• Общество
  • 14 Мая, 2014

Проблемы современной онкологии

Медицина

Представляем вниманию читателей эксклюзивное интервью с главным онкологом Южной Германии, профессором, специалистом по внутренним болезням, главным врачом университетской клиники города Фрейбург Корнелиусом Валлером.

– Какова современная ситуация в онкологии с клинической и научной точки зрения?

– За последние годы достижения на­уки в гематологии и онкологии достигли качественно нового уровня.  Данный прогресс  достигнут с помощью лучшего понимания молекулярных механизмов, протекающих в злокачественных опухолях.  Ярким примером может служить «Филадельфия – Хромосома», позитивный миелоидный лейкоз, при котором используется  специфическая (таргетная) терапия с препаратом Иматинибом  (Imatinib), отвечающий за  ингибирование  (торможение) Тирозин киназы (фермент), который в свою очередь отвечает за транслокацию генов, ведущих к злокачественной опухоли.  Данный вид терапии не только имеет хорошее количество ремиссий, но и кардинально улучшает общую выживаемость среди пациентов. Помимо гематологических заболеваний, улучшилась возможность лечения с  помощью таргетной  терапии при наличии больших опухолей.  Ярким примером является  лечение ингибиторами Тирозин киназы у пациентов с раком легких  немелкоклеточной этиологии, которые несут мутацию в рецепторе EGF и транслокации гена ALK. К тому же, улучшается ситуация с первичным диагнозом, связанным с ранней междисциплинарной  консультацией раковых больных с помощью терапевтических подходов, тем самым,  это серьезно улучшило качество лечения. Со стороны хирургии и лучевой терапии можно также увидеть ряд улучшений, которые приносят пользу раковым больным.
– Какая существует профилактика, есть ли лучший способ предупреждения рака?
– Конечно, есть очевидные канцерогены, такие как дым сигарет, лишний вес, которые могут способствовать образованию рака. В таком случае необходимо изменить образ жизни, прекратить в пользу здоровья потребление сигарет и придерживаться диеты. Помимо этого, нужно  регулярно заниматься спортом. Было замечено, что у больных раком, особенно у пациентов с раком крови, занимающихся регулярно спортом, при лечении было значительное улучшение результатов терапии и проявились  минимальные  побочные эффекты.
– Правда ли, что рак начинает проявляться в преклонном возрасте?
– Есть хорошая статистика, говорящая о том, что вероятность проявления раковых заболеваний с возрастом увеличивается. Это также имеет место быть, в связи с увеличением продолжительности жизни в индустрально развитых странах. Несмотря на это, есть целый ряд раковых заболеваний, которые часто встречаются у молодых людей. Также жарко дискутируется роль факторов окружающей среды, которые вносят свою негативную лепту в развитие онкологических патологий. 
– Как вы бы прокомментировали современную тенденцию омоложения раковых болезней? И особенно среди детей, если сравнить медицинскую статистику наших дней со статистикой прошлого?
– Мне трудно сказать что-либо, т. к. необходимо просмотреть эти данные статистики. 
– Трудно ли вам морально, когда вы информируете пациентов об их заболеваниях или все зависит от стадии болезни?
– С моей точки зрения, пациенты должны быть информированы о состоянии здоровья, знать свой диагноз, т. к. это касается их жизни. На статистику выживаемости пациенты реагируют индивидуально.
Тем не менее, пациенты должны знать, о каком лечении идет речь. Если речь идет о назначении терапии, действенном лечении, то  пациент может быть полностью излечен.  Или если мы говорим о поддерживающем лечении, где по большому счету достигается улучшение качества жизни, то в идеальном случае увеличивается продолжительность  жизни. Здесь может меняться цель лечения на протяжении времени и следует соответственно информировать пациентов. Так как  лечение у всех без исключения раковых больных проходит с серьезными побочными эффектами, то со стороны врача  было бы неэтично и безответственно проводить лечение, не давая пациенту полную картину его состояния.
– Как определяется, по вашему мнению, безнадежный больной?
– Здесь мы должны внести ясность: в какой ситуации мы можем использовать это словосочетание.  Когда пациент страдает от неизлечимой опухоли, надежды на выздоровление почти нет. Тем не менее, качество жизни часто может значительно улучшиться. Каждый случай индивидуален.  
У пациентов в паллиативной ситуации качество жизни является приоритетной целью. Тем не менее,  лечение  также может пойти  на пользу  в случае, если оно начинает срабатывать, и вероятен переход    в потенциально излечимую ситуацию. Основной упор делается на желании пациента. Например, в ситуации с 80-летним пациентом, который получил диаг­ноз «рак», становится очевидным, что  ограничение лечения – для него лучший выход.  
Другим примером является молодая мать нескольких детей с диагнозом злокачественной опухоли. Здесь нужно будет постараться использовать все варианты соответствующей терапии, которые доступны для применения.
– Как вы определяете  слово «боль»?
– При боли речь идет о субъективном восприятии, которое связано с разными ситуациями: зубная боль или боль при травмах, которые ощущаются телом. Боли также часто встречаются у раковых больных, но к счастью, сегодня боль снимается легче, чем в прошлом.  
– Преподают ли врачам психологические дисциплины? 
– Психология и коммуникативные навыки являются частью учебной программы медицинского образования. Тем не менее, многое зависит  также от личного опыта, и постоянное развитие является обязательным, так как пациенты все разные.
– Как вы думаете: какую роль играет психологический настрой для успешного лечения?
– Установлен факт: верующие пациенты приходят в себя быстрее и внутренне более спокойны, чем атеисты. Что касается меня, я не придаю значения религиозной вере пациентов.

Беседовал Сакен Хайдаров

г. Фрейбург, Германия

915 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми