• Общество
  • 16 Июня, 2014

Служебный этикет: психология взаимоотношений

Накипбек САДВАКАСОВ, 
юрист-правовед

Как правило, в любой организации между сотрудниками складываются непростые отношения. Но не следует посвящать нового сотрудника вопросам сложных личных взаимоотношений между отдельными работниками, а также другим деликатным и «закрытым» темам. 

Новичок, в свою очередь, должен постараться проявить себя с самой положительной стороны, т. е. быть прилежным и пунктуальным, не опаздывать на работу и не уходить раньше срока окончания работы. Влившись в коллектив, со временем он узнает глубже своих коллег, их наклонности, привычки, а также о традициях, сложившихся до него. Но самое главное, конечно, следует прилежно исполнять свои служебные обязанности. Все дела должны исполняться в срок. Нового сотрудника, придерживающегося этих правил, обязательно будут уважать в коллективе. 

Конечно, люди по своей сути, разные. Выбрать правильную «линию» поведения на службе не так-то просто. У многих с большим достоинством соседствуют маленькие или большие недостатки, с которыми придется считаться. Однако в какой бы коллектив новый сотрудник ни попал, прежде всего, ему надо быть со всеми внимательным и вежливым, тогда он сможет избежать многих сложных ситуаций. И скорее всего, следует всегда вести себя в соответствии со служебным этикетом. Тем не менее, новому сотруднику следует внимательно присмотреться, какие «правила» обращения друг к другу сложились среди членов коллектива и устоялись традиции, и соответственно, принять или не принять их, зависит от соответствующих обстоятельств, общей культуры и поведенческой позиции нового сотрудника. В общем-то, нет ничего удивительного в том, что вначале к новому человеку отнесутся настороженно, возможно даже критично. Хуже того, он может оказаться в незавидной роли «мальчика для битья»: мишенью для шуток и острот. Задача «молодого бойца» – убедить всех, что он человек надежный, и на него можно положиться. Необходимо постараться сразу запомнить имена своих коллег и впредь обращаться к ним только по имени. Психологи утверждают, что восприятие на слух собственного имени всегда приятно для любого человека. 
Наверняка нет коллектива, где в той или иной мере не плелись бы замысловатые интриги, не бушевали бы шекспировские страсти, не рождались бы нелепые слухи, скверные сплетни. «Такова уж спортивная жизнь», как порой принято говорить. Известно, что сплетни отравляют жизнь людям. Нелишне будет заглянуть в словарь и узнать, что конкретно представляет собой это широко распространенное, скверное по своей природе слово. В словаре слово «сплетня» определяется как «слух о ком-нибудь или о чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях» (С. И. Ожегов. Словарь русского языка, М., 1973, с. 696). Получается, сплетни – это выдумки заведомо зловредного содержания. Трудно удержаться тут от желания привести стихи великого В. Маяковского о подобных типах людей, склонных, мягко говоря, к «активному раздуванию слухов», хотя они и выражены поэтом в довольно остросатирической форме: 
Фарширован сплетен кормом,
Он вприпрыжку, как коза,
К первым вспомненным знакомым
Мчится новость рассказать.
Задыхаясь и сипя,
Добредя до вашей дали,
Он прибавит от себя
Пуд пикантнейших деталей.
Разве распространение заведомо ложного и оскорбительного о человеке слуха – не греховно?! Надо избегать сплетен, самому не делать этого и с самого начала дать понять другим, что сплетни не представляют никакого интереса. Воспитанный человек не обсуждает среди коллег чужие семейные неурядицы, финансовые вопросы и другие подобные темы. Тут уместно вспомнить испанское изречение, которое гласит: «Кто сплетничает с вами, тот сплетничает о вас». Сплетни имеют свойство накалять обстановку в коллективе. В этом, как известно, хорошего мало. Но что рождает сплетни? Это серьезный этический вопрос. Одной из основных причин сплетен является обыкновенная зависть. «Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» (С. И. Ожегов. Словарь русского языка, М., 2006, с. 255) Не случайно великий французский писатель Виктор Гюго, резко обличая эту предосудительную черту человека, считал: «Все зло мира от зависти». Если такая категоричность суждения известного писателя и экспрессивная оценка нам покажется несколько преувеличенной, то мы должны согласиться с тем, что наверняка у него были веские основания столь смело и откровенно выражать свои мысли. 
Великий Абай в «Слове сороковом» также не случайно вопрошал: «Почему многие не желают добра друзьям, а если кому-то из двух друзей повезет, они становятся заклятыми врагами?». Но какие люди подвержены этому постыдному чувству? 
Еще в среднем веке точную характеристику им дал голландский философ Бенедикт Спиноза: «Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные». Получается, что люди, испытывающие испепеляющее душу чувство зависти, унижают сами себя, находятся в постоянном стрессе, подвергая свое здоровье риску. 
Так, современные исследования показали, что среди завистников несравненно высок риск занедужить даже таким опасным заболеванием, как рак. Хотя профессор психологии Ричард Вайзман предлагает «сплетничать по-доброму» и считает, что этим грешат все, но все же советует, что надо стараться не злословить. Исследования показывают, что когда люди сплетничают, слушатели бессознательно переносят на них черты того, о ком говорят. Расписывая чьи–то неудачи, неудачником прослывет сам же рассказчик. 
Один молодой писатель как-то пожаловался мэтру русской словесности Сергею Михалкову, что вокруг слишком много недоброжелателей, хотя он никому зла не делает. Михалков ответил: 
– Хочешь, чтобы тебя любили? Издавай одну книгу в 20 лет. Одевайся во что-нибудь рваненькое. Появляйся с такими женщинами, чтоб самому противно было. И болей. Лучше – неизлечимо. Все тебя будут обожать.
Эту его мудрость Анатолий Алексин назвал правилом «трех Б»: не хочешь зависти – будь «бедным, бездарным, больным». Сам Михалков часто повторял: «Лучше пусть завидуют, чем сочувствуют». 
Понятно, что в атмосфере интриг, склок, сплетен снижается эффективность трудовой деятельности. В настоящее время многие состоятельные фирмы приглашают на работу психолога, в задачу которого входит создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе. И они добиваются определенных успехов.
Считается нетактичным обсуждение вопроса кто сколько получает, достоин или нет тот или иной из сотрудников высокой зарплаты, премий, наград и т. п. Никогда не следует жаловаться руководителю на коллег, а также недопустимо за его спиной непочтительно о нем отзываться. Если новичок или любой другой сотрудник полагает, что в коллективе не сложились отношения, то не надо «очертя голову» бежать на поиски другой работы, а лучше следует, не спеша, подумать и проанализировать всю сложившуюся ситуацию – кто и в какой мере виноват. «Ведь у нас есть рассудок для охлаждения кипучих страстей…» (У. Шекспир). Нет сомнения, что спустя некоторое время «на холодную голову» придет, как правило, более правильное решение.
Истинно воспитанный мужчина и на службе останется добропорядочным джентльменом: непременно пропустит женщину вперед, придержит перед ней дверь, не допустит в ее присутствии употребления грубых выражений, неприличных оценок, непристойных анекдотов. Он всегда поможет женщине одеться, если вместе оказались в гардеробе, а также вовремя уступит место, если этого требует ситуация. 
«Съемочная площадка фильма «Неприкаянные» была переполнена теми, кого мы называем мужчинами, однако Кларк Гейбл был единственным, кто приносил мне стул в перерыве между съемками» – говорила Мэрилин Монро. 
В большинстве рабочих коллективов принята традиция отмечать дни рождения коллег. Лучше, если они отмечаются по особо важным датам и юбилеям. Однако, как показывает практика, чем меньше размах принимает мероприятие, тем лучше. Так, в одной из западных фирм руководитель просто разрешал имениннику остаться дома в день своего рождения. Он полагал, что этим предотвращал снижение дисциплины и производительности труда сотрудников в день именин. 
Следует отметить, что если руководитель сумеет создать атмосферу взаимного уважения и благосклонности в коллективе, то люди работают с большим желанием. Как отмечают корпоративные психологи, дружеские отношения между сотрудниками повышают производительность их труда и заметно сокращают утечку работников. Потому наиболее мудрые руководители всячески поддерживают корпоративный дух и общие неформальные мероприятия. В конечном счете, без­условно, сотрудники добиваются лучших трудовых результатов, и в организации формируются прочные социальные связи. И с эффективной производительностью труда растет ВВП (валовой внутренний продукт) страны – соответственно растет и ВВС (валовое внутреннее счастье) наших людей. Великий Абай в «Словах назидания» писал: «На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами». 

1067 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми