• Общество
  • 20 Октября, 2023

МИР ПРЕКРАСЕН!

Сауле БЕККУЛОВА,
кандидат искусствоведения, доцент,
член Союзов художников СССР 
и Казахстана

 

Судьбой владеет Зодиак.
Все в мире, словно в сердце – смута.
И жизнь легко проходит так,
Как будто дарится кому-то…

 

Восточный мудрец воскликнул, делясь сокровенным. 
А моей сокровенной темой судьбы стала встреча с Питером, как издавна зовут серебряный город на Неве.
Мелькают даты, события, времена, а его нетленная культура и красота остаются неизменны, несравненны. И вся поэзия мира – в его облике и сущности.
Санкт-Петербург (после Петрограда, Ленинграда, Петербурга) обрел свое изначальное имя. И все текущие события естественным образом преобразуются согласно современным реалиям.
Моя Академия, как звали поколения художников Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, обрела ныне статус Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина.
За семь десятилетий эту высшую школу творчества получили многие из лучших профессионалов всех видов изобразительного искусства Казахстана. И корифеи казахстанского искусства вправе гордиться Alma Mater. Гульфайруз Исмаилова и Евгений Сидоркин, Сабур Манбеев и Канафия Тельжанов, Марат Айнеков и Толеген Досмагамбетов, Калиолла Ахметжанов и Дулат Алиев и множество одаренных мастеров кисти, резца и ваяния дали Казахстану обрести статус блестящей когорты мастеров высокого искусства. Как и теоретики искусства, обретшие уровень мастерства благодаря блистательной профессуре Академии. Ныне Санкт-Петербург празднует день рождения – 320 лет со дня основания города. 
Минуло 20 лет со времени празднеств к 300-летию любимого города.
На международной научно-практической конференции, посвященной этой дате, в Санкт-Петербурге в стенах Государственного Русского музея состоялась встреча коллег-выпускников Академии художеств. Мне привелось выступать со словом о нашем уникальном скульпторе Нурлане Далбае, ученике великого Михаила Аникушина.
Ныне он – знаковая фигура ваяния и пластики Отечества и Мира, автор уникальных памятников. Создатель первого монументального памятника легендарному Кенесары Касымову, первому хану Казахии.
Н. Далбай воздвиг этот монумент в молодой новой столице Казахстана – Астане, как символ будущего – светлого, доброго, справедливого. Ныне весь мир, знакомясь с Астаной, открывает наше Отечество со знаковой фигуры истории.

Колыбель культуры России
Все сказанное – преамбула к событию в культурной жизни нашей страны.
28 сентября сего года в Алматы в стенах Государственного музея искусств РК им. Абылхана Кастеева состоялось торжественное открытие выставки «Фигуративное искусство» из Санкт-Петербурга. Выпускники и преподаватели РАХ имени Ильи Репина представлены своей живописью, скульптурой и графикой в полном объеме тем, техник и дарований. Главенствует же тема высокого служения Красоте, Правде, родным пенатам.
А теперь краткий экскурс в историю создания Санкт-Петербургской Академии художеств России.
Она задумывалась со времен Петра I, прежде всего, как учебное заведение. С середины XVIII века – Пушкинской эпохи, – в стенах величественного здания архитекторов Кокоринова и Деламота на набережной Невы возникла высшая школа академической живописи скульптуры и архитектуры. Здесь пестовались юные таланты изо всех регионов России. Серьезное внимание к изучению художественного наследия всех времен и народов, глубокое знание профессионального мастерства строгое следование канонам академической художественной школы создали почву для расцвета реалистической школы классического искусства в творчестве молодых талантов: живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, а позднее и теоретиков искусства. Фундаментальное и последовательное изучение законов изобразительного искусства на его лучших образцах позволило лучшим из выпускников Академии стать авторами масштабных государственных проектов, вошедших в историю отечественного искусства.
Ныне это – крупный образовательный центр и экспертное сообщество.
Здесь, в стенах великолепного здания, фланкируемого двумя сфинксами на спуске к Неве, обрели голос самые знаменитые художники России. А. Брюлов и И. Репин, А. Иванов и Крамской, великолепные «передвижники» и светила «русского ренессанса» к ХIХ – нач. ХХ веков, блистательный Михаил Аникушин – автор лучшего памятника А. С. Пушкину у здания ГРМ и многие-многие из последующих поколений. Молодые продолжатели священных традиций служения искусству и поныне следуют канонам высокого мастерства, а в 18 веке голосом Пушкина Россия известила мир о высоком предназначении искусства, колыбелью которого по праву назван Санкт-Петербург.

Экспозиция
Здесь, в просторных двух залах и галереях ГМИ А. Кастеева ничем не затесненного пространства – обширная экспозиция произведений питерских живописцев и скульпторов (более 100 работ).
Начало ее представлено полотном Хамида Савкуева «Возвращение сынов» (2020, х., м.). Глубоко личные переживания автора, обращенные к событиям жизни родного народа, даны в светлом колорите, почти графично. Но масштаб его видения собственной истории отнюдь не мажорен. Ритм отдельными фрагментами данных фигур молодых и старших соплеменников, их статуарная графичность поз, замедленность ритмов определяет лейтмотив полотна – печаль дня текущего. В центре композиции – юрта кочевника, где по традиции всегда главенствуют красота и уют, тепло и дастархан, художник показал грустную встречу двух героев. И эта сцена в контрасте с мирным бытием сельчан дает эффект печального изумления. Что происходит? Зачем молодые, полные сил юноши столь печальны? Как и старики – их родители? И о чем молятся, падая ниц, женщины? Ответ каждый находит сам. Это полотно Х. Савкуева – исповедь художника. И оно поражает.
В стиле классической старой школы исполнен «Разговор в пути» Юрия Калюты (2006, х., м.). Удлиненные пропорции героев, пульсирующий ритм темных, с алыми вспышками света одеяний создает волнующий эффект спора двух странников. Живая аллегория с испанской живописью Толедо 16 века. Их эмоциональное приближение друг к другу – в жестах, взглядах, позах, вспышках света на лицах и одеяниях в ночи. Спонтанное движение заполняет всю вертикаль полотна, увлекая за пределы холста. Поистине, классический образец европейской живописи «старой школы»! И мастерское владение техникой и материалом!
Иной колоратурой и неохватностью простора привлекает полотно Александра ­Чувина «Академия» (х., 2023).
С выступа парапета Дворцовой набережной через залитое светом пространство над Невой вместе с одинокой фигурой героя видим мы светлый абрис легендарной Академии Художеств на Университетской набережной. Безмятежность и мягкая игра света на воде и в воздухе дарят некую иллюзию счастья… А может быть, эта палитра и есть истина жизни?!? Такая живая, близкая, узнаваемая – лицо любимого Питера?!?
Илья Зорькин дает нам анфас «Литейного дома» (2017, х., м.) со строгой достоверностью знатока города. Его «дом» дышит и говорит всем своим обликом – взъерошенным, одиноким, непонятым. Есть такие на Литейном! Это вновь разговор о Питере. 
Иначе видит его Артем Тихонов в своей «Арке Главного Штаба» (2023, х., м.). Масштабное, приближенное к краю холста, знаменитое сооружение в сердце города (ныне в нем – филиал Эрмитажа с гениальными импрессионистами!) словно наплывает на зрителя, лишая чувства великолепного пространства, что светится там, в проеме арки, где видна Александровская колонна на Дворцовой площади перед Эрмитажем. Но сия декоративно-яркая композиция не подавляет, скорее декларирует видение автора. Питер у каждого – свой!
Совсем особенно увидел и воплотил его в своем холсте Ван Ночжэнь. «Новый Год в Академии» (2020, х., м.) – это классическая традиция реализма старой русской школы живописи. Филигранно выписанные фигура и пространство погруженного в ночь здания Академии Художеств, где близ огромной новогодней елки восседает единственный гость – охранник, окруженный таинственным блеском свечей, их игрой на монументальных сводах здания. Точная, выверенная композиция сообщает полотну монументальность при камерности объема.
Другое полотно Ильи Зоркина «Москва. 1698 г.» (2019, х., м.) создает атмосферу кровавого эпизода в истории Руси. Крупным планом данная фигура главного героя в алом одеянии, ведущего в поводу коня, олицетворяет протест и негодование. Жанр исторической живописи близок автору драматизмом, силой духа, заставляя зрителя долго вглядываться в мастерски прописанные характеристики героя. 
Графично и ярко исполнен триптих «Беженцы» (2023, х., м.) Ханнеса Хелки. На анилиновом фоне охры жесткими силуэтами даны абрисы людей, верхом на лошадях и пешком, бредущих в неизвестность.
Совсем иной колорит и характер в холсте Ван-Тинтина «Священный ритуал» (2014, х., м.). Подробно и с удовольствием выписывает автор сцену с двумя героями, где главный священнодействует с головой другого, обривая его, дабы обратить в лицо святой службы. Восточный колорит, мерный ритм, мягкая светлая палитра образуют элегически теплый настрой этой сцены. Живопись реалистична и узнаваема школа.
Блестящий образец портретного жанра – «Портрет скульптора Владимира Бродарского» (2016, х., м.). Скупая, едва ли не графическая палитра выхватывает из пространства фигуру молодого героя, что легким уверенным движением оперся на стойку стола, всем корпусом откинувшись на стремянку. Обычный антураж мастерской, скульптор – в темном фартуке и рабочей хламиде. Но как гордо откинута голова! Как красив и полон достоинства облик художника! Королевская стать и сознание собственного достоинства! Автор сумел передать артистизм и творческую раскрепощенность своего героя мастерски!
В портретной галерее особенно впечатляет «Микита» (2017, х. м.) Алексея Перепелкина. Неординарность, отрешенность в образе юноши, облаченного в темное одеяние, восседая подчеркнуто прямо, но расслабленно. Переменчиво, подвижно лицо, глядящее прямо перед собой и вместе с тем – погруженного в себя. Есть в этом образе что-то от нервических образов конца XIX в. Та же усталость, та же отрешенность. И вместе с тем – это лицо нашего современника, думающего, решающего, сильного. Узнаваемый и «непохожий». Такова тайна психологии живописи и автора, его запечатлевшего. Вот она, магия искусства!
Природа, пейзаж Максима Моргунова («Тучи» 2020, х., м.) и Арины Тихоновой («Полдень», 2022, х., м.) решены весьма жизнеутверждающе. Обилие света и пространства создают сцены ожидания праздника.
Тема близкой истории Петербурга в канонах классики реализма решены живописцами Ольгой Волковой «1941. Подвиг Эрмитажа» (2022, х., м.) и Наталией Великой («Русский Музей» (2023, х., м.). Патриотизм и жизнеутверждающее начало в них, бесспорно, выявились с большой долей творческого воодушевления.
В первой автор погружает нас в атмосферу таинства и тревожность ожидания. В первый, самый страшный год фашистского вторжения, под покровом ночи, в темном здании, освещенном пламенем печи, собрались работники величайшего из Музеев истории искусств – Эрмитажа, пытаясь спасти непревзойденные шедевры. Их жесты, хрупкие фигуры, ракурсы в отблеске света огня полны драматизма. И красоты! 
А «Русский Музей» Н. Великой – это идиллия мирной жизни в стенах знаменитого музея, где множество детских головок обращены к женщине, повествующей им нечто об искусстве. Все окружение исполнено величавой красоты, нарушаемой лишь голосом педагога – героини. Русский Музей – сокровище Санкт-Петербурга, России и всего человечества. Этот главный лейтмотив полотна и воплотила автор.
Неординарно решил тему Великой Отечественной Войны Дмитрий Мясников «9 мая» (2020, х., м.). В его полотне нет ни множества фигур, ни Парада Победы, ни радужных салютов и манифестов.
На фоне добротного сельского дома прямо у края холста вытянулся в рост сельчанин в гимнастерке и сапогах, вся грудь унизана медалями. Кругом – ни души. А все вокруг сияет нарядным весенним теплом и красками праздника, зелени, радости. Солнечная палитра Победы!
Сюжет холста Андрея Пянковского «Икар» (2021, х., м.) ведет ко временам древней мифологии. 
Греция, Рим, история человечества… Но автор помещает своего героя в антураж близкий, знакомый, узнаваемый. Ангелоподобный юноша столь современен в прочтении автора! Рванувшись к Солнцу, герой разбивается о стекла питерского здания, повисая над пространством «колодца» (закрытого стенами зданий пространства двора). Крылья еще распахнуты, тело сохраняет энергию полета, но… Великолепное прочтение идеи и мастерское воплощение! Блестящая живопись в канонах академизма и современного стиля реализма!
В галерее скульптурных образов выделяется «Эскиз для памятника Л. Н. Толстого», (2020. гипс). Екатерины Пильниковой.
Есть живой нерв и чувство формы в этом камерном портрете.
Блестяще решена композиция «Стивен Хокинг», 2020, гипс.
Облик и существо героя Татьяна Кунчерина запечатлела с мастерством опытного ваятеля.
В этой обширной экспозиции заинтересовал холст Лу АньЛун «Перед выходом» (2023, х., м.). Облик главного героя в гриме полон целой гаммы чувств: тревога, сомнение, страх, волнение… Но преобладает характер, сила воли. А потому герой останавливает взгляд сразу. Академически выверенная композиция, свободная живопись, точное соотношение частей и целого создают эффект ожидания. И драматизм грядущего действа.
Среди множества работ живописцев реализма выделяется картина Марии Бушмакиной «Переход», (2021, х., м.). Столько в ней свежего дыхания современности! Сюжет ординарен. По пешеходной полосе теплым днем сплошным потоком движутся люди, спеша, одним сплоченным строем. Динамика движения обычного дня в городе столь очевидна! По нарастающей! Почти строевым шагом! Но нет! Автор этот строевой стиль взрывает простым приемом: среди множества фигур она вдруг помещает юную героиню в сияющей светлой шапке волос и небесно голубом платье. Почти в центре композиции – это существо создает такой всплеск живых эмоций, что вся картина обращается в праздник!
Но вот перед нами совсем особенный автор, достойный внимания и пристального интереса. Речь – о Екатерине Брылевой и ее триптихе «Отражение», (2018, х., м.). Обращаясь к золотому веку русского искусства – эпохе ренессанса рубежа XIX-XX веков, автор избрала трех героев этого времени. «Русским импрессионизмом» назовут живопись этого периода лишь в XXI веке. А эпоха Дягилевских антреприз, театральных сезонов принесла мировую славу России. Это – творческое содружество гениальных композиторов, музыкантов, художников, танцоров балета стало квинтэссенцией лучшего в искусстве Отечества конца XIX – начала XX веков. Именно из этой плеяды Екатерина Брылева выбрала трех своих героев: живописцев Валентина Серова и Михаила Врубеля, и певца Федора Шаляпина. Легендарные личности!
Художница каждого из героев показывает в едином стиле композиции: сидящим перед или за рамой огромного зеркала, с непременным символом творчества, известным полотном или скульптурой. Так, Валентин Серов, молодой и серьезный, показан за столом, где лежат яблоки и персики, а за спиной в зеркале отражается летний полдень с узнаваемым сюжетом «Девочки с персиками» нашего героя. Атрибуты мастерской показаны Е. Брылевой с вниманием и реализмом к деталям: и подрамник перед сидящим с палитрой живописцем, и край изразцовой печи за его спиной, и кресло у стены, и белизна скатерти на столе, залитом солнечным светом и бликами, живо отражая атмосферу молодости и душевного подъема сосредоточенного перед холстом художника.
Совсем иначе решен образ Михаила Врубеля, отраженного огромным зеркалом при свете оплывшей свечи, как в зазеркалье. Но жест руки, наносящей на этюдник быстрый рисунок, отражен с той силой впечатления, что сосредоточенное выражение лица и всей фигуры в смокинге не воспринимается игрой воображения: перед нами реально возник Михаил Врубель, отстраненно глядящий в пространство перед собой. А на переднем плане, прямо перед ним – большой эскиз, голова Демона – извечной темы художника, занимавшегося и графикой, и скульптурой, помимо монументальной и станковой живописи, составившей впоследствии славу Отечества. Контраст яркого дня в чуть закрытом тяжелой портьерой окне создает эффект присутствия в этом блестящем портрете автора, героя и времени.
Композиция с Федором Шаляпиным, выдающимся басом русской сцены, покорившим талантом актерского мастерства и бесподобного голоса, словно «опускает» зрителя! Почти обиходная, без сцены, фанфар и антуража фигура простого белокурого мужчины, сидящего в профиль перед зеркалом, отражена бледным лицом в гриме Мефистофеля. Вот оно, зеркальное отражение одного из лучших образов Шаляпина к опере европейской классики. Лучшего своего Мефистофеля спел Федор Шаляпин еще совсем молодым, в частной Мамонтовской опере, ставшей квинтэссенцией театрального русского искусства в Москве. Эта подчеркнутая простота облика обманчива: жест руки, легко касающейся подбородка, сосредоточенный взгляд строгого лица, яркая белизна сорочки, блеклый отсвет на афише с именем певца и мелочи окружающего антуража: Вещи в стенном шкафу, на полу с пестрым ковром – все дополняет характеристику актера – певца наедине с собой и своим творчеством.
Великолепная трактовка и подача образов такого масштаба молодым автором Е. Брылевой предполагает огромный потенциал ее искусства. Блестяще прочитан характер и сущность творческого гения героев. Замечательна живопись – «негромкая», выверенная, легкая по звучанию. Поистине, Екатерина Брылева – талантливый художник!
В галерее скульптур особо выделяется «Невеста» (2017, гипс) Жанны Нугербековой.
В экспозиции выставки она столь неординарно и ярко воспринимается – ничего подобного на сегодня нет ни в питерских, ни в казахстанских анналах ваяния и пластики! Этнический мотив – старинное одеяние казахской нареченной – ничуть не скрывает суперсовременную сущность модели. Ее облачение – длинное легкое облегающее платье, ниспадающее к ногам мягкими складками, гордая головка с коронообразным головным убором – кимешек, изящный, полный достоинства наклон головы и шаг стройной длинной ножки, стремясь перейти грань пространства – ступени, преграды, помехи – исполнены такой уверенности в себе, изысканности и грации, что за хрупким естеством угадывается независимость и сильный характер героини. Такими и пришли в мир героини гор и степей – казашки. Женственность и сила – сочетание довольно сложное. Но в этом – прелесть и обаяние «Невесты», созданной одаренным юным автором, Жанной Нугербековой.
Безусловно, о каждой из представленных на выставке работ говорить невозможно. Но есть огромная сила обаяния и профессионального уровня в этом конгломерате творческих личностей.
Бесспорно, одно. Школа Академии художеств Санкт-Петербурга, показанная на этой выставке – великолепная возможность вновь убедиться и профессионалам, и зрителям в главном, волшебном свойстве творчества – дарить счастье.
Больше века минуло со дня, когда Александр Блок произнес магические слова:
«Сотри случайные черты
 И ты увидишь – мир прекрасен!»
Разве не нам, сегодняшним, они обращены из века и города на Неве? Вернее, ко всему человечеству, верующему в Добро и Красоту. 
А выставка – корабль с алыми парусами, устремленными в Будущее, в Завтра. Поистине, творчество молодых – всегда побеждает! Потому что покоряет не разум, не рассудок, но сердце и души. И в этом – залог грядущих радостей!

102 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми