оказания методической помощи руководителям эко­номических школ. Много внимания министр Жакупов уделял вопросам обеспечения безопасной работы автотранспорта. Во всех автотранспортных предприятиях были оборудованы классы и кабинеты по безопасности движения, специализированные медицинские пункты, где проверялось здоровье водителей перед выездом на линию. Кроме того, в пассажирских хозяйствах все водители, впервые назначавшиеся для работы на автобусах, проходили обязательную восьмидневную, а на легковых таксомоторах – трехдневную стажировку.

По сведениям Министерства автотранспорта, 20% тяжелых ДТП совершалось из-за неудовлетворительного состояния дорог. В 1971 году министерством совместно с Государственной автомобильной инспекцией было проведено обследование состояния автомобильных дорог во всех областях республики. Результаты показали, что на многих участках дорог недопустимо малые радиусы поворотов без уширения полотна, недостаточная ширина проезжей части, отсутствуют указатели и дорожные знаки, узкие неукрепленные обочины, зауженный мосты, крутые и затяжные подъемы и спуски, многочисленные примыкания и пресечения на одном уровне.

К осени 1974 года в системе Минавтотранса было создано специа­лизированное Алма-Атинское управление автомобильных дорог для перевозок народно-хозяйственных грузов в междугородном сообщении на автомагистралях Семипалатинск – Талды-Курган – Сары-Озек – Панфилов – Алма-Ата – Джамбул – Чимкент – Кзыл-Орда.

В конце 70-х годов в Казахстане насчитывалось около 4 тысяч действу­ющих автобусных маршрутов, общей протяженностью свыше 316 тыс. км, было налажено регулярное сообщение практически со всеми населенными пунктами, а внутригородские перевозки пассажиров автобусами осуществлялись в 170 городах и поселках. Около 90% населенных пунктов имели регулярное автобусное сообщение с областными и районными центрами. Ежедневно на маршрутах работало более 15 тысяч автобусов, вместимость которых составила около 900 тыс. мест, и ежедневно перевозилось более 6700 тыс. пассажиров. Автобусный парк в республике ежегодно пополнялся четырьмя тысячами новых автобусов. Расширялась сеть автовокзалов и автостанций. К 1978 году в республике действовали 30 автовокзалов, 210 автостанций и 647 кассовых пунктов. Во всех областных центрах действовали диспетчерские центры службы такси.

Уйдя с министерского поста, А. Жакупов почти три года был председателем Алма-Атинского горсовета, за что в июне 1996 года ему, как и другим первым руко­водителям исполнительного органа власти Алматы с 1940 по 1994 годы, было присвоено звание «Почетный гражданин Алматы». Два года он был первым секретарем Алма-Атинского горкома Компартии Казахстана, около шести лет – первым секретарем Джамбулского обкома Компартии Казахстана. По исполнении 60 лет, в декабре 1988 года, он ушел на пенсию. Пожалуй, наиболее точную характеристику деятельности Ануара Камзиновича Жакупова дал его наставник Василий Федорович Брызгалов, один из руководителей Карагандинской железной дороги в 1946–58 годы. В отзыве, хранящемся в личном деле Жакупова, Брызгалов писал: «Работал он, не считаясь со временем, непрерывно совершенствуясь как инженер и командир».

О своем славном земляке и товарище вспоминает Шангерей Жаныбеков:

Когда заходит речь об Ануаре Камзиновиче Жакупове, я, прежде всего, вспоминаю 15 сентября 1998 года, когда в Доме отдыха бывшего Министерства трайнспорта РК мы торжественно отмечали его 70-летний юбилей.

Организаторы юбилея поручили мне, как земляку Ануара Камзиновича и активисту республиканской организации ветеранов войны и труда, произнести вступительное слово и в установленном порядке вести этот вечер. Я старательно рассказывал о жизни и деятельности юбиляра, об его организаторских способностях и человеческих достоинствах. Предоставляя слово очередному лицу для приветствия, я старался упомянуть о его добрых поступках. В один из таких моментов, когда я излагал свое очередное сообщение о нем, мне передали записку от Абдижамила Нурпеисова, нашего известного писателя и друга Ануара Камзиновича. Привожу ее текст: «Шќке! Ciз аз с˜йлеп, есесiне ћонаћтарды с˜йлетсеѓiз дџрысыраћ болар». Я понял, что несколько перестарался и, в соответствии с его рекомендациями, стал вести себя более сдержанно. Всем гостям Анеке, у которых было желание выразить ему свои пожелания, была предоставлена такая возможность. Все это происходило вперемежку с выступлениями артистов и музыкальным сопровождением. Я думаю, что эта приятная встреча  хорошо запомнилась не только мне, но и многим другим его участникам. Гости юбиляра расходились по домам в приподнятом настроении, одухотворенные и  выражая свою гордость за него.

В этот день Ануару Камзиновичу от имени членов семей Шапагата Альбазарова, Манаша Козыбаева, Аубакира Касымканова и Шангерея Жаныбекова был вручен поздравительный адрес, который завершается следующим стихотворным текстом, автором которого был академик Козыбаев:

Бiлiктiѓ шыѕып шыѓына,

Туды тiккен батырсыѓ,

Б˜ленiп елдiѓ сиына,

Тойды жасап жатырсыѓ,

Жаныѓ таза, шуѕыла,

Бiзге ћымбат, жаћынсыѓ!

Айћара ашып ћџшаћћа,

ʘѓiл кљйдi т˜гемiз,

Жаса, юбиляр, к˜п жаса

Болашаћћа сенемiз!

C тех пор уже прошло довольно много времени, но такое ощущение, что это было недавно.

После этих торжеств Ануар Камзинович вначале держался довольно бодро, активно участвовал на городских мероприятиях, поддерживал связи со своими товарищами по прошлой деятельности. Как и все мы, гулял по городу, интересовался его новинками, занимался семейными делами, воспитанием своих внуков и т. д.

Но несколько лет тому назад, когда он достиг более солидного возраста, обострились некоторые хронические недуги, и ему пришлось  перейти под постоянное наблюдение медработников. В этот период близкие друзья и товарищи Ануара Камзиновича пытались подбодрить его, оказывая соответствующую моральную поддержку. Байкен Ашимович Ашимов, длительное время возглавлявший Правительство КазССР, с большой теплотой говорил  о нем, вспоминал совместную с ним работу, интересовался состоянием его здоровья и желал ему скорейшего выздоровления. Наши опытные врачи, его супруга Багила Хасановна и дети сделали все возможное, чтобы поставить его на ноги, но судьба распорядилась по-своему, и 11 сентября 2011 года мы узнали о его кончине.

Официальное прощание с покойным проходило в театре им. М. Ю. Лермонтова, с участием членов его семьи, родных, друзей и близких товарищей и представителей городской общественности.

На траурном митинге председатель городского Совета ветеранов войны и труда, академик Еренгаип Шайхутдинов в прощальной своей речи говорил о  его трудовой и общественной деятельности и от имени руководства города выразил искреннее соболезнование по поводу его кончины и пожелал покойному доброй и долгой памяти. Кроме него, слова соболезнования выразили писатель Абдижамил Нурпеисов, один из видных государственных деятелей республики Сагидолла Кубашев, Герой Социалистического Труда Камшат Доненбаева, приехавшия из Костаная, Герой Социалистического Труда Вера Сидорова и известный автотранспортник Теодор Каплан. Ими были сказаны добрые слова о Ануаре Камзиновиче. Все искренне говорили слова сочувствия, идущие из глубины души.

Ануар Камзинович умело сочетал высокую требовательность с заботливым отношением к своим подчиненным. Он обладал безупречной репутацией и служил примером добросовестного отношения к своим служебным обязанностям, строго соблюдал законы и государственные интересы, был отзывчивым к запросам с мест. При выдвижении его на руководящие посты в столице республики, безусловно, учитывались эти его качества, и он полностью оправдал оказанное ему высокое доверие. В связи с этим, считаю себя обязанным особо подчеркнуть, что Ануар Камзинович был первым коммунистом из числа казахов, удостоенный чести возглавить парторганизацию столицы республики. Известно, что в прошлую советскую эпоху, в партийные лидеры республики и областей выдвигались люди, обладающие необходимыми знаниями и жизненным опытом, способные вести за собой массы на успешное решение хозяйственных и политических задач того времени.

Жизнь и деятельность А. К. Жакупова, видного государственного и общественного деятеля, является достойным примером для подражания подрастающему поколению нашего народа. Стране всегда нужны образованные специалисты народного хозяйства, энтузиасты научно-технического прогресса, способные твердо вести ее по единственно верному пути цивилизованного развития, как об этом постоянно напоминает наш Президент Н. А. Назарбаев.

1922 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми