• Общество
  • 14 Мая, 2014

Политика в сфере массовых коммуникаций

Жетписбай  Бекболатулы,
факультет журналистики КазНУ  им. аль-Фараби

Переход Казахстана к новой стадии экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству и политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обусловливает особую роль средств  массовой информации в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение ими функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Средства  массовой информации есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и информирования власти о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики.

Государственная информационная политика Казахстана представляет собой совокупность задач, отражающих национальные интересы страны в информационной  сфере, стратегических направлений их достижения. Данная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер  и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов населения, общества и государства. Содержание целей государственной информационной политики на каждом конкретном этапе вытекает из сложившихся в государстве политических и социально-экономических условий и состояния развития информационного пространства страны.

Кроме того, Конституция республики 1993 г. провозгласила целью государственного строительства создание социального государства. Одним из основных его признаков является превращение государства в социально ответственный институт общества, осуществляющий активную социальную политику в интересах всех категорий населения на основе принципов открытости и демократизма, социальной справедливости и социального согласия и партнерства. Выстраивание общественных взаимоотношений, отвечающих перечисленным признакам, возможно при понимании хода общественного развития и, соответственно, при понимании путей совершенствования социально-политической сферы жизнедеятельности общества. Достижение подобного понимания требует овладения закономерностями процессов общественного развития и постоянного информационного взаимообмена. 
Таким образом, в сфере социально-политических проблем на одно из ведущих мест выдвигается проблема необходимости анализа трансформации  общественных взаимоотношений, осуществляемых при помощи средств массовой информации. Необходимость решения данной проблемы обусловливает постановку ряда научных задач: определение динамики роли средств массовой информации в социально-политических процессах в условиях усиления влияния общественного мнения; выявление ведущих принципов формирования государственной информационной политики в условиях построения демократического государства. 
Сегодня в Казахстане сформированы основные, существенные элементы информационного рынка. К ним можно отнести появление доминирующего сегмента негосударственных СМИ, значительную дифференциацию информационного тематического поля, создание и работу достаточно крупных медиа-компаний. Вместе с тем, становление национального медиа-пространства, особенно в контексте демократических преобразований – процесс достаточно длительный и сложный.
Постановка обозначенной проблемы особенно актуальна для Казахстана сегодня, когда идут процессы становления современной государственности, апробируются новые модели социального управления, нацеленные на усиление общественного взаимодействия. Без наращивания коммуникативных процессов, обеспечивающих посредническую миссию между обществом и государством и осуществляющих доступ людей к информации, позволяющей принимать взвешенные социально значимые и политические решения, а главное – формировать обладающего ответственностью, гражданственностью, инициативностью личностей, невозможно формирование информационного общества, основу которого будут составлять не экономические ресурсы, а эффективность взаимодействия власти с общественностью, высокий уровень развития системы социального контроля и способность государства с наименьшими затратами решать социально-политические проблемы с высокой пользой для наибольшего числа жителей. 
В силу того, что данная проблема рассматривается в плане взаимовлияния обеих сторон друг на друга при помощи средств массовой информации, необходимо отметить ряд отечественных исследователей, которые анализировали особенности функционирования средств массовой информации, поднимали проблемы свободы слова, рассматривали воздействие коммуникаций на общество. В целом тема социально-политической эволюции этих взаимоотношений, с точки зрения их взаимодействия при помощи СМИ, не получила должного изучения в отечественной науке. Например, в работах политологического характера рассматривались отдельные стороны взаимовлияния общества и власти, но коммуникативный аспект при этом, как правило, не анализировался. Подобного рода работы стали появляться только относительно последние годы в казахстанской науке.1 
На наш взгляд, необходимо разработать теоретико-методологические основы для изучения роли и места СМИ в системе социально-политических связей; выявление их роли в процессах общественного развития; разработка теории, позволяющей прогнозировать дальнейшую направленность социально-политических процессов на основе анализа эволюции взаимоотношений общества, власти и СМИ; установление границ влияния коммуникации на общественное мнение; анализ особенностей информационной политики в период формирования информационного общества; выявление роли средств массовой информации в условиях реформирования Казахстана и выработка базовых принципов современной государственной информационной политики. 
Мы поддерживаем мнение российских исследователей (в первую очередь В. Д. Попова), что информационная политика является деятельностью субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации. Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т. д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы социальных групп и общественных институтов. Существует государственная и негосударственная информационная политика. Информационная политика рассматривается и как научное направление, и как вид деятельности государства. Содержание информационной политики достаточно объемна и включает в себя целый комплекс сложных процессов: от правового регулирования, свободы слова и доступа к источникам информации до морально-этических характеристик медиапродукции, ее воздействия на массовое сознание и информационной безопасности. Наиболее распространенным можно считать определение информационной политики, данное российским ученым В. Д. Поповым: «Информационная политика – это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества».2 
Объектом этой политики являются информационные общественные отношения или отношения между субъектами, осуществляющими сбор, формирование, анализ, распространение и использование информации  в интересах личности, общества и государства. В более узком смысле объектом информационной политики, как науки, выступают массовое сознание, система средств массовой информации и массовой коммуникации, информационные процессы, отражающие, выражающие, защищающие права личности и политику государства. Предметом же информационной политики, как отрасли научных знаний, считают тенденции, закономерности развития информационной сферы, информационных процессов, методы анализа и прогноза их развития, выявления эффекта воздействия СМИ и массовых коммуникаций на массовое сознание, на гражданское общество и государство. Основными задачами, стоящими перед информационной политикой, как научной дисциплиной, можно считать анализ и прогнозирование современных информационных  процессов, разработку теоретико-практических методов информационно-аналитической работы, а также обеспечение информационной безопасности. Помимо этого, информационная политика призвана раскрыть факторы и механизмы восприятия, усвоения, переработки, осмысления людьми получаемой информации и выработки ими мотива деятельности.     
Средства массовой информации представляют собой современное пространство функционирования политики, так как общество формирует свои политические, экономические, социальные взгляды и убеждения, в первую очередь, благодаря масс-медиа. Периодическая печать, радио, телевидение, ресурсы Интернета являются непосредственными носителями и особенно распространителями знаний и другой политически значимой информации, обладающими различными возможностями  и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Таким образом, можно сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей средств массовой информации в области политического влияния. 
Перечисленные методологические подходы в совокупности позволили рассмотреть процессы социально-политической эволюции общественных взаимоотношений как сложную структуру во взаимодействии всех ее элементов в рамках единого целого, в рамках системы, с учетом особенностей и закономерностей, социологических посылок, с предложениями по их совершенствованию и с учетом усиливающейся коммуникативной составляющей, с учетом процессов возрастающей самоорганизации в различных социальных системах. 
Осуществление общественного диалога предшествует достижению обществом определенного уровня экономического развития и накопление интеллектуального потенциала, что соответствует уровню индустриального государства. По мере перехода к постиндустриальному обществу, когда уже в основном удовлетворены экономические потребности и удовлетворяются более высокие интеллектуальные и духовные, человечество становится много толерантнее, больше осознает необходимость разрешения вопросов общежития на компромиссной основе. Так постепенно от силовых методов решения вопросов государственного устройства и межгосударственных отношений человечество переходит к компромиссным, диалоговым формам. И так постепенно на первый план в регулировании отношений выдвигается массовая информация. 
За последние 20 лет СМИ Казахстана в своем развитии прошли через несколько этапов, сначала разрушая авторитарную систему и защищая интересы широких общественных масс, а затем группируясь вокруг интересов отдельных корпораций и государства (большая часть СМИ), не отказываясь от относительно независимой социально-политической позиции (меньшая часть СМИ). Не вполне позитивным преобразованиям в своей структуре и системе средства массовой информации обязаны отсутствию четко обозначенной стратегии и тактики государственной информационной политики. При ее формировании и реализации необходимо учитывать, что общество не может развиваться при недостатке общественной мысли, и тем более в таких условиях невозможны демократические преобразования.3 
Чтобы общество конструктивно развивалось, необходим свободный поток информации, заставляющий человека думать, совершенствовать способности самостоятельного создания образов, а не следовать готовым клише массового сознания, послушно действуя согласно ожиданиям политических технологов. Подробная концепция формирования такой политики может быть выработана только совместными усилиями группы специалистов в ряде областей: журналистике, экономике, информационных технологиях, политологии, психологии, связях с общественностью, социологии. Тем не менее, обращение к позитивному отечественному и зарубежному опыту, к анализу исследований в сфере средств массовой информации и социально-политических отношений в обществе позволяет сделать некоторые предложения по формированию принципов и методов государственной информационной политики. В частности, к ним относятся следующие: совершенствование законодательства в сфере СМИ; разработка системы экономической поддержки печатных СМИ с целью осуществления плюрализма мнений и высокого качества изданий, а также снижения стоимости печатных изданий с целью расширения круга читателей; осуществление системы формирования рейтинга новостей; выработка системы противостояния манипулятивным функциям СМИ; стимулирование формирования системы этического регулирования деятельности прессы и другие. 
Вся общественность страны заинтересована в выработке подробной концепции формирования государственной информационной политики, так как сбалансированная политика в сфере информации максимально отразится на нашей действительности. 

Литература
1. Алияров Е. К. Информационная политика Республики Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2005.
2. Информационная политика. Под общ. ред. В. Д. Попова. М., 2003.
3. Бекболатулы Ж. Информационная политика Казахстана на современном этапе. Журнал «Мысль», № 5, 2012.

1668 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми