• Общество
  • 20 Октября, 2023

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

Современное общество ставит перед школой широкий круг задач. За период обучения дети должны получить базовые знания по общеобразовательным дисциплинам, выработать коммуникабельность, взять за правило регулярно повышать свой образовательный уровень, научиться расставлять жизненные приоритеты. Педагог помогает проложить ребенку путь к знаниям и необходимым навыкам. Несмотря на стремительное развитие онлайн-проектов и программ по самообразованию, живой контакт учителя и ученика остается незаменимым. 

Поздравляя педагогов с Днем учителя, Глава государства привел слова казахского ученого и просветителя Ахмета Байтурсынова: «Улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей». Президент назвал важнейшей задачей воспитание и обучение подрастающего поколения по передовым стандартам. В связи с этим на сообщество учителей налагается высочайшая ответственность. О современном подходе к школьному образованию и передовых методиках обучения корреспондент журнала «Мысль» поговорил с двумя педагогами-новаторами – учителем математики средней школы № 1 города Костаная, педагогом-мастером, ветераном педагогического труда Ларисой Владимировной Васильченко и учителем начальных классов КГУ «Арзамасская общеобразовательная школа отдела образования Узункольского района» Костанайской области Ольгой Николаевной Шубенок. 

На одной волне 


Лариса Васильченко пришла работать в школу в середине 1980-х после окончания Кустанайского педагогического института. С тех пор, как рассказала педагог, в ее трудовой книжке можно увидеть только одну запись: «Принята на работу учителем математики в среднюю школу № 3», спустя три года она была переведена учителем математики в среднюю школу № 1 с математи­ческим уклоном.
Первым учительским опытом для Ларисы Владимировны стала работа с учениками седьмого класса. Это были подростки, у которых начинал формироваться характер. Казалось бы, предстояло нелегкое испытание, но у молодого педагога получилось настроиться с подростками на одну волну.
– Мы много времени проводили вместе, ходили в походы, ездили на уборку картошки, собирали яблоки в саду – и так постепенно наладили контакт. Ребята оказались хорошими. Я тогда еще тоже была вчерашней школьницей и студенткой. Может быть, это и помогло компенсировать отсутствие педагогического опыта. Но в то же время это был первый опыт, боевое крещение, когда пришло понимание, что с ребятами надо искать общие темы. Нужно знать, чем живут подростки, какой музыкой интересуется, что читают, – именно это позволяет настроиться с ребятами на одну волну, – поделилась своим опытом учитель. 
Следующим педагогическим этапом стала работа в школе с математическим уклоном. Там старшеклассники уже четко видели свою цель – они планировали поступать в крупнейшие вузы по физико-математическому профилю. Здесь обрести взаимопонимание помогло стремление помочь ребятам в достижении их цели. Лариса Владимировна проводила много времени в поиске нестандартных математических задач. Ей было важно, чтобы у детей выработался интерес к решению сложных упражнений. 
К слову, такая методика оказалась очень продуктивной, и сегодня уже опытный педагог идет по этому пути. 
Подход коллеги разделяет учитель начальных классов Ольга Шубенок. Она пришла работать в школу во второй половине 1980-х, и в ее трудовой книжке также одна запись – «Арзамасская общеобразовательная школа». Ольга Николаевна начала трудовой путь после окончания Рудненского педагогического училища. Первым профессиональным опытом стала работа в продленке, а затем педагог начала вести уроки с младшими школьниками.
– Мне очень хорошо запомнился день, когда я впервые переступила порог класса. Это было еще в училище, на пробных уроках. За тем, как я вела занятие, наблюдали мой педагог и однокурсники. После урока ко мне подошла преподаватель, Зоя Прохоровна Ляхова, и похвалила. Она сказала, что я умею держать класс, охватывать всех вниманием, и добавила, что так вести урок нужно всегда. Мне тогда было даже непонятно, почему прозвучала похвала педагога, ведь казалось, что я ничего особенного не сделала… Но одновременно мне запомнился совет наставника о необходимости видеть весь класс. Позже я окончила вуз – Костанайский гуманитарный институт, познакомилась с новыми методиками, но эту заповедь не забываю никогда, – поделилась Ольга Шубенок. 
По словам педагога, задача учителя – помогать ребенку открывать мир, ежедневно делать занятия разнообразными, полными положительных впечатлений, тогда ребенку будет интересно ходить в школу. 
Так же считает и Лариса Васильченко. По ее мнению, ребенок не должен бояться вызова к доске, тем более что одновременно в классе у доски решают задачи по шесть-семь учеников. С помощью педагога ученик должен понять, что вызов к доске важен для него, для его обучения, развития. У доски ребенок учится публично выражать свои мысли, аргументировать свои выводы, что очень важно для будущей учебы и взрослой карьеры.
Простая логика
Педагоги подчеркивают важность развития у ребенка логического мышления. Эта способность поможет ему в жизни вне зависимости от выбранной им профессии. 
Как отметила Лариса Васильченко, сегодня существует много возможностей для развития аналитических способностей ребенка. В частности, помощниками служат электронные программы с задачами на логику. Также в интернете можно осваивать точные науки, знакомиться с дополнительным материалом. Уже много лет в школе используется интерактивная доска, ребята сами готовят презентации, творческие задания для одноклассников.
– Современные доски позволяют строить графики, создавать фигуры. Дети увлечены этим процессом, – поделилась педагог. 
Вместе с тем Лариса Васильченко настаивает: ни одно электронное устройство не сравнится с живым уроком в классе, где в реальном формате общаются ученики и педагог. Это показал опыт столетий: детям важно впитывать информацию от учителя – человека, которого они уважают и которому доверяют. Педагог всегда может разъяснить материал, дополнить его, найти интересные сопоставления. Поэтому, каким бы совершенным ни был искусственный интеллект, он не заменит наставника. 
– Роль учителя, безусловно, важнее любого гаджета. Пандемия показала, что учитель не сравнится ни с какими уроками в интернете, ни с учебниками, очень мало ребят, которые сами могут изучить предмет, например математику. Я строгий учитель, поэтому никаких смартфонов на моем уроке нет, – пояснила Лариса Васильченко. 
Педагоги считают, что ребенка важно научить пользоваться гаджетом в образовательных целях. У него должно сформироваться понимание, что ноутбук или смартфон – это не только собрание игр и развлечений, но прежде всего – источник для обучения и работы. Он позволяет находить необходимый материал и с его помощью совершать открытия. 
– Считаю, что учитель должен научить ребенка учиться, самостоятельно добывать знания, применять свои знания в жизни, – отметила педагог. 
Ольга Шубенок также убеждена, что ни один гаджет не заменит живого общения с педагогом: искусственный интеллект может многое, но только учителю по силам разобраться в различных жизненных ситуациях, учитывая индивидуальность школьника.
Педагог подчеркнула, что индивидуальные качества ребенка необходимо развивать с начала обучения. Поэтому на учителе начальных классов лежит особая ответственность. Он должен быть очень внимательным к ребенку, чтобы помочь ему раскрыться, определить склонности и способности.
– К ребенку нужно подходить с добром, вместе с тем необходимо разговаривать с ним как с личностью – детям это очень важно. То есть, с одной стороны, нужно создать ему комфортную обстановку, а с другой – говорить с ним на равных, и в этих разговорах рассказать ему о важности дисциплины, аккуратности, все это разъяснять на личных примерах, – пояснила педагог.
При этом она добавила, что детей необходимо учить ответственности друг за друга, взаимопомощи, ведь в жизни очень важно уметь работать в команде, поддерживать тех, кому нужна помощь.
– Все мои воспитанники всегда помнят о том, что мы – команда. В этом и весь сек­рет. Только создав команду, можно рассчитывать на успех в учебной и внеурочной деятельности. Дети замечают фальшь, поэтому идти к ним надо только с открытым сердцем, терпеливо ведя их за собой, в этом случае непременно будут положительные результаты, – поделилась педагог.

Дело опыта
Лариса Васильченко и Ольга Шубенок отмечают, что обучение детей – это гибкий процесс, каждое поколение особенное, чем-то не похожее на предыдущее. Вместе с тем педагогический опыт складывается годами, методики разрабатываются десятилетиями. И все же главным в любом учебном процессе остается умение пробудить интерес ребенка к знаниям.
– Заинтересовать ребят из начальных классов можно играми, ведь игра – спутница детства. Нужно обязательно отмечать первые успехи ребенка, – считает Ольга Шубенок.
В обучении педагог использует технологию шестиугольного обучения.
Это игровая методика: форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своего процесса познания.
Шестиугольные карточки представляют собой знания по определенной теме. Каждый из шестиугольников соединяется с другим благодаря определенным понятийным или событийным связям.
– Технология шестиугольного обучения – новая и очень результативная методика, мотивирующая детей к учебе, позволяющая развивать их потенциал, – пояснила педагог. 
Если в начальных классах ребенка важно обучить беглому чтению, письму и счету, то в дальнейшем обучении необходимо научить грамотным, корректным подходам к выполнению заданий по каждому школьному предмету, в частности, по математике, которую преподает Лариса Васильченко. 
– Сейчас у нас школа-лицей, с математическими классами. Поэтому нам необходимо дать углубленные знания по точным наукам. У меня уже давно сложилась своя методика обучения математике, ведь это очень сложный предмет, стараюсь научить учеников математической грамотности, умению применять полученные знания в повседневной жизни, – рассказала педагог.
Лариса Васильченко и Ольга Шубенок убеждены, что быть учителем – это призвание. Если внутренний голос подсказывает, что нужно идти в педагогический вуз, то в любом случае надо попробовать свои силы в этом направлении.
– Учитель – это действительно призвание, мне не раз предлагали работать завучем, но я учитель, и я на своем месте, – подчеркнула Лариса Васильченко.
Счастьем называет свою работу Ольга ­Шубенок, ведь очень важно, когда работа – это любимое дело, вдохновляющее человека.

Георгий ХИНИЧ, 
журналист

 

5145 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми