• Общество
  • 14 Мая, 2014

Казахстан: проблемы формирования системы ценностей

1 Мая – День Единства народов Казахстана

Закиш САДВОКАСОВА,
д. и. н., профессор кафедры истории Казахстана ЕНУ им. Гумилева

Целостность общества и стабильность государства определяются, прежде всего, близостью взглядов и убеждений людей, общностью идеалов и ценностей, разделяемых большинством сограждан. При этом базовые ценности первичны по отношению к идеологии, они составляют фундамент, основу любой идеологической доктрины. Не случайно, как это давно замечено, моральный кодекс строителя коммунизма представлял собой идеологически окрашенную современную редакцию религиозных заповедей. К сожалению, отказ от коммунистической идеологии некоторыми нашими соотечественниками был воспринят как отрицание, разрушение нравственных ценностей. Как выразился один из российских деятелей культуры, в 90-е годы прошлого столетия «у нас отменили совесть». Очевидно, критики «тоталитарного режима» явно переборщили и «вместе с грязной водой выплеснули и ребенка».

Однако ключевые ценности потому и являются фундаментальными, что формируются не в одночасье и не выбрасываются в один миг, вдруг став ненужными. Именно эта система ценностей, укоренившаяся в сознании поколения людей, получивших воспитание и образование в советский период, удержала от распада новые государственные образования, появившиеся на исторической сцене после развала коммунистической империи – СССР. Сама история наглядно продемонстрировала, что даже сформированная в процессе коммунистического воспитания система ценностей продолжает играть положительную, созидательную роль и в кардинально изменившихся условиях, в отсутствие коммунистической идеологии. Президент РК Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивает, что единство и согласие народа Казахстана – это залог стабильности государства, поступательного движения по пути прогресса и процветания.
Безусловно, духовный капитал, заложенный в системе идеалов и ценностей, не наследуется автоматически, он требует постоянного воспроизводства в ходе воспитания и обучения новых поколений. В условиях независимого Казахстана эта система ценностей должна формироваться на новой основе. Эту базу создают положения Основного Закона нашей страны. В первой статье Конституции высшими ценностями демократического, светского, правового и социального государства провозглашены человек, его жизнь, права и свободы. Основные права и свободы человека, права и обязанности гражданина определены в 30-ти статьях Основного Закона. Базовые ценности являются предпосылками и опорными конструкциями Общества Всеобщего Труда, курс на построение которого изложен нашим Президентом в Стратегии «Казахстан-2050».
Еще одной опорой являются традиционные ценности казахского и других народов нашей страны. Эти ценности, находящие свое выражение в национальных обычаях, обрядах, прошли испытание временем, помогая народу сохранить свою культуру, национальную самобытность и религиозную идентичность. При всем различии форм своего выражения, в содержательном отношении эти ценности совпадают. Действительно, уважение к старшим, почитание предков, любовь к детям, целомудренное отношение к женщинам, забота о престарелых родителях, ценности семейного очага, трудолюбие, неприятие праздного образа жизни, воздержание от пороков – пьянства, курения, наркомании – все это входит в состав традиционных ценностей любого народа. Именно эти и другие ценности дают возможность народу уберечь себя в потоке времени, сохранить свое физическое и нравственное здоровье. Разумеется, некоторые обычаи и обряды могут оказаться не соответствующими духу времени и новым обстоятельствам жизни. Они могут быть модернизированы, либо на их место придут новые обычаи. Важно при этом, чтобы лежащие в их основе ценности остались неизменными.
Разумеется, любая система ценностей остается простым перечнем декларативных положений, пока она не подкреплена конкретными ее воплощениями. Одним из главных, магистральных путей такого воплощения является «очеловечивание» ценностей – создание героев. Эти герои могут быть реальными людьми и художественными образами, нашими современниками и историческими личностями. Именно в героях персонифицируются личностные качества, которые востребованы временем и которые необходимо воспитывать у подрастающего поколения. В Стратегии «Казахстан-2050» наш Президент, говоря о роли национальной интеллигенции в формировании нового казахстанского патриотизма, подчеркнул, что она «должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе состоявшегося государства. Нужно показывать и создавать новых героев нашего времени – тех, на кого должна ориентироваться наша молодежь».1 И здесь большое поле деятельности для писателей, публицистов, журналистов, кинематографистов и других представителей творческой интеллигенции. У историков в этом деле свои задачи и своя сфера ответственности. Эти задачи сопряжены с продолжением работы по формированию исторического сознания нации, как указывается в Стратегии «Казахстан-2050».
Духовными, нравственными ориентирами для молодежи могут и должны служить исторические личности – государственные деятели, полководцы, ученые, поэты, музыканты… Деяния ханов, султанов, биев, батыров, творчество акынов, жырау, кюйши должны быть описаны как фрагменты, эпизоды, вехи одного непрерывного Великого кочевья во времени – многотрудного пути Народа в потоке истории. И наши предки – далекие и близкие, и мы с вами, и грядущие поколения – все в этом едином потоке. И тогда личные качества давно ушедших предков – любовь к родной земле, любовь к родному народу, справедливость, честность, гордость, усердие, трудолюбие, целеустремленность, – эти вечные качества станут близки и понятны современной молодежи. Поэтому одной из актуальных задач отечественных историков является создание галереи повествовательных полотен – жизнеописаний исторических личностей на основе документальных источников, добытых и собранных исследователями в архивах различных стран в последние годы, в рамках реализации проектов «Культурное наследие» и «Народ в потоке истории». Причем это должны быть не парадные портреты с застывшими в торжественной позе персонажами, как лики на иконах, а живые люди с их страстями, сомнениями, разочарованиями, человеческими слабостями, которые в критические моменты находят в себе силы для преодоления своих страхов и неуверенности, проявляют силу духа, волю и решительность. Поэтому герой – это не ходячее собрание сплошных добродетелей, не какой-то недостижимый идеал. Образцом совершенства можно восхищаться, но трудно поверить, что это реальный человек, и тем более невозможно стремиться подражать ему. Вторая задача напрямую вытекает из названия проекта: герой – это народ. История сохраняет имена отдельных личностей, совершивших что-либо заметное. Но большинство людей, руками которых и свершилось историческое событие, остаются безвестными, их имена тонут в Лете, не оставив следов в анналах Истории. Значима роль хана Абулхаира, известных батыров в победе, одержанной в Аныракайской битве. Но успех принесли в большей степени совокупные усилия всех воинов казахского ополчения, где каждый из них на своем месте совершил свой маленький подвиг, преодолел свой страх перед смертью, не дрогнул, не побежал. Именно в таком понимании истории заключается истинное содержание героического в жизни, значимости каждого человека. Как у героя произведения А. Платонова: «Без меня мир не полон». Или в рассуждении Абая о человеке как о кирпиче в стене мироздания – найди свое место и займи его.
История – хорошая прививка от психоза потребительства, погони за миражами – сиюминутными и сомнительными удовольствиями, увлечения мнимыми ценностями. В самом деле, кто сейчас помнит какого-нибудь разодетого байского сынка, проезжавшего через ярмарку на великолепном скакуне, восседая в богато украшенном седле, небрежно помахивая изящной камчой с роскошной, инкрустированной дорогими каменьями ручкой? А ведь, сколько шуму наделало это событие на той ярмарке! Отовсюду сбегались зеваки поглазеть на невиданное зрелище. Знатоки и ценители лошадей восхищенно цокали языками. Конокрады издалека, стараясь не привлекать внимания, прикидывали стоимость аргамака и оценивали возможности угнать его. Красавицы кокетливо улыбались юному франту, стыдливо покраснев и опустивши взоры. Завистники придирчиво оглядывали этого выскочку, напялившего на себя неведомо что. И разговоров с пересудами хватило кумушкам в аулах на целый год – до следующей ярмарки. А новая ярмарка – это уже новые разговоры, другие события и другие темы для аульных пересудов. Как говорили древние римляне, так проходит слава земная. Кстати, законодателями мод в Степи были певцы (сері, сал) – красавцы и щеголи, но в истории они остались благодаря своему творчеству, а не нарядам.
В Интернете есть стихотворение Марии Горбатовой «Герой нашего времени»:
Вот современный наш герой.
Он агрессивно-равнодушен.
Он занят собственной «игрой»,
Он – сам в себе! Ему не нужен

Ни Грудничок, ни Дед с клюкой, 
Ни Благочестье, Ни Распутство.
В нем циркулируют легко
«Пастеризованные» чувства!

В век электронных перемен,
Естественен закон природы!
И вот, пред нами кибермен – 
Продукт улучшенной породы!

Он – не живой, он – не мертвец,
Он – «вытяжка» из кибервека!
С каким трудом наш Праотец
В нем разглядел бы человека! 2
Разумеется, Кибермен М. Горбатовой, как и Печорин М. Лермонтова, ассоциацию с которым вызывает название стихотворения, – на самом деле антигерои в том смысле, в котором рассматривается данное понятие. И Лермонтов, и Горбатова вкладывали в это слово совершенно иной смысл – ироничный и даже чуточку горький: да, они есть и неплохо себя чувствуют, но подражать им вряд ли стоит. Действительно, маленький человек Горбатовой сам себе герой, когда в виртуальном мире бегает с автоматом, имеет доступ к оружию массового поражения, обладает множеством жизней. Он убивает виртуальных врагов, сжигает все вокруг, крушит, уничтожает. Порой такие «герои» путают виртуальный мир с реальностью. В ходе встречи со школьниками в школе-лицее № 64 Астаны, где Лидер нации Н. А. Назарбаев провел урок патриотизма для группы выпускников школ города, он предостерег молодых людей от увлечения компьютерными играми.
Естественно, такие чувства, как пат­риотизм, любовь к Родине, гордость за свою страну не проявляются людьми в повседневности нашей жизни. Блистательное выступление наших спортсменов на Лондонской Олимпиаде объединило всех казахстанцев – даже тех, кто обычно не интересуется спортом. Как отметил наш Президент: «Наша команда выступила единой дружиной всего многонационального Казахстана, крепкой и сплоченной семьей множества этносов. Олимпийский триумф еще более сплотил наш народ, показал великую силу патриотизма».1
Что еще внушает оптимизм? В Интернете нашла материалы о дискуссии школьников на тему «Герой нашего времени». Один из участников, полемизируя с мечтами одноклассниц о своем герое, заявил, что «так называемый принц на белом коне – не что иное, как бренд отстойного общества потребления». Здесь радует оценка молодым человеком общества потребления. С другой стороны, по его мнению, слово «герой» ушло из жизни, оно затерто и непопулярно. Ему возразили: «Но врач, спасающий жизнь больных, ночами стоя за операционным столом; мать-одиночка троих детей, работающая в нескольких местах и при этом уделяющая время детям; психолог, убедивший самоубийцу отказаться от суицида, достойны уважения».
И в заключение. На мой вопрос студентам: «Кого вы считаете героем нашего времени?» некоторые из них сразу же ответили: «Никого», затем призадумавшись, назвали спортсменов – победителей Лондонской Олимпиады и совершенно неожиданно – одного из акимов. Того, чья работа на виду горожан, кто добросовестно выполняет свои функциональные обязанности. Информация к размышлению.

ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства». Казахстанская правда от 15 декабря 2012 г.
2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-5283/

1215 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми