• Общество
  • 20 Сентября, 2023

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕНГЕ: НАСТАВНИК НУРСЕИТ

Жетписбай БЕКБОЛАТУЛЫ,
почетный работник образования РК

 

Когда великий Абай в «Словах назидания» утверждал, что без образования и науки «нет благ», полагаю, что он имел в виду и экономические блага, которые являются плодом трудовой деятельности человека. Человечество из века в век переносило мечту о времени, по образному выражению философа Фрэнсиса Бэкона, когда знание «превратится в силу». И вот со второй половины ХХ века мы стали свидетелями реализации этих чаяний: многие страны перешли на новый – постиндустриальный этап социально-экономического развития, в котором знания приобрели качественно иное значение – зародилась knowledge economy, то есть экономика знаний. 

В условиях этой стадии прогресса происходит, как говорят экономисты, изменение структуры национального богатства государств в сторону увеличения доли таких нематериальных составляющих, как общего уровня образования населения, количества и качества научных открытий. Наша страна не осталась в стороне от общемировых тенденций. В Послании Главы государства ­Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» образование отмечено в качестве одной из точек роста экономики (/https://akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva). Представленные Президентом инициативы масштабны и являются логическим продолжением начатых реформ, цель которых – построение сильного и процветающего государства.
Исследователи отмечают, что состояние экономики служит «лакмусовой бумажкой» уровня развития образования в различные периоды. Приоритетность развития образования подтверждена не только теоретически, но и реальным опытом многих стран, в том числе и Казахстана. На сегодняшний день в развитых странах большую часть прироста ВВП связывают с прогрессивными знаниями. Эту динамику объясняют тем, что к концу XX века в ведущих странах мира более половины экономически активного населения было занято не физическим, а умственным трудом. Опыт ведущих стран мира доказывает обоснованность ставки на экономику знаний, на приоритетное развитие образования. Передовые государства, создав высокоэффективную образовательную систему, вместе с другими достижениями, продолжают доминировать в цивилизационном развитии, несмотря на незначительное количество собственных природных ресурсов. Такой политики придерживаются Южная Корея, Китай, Малайзия, Индонезия и др. 
В 60–70-е годы XX века проблемы образования стали рассматриваться в рамках новой отрасли экономической науки – экономики образования. Среди главных проблем исследования было совершенствование методологии и методов планирования системы образования; сбалансированность планов подготовки и распределения специалистов, обоснование соотношения между направлениями и формами образования; определение общественно необходимых затрат на образование и др. Образование становится приоритетной отраслью, так как является не только истоком, но и живительной движущей силой всех сфер экономики и общественной жизни. Роль интеллектуального потенциала как главного гаранта устойчивого социально-экономического развития возрастает по мере становления информационного общества с доминирующей ролью экономики знаний, и об этом свидетельствует отечественный и зарубежный опыт (/https://vseup.ru/researches/124/).

Четыре столпа экономики образования РК: Асанбаев, Шаяхметов, Сагадиев, Нурсеит


Ключевым, если не судьбоносным, моментом в жизни постсоветского социума стал переход от тоталитаризма к демократии, от плановой экономики – к рыночным отношениям. Как отмечает в своем аналитическом докладе Международный банк реконструкции и развития, с 1989 года, после начала распада Советского Союза, во многих странах Европы и Центральной Азии происходили беспрецедентные политические, экономические и социальные перемены, и этот период нередко называют переходным. Переход к рыночной экономике был связан с огромными трудностями, такими, как серьезные диспропорции в экономике, распад торговых связей, полное отсутствие рыночных институтов. Как и ожидалось, в начале переходного периода отмечалось резкое сокращение валового внутреннего продукта (ВВП). 
В странах Центральной и Восточной Европы экономический спад переходного периода был сравнительно незначительным и непродолжительным, ВВП снизился в среднем менее чем на 15 процентов, а доходы на душу населения во многих странах достигли прежнего уровня еще до конца десятилетия. Однако в бывшем Советском Союзе (далее именуемом Содружество Независимых Государств – СНГ) спад в экономике оказался гораздо более глубоким, чем ожидалось. ВВП упал в среднем более чем на 40 процентов, и несмотря на то что в последние годы темпы роста значительно выросли, ни одной стране СНГ пока не удалось восстановить уровень ВВП на душу населения, который она имела до переходного периода. Во многих странах СНГ масштабы бедности существенно превысили прогнозировавшиеся показатели на фоне роста неравенства. Преобразование экономики, которая находилась в собственности и под контролем государства, в рыночную экономику, ориентированную на частный сектор, составляло главную цель переходного периода. Для этого необходимо было установить рыночную дисциплину на государственных предприятиях, приватизировать государственные активы и стимулировать создание новых частных предприятий (/www.worldbank.org).
Реформирование экономических отношений, существенное преобразование структуры, принципов деятельности требовала в свою очередь кардинального изменения философии подготовки кадров для новой экономики. Из-за тотальной нехватки денежных средств государство не могло в должной мере обеспечить потребности вузов в подготовке кадров, оно проводило политику сокращения финансирования сферы образования, полностью утратило статус заказчика и распределителя специалистов после окончания вуза. Вузы и выпускники были предоставлены самим себе. 
Рыночные реформы осуществлялись в условиях глубокого экономического кризиса, спада производства и гиперинфляции, последовавших за коллапсом советской хозяйственной модели. Однако благодаря самоотверженной работе команды высокообразованных реформаторов во главе с доктором экономических наук, вице-президентом страны Ериком Магзумовичем Асанбаевым удалось не только преодолеть эти трудности, но и осуществить самое главное – сформировать необходимые условия для свободного развития предпринимательства и бизнеса. Массовая приватизация, внедрение института частной собственности обеспечили эффективное управление предприятиями и способствовали созданию полноценных механизмов рыночной экономики в Казахстане. Введение в 1993 году национальной валюты – тенге позволило стабилизировать финансовую систему и приступить к проведению независимой кредитно-денежной политики. Именно в этот период был заложен фундамент экономики образования независимой страны. Была разработана методология реформирования системы высшей школы, приведения ее в соответствие с новыми требованиями рыночной экономики, обоснована стратегия модернизации образования для достижения современного качества, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям в стране и мире. Были созданы механизмы внедрения в массовую практику элементов новых управленческих подходов, определены общественно необходимые затраты на образование, и так далее. Развитие рынка экономического образования предполагало открытие бизнес-школ западного образца, которое обеспечивало бы формирование собственной системы подготовки и переподготовки топ-менеджеров высокого класса. Первым вузом такого уровня стал Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП).
Становление экономики образования в Казахстане как социального института и отрасли науки связано с именами государственных и общественных деятелей, видных ученых, профессоров Ерика Асанбаева, Шайсултана Шаяхметова, Кенжегали Сагадиева, Айткали Нурсеита. В народе их называют «четырьмя столпами экономики образования». Со своей стороны добавлю к этому почетному перечню докторов экономических наук, профессоров Сагандыка Сатубалдина и Габдыгапара Сейткасимова, которые также руководили вузами в 90-е и внесли весомый вклад в экономическое образование. Казахи говорят, что «трава растет там, где благодатная почва» («шөп екеш шөп те шыққан жеріне өседі»). Все они являются воспитанниками научных школ Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Уроженцы Костанайской области, которая взрастила и подарила миру немало великих просветителей, ученых, поэтов, писателей и художников, они продолжили дело Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынулы и Миржакыпа Дулатова. 
Первый и единственный вице-президент РК Ерик Асанбаев стоял у истоков независимости Казахстана. Как пишет бывший руководитель Национального союза «Атамекен» Ержан Досмухамедов, «основополагающая Стратегия становления и развития суверенного Казахстана была разработана по инициативе и под непосредственным руководством Ерика Магзумовича. Именно этот документ включал фундаментальные концепции, направленные на формирование подлинной демократии и рыночной экономики независимого Казахстана... Переход казахстанской системы на ученые степени «магистр» и «доктор философии» с тем, чтобы молодежь независимого Казахстана быстрее интегрировалась в передовую западную науку и систему образования – состоялся только благодаря поддержке Е. Асанбаева. Казахстан стал первой страной в бывшем СССР, перешедшей от советской системы ученых степеней к западной». Известно также, что Е. Асанбаев является инициатором создания в 1992 году КИМЭП, он был председателем Совета директоров этого вуза. 
С целью формирования правовой основы системы образования суверенного Казахстана были приняты законы «Об образовании» в 1992 году, «О высшем образовании» в 1993 году. Обобщая общественно-политическую и государственную деятельность зачинателя этих нормативно-правовых актов профессора Шайсултана Шаяхметова, работавшего министром народного образования в первые годы независимости, журналист Асель Мусина в статье «Первопроходец и новатор», опубликованной 7 января 2014 года в газете «Казахстанская правда» пишет, что «нельзя не заметить достигнутого за годы независимости прогресса в сфере образования, и в этих достижениях – несомненная заслуга Шайсултана Шаяхметова, которого с полной ответственностью можно назвать талантливым кризис-менеджером переходного периода». В 1990 году, формулируя стратегию реформирования образовательной системы в Казахстане, Ш. Шаяхметов выделил три аспекта: укрепление учебно-материальной базы, обновление содержания образования и совершенствование педагогического корпуса. Именно при министре Шайсултане Шаяхметове начался процесс закладки новой нормативно-правовой базы образования. Журналист приводит мнение академика К. Сагадиева. «Будучи министром нового времени, он не мог не изменять правила и концептуальные основы, действовавшие в советский период. Рабочая группа разрабатывала законопроект под руководством министра. И получился добротный первый закон об образовании. Значительным его достижением стало предоставление большей самостоятельности учебным заведениям в подборе предметов, разработке учебных программ. Также Шайсултан Шаяхметович в законе ставил очень много вопросов о предоставлении преференций для тех, кто занимается высшим, профессионально-техническим и средним образованием... Только сейчас к нам пришло понимание, что человеческий капитал – это основной фундаментальный ресурс, который будет двигать вперед и экономику, и общество. Шайсултан Шаяхметов понимал это с самого начала. 18 января 1992 года вступил в силу первый Закон РК «Об образовании».
Академика НАН РК, доктора экономических наук, профессора Кенжегали Абеновича Сагадиева республиканская газета «Казахстанская правда» в номере от 20 февраля 2023 года охарактеризует как «выдающегося реформатора высшего образования и науки, человека, глубоко понимавшего важность теоретических знаний и значимость прорывных исследований»... Занимая должность ректора Целиноградского сельскохозяйственного института, Кенжегали Сагадиев полностью преобразовал и модернизировал учебный процесс, ориентируясь на западные стандарты образования. Ему принадлежит не просто идея внедрения модульной системы в институте, но есть здесь и большая любовь к науке, которая становится смыслом жизни, приводит к возведению ее на первое место. Академик одним из первых в стране интегрировал обучение с наукой и производством.
Начало независимости Казахстана открыло новые горизонты для деятельности. На посту ректора Казахской академии управления с 1992 года Кенжегали Сагадиев делает упор на рост и развитие учебной и научной сферы высшего учебного заведения, но прежде всего на человеческие ресурсы; значительно увеличена заработная плата сотрудников, упразднены рутинные структуры образования. Благодаря эффективному планированию и правильному распределению ресурсов открыты новые кафедры и институты, разработаны инновационные учебные планы. Именно Кенжегали Сагадиеву принадлежит идея внедрения рейтингово-тестовой системы обучения, которая сейчас заняла свое правильное место в учебном процессе. 
Кенжегали Сагадиев возглавлял пять крупнейших учебных заведений в стране. В деятельности каждого из них он оставил уникальный след, усовершенствовав то, что нуждалось в развитии, проявляя огромную инициативу в создании того, что в отечественной практике образовательной системы никто не делал. 
Академик Национальной академии Высшей школы, доктор экономических наук, профессор Айткали Шокалиулы Нурсеит добился замечательных достижений в организации бизнес-образования. Автор многих научных трудов по экономике образования, он может с веским основанием сказать, как и великий физик и математик Исаак Ньютон: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».
 
 

«С именем этого человека связана эпоха перехода РК к рыночной экономике»


Так начинается статья журналиста газеты «МК в Казахстане» Эльмиры Алимбаевой о научной и общественной деятельности академика, ректора Евразийского института рынка (ЕвразИР) Айткали Шокалиулы Нурсеита. «Он стал основателем и ректором Института рынка, фактически создал новую школу экономистов-практиков, способных решать самые сложные задачи на этапе технологической и социальной модернизации общества... Высокий профессионализм, честность, трудолюбие и креативность вывели его в ряды выдающихся интеллектуалов и лидеров системы высшего образования Казахстана новой эпохи... В этом человеке удивительным образом сочетаются самые разные достоинства: твердость характера с житейском мудростью, инновационные подходы в принятии решений с умением найти подход к каждому, высокая требовательность и организованность с доброжелательностью и теплотой», – подытоживает свою статью автор (/https://mk-kz.kz/articles/2018/03/14/). 
Жизненный путь академика Айткали Нурсеита поучительный и познавательный. Айткали Шокалиулы родился в многодетной казахской сельской семье под Челябинском, происходящем от казахского слова «селебе» – вид густой травы со светлым пушистым стеблем. Подобно Оренбургской или Омской областям, Челябинская область прежде относилась к территории казахского народа, как часть Великой степи. Верховья реки Урал заселял род Тулегена. Легенда о нем и Кыз-Жибек в основе одноименного фильма известна всем. В общении с ними находились роды «жаппас» и «кыпшак», а от них произошли соответственно отец и мать. Отлично окончил 8 класс Карабалыкской средней школы в Костанайской области. Он на всю жизнь запомнил установку отца – учиться быть толковым, а по нынешнему – успешным или эффективным специалистом. Наставления великих мыслителей – Абая – «увидишь ученого, стремись стать похожим», и Пушкина – «был великий эконом, умел судить о том, о сем, как государство богатеет и не надо золота ему, когда простой продукт имеет», заставляли задуматься о жизни. Поскольку хорошо усвоил все азы крестьянского хозяйства трудных военных и послевоенных лет, счел полезным следовать разумному совету отца стать зоотехником, чтобы всегда иметь молоко, мясо и шерсть, в обмен на которые можно получить необходимое для питания и жизни или бухгалтером-экономистом, знающим цену доходам и расходам, что важно в любом деле. Выдержав конкурс по 15 человек на место, поступил в торгово-экономическое отделение Карталинского железнодорожного техникума Министерства путей сообщения СССР и мог ежегодно бесплатно ездить по всей необъятной стране. На практике и на соревнованиях в Челябинске, Барнауле, Уфе и Москве побыл в ряде вузов, жил с их студентами. С дипломом выпускника-отличника в 1957 году выбрал для учебы Казахский государственный университет им. С. М. Кирова (ныне КазНУ им. аль-Фараби). После 2-го курса направляли в Шанхайский экономический институт, но отложили с обострением в те годы отношений между СССР и КНР. За отличную учебу и активную общественную работу по представлению ректората КазГУ стал именным, сначала Кировским, затем – Сталинским, и на выпускном курсе – Ленинским стипендиатом. Его впечатляли беседы с каждым из зачисляемых студентов членов приемной комиссии КазГУ – светил науки, в том числе ректора, академика Т. Б. Дарканбаева, бывшего главы Госплана, «строгого, но доброго шефа», декана экономфака, завкафедрой планирования народного хозяйства и экономики материально-технического снабжения, профессора Т. Ш. Шаукенбаева; диалоги на экзаменах «с глазу на глаз» профессоров ­И. М. Бровера, С. А. Нейштадт, Т. Т. Тулебаева, М. Е. Бутина, М. М. Розманова, молодых преподавателей Я. А. Аубакирова, Д. К. Кабдиева, К. О. Окаева, К. А. Сагадиева, С. С. Сатубалдина; пожелания студентам выдающихся деятелей М. О. Ауэзова, Ж. А. Ташенова, Б. Момыш-улы. Как и сокурсники из студентов-биологов М. Айтхожин, филологов – А. Кекильбаев, М. Магауин и некоторые другие, участвовал на Межвузовских научно-студенческих конференциях в Алматы, Ашхабаде и Самарканде.
Ленинским стипендиатом окончив ­КазГУ в 1962 году, был оставлен преподавателем и переведен в новый Алматинский институт народного хозяйства – АИНХ в 1963 году, включен к разработке проблем снабжения строек Караганды, Темиртау, Жезказгана, Балхаша. Первые научные статьи публиковал уже с 1963 года, книгу в соавторстве – в 1965 году, а ряд его предложений использованы при подготовке Постановления Правительства СССР. Ректор АИНХ А. И. Белов поддерживал одаренную молодежь, а средства были скудны. По его просьбе на общественных началах возглавлял Научно-исследовательскую экономическую лабораторию АИНХ, вел подготовку и издание научных трудов преподавателей, организовывал межвузовские конференции и семинары. Среди выросших отсюда молодых докторов наук ректорами вузов стали 5, а один из них – А. Ш. Нурсеит. В знаменитой московской «Плехановке» в 1968 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Из руководимой проректором АИНХ К. А. Сагадиевым кафедре экономики маттехснабжения выступление доцента А. Ш. Нурсеит, по социально-экономическому содержанию отношений собственности на Всесоюзной научной конференции в МГУ им. М. В. Ломоносова опубликовано в отраслевой печати. В 1976–1977 годы, проходя стажировку в чехословацких вузах Праги, Брно, Братиславы, он выступал на международной конференции и опубликовал статью. По заданию Посольства СССР провел свыше 50 лекций и вернулся с Почетным знаком «За заслуженную работу». Докторскую диссертацию А. Ш. Нурсеит защитил в 1985 году в Ленинградском финансово-экономическом институте (ныне Санкт-Петербургский госуниверситет экономики и финансов). В исследовании впервые раскрыл по всеобщему закону присвоения теорию, опыт и проблемы планомерной организации обращения средств производства на основе движущейся собственности с использованием товарно-денежных отношений по их оптовой купле-продаже для снабжения капитального строительства в экономике Казахстана того периода. 
В свете указаний Президента РК об обеспечении перехода страны к рынку современными кадрами управления, по заданию ректора Казахского государственного экономического университета (КазГЭУ, бывший АИНХ), выдающегося ученого-организатора К. А. Сагадиева, знакомого с работой вузов США, Англии и иных развитых стран, проректор университета А. Ш. Нурсеит на основе опыта Геттингенского в Германии и Киевского ГЭУ в Украине, где был в 1992 году, внес предложения об утверждении новой номенклатуры экономических специальностей по менеджменту, маркетингу, макро- и микроэкономике, финансово-банковской и внешнеэкономической деятельности, экономико-математическим методам и изменении в соответствии с ними содержания учебных планов. Также им были даны рекомендации по организации Институтов международного бизнеса и рыночной экономики, налаживанию сотрудничества с лучшими зарубежными вузами. Все это творчески воплощено в КазГЭУ, начиная с его преобразования в КазГосАкадемию Управления (КазГАУ), качественно обновлены госстандарты, учебные планы и программы подготовки экономистов, разработаны новые учебные пособия и учебно-­методические комплексы, начата стажировка профессорско-преподавательского состава в университетах США, стран ЕС. И, самое важное, проректор А. Ш. Нурсеит создал при КазГАУ Институт Рынка. С изменением законодательства РК и требованием отделения от госвузов коммерческих структур он превратил этот вуз в первое на корпоративном управлении Акционерное общество – «Евразийский Институт Рынка» (ЕврАзИР). Руководимый профессором ­А. Ш. Нур­сеит ­ЕврАзИР за прошедшие годы дал стране 5270 специалистов, бакалавров и магистров, востребованных работодателями. Многие выдвинуты топ-менеджерами в бизнесе и госорганах РК /https://viplisting.biz/ru/lichnosti/127-obrazovanie-i-nauka/.
За вклад в развитие науки образования республики академик А. Ш. Нурсеит удостоен почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері», медали к 10-летнему юбилею РК, лауреата высшей премии «Платиновый Тарлан», золотой медали и звания «Человек года» (США), серебряной медали Международного Биографического Центра (МБЦ, Кембридж, Великобритания). Интересно, что один из его прадедов – Отетлеу би и батыр имел высокое почетное звание «Тархан», а их по Казахстану лишь семь за всю историю! Айткали Шокалиулы – член «Международного ордена заслуг» (Кембридж), «Клуба ректоров Европы» (Оксфорд), редколлегии газеты «Экономика», журналов «АльПари» и «Директор колледжа».
Заслуживает внимания его интервью изданию «Капитал.kz» о проблемах качества подготовки и конкурентоспособности кадров с высшим профессиональным образованием, магистров, кандидатов и докторов наук. Предлагаю краткий текст этой беседы. «На мой взгляд, отечественное образование станет конкурентным в ближайшие 5–10 лет. Положительные тенденции в этом направлении наблюдаются и сегодня. Так, из одаренных учащихся средних школ ежегодно выходят десятки победителей на международных предметных олимпиадах. А в колледжах и вузах учатся достаточно талантливые студенты, показывающие знания, умения и навыки на уровне передовых сверстников из зарубежных стран... Для улучшения качества подготовки и усиления конкурентоспособности выпускников в вузах важно оптимизировать контингент студентов, а вместе с тем и сеть вузов, где они обучаются. Другими словами, в интересах подготовки конкурентоспособных кадров обществу полезны вузы, выпускники которых востребованы как в РК, так и за рубежом. Если по пути оптимизации сократить обучающихся на платных отделениях госвузов с сегодняшних 75–80% до 30 или 50%, то можно резко усилить их ориентацию на качество обучения, устранить перенабор студентов, чрезмерную перегрузку профессорско-преподавательского состава, мест в библиотеках, читальных залах, дефицит аудиторий, компьютеров и доступа в интернет... От улучшения набора студентов во многом зависит повышение качества подготовки из них конкурентоспособных специалистов для успешного решения проблем ускоренного формирования в Казахстане экономики инновационного типа. Гослицензирование, аттестацию и аккредитацию вузов следует повернуть от бумаготворчества к выявлению и распространению нового и передового опыта. Передовые государственные вузы следует обеспечить всем необходимым за счет госбюджета РК. Тогда у них будут условия для прорывов в фундаментально-прикладных исследованиях, для качественной подготовки бакалавров, магистров и докторов наук в сферах экономики, техники, образования и культуры, для разработки и реализации проектов в области био- и нано-, инновационных, информационных и иных технологий» (/https://kapital.kz/archive/12915/myl-nyye-puzyri-obrazovaniya.html).
Айткали Шокалиулы в своих основополагающих статьях разных лет, как «Проблемы кадрового обеспечения развития рыночной экономики», «Высшее экономическое образование в условиях глобализации», «Истоки создания и эффективные формы развития ЕИнАЭУ», «Евразийская инновационная академия экономики и управления» и др., дал путевку в жизнь новой отрасли экономических исследований – экономики образования в Казахстане. 
Для меня Айткали Шокалиулы – наставник. Я прошел большую жизненную школу под его руководством, начиная от слушателя Института Рынка и до аспиранта. После защиты диссертации я не порывал связи с учителем, в рамках республиканской газеты «Экономика», где мне так же, как и ему, пришлось быть членом редакционной коллегии и вместе с единомышленниками участвовать в творческой деятельности издания. Я видел весьма уважительное отношение и журналистов, и экономистов к Айткали Шокалиулы. К его слову как признанного лидера экономики образования на заседаниях редколлегии всегда прислушивались и принимали во внимание при вынесении решения по тому или иному вопросу.
При всей своей многосторонней деятельности главное внимание он, как ученый, уделял исследовательской работе, которая также включала вопросы менеджмента и маркетинга образования, истории казахстанской экономической науки. Обобщением его трудов, число которых превысило три сотни, явились монографии и капитальные учебники. Его большой стол в кабинете всегда был завален стопками бумаг и материалов. Складывалось впечатление, что он, как ученый и публицист, ни дня не проводил без строчки. 
Сегодня, когда на первый план вышел вопрос о необходимости опережающего развития и своевременного реформирования системы образования, жизненные и профессиональные знания наставника целой плеяды руководителей высшей школы Айткали Шокалиулы как никогда востребованы. Огромный опыт видного представителя ректорского корпуса, если перефразировать классика, был результатом, как нам кажется, больших достижений и «ошибок трудных». Так как адаптация образовательного пространства Казахстана к условиям постиндустриального общества на этапе перехода к цифровой экономике, опора на этот уникальный опыт, его приспособление к современным реалиям рассматриваются нами как условия обеспечения высокого уровня инновационного и технологического развития, производственной эффективности, конкурентоспособности и экономического роста. 
 

3000 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми